Сегодня с утра вспомнилось мне "Двенадцать" блоковское. "Чик, и вот уже идут".)))
И у меня впервые получилось напеть это под предполагавшийся "блатной" мотивчик. Типа
"Алёша, ша! Возьми-ка на полтона ниже!
Брось арапа заправлять!
И не подсаживайся ближе,
Брось Одессу-маму вспоминать!")))
Шансонье и поэт М. Н. Савояров был хорошим приятелем и собутыльником Блока, Блок десятки раз бывал на его концертах.
Савояровский мотивчик подправил содержание, и так органично. С такой эксцентричной интонацией эту поэму и надо читать? Конечно, я знала, что написано под влиянием Савоярова - широко известного эксцентрика питерского. Но не пыталась даже так прочесть, как то стереотипно в голове не укладывалось. А вот, однако. Получилось. Взадумчивости теперь. Раньше, кроме архетипического страха эта поэма ничего не вызывала.
Поискала в инете и обнаружилось, что в марте 1918 года, когда его жена, Любовь Дмитриевна готовилась читать вслух поэму «Двенадцать» на вечерах и концертах, Блок специально водил её на савояровские концерты, чтобы показать, каким образом и с какой интонацией следует читать эти стихи.
"…Люба, наконец, увидала Савоярова, который сейчас гастролирует в «миниатюре» рядом с нами. — Зачем измерять унциями дарования александринцев, играющих всегда после обеда и перед ужином, когда есть действительное искусство в «миниатюрах»… Ещё один кол в горло буржуям, которые не имеют представления, что под боком.— (20 марта 1918, А.А.Блок, записные книжки).
Ах, шансонье...
«Вы просите песен, их нет у меня! Кругом во всем мире такая резня…»
«Я — босяк и тем горжуся, Савояровым зовуся»
«Луна, луна, ужели ты пьяна?»
из известных текстов - песня на музыку Петрова "Трубачи", из фильма про бедного гусара, за которого нужно слово замолвить. Помните, Миронов поет?
Раздаются тары-бары:
К нам приехали гусары!
На подбор, все усачи,
В трубы дуют трубачи.
Пар-бара-пара-рам ...
По словам академика Виктора Шкловского, поэму «Двенадцать» все дружно осудили и мало кто понял именно потому, что Блока слишком привыкли принимать всерьёз и только всерьёз: «Двенадцать» — ироническая вещь. Она написана даже не частушечным стилем, она сделана «блатным» стилем. Стилем уличного куплета вроде савояровских"
А что - вполне может быть.
Черный вечер.Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем Божьем свете!
ну, как теперь с савояровской интонацией
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в святую Русь —
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
ох. интересно, надо разбираться.
зы.
Из известных учеников Савоярова можно назвать Аркадия Райкина, который не только брал у Савоярова уроки, но и пользовался его личными связями. В 30-е годы Райкин начинал именно как музыкальный эксцентрик и танцор-мим, а первая слава и звание лауреата на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады были завоёваны танцевально-мимическим номером «Чаплин». Уже в конце 30-х годов Савояров дал несколько уроков Александру Менакеру. Симптоматично выглядит савояровская школа эксцентрики в манере исполнения песен Андрея Миронова (как про трубачей), сына Менакера, и нескольких музыкальных ролях молодого Константина Райкина в театре и кино.