В Несвиж к Радзивиллам... |
О Несвиже и его истории я уже рассказывала здесь и здесь , и вот здесь тоже, а еще тут и тут , а сейчас предлагаю просто прогуляться в сказку Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой и современной Беларуси, представилась такая возможность тихомирно пройтись, когда нет народу, и реставрация уже закончилась. Как обычно, не знала как это всё разбить на маленькие, как сейчас принято, постики, поэтому снова вышел очень большой, 130 фоток, извиняйте.
Маршрут обычный - электричкой из Минска до Городеи, а там на вот такой симпатичном местном автобусике.
Несвиж встречает синим небом и пронзительным утренним ветром с озер.
Фарный костел затеял очередную реставрацию.
От него хорошо видна башня ратуши, а вокруг милый белорусский провинциальный пейзаж. Чистенько, по-домашнему и юные художники с утра пораньше тренируются.
Тут же около костела обнаружился... Сымон Будны, ох и место ему подобрали - прям как для костра, еретик ведь страшный) Ну только ему и место у иезуитсткого костела, даром что бывшего.
Заглянем в костел - службы нет, но фотографировать нельзя... Но трудно удержаться, чтобы пару фоток потихоньку не сделать. Великолепная роспись каждый раз поражает воображение.
А вон там дверка в усыпальницу Радзивиллов, проверим - все ли на месте). Ох, гробниц целых семьдесят...
Костел красивый, но барокко Бернардони не затмевает сторожевую башню, оставшуюся от оборонительных сооружений Радзивиллов, и башня используется как колокольня.
Оказывается, за воротами часовня, построенная дедом Булгарина. Да и Фаддей Булгарин, адресат многочисленных эпиграмм Пушкина и Лермонтова,
- шляхтич из местных краев, автор многочисленных занудливейших романов, как бы сейчас сказали, мыльных опер.
Булгарин тоже ездил к Радзивиллам. Вот что он пишет - я приехал в Несвиж утром и остановился в весьма порядочном трактире. Хозяин был шляхтич, а управляла всем жена его, женщина проворная и ласковая, как почти все польки. Явился тотчас жид, с предложением услуг. За червонец, он достал мне порядочную коляску, с парою лошадей, до вечера, и я в полдень отправился в замок. Ну и нам пора в замок.
Громадные парки, окружающие имение Радзивиллов, тянутся на многие километры.
Гулять можно бесконечно, тут тихо, слышно как поют птицы и очень душисто-хвойно. На аллеях расставлены бюсты - в основном - Радзивиллов, их много. Но встречаются и вот такие - знакомьтесь, Якуб Колас... Долго соображала, как он здесь оказался... ну, учился он в Несвиже в учительской семинарии. Ха-ха, "Первые испытания" по "На росстанях" надо было снимать в Радзивилловском замке, не иначе)))
Вообще, различные цели приводили в Несвиж Сымона Будного, Данилу Наборовского, Петра I, Карла II, А. Суворова, П. Багратиона, польских королей, русских генералов и адмиралов. Некоторое время жил тут молодой Рылеев после окончания кадетского корпуса, учились Владислав Сырокомля, Кузьма Черный, Адам Богданович (отец Максима Богдановича) и другие. Ну и Якуб Колас...
Система прудов очень интересная, в каждом пруду свой уровень воды, пруды соединяются, и вот такие везде стоят как бы дамбы со шлюзами.
А вот еще канал вокруг замка - он берет воду из озер. Не знаю, как сейчас - можно ли залить его доверху.
Замок с тыла, видны всякие подземных ходы, в основном - хозяйственные, там в бастионе заодно и громадная морозилка на 40 тонн льда.
Вход в замок сейчас сделали с заднего хода, а что тут церемонится, все свои)
Вблизи здания впечатляют размером и тщательностью отделки. И вы заметили - башенку-то переделали, убрали фантастическую луковку. Удивительно!
Целостность впечатления пугает поначалу. "Усё як тады"...
Внутренний двор, оказывается, очень большой и напоминает ... плац. Войска тут было много, особенно часто с русскими воевали, но и со шведами тоже) Крепость оставалась неприступной в ходе тринадцатилетней войны между Москвой и Речью Посполитой. В эту войну замок отражает две осады. А вот в Северную войну, несмотря на готовность к обороне, замок вместе с городом капитулировал. К Наполеону здесь присоединились, за что и были разграблены победившими русскими войсками. А в Великую Отечественную Аненербе не давали спать сокровища Радзивиллов, и остановившийся здесь Гудериан шастал с металлоискателем по окрестностям, несмотря на мистический ужас перед периодически появляющейся тут, не без помощи местных «Шварц фрау» - местным привидением Барбары Радзивилл.
Все очень тщательно продумано со времен Бернардони, который строил все-таки замок, а не дворец.
При входе все как обычно, начинается с лестницы. По стенам там и тут оставлены прямоугольники "дореставрационные" - наглядно видна степень современной прорисовки. Булгарин тут пишет: "По прекрасной и широкой лестнице взошел я в залу, где находилось несколько дворских княжеских, и просил доложить обо мне князю, что и было немедленно исполнено. — «Князь очень рад вас видеть», сказал вежливый дворецкий, и просил меня следовать за ним."
Ну и мы тоже поднимемся... Другой посетитель, в будущем писатель Валентин Катаев рассказывает так: "Красная Армия только что прошла. Владельцы замка не успели бежать, они были захвачены врасплох. По каменной холодной лестнице с медными перилами мы поднялись в сумрачную большую прихожую, увешанную старинными картинами и уставленную темной старинной мебелью. Здесь временно помещалась наша кордегардия. Вооруженные красноармейцы сидели на креслах и диванах. Стоял пулемет. Караульный начальник послал за управляющим, тот скоро явился. Это был немолодой плотный господин в дорогом просторном английском костюме ворсистой шерсти, в домашних башмаках и в превосходной сорочке с отстегнутым воротничком. Он поздоровался с нами с подобострастной, несколько слащавой любезностью, за которой чувствовались глубоко скрытое презрение и ярость."
И продолжает: "Мы попросили его показать нам замок. Он еще раз поклонился и повел нас по залам. Мы молча следовали за ним, поражаясь величине, количеству и богатству панских покоев." Но не будем уподобляться Катаеву.
Станем рассматривать замок - как дом, нарядный, уютный, хотя и большой. Вот Звездный зал. Он выполнял роль приемной. Звезду не заметить невозможно и она, скорее всего, масонская.
Изящный диванчик и сундук одновременно.
На печке - герб Радзивиллов - черный орел, смотрящий влево. По недосмотру историков в замке есть и его незаконный братец - смотрящий вправо.
Вот кабинет князя. - не такой уж и большой, как и все здесь.
А за кабинетом, как и во всех усадьбах - спальня.
Экспонаты тут свезены из различных музеев - на год. Половина куплена на европейских аукционах. Многое - новодел, но очень аккуратный. Гобелены на стенах в каждом зале разные.
Следующий зал - гостиная. Посидеть у камина, поболтать о том, о сем...
Вся отделка выполнена из мореного дуба. Очень красивый цвет. Это всегда считалось, считается и будет считаться высшим шиком. Камин – самый большой в замке. Действующий, приезжайте со своими дровами).
На стене - галерея радзивилловских портретов, типа семейный альбом.
Панели и балки - всамделишные.
Новые мелкие детали подобраны идеально.
А дальше столовая. Не такая большая уж - просто на семью и немного гостей. Десять человек - обычное ежедневное население. Удобно, все всех видят и слышат.
Мягкие такие вот подлокотники - польская особенность. А за дверями - буфет и лифт, кухня этажом ниже.
Большого бала тут не устроишь, а для дома для семьи, и с друзьями порезвиться немножко -
Дальше пойдем в Гетманский, тут лестница. И такие бывают казусы - уже и не помнят в какие времена заложили.
Раздивиллам приходилась иногда быть гетманами, ох и тяжелая это работа... А иногда жены у них были - гетманские.
В Гетманском зале проводились официальные съезды "друзей по партии", принимали королей и прочий официоз.
Здесь как раз два герба - радзивилловский черный орел и герб Вишневецких. Михаил Казимир Радзивилл «Ры́́бонька» первым браком женился на княжне Урсуле Франциске Вишневецкой, единственной дочери воеводы и каштеляна краковского князя Януша Антония Вишневецкого. Он вообще многих женщин любил, и чтобы не ошибаться назывался всех - рыбонька, за что и получил прозвище.
А ведь понятно, что все гипсокартон, крашеный пластик и заводской текстиль. Но что до этого? Всё вместе выглядит очень атмосферно, буквально крыша едет.
Вид из окна во дворик - на знаменитые конюшни, сейчас в них гостиница, между прочим) Одно стойло - один номер, и я не шучу, точно)))
Золотой зал - исключительно понтовый. Радзивиллы - некоронованные короли, все-таки. Тут уж есть места и для полонеза.
И здесь - два герба. В монохроме так сказать, золотом...
И пояса тоже. Такие пояса - целое состояние, они слуцкого производства и известны на всю Европу. Красоты неземной.
Комната с коллекцией минералов... Радзивиллы всегда со вниманием относились к оккультным наукам, и к наукам вообще.
В витринах здесь выставлена раритетная посуда.
Куклы в костюмах того времени. Вот, кстати, мужчина с тем самым поясом слуцким.
А вот и пане Коханку . Ну, то есть Кароль Станислав Радзивилл по прозвищу Пане Коха́нку — литовский князь из рода Радзивиллов, воевода виленский с 1762 года, староста львовский с 1755 года, мечник великий литовский с 1752 года, X-й ординат несвижский, XIII-й ординат олыцкий, владелец Бяла-Подляска, Биржай, Дубингяй и Кедайняй. Один из самых богатых и влиятельных дворян Великого княжества Литовского. Кароль (да имя это такое) владел множеством городов, местечек и деревень, а его доход был равен ежегодным поступлениям в казну Великого княжества Литовского... Ой, не буду, не буду, их много, они все интересные и про каждого можно несколько постов написать... Я всего лишь к тому, что костюмчег у него гламурный уж очень... по тогдашней голландской моде, в цветочек такой нежный... один из самых жестоких Радзивиллов.
Вот здесь снова пояс... тончайший, шёлковый.
А на стенах - очередной гобелен, такой как и был, только новый)
И снова тут действующий камин.
И еще камин - с таким вот импортным, старинным голладским кафелем.
А вот и минералы - кристаллов всяких и друз очень много.
Алхимия процветала в те времена.
Следующий зал - Охотничий. Охота была основным развлечением.
Всякие охотничьи трофеи коллекционировали.
Тут стоит знаменитый бильярд, Монарх, один из первых бильярдов в Европе. Его проблема в том, что никакие захватчики его вывезти не могли - он не проходит в двери никак... И вот дождался своего часа - его отреставрировали.
Вот как выглядели Радзивиллы после очередной охоты уже в 20 веке.
А вот в охотничьем костюме основной охотник-Радзивилл, сваливший громадного лося.
Клыки кабанов оформлялись вот так, и даже посылались на выставки в Европу. За них Радзивиллам не один раз давали призы.
Зал очень интересный, можно долго рассматривать.
Ну, еще охотничье оружие, и всё, пойдем дальше.
А дальше - просто выставочные коллекционные залы.
Вот, например, театральные машины - у Радзивиллов был большой театр. Эта машина, когда ее поворачиваешь, воспроизводит совершенно идеально шум дождя...
А эта - шум ветра. Но ветер такой получается сильный.)))
Очень подробная и качественно сделанная.
А это - тогдашняя анимация - включается свет, и надо смотреть в щелочки. Там на самом деле летят птицы, красиво и плавно взмахивая крыльями.
Театр этот деревянный не отпускает - до чего же все детально проработано...
Великолепная и до сих пор действующая модель.
А вот машинка для шума волн - бооольшииие очень волны получаются.
Как и положено тут всякое оружие, большей частью холодное, и очень красивое.
Наконец-то я увидела гаковницы - такие ружья 15 века.
И еще здесь много всего интересного
А пол...
Какое замечательное покрытие, интересно для чего?
И вот уже и огнестрельное, и даже дамское личное оружие.
Здесь очень много клинков, и каждый хочется рассмотреть, за каждым - история...
И латы...
Рассматривая, понимаешь - ну да, примерно такие и были.
Оружие все украшено, и эти пушки отливались прямо здесь.
Виноград действительно такой виноградный весь.
Каплица в замке создавалась специально под икону.
Устроил часовню Михаил-Казимир Радзивилл, чтобы поместить в нее икону икона Пресвятой Девы Лоретанской, в знак памяти победы над турками в конце XVII века.
Каплица очень нежного цвета и очень светлая.
Сзади располагаются решетки - чтобы узники замка могли присутствовать на службах, не видя Радзивиллов.
Драгоценные облачения священников и кресты - удивительные, некоторые никогда не видела.
Много разных колокольчиков для вызова прислуги.
Множество серебряной посуды 17-18 века.
И даже есть вилки - в те времена в гости ходили со своей вилкой)))
А вот и женская половина - она нежная.
Тут никогда не было гостей. Всё очень домашнее.
Интерьер здесь изящный и менее пафосный.
Но на качестве отделки это ни сказалось никак.
А это портрет жены не помню уж какого Радзивилла - у нее было 10 детей, и почти все умерли во младенчестве.
А здесь на фотке девочка с бантиком - Эльжбета Радзивил, она провела в Несвижском замке первые 18 лет своей жизни, сейчас ей 92 года, живет в Варшаве... приезжала смотреть реставрацию отчего дома.
Библиотеку я уже показывала раньше... но грех было не зайти еще раз.
Тут всё строго и аутентично. Ну, кроме книг, вместо большинства из них - муляжи.
Так и оставшийся единственным, на котором есть Несвиж.)))
Когда выходишь из замка - ощущение такое, что прошли века. Не это ли главный результат, к которому должны стремиться реставраторы?
При всем новодельчестве, нужно отметить, качество работы реставраторов – выдающееся. Паркет лежит – дощечка к дощечке, ни единой щели, доски как микрометром выверены, цветовой подбор идеален. Лепнина, панели, оформление потолков – на лучшем мировом уровне. А главное - воссоздана атмосфера...
Серия сообщений "Беларусь":
Часть 1 - Моя краткая история Беларуси
Часть 2 - Пачастунак)))
...
Часть 26 - Победный Минск
Часть 27 - Мінск. Камароўка
Часть 28 - В Несвиж к Радзивиллам...
Часть 29 - Послесловие к замку...
Часть 30 - Потоп
Часть 31 - Город многовековой истории, город-герой. Минск. Беларусь
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |