-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 23705

—вет и тишина јндре€ –ублЄва

ѕонедельник, 29 »юн€ 2009 г. 00:22 + в цитатник

фотографии  н€зьћышкин


 ¬ последнее врем€ стала особенно €рко про€вл€тьс€ общественна€ болезнь - эцлесиофоби€ - бо€знь ÷еркви. »стори€ с рублевской «“роицей» это валидно и статистически достоверно диагностировала. ƒумаю, что это просто похмелье после долгих лет воинствующего атеизма. — профессиональной ответственностью могу сказать (что по российской
ћ Ѕ-10-» , что по американской DSM-IV-TR) симптоматика - налицо, но фобии и панические атаки лечатс€, и не особенно трудно это сделать. “ак что - всЄ пройдЄт, но пока что – у страха глаза, как известно… велики. ќсобенно эцлесиофобический патогенез захлестнул искусствоведов и музейщиков. »ррациональное про€вление реакции страха на ÷ерковь очевидно: сильно выраженна€ упорна€ нав€зчивость, необратимо обостр€юща€с€ и не поддающа€с€ логическому объ€снению бо€знь в трактовании библейских сюжетов в искусстве, и, разумеетс€, икон. » еще любопытно и удивительно – ну, например, не диво, что в современности ересь жидовствующих регул€рно вылезает, или там несториане показываютс€, или нео€зычники в своем невежестве упражн€ютс€… но оказываетс€, что и недобитые ƒамаскиным иконоборцы – тут как тут. јх, воистину, нет ничего нового под солнцем…

»звините, наболевшее это просто, но € – не об этом. я – про рублЄвские фрески ”спенского собора во ¬ладимире.

Ќа берегах  л€зьмы в XII веке выросли белокаменные храмы, украшенные резьбой: ”спенский, ƒмитровский, ѕокрова на Ќерли. ”спенский собор ¬ладимира был сооружен в центре города на высоком берегу реки кн€зем јндреем Ѕоголюбским.

√ород и сам собор представл€ли собой духовный и политический центр всей домонгольской –уси.

ѕростим марксисту “арковскому его возрожденческий пафос в фильме «јндрей –ублЄв»: с  точки зрени€ отображени€ истории он как художник легко может затмить в своих фантази€х математика ‘оменко. Ќо храмы в этом фильме – реальные, и на самом деле показано: фрески 1408 года в сожженном ”спенском соборе действительно чудом уцелели.



ѕри вс€кой попытке публикаций особенно фресковой росписи собора всегда получалс€ безобразный результат – плоские иконоборческо-искусствоведческие, такие же потухшие картинки, как «“роица» в “реть€ковке. “о, что сделано в 3D при расплющивании в 2D очень многое тер€ет))). ¬ыдранные из интерьера, из живой жизни, распластанные и искаженные… а тут вот у  н€зьћышкин – увидела живые фотографии фресок… в соборном интерьере – совсем иначе они воспринимаютс€, совсем по-иному. » сразу подумалось, как было бы замечательно, если бы все, говор€ €зыком музейщиков «предметы культа» вернулись бы в предназначенные им церкви, интерьеры, стали бы на место в иконостасах, осв€тили бы своим светом живые храмы и монастыри…

  

‘отографии - замечательные, позволю себе небольшой к ним комментарий.

 »сихазм

»сихастска€ традици€, к которой принадлежал јндрей –ублев, предполагает изли€ние божественной энергии в мире, пронизанность его нетварным светом. Ёто и есть сила и чудо, в том числе изображени€ и слова. »м€ (название) вещи или человека — суть его души. —лово "исихазм" происходит от греческого "" - молчание, тишина. »сихасты учили, что неизреченный Ћогос, —лово Ѕожье, постигаетс€ в молчании. —озерцательна€ молитва, отказ от многослови€, постижение —лова в его глубине, свет и тишина - вот путь познани€ Ѕога.»стори€ исихазма позвол€ет нам лучше представить духовный и исторический контекст эпохи, ставшей золотым веком русской иконы. –ублЄв прежде всего - монах, прошедший школу уединенной молитвы, послушани€ и смирени€. ¬не исихазма творчество этого мастера будет не только не пон€тно, но и может быть неверно истолковано. ¬ свою очередь, именно на этих вершинах духовного искусства хорошо прослеживаетс€ св€зь иконописани€ и иконопочитани€ с богословскими и мистическими глубинами ѕравослави€.

ќбразы –ублева всегда отличаютс€ уравновешенностью и спокойным состо€нием духа, они - как тиха€ и светла€, чиста€ и прозрачна€ вода. Ѕольшое значение дл€ исихастской практики имеет созерцание ‘аворского света - того света, что видели апостолы во врем€ преображени€ √оспода »исуса ’риста на горе. —вет - одна из основных категорий богослови€ иконы. ¬ истории ÷еркви были целые периоды и эпохи, когда размышлени€ о свете сто€ли в центре жизни, становились основой культуры, формировали политику. “акой эпохой был XIV век.

—трашный суд

јндрей –ублев и ƒаниил „ерный в ”спенском соборе раскрывают тему —трашного —уда и ¬торого пришестви€ √оспода »исуса ’риста в духе исихастского богослови€ света: "—уд же состоит в том, что свет пришел в мир" (»н. 3.19). » здесь архитектура со всей сложностью изгибов арок, сводов и стен не менее важна, чем само изображение, вписанное именно в эти своды … последовательность событий, композици€, рассчитанные на воспри€тие именно вот тут – а совсем не в музейном зале.

¬ центре традиционной композиции росписи западной арки центрального нефа – арки, через которую мол€щийс€ попадал внутрь храма и с которой он мог начать обзор изображен "ѕрестол уготованный", которому поклон€ютс€ Ѕогородица, жены-мироносицы и ангелы – видите, они вписаны в полукруг? ¬ зените свода центрального нефа - образ ’риста, гр€дущего в мир. ¬с€ ≈го фигура устремлена в движении навстречу ожидающим. √розна€ величественность ’риста не превращает его образ в мрачный символ неотвратимого возмезди€, не лишает ореола светлой и радостной силы. ќн – не просто грозный судь€, но представл€ет собой воплощение достоинств, он всеведущ и мудр, а значит, милостив и снисходителен к роду человеческому. ѕосмотрите - по склонам свода размещены восседающие на двенадцати престолах апостолы, а за ними - сонмы св€тых и ангелов.  раски фресок не€ркие, спокойные. Ћики св€тых и ангелов кроткие. ∆ивопись –ублева как будто призвана уверить, что Ѕог полон милосерди€ и сострадани€ к человечеству. ¬с€ композици€ пронизана тихим светом и наполнена радостью ожидани€. √армони€ и согласие, мудрость и благородство сочетаютс€ в образах апостолов, беседующих с ангелами. "—овершенна€ любовь изгон€ет страх"  - и ни в ком нет ни тени страха, как, например, у сто лет спуст€, долго тут обсуждавшегос€ ƒюрера.. ” –ублЄва - свет, приход€щий в мiр, и есть преображающа€ любовь. “акой €сности и чистоты не достигнет уже никто из русских мастеров. ѕоследующие поколени€ будут "страхом спасать", и тема ¬торого ѕришестви€ √оспода из композиций "—трашный —уд" отойдет на второй план, а на первый выйдет живописание адских мучений, уготованных грешникам, в изображении которых художники достигнут своеобразного совершенства.

 

Ќемножко можно порассматривать)

Ќаверху свода, на одном уровне со —пасом, только восточней, ближе к выходу в подкупольное пространство собора, изображен небесный свиток, который свивают легко пар€щие ангелы. »счезает старое небо и с ним вместе небесные светила - солнце, луна и звезды. ѕриходит врем€ светить иному свету... ќбраз вечного царства праведных в зените западной арки представлен в виде символической композиции “ƒуши праведных в руце Ѕожьей”. ¬от - более близко:


 

» четыре звер€ ещЄ...

¬ самом конце свода, в зените арки, ведущей в подкупольное пространство, –ублев написал "зверей царств" из "видени€" пророка ƒаниила. ћастерски вписаны в круг движущиес€ друг за другом символические звери. ¬от низко опустивший голову, будто высматривающий затер€нный след медведь. Ќадпись внутри круга над зверем - царство "¬авилонское", над крылатым львом - "–имское". ÷арство "ћакедонское" олицетвор€ет крылата€ пантера. » наконец, четвертый зверь, странный, многорогий - зверь "јнтихристов". ” всех зверей, кроме последнего, с его мертвым, т€жким взгл€дом, отсутствуют черты хищной свирепости. ѕодвижные их силуэты так вписаны в круг, что создаетс€ видимость замкнутого быстрого движени€. «вери как бы усердно догон€ют друг друга, тороп€тс€ пройти свой земной круг, чтобы заступить место вечному царству добра и справедливости.


“аким образом, последовательность изображений, располагающихс€ по центральной оси композиции, при чтении их с востока на запад, соответствует последовательности сюжетов видени€ пророка ƒаниила: видение четырЄх зверей, пришествие —ына „еловеческого на —уд и „ереда земных погибельных царств, которые противопоставл€ютс€ здесь ÷арству праведных – «в руце Ѕожьей»

Ўествие праведников в рай

ќживленна€ толпа праведников движетс€ в одном направлении. ¬озглавл€ют это радостное шествие апостолы. ¬переди всех изображен ѕавел.


ќн возвышаетс€ над подвижной толпой, решительным жестом указыва€ в сторону места вечной радости. ѕавел обернулс€ к толпе, в левой руке торжественно и призывно он держит свиток с надписью. –ублев четко выводит слова: "ѕриидите со мною..." ѕусть этот призыв осен€ет, собирает в едином движении всех праведников. ѕусть его читают и те, дл€ кого он пишет сейчас эти фрески. –€дом с ѕавлом он изображает ѕетра, который широким шагом выступает вперед. ¬ прот€нутой руке ѕетра - ключ от райских обителей. ¬ тесной группе апостолов художником будут выделены старец »оанн и молодой ‘ома.

«а апостолами, учениками пусть шагают продолжатели их дела, наследники на земле. »х бесчисленный сонм да представ€т самые известные, самые чтимые - »оанн «латоуст, длиннобородый ¬асилий ¬еликий, круглолицый Ќикола, √ригорий Ѕогослов с широкой окладистой бородой. „уть ближе к зрителю, как бы обгон€€ в движении сонм св€тителей и приближа€сь к апостолам, уже шагают вдохновенные пророки. ј следом движутс€ пустынники, возглавл€емые —аввой ќсв€щенным и јнтонием ¬еликим - родоначальником монашества. «амыкать шествие должны мученики и мученицы, те, кто пострадал, пролил кровь за верность своим убеждени€м, - юноши, зрелые мужи с твердым взгл€дом, юные нежные девушки.

¬ общем духе владимирских фресок -  исполнение слов, некогда сказанных ’ристом: "но я увижу вас оп€ть, и возрадуетс€ сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас". “ак решает јндрей –ублев тему —трашного —уда. Ќо в контексте исихастской мистической традиции этот поворот от мрака ада к свету ’ристова благовествовани€ не так уж и неожидан. “радиционно считаетс€, что этот подход в большей степени раскрывает истинный дух ѕравослави€, нежели торжествующа€ в последующие эпохи мрачна€ эсхатологи€. ¬едь на каждой Ћитургии в ектинье провозглашаетс€: "ожидаем доброго ответа на страшнем —удище ’ристове".

 

 ј это – пророки в раю - изображение ра€: на белом фоне, в райском свете, среди дерев "праотцы" в светлых одеждах на их "лонах" и позади престола - праведными душами...

вот ниже - барочный иконостас собора. Ќагл€дна€ демонстраци€ изменени€ представлений о мире и красоте, и о духовности... без комментариев.

 јндрей –ублев ничего не выдумывал и не был бунтарЄм, как это показано у “арковского, и не стал реформатором как часто можно прочитать у искусствоведов, просто он следовал той традиции, котора€ в последующие времена сменилась иным пониманием православной духовности. » уж конечно, € думаю, даже и в самом страшном сне не мог представить себе мертвые музейные свет и тишину дл€ своих произведений…

материалы

http://www.arublev.ru/ar/live/live.htm

http://andrey-rublev.ru/plugin.php

—ери€ сообщений "»кона":
„асть 1 - ћадонна Ц не икона
„асть 2 - —вет и тишина јндре€ –ублЄва
„асть 3 - —в.»оанн Ѕогослов. ¬ начале было —лово
„асть 4 - Ћабиринт духовный. „ерна€ луна
...
„асть 7 - —инаксис. ∆изнь после смерти
„асть 8 - Ћещадки - иконные горки
„асть 9 - "Ќародна€" икона

—ери€ сообщений "¬изанти€":
„асть 1 - Ёто - совсем неинтересно
„асть 2 - » шестикрылый серафимЕ
...
„асть 6 - √рифон и лань
„асть 7 - ¬изантийска€ сказка древнерусской архитектуры
„асть 8 - —вет и тишина јндре€ –ублЄва
„асть 9 - » мать их - —офи€...
„асть 10 - »стори€ без ¬изантии
...
„асть 48 -   бестиарию белокаменной архитектуры - II
„асть 49 - ѕалимпсест белокаменной архитектуры
„асть 50 - Ѕелокаменна€ ¬изанти€

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



cdefg   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 29 »юн€ 2009 г. 08:53 (ссылка)
—пасибо. «абираю.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 29 »юн€ 2009 г. 09:14 (ссылка)
cdefg, спасибо за внимание)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јлиева_ќльга   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 29 »юн€ 2009 г. 20:09 (ссылка)
ќчень поучительно и интересно! —пасибо! ј фрески и впр€мь - живые!...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 29 »юн€ 2009 г. 20:16 (ссылка)
јлиева_ќльга, спасибо, очень при€тно услышать добрые слова!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќиколай_√ольдман   обратитьс€ по имени —уббота, 04 »юл€ 2009 г. 00:47 (ссылка)
ѕростите, не пон€л, что бо€тс€ музейщики?  ак должен быть решен вопрос: храм это и музей, или храм это храм и все? ѕомогите разобратьс€.
ƒа, “арковский не историк. ќн смело дал свое понимание художника фигуре –ублева. Ќо после его работы интерес к истории, а церковь ее часть, подн€лс€.

(ƒобавил ссылку к себе в дневник)

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Pavel_Kitoy   обратитьс€ по имени —уббота, 04 »юл€ 2009 г. 01:52 (ссылка)
—пасиЅо огромное за пост. Ќиколай_√ольдман, да, музейщики крайне неохотно возвращают то, что было грабительски забрано в советские времена.  огда иконы вывозили телегами, а оклады с икон сбивали прикладами. “еперь они бо€тс€, что нечего будет хранить в запасниках.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќкт   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 06 »юл€ 2009 г. 16:20 (ссылка)
»сходное сообщение Ќиколай_√ольдман
ƒа, “арковский не историк. ќн смело дал свое понимание художника фигуре –ублева. Ќо после его работы интерес к истории... подн€лс€.


"—мело" в данном случае звучит синонимом "нагло и невежественно". ќпира€сь на предложенную формулировку следует продолжить восстановление справедливости. » если вс€кие там художники получают право "смело" давать свое понимание чего бы там ни было, то остальные граждане должны иметь право "смело" бить их по уху, поскольку оценивать художественную мазню мы вольны также "смело и решительно".
ƒалее должен заметить, что исторические познани€ г-на “арковского в его "јндрее –ублеве" не превосходили уровень школьного советского учебника. –аботу его (фильм) показывали однодневными сеансами, и смотрели ее отнюдь не широкие массы народа, а в основном, более-менее образованные интеллигенты, и вызвать интерес к истории этот фильм мог только у совершенно закоренелых "физиков". “арковский в фильме €вно решал какие-то свои личные творческие задачи, и с этой т.зр. фильм получилс€ интересным, если хотите даже философским. Ќо это ни в коем случае не исторический фильм и даже не про јндре€ –ублева!  стати, при просмотре оного "шедевра" советую всем отключитьс€ от конкретных времен, имен и стран. “огда си€ мрачна€ "сказочка" г-на “арковского про давние времена в тридев€том царстве будет выгл€деть гораздо умнее.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќкт   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 06 »юл€ 2009 г. 16:43 (ссылка)
»сходное сообщение ёта_ј
 огда иконы вывозили телегами, а оклады с икон сбивали прикладами.

ƒа, увы серебр€ные оклады в то печальное врем€ ценились дороже самих икон. » это еще слава Ѕогу, если иконы как живопись свозили оптом в ближайший музей. ¬ музе€х-то все по крайней мере сохранилось. Ќо изъ€тые из храмов иконы могли и просто на дрова пустить. ¬едь знаменитый "«венигородский чин" јндре€ –ублева был найден в 1918 г. именно в дров€ном сарае.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
–осида   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 05 ћарта 2010 г. 01:20 (ссылка)
—пасибо большое: фотографии прекрасные, комментарий толковый. —легка удивило только латинизированное словечко "эцлесиофоби€"---она вообще-то экклисиофоби€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 05 ћарта 2010 г. 22:22ссылка
–осида, спасибо)
термин - неусто€вшийс€ в русском €зыке... латынь - надежнее, да при адаптации иногда всЄ по-разному - цезарь, цирк, а не сезарь, сирк)))
конечно, благозвучнее - экклесио, но в литературе научной пока что встречаетс€ по-разному.
ѕерейти к дневнику

—уббота, 06 ћарта 2010 г. 00:12ссылка
Ќу, извините. Ёто моЄ личное непри€тие латыни, дурна€ привычка, перен€та€ у греков (не поверите, они до сих пор косо смотр€т на италь€нцев---не могут простить римского владычества)...
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку