Потоп |
Произведение менталитетное очень, особенно сейчас. Можно даже сказать, что кто не читал "Потопа" - в нынешних событиях на Украине ничего не понимает. А между тем, с тех пор ничего не изменилось.
Очень люблю Сенкевича, такой смеси истории, достоверности, романтизма и патриотизма больше нет ни у кого. И, как оказалось, и сегодня он остается злободневным.
Украина... страны ведь такой никогда не было, кто такие украинцы - Бог весть, а все навороты и прибамбасы их сегодняшние - это просто остатки Речи Посполитой, окраиной которой и были долгое время западные украинские земли. По существу - ополяченные, а потом ставшие Мало-россией. О поляках у нас говорится мало, потому есть некоторый пробел. Вот, предлагаю прочитать-перечитать все же хотя бы "Потоп".. Произведение это актуально и для нас сегодняшних. У Сенкевича там проявляется то, что стало абсолютным дефицитом к концу прошлого века, а сейчас вовсе превратилось в понятие сугубо литературное. Я имею в виду достоинство, честь.
Действие происходит в 17 веке, возвратившийся с очередной войны оршанский хорунжий Анджей Кмициц приезжает в усадьбу Биллевичей, чтобы выполнить волю его покойного покровителя и жениться на его внучке Александре Биллевич (уменьшительно-ласкательная форма этого имени в польском языке - Оля, Оленька).
Он приезжает с отрядом своих друзей, бравой ватагой своих подчиненных - разнузданной и веселой компанией.
Оленьке нравится молодой хорунжий, но она в ужасе от его друзей.
Но не в меру разгулявшиеся боевые соратники Кмитица убиты потерявшими терпение местными и рядком выложены у него в доме.
И вот уже месть бушует - сейчас огню и мечу будут преданы усадьбы.
Кмитиц становится вне закона, за ним охотятся, он силой похищает Оленьку и запирается в своей усадьбе. Осажденный там, но наглый и самоуверенный, он выходит на поединок с полковником Володыевским. Пан Володыевский - мал, да удал, да еще говорит голосом Яковлева.
Володыевский пожалел его, и не убил. Рыцарь, однако, и ас фехтования. Фильм очень военный, и все поединки показаны замечательно.
Поправившись, хорунжий набирает отряд
и вместе с Володыёвским отправляется к гетману Янушу Радзивиллу - только-только отвоевали с предателем Хмельницким, а тут - шведы.
Шведы вольготно себя чувствуют - и, не веря своему счастью, переспрашивают: можно считать, что уже это наша земля? Да, можно - отвечают им.
Население присягает шведскому королю, обещающему всяческие блага. А войска тем временем, идут все дальше и дальше по польской земле.
В фильме хорошо показаны эти мушкетеры.
Грозная, отлично вооруженная и обученная сила почти без боя берет город за городом.
Януш Радзивил в Кейданах принимает Володыевского и Кмитица с их отрядами в свое войско.
Вместе с ними пришел с отрядом и пан Заглоба - старый и хитрый вояка, просит и его принять. Он в произведении играет роль ироническую, и все время сыплет шутками.
Кмитицу Радзивилл прощает все его былые похождения, и Анджей, в приступе благодарности, целует крест на вечную верность гетману.
На пиру Радзивилл предлагает тост за нового короля Польши - шведского короля Карла Густава. Полковники возмущены, Заглоба прямо в глаза кричит гетману: "Предатель!"
Взбунтовавшихся полковников арестовывают,
и они уже из темницы наблюдают, как Кмитиц разгоняет пришедшие им на помощь хоругви.
Полковников везут в Биржи, к шведам. По дороге Заглоба исхитряется сбежать и освободить остальных пленников.
Освободившись, друзья оказываются в Биллевичах, скрываясь от шведов. Там же они встречают Кмитица, который прибыл туда с приказом Радзивилла переселить Оленьку в Кейданы. Володыевский и Заглоба решают расстрелять Анджея.
А Оленька разрывается от противоречивых чувств - она не может любить предателя, но и не хочет его смерти.
В последний момент Заглоба обнаруживает у Кмитица письмо, в котором Радзивил пишет о заступничестве Анджея за них, пленных полковников. Друзья отдают ему саблю и отпускают его. На прощанье показывают ему еще одно письмо Радзивилла - об их расстреле. Кмитиц не хочет верить, что Януш Радзивилл обманывает его.
Анджей возвращается к гетману, воюет со взбунтовавшимися против шведов и Радзивилла хоругвями - конфедератами, и вскоре отправляется с "дипломатической миссией" к шведскому королю и по дороге - к Богуславу Радзивиллу, брату и союзнику Януша.
Беседа с Богуславом оказывается для Кмитица последней каплей (тем более, что Богуслав говорит голосом Ланового))), переполнившей чашу терпения. Окончательно убедившись в подлости братьев Радзивиллов
он заманивает Богуслава красивым конем
и дерзко похищает. Кмитиц хочет с пленным Богуславом явиться к конфедератам.
Но Богуслав - виртуозный фехтовальщик и хладнокровный воин. Он стреляет прямо в упор в Кмитица, раскидывает его друзей и на великолепном коне уходит от погони.
Раненный, Кмитиц с небольшой горсткой друзей скрывается в лесах. Он оказывается в положении против всех, обе стороны мечтают его казнить как изменника…
А в Кейданах на пиру Богуслав знакомится с Оленькой и распускает слухи, что Анджей хочет убить польского короля.
Кмитиц между тем пробирается по стране, назвавшись Бабиничем.
Он пробирается к королю - дорога долгая.
Богуслав Радзивилл возвращается в свою усадьбу - Тауроги, и привозит туда Биллевичей.
В стране бушует война, а в Таурогах - тихо и спокойно.
Богуслав пленен Оленькой и всячески пытается завоевать её сердце.
Вот, подарил маленьких забавных щеночков.
А Анджей идет по землям, по которым прошли шведы.
В фильме не очень много кошмаров войны, а вот в книге война описана реальнее... Но вот, например, колодец... камера в него не заглядывает, но те, кто смотрят - содрогаются от ужаса...
В пути, теперь уже Бабинич, встречает шведов и подслушивает разговор о скором штурме Ясногорского монастыря - национальной святыни поляков, там как раз Черная Мадонна.
Он направляется в этот монастырь. В Ченстохову.
Где ему поначалу не верят, подозревая в корыстности.
Тогда он в гневе бросает на стол драгоценности, которые он хотел пожертвовать Божьей Матери.
И в монастыре начинается подготовка к осаде.
А тем временем в Таурогах Богуслав забыл о войне, пытаясь добиться благосклоности Оленьки.
В Кейданах Януш Радзвивилл, больной астмой, зовет на помощь Богуслава... и умирает. Володыевский берет штурмом замок
А Ченстоховский монастырь атакуют шведы.
Множество пушек бьют по монастырским стенам.
Но вреда особого не причиняют, хотя и стреляют день и ночь.
В монастыре тоже пушки. Вот Анджей наводит прицел)
Шведы понимают, что монастырские стены крепки, и притаскивают громадную пушку, кулеврину.
После её мощных залпов стены монастыря стали рушится...
Анджей предложил взорвать кулеврину - иначе не спасти монастырь.
Он переоделся в шведа, взял с собой "колбаску" взрывчатки.
Вылез за монастырские стены, прокрался к той самой кулеврине и взорвал её.
Наутро он проснулся от праздничного благовеста... припорошенный снегом.
Счастливым образом избежав смерти, Кмитиц-Бабинич добрался до Силезии, где в изгнании находился польский король Ян Казимир.
Немного развеяв слухи о себе, Анджей выдвинул план возращения короля на родину. Но атмосфера недоверия все равно окружала его, до тех пор, пока он при переходе короля с малым отрядом через горы...
не бросился в узком ущелье защищать его. Тяжелораненного, его едва нашли среди трупов.
В фильм почти все шутки Заглобы не вошли. Но вот про конопляные семечки - не могли не включить.
Конфедераты Заглоба и Володыевский приветствуют возвратившегося короля. При виде Кмитица их слегка передергивает, но король все объясняет, и они - снова друзья. Володыевский дает выздоравливающему Кмитицу уроки фехтования, ведь Анджей готовится отомстить Богуславу Радзивиллу.
А шведы порядком подустали. Бои с Чернецким измотали их. Они не видят врага - но враг везде. И народ поднимается против них, и в каждой деревне - засада.
Король Карл Густав командует - отступать.
Ну а дальше - красоты неземной кавалерийские атаки и сражения.
В фильме хорошо, а главное, понятно, показана тактика стратегия боев, и при этом задействованы большие массы людей
Многочисленные сражения, схватки, переправы, всякие военные хитрости и увертки.
А польскому королю татарский хан подарил полк. Татарских воинов, разумеется)
Эту хоругвь возглавил Кмитиц, ну, проведя предварительно некоторые воспитательные мероприятия.
С татарами Кмитиц стал неуловим и очень мобилен, бил шведов с совершенно неожиданных направлений.
Но шведов много, и Чернецкий решает дать глобальное сражение.
Сражение показано достаточно подробно, и здесь принимает участие тяжелая кавалерия.
А на стороне шведов - Богуслав Радзвивилл.
Кмитиц ищет с ним встречи, но польская кавалерия не может атаковать, так как шведские пушки обстреливают брод. Кмицицу удаётся выманить вражескую кавалерию на переправу, шведская артиллерия не может бить по своим.
И вот - Богуславу приходится принять бой.
Красивые очень эти кавалеристы с крыльями)
Польские гусары сметают порядки шведских мушкетёров. Кмициц догоняет Богуслава и в поединке выбивает его из седла.
Оленька готовится уходить в монастырь. Как-то по дороге она встречает одинокие саночки, на которых лежит умирающий Анджей.
Она не может любить предателя, но молится за упокой его души.
Кмитиц потихоньку выздоравливает и приходит в местный костел. Там он видит Оленьку. От короля Заглоба и Володыевский доставили бумагу, которую читает ксендз после службы. В грамоте описаны подвиги Анджея.
Всё проясняется, и Оленька говорит Кмитицу: "Я раны твои недостойна целовать".
Пожеланиями счастья молодым заканчивается фильм.
Можно сказать, что "Потоп" - концентрированная квинтэссенция польскости, зеркало польской души, трактат по философии полонизма.
Это трактат о том, что измена - это нормально, это бывает... и проходит.
Нужно только покаяние... и мощное желание делами доказать верность Родине и "королю". И следовательно, нужен король... Украина вообще стала страной, ну, хорошо, республикой, только после революции. Все тогдашние короли - что Ленин, что Сталин, что Брежнев... были в этом смысле вполне себе ничего, держали. А потом в окраине той решили, что сами могут, а так и не смогли...и где король? Так что придется им переживать, уж в который раз - "потопные" времена... "временные правительства"... смуту и анархию.
Нам вот кажется запутанной вся эта современная ситуация, но для тех земель - это обычное дело, раз в сто лет бывает, вот и в Потопе Сенкевич показывает царившую в стране шляхетскую анархию. В фильме на месте ЕС - вполне адекватно - могущественные князья Радзивиллы, гетманы, между прочим; говорят и обещают они примерно то же самое, что и ЕС-овские чиновники, и народ так же западает и клянется им в верности... ох...Сторонникам Радзивиллов Сенкевич противопоставляет маленькую горстку патриотов, вокруг которых постепенно собираются основные силы. Ну, а "шведы" всегда найдутся.
Серия сообщений "Беларусь":
Часть 1 - Моя краткая история Беларуси
Часть 2 - Пачастунак)))
...
Часть 28 - В Несвиж к Радзивиллам...
Часть 29 - Послесловие к замку...
Часть 30 - Потоп
Часть 31 - Город многовековой истории, город-герой. Минск. Беларусь
Серия сообщений "Кинокритика":
Часть 1 - Идеалист Алатристе
Часть 2 - Фильм Фонтан. Чулель, или сказка о потерянном времени...
...
Часть 47 - Географ глобус пропил
Часть 48 - Немецкий "Сталинград"
Часть 49 - Потоп
Часть 50 - Солнечный удар
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |