В 1964 году Хрущева сняли, и это событие означало конец эпохи культурной либерализации. «Оттепель» закончилась. «Пражская весна» была подавлена советскими войсками в августе 1968 года, культурный климат с тех пор стал более консервативным.
Конец 1950-х годов показал новый поворот в постоянной диалектике советской культуры, что-то вроде реакции 1930-х против ценностей «машин» в пользу «садов».
Своеобразной реакцией на это почти во всех романах конца 1950-х — начала 1960-х (и «либеральных», и «отягощенных грузом прошлого») стало возвращение к садам и бурям романтизма конца 1930-х. Многие из этих произведений почти в точности воспроизводили свойственную 1930-м смесь из полетов, борьбы и стихии как важнейших составляющих аллегорической саги о поисках советского человека.
Публичная стирка сталинского грязного белья, известная под названием десталинизации, набрала пик к 1962 году. Десятилетие было отмечено тремя высшими точками в развитии десталинизации. Каждая из них была связана с недавним партийным постановлением о необходимости отхода от Сталинских норм. Первая приходится на 1954 год и вызвана сентябрьским пленумом 1953 года, вторая — на 1956-й и связана с «закрытым» докладом на XX съезде, третья и последняя — на 1962-й как отголосок XXII съезда партии.
Очень увлеклась я этой темой, и решила продолжить. Теперь о развитии-искажении-преобразовании основной фабулы. Хотя и конспективно, интересно всякие моменты мелкие отслеживать, целостный пазл складывать, гештальт завершенный. Потерпите))).
Так вот, в это время, кроме ревностного сохранения ключевых символов соцреализма, писатели стремились как никогда ранее к сохранению чистоты «истории». Стараясь доказать свою верность как «летописцев», они подчеркивали свое почтение к основополагающей фабуле. Большинство обычных функциональных элементов ее не просто присутствуют, но усиливаются в романах этого периода. Например, в романе обычно бывает не один наставник, а много. То есть роман 1940-х относится к роману 1930-х, как барокко к классицизму))). Функции теряют свою логику и идеологическую цель, превращаясь в своего рода украшения.
Все разговоры о социалистическом реализме в теории попробую проиллюстрировать шуточным практическим приложением.
Как известно, Пропп разработал структурные основания народной традиционной сказки - и с тех пор ни одна сказка не может сойти с этого фундамента. Осмелюсь утверждать, что такой фундамент есть и у социалистического реализма в литературе. Тоже пропповский. Скажу, почему стало возможным применять сказочную структуру - романы, повести и сценарии социалистического реализма наполнены стремлением вернуть "лучшие образцы" прошлого в отношениях, апеллируют к вечным ценностям и как бы ни пытались навесить на них ярлык продажности - они все против денег, богатства, накопления и спекуляций. Это часть и идеологии, и - сказки одновременно.
Из-за этого яркого солнца ничего толком не разглядишь, глаза слепит. Оно не может растопить снег, и от бессилия беспорядочно кидается охапками лучей то сюда, то туда, и не поймешь - светит оно, греет или просто хулиганит.
То, что называлось народностью, было похоже на массовость.
В первую очередь, выучившемуся "Шарикову" должно быть - понятно. Идеологический расчет был прост: простота и доступность искусства создавали ощущение, что светлая и прекрасная жизнь рядом, что она вот-вот - и уже почти существует в действительности . Метод соцреализма снимал противоречия материального и духовного, действительного и идеального. Манипулируя сознанием людей, идеологи "социалистического реализма" сумели сделать так, что простое, обыденное, понятное стало казаться художественным.
Всякий общественный класс, всякая значительная социальная группа имеют свои особые экономические и политические интересы, свои духовные ценности. «... Ни один живой человек не может не становиться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчиться его неудачами, не может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу, на тех, кто мешает его развитию распространением отсталых воззрений...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 547—48).
Ну, то есть партийность сама по себе - о том, что в мире не всё диалектически-градиентно, и наступает время - когда приходиться выбирать, "ты за красных или за зелёных")))
Прошло уже некоторое время, кое-что улеглось, осело и отфильтровалось, не всё конечно, но всё же.
Уже вовсю работают эмпирические обобщения, разбирают советские романы, фильмы и стихи... Почему бы не попробовать систематизировать все это.
Литературный процесс есть отображение действительных процессов. Социалистический реализм начинается с блоковской поэмы "Двенадцать", со стихов Маяковского и романа Максима Горького "Мать". А дальше - техноромантизм, культ точных наук, культ сильного и здорового человека, и главное - в искусстве начинает звучать идея: человек должен отдавать себя людям, эгоистическая замкнутость лишает жизнь смысла, превращает ее в абсурд. Выдвижение и утверждение этой идеи — заслуга искусства социалистического реализма. Жертвенность. По сути, христианская этика. Поначалу герои напоминали христианских мучеников. Выработалась художественная концепция: личность социально активна и включена в творение истории... иногда насильно.
Сегодня с утра вспомнилось мне "Двенадцать" блоковское. "Чик, и вот уже идут".)))
И у меня впервые получилось напеть это под предполагавшийся "блатной" мотивчик. Типа
"Алёша, ша! Возьми-ка на полтона ниже!
Брось арапа заправлять!
И не подсаживайся ближе,
Брось Одессу-маму вспоминать!")))
Шансонье и поэт М. Н. Савояров был хорошим приятелем и собутыльником Блока, Блок десятки раз бывал на его концертах.
Савояровский мотивчик подправил содержание, и так органично. С такой эксцентричной интонацией эту поэму и надо читать? Конечно, я знала, что написано под влиянием Савоярова - широко известного эксцентрика питерского. Но не пыталась даже так прочесть, как то стереотипно в голове не укладывалось. А вот, однако. Получилось. Взадумчивости теперь. Раньше, кроме архетипического страха эта поэма ничего не вызывала.
Поискала в инете и обнаружилось, что в марте 1918 года, когда его жена, Любовь Дмитриевна готовилась читать вслух поэму «Двенадцать» на вечерах и концертах, Блок специально водил её на савояровские концерты, чтобы показать, каким образом и с какой интонацией следует читать эти стихи.
Фобия у меня. Боюсь я выборов. Как только я себе в этом призналась - стало легче.
Следующий этап - по пунтикам разложить. Так, выберут Путина. А эти все что ходили с кольцами белыми да на Болотной - так и утихомирятся? И Пугачева-Стеньки Разина не найдется? А побегать-пострелять?
Не всё мозгами понимаю, но чувствую кожей, что напряженность высокая.. и чуть что - взорвется...
А если не Путина? Ох, а кто это разберет? Уверена, что и из вас никто не знает ничего, и никогда не узнает, наверное.
А выбирать - надо.
А почему я должна знать - кого? Сравнивать предвыборные программы? Я не из тех домохозяек, что рвутся к управлению государством. А кого спросить?
Очень осторожно и очень внимательно смотрю старые фильмы. Фильм "Я служу на границе" - обычный, рядовой советский фильм, в котором ничего особенного не происходит.