-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23726

Византийская сказка древнерусской архитектуры

Пятница, 15 Мая 2009 г. 18:24 + в цитатник

 Ах, как бы хотелось узнать эту сказку!



Крестишься издали на храм, подходишь поближе – а там со стен на тебя смотрят василиски, кентавры, грифоны…

Конечно, самые первые вопросы – к сочинителям… «донаторам»). Конечно, почти наверняка – это не их сказка, где-то они её услышали..

Сказка всей страны и всего четырёх князей – деда, двух его сыновей и внука…Юрий-Андрей/Всеволод-Юрий...и потом (ага - бац) и никто её уже не рассказывает… а дальше - и вообще забыли – про что она…
Если стряхнуть с истории про Юрия Долгорукого и его детей всякие  летописно-патетические «алчности к приобретению» и современные жарено-журналистские тамплиерские придумки, а также  фоменковские  коммерческие прозрения, то
получается, что сказка эта произвела на князей неизгладимое и потрясающее впечатление…

При напоре и бурной активности профессора Сергея Вольфганговича Заграевского, вполне простительных ввиду его трепетной любви к Германии - корни русского белокаменного зодчества почти везде теперь видят глазами этого доктора архитектуры  – именно в соборе Шпейера. Но вот посмотрите – «сумрачный германский гений»  далёк от праздничной нарядности и легкости наших соборов…

Не верится, что «наши» князья  - хотели  такое, а вышло – такое.

Термины «русская романика» и «русская готика», придуманные этим профессором – искусственны… и при всём пафосе и пиаре эта идея – не более чем технологическая строительная параллель, без эстетики совсем… На стенах собора в Шпейере – тоже резной декор,  


но при родственности его мотивов, он осмыслен по-другому,  задумчивые такие у них зверюшки.. а вот еще хрестоматийный Вормс -


это - иная выразительность архитектурных форм. Красивая, но совсем другая сказка.

А с берегов Рейна  - предлагаю прогуляться в Ломбардию))) вот в Италии (ага) - очень похожая на нашу сказка, и максимально близкая (и в прямом и в переносном смысле) к лёгкому и праздничному эллинизму с его теплом, радостью и иронией.

Сказка, распространившаяся по всей Европе из Ломбардии, северной провинции Италии. И у нас эта сказка оживала с эмоционально-живописным византийским стремлением к античности…, а не рационально-символическим западным.   Мне кажется, что  античность оказывала влияние по-разному: на Византию ах, - произвела впечатление, а Западную Европу - повергла в размышления… Как в сказке поделили наследство: одному - тепло, другому – свет))) 

Вот в Павии – посмотрите, как похоже, это - Сан Микеле (Chiesa di San Michele)

Не более далекий по впечатлению фасад, чем шпейерский)))


 но зато резной вот такой портал


 и даже "терзание" имеется


  И там же, в Павии - Сан Франческо (Basilica San Francesco)

и такой декор


 а так выглядят, если кто подзабыл - наши плетёнки аркатуры Дмитриевского собора во Владимире

  


А это - Милан. Базилика Св. Амвросия (Basilica di Sant’Ambrogio, Сант-Амброджо)


 
 и есть "терзания" невсамделишные, и снова - плетёночки... и монстрики, и поросята, что ли...


  

 

И еще - в Модене, как-то показывала уже... Но вот в Комо… мне кажется - очень похоже... прямо родное %)

Последние две недели - Сант-Абондио в Комо (Sant'Abbondio) - это мой любимый собор, с первого взгляда, выглядит он вот так, и прошу - без античной иронии, сердцу не прикажешь)



И по времени - всё совпадает, эта церковь Сант-Абондио освящена в 1095 г.


 Видите медведика такого (лёвик, все-таки, наверное))) между двух птичек антропоморфной мордой выглядывающего?

У нас этих медведиков ("львиных масок")  очень много... и на разных соборах... вот такие например, барабанные, их просто глазами с земли и не разлядеть...  очень высоко!  а они там все разные... коллекционные что ли...


И еще ломбардские плетенки каменные - из Комо:

а вот такое - наше: Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

а это - часть портала из Комо

и еще такое наше - снова Дмитриевский во Владимире

 А вот - из Sant'Abbondio еще несколько фрагментов


 

 

 

а вот теперь сравните последние картинки из Комо с нашими... Вот это - с дмитриевского барабана...

 И вот снова - Sant'Abbondio - лёвик:

А еще у них в Ломбардии вот такие зверюшки...

 

 а у нас - тоже есть... похожие, и тоже - на портале:

А вот они же - с такими же цветущими хвостами, но ломбардские:

Ну и как? устали)))

похожая сказка?  сможете отличить нашу картинку от ломбардской? Эх, еще бы понять - о чём у них в Комо были сказки... почти 1000 лет назад.

А ещё из области почти сказок - в Комо были «бродячие каменщики» (maestri comacini), профессиональные инженеры-строители, ремесленный цех которых с тарифами упоминается в бухгалтерских документах аж с 643 года... И именно отсюда ломбардский стиль «универсальный романский декор» и его сказочные особенности, к которым относились и плетенки, монстрики, грифончики и прочие зооморфности, они  разнесли в Средние века по всему миру... наверное, и у нас побывали)

 использованы материалы http://www.rusarch.ru/

 

Серия сообщений "Белокаменная архитектура":
Часть 1 - Слёзы древнерусской архитектуры...
Часть 2 - Загадка белокаменной архитектуры
...
Часть 10 - Любимые чудовища
Часть 11 - Грифон и лань
Часть 12 - Византийская сказка древнерусской архитектуры
Часть 13 - Волок Ламский - Волоколамск
Часть 14 - Белокаменные смайлики львов Дмитриевского собора
...
Часть 28 - Почему Русь белокаменная?
Часть 29 - Белые камни Гроба Господня
Часть 30 - Новый Иерусалим белокаменной архитектуры

Серия сообщений "Византия":
Часть 1 - Это - совсем неинтересно
Часть 2 - И шестикрылый серафим…
...
Часть 5 - Любимые чудовища
Часть 6 - Грифон и лань
Часть 7 - Византийская сказка древнерусской архитектуры
Часть 8 - Свет и тишина Андрея Рублёва
Часть 9 - И мать их - София...
...
Часть 48 - К бестиарию белокаменной архитектуры - II
Часть 49 - Палимпсест белокаменной архитектуры
Часть 50 - Белокаменная Византия

Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 3 пользователям



Владимир_Шкондин   обратиться по имени Пятница, 15 Мая 2009 г. 23:19 (ссылка)
внушает... но мне как строителю приходит такой вариант в мыслях: а если это всего лишь дань моде? дорогой раскрученный бренд? к примеру, в Воронеже есть краснодеревщики, которые работают исключительно на Европу и Питер. Или так: довелось работать в Воронеже над коттеджем вместе с итальянскими мастерами по мозаичным панно... А может 1000 лет назад было так же? Гастарбайтеры модные гастролировали по всей Европе за хороший заработок. Да ещё взять в расчёт наше родное - понтЫ дороже денег!? Впрочем, это только мои домыслы, а хочется верить в сказку.
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Суббота, 16 Мая 2009 г. 08:59 (ссылка)
КнязьМышкин, всё именно так и было - понты и раскрученный бренд! И за тысячу лет ничего не изменилось))) И в Шпейере, и во Владимире - работали итальянские мастера... И там, и там - конечно, только мастера и манагеры. Основная работа была за местными, которые быстро учились. Но закащщики - так же как и теперь, всегда хотят что-то своё...
Понты в то время- это, так же как и сейчас астенько в строительстве - идеализированная (сказочная))) старина... В то время такая "образцовая" старина - это античность, Римская империя, светлый образ громадной, красивой, могущественной и непобедимой страны.
Вот в коллажике у меня два понимания античности и противопоставлены - Шпейерский собор и Успенский во Владимире... Два собора, два закащщика... Конструктивно, по кладке и всяким сопроматностям-инженерностям, вентиляции, замкАм-щипцам между консолями - соборы очень похожи, но ведь такие разные))) Это я всё к тому, что архитектура - не только и не столько сопромат и технологии, это - образ...
А тут для меня совершенно неожиданно, с обретением))) новых картинок, выяснилось, что у немцев ломбардцы строили чужое, а у нас - почти своё...
Ответить С цитатой В цитатник
cdefg   обратиться по имени Суббота, 16 Мая 2009 г. 09:18 (ссылка)
Спасибо. Забираю.
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Суббота, 16 Мая 2009 г. 10:04 (ссылка)
cdefg, тебе спасибо за внимание!
Ответить С цитатой В цитатник
Cadaver_of_Me   обратиться по имени Суббота, 16 Мая 2009 г. 12:31 (ссылка)
Так немцы-то к Ломбардии ближе, их заказчикам, видать, отличий хотелось, вот и выбирали дизайн-проекты отличающиеся от итальянских, близкие им по характеру, может, настроению даже...

Только вот сами эти ломбардцы уж больно Цебертовичи (был такой специалист по укреплению почвы) в своей технике, то есть словно основы всего этого направления с ними вместе в могилу ушли.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 16 Мая 2016 г. 15:32ссылка
Аноним
эти узоры плетёнки намного старше "культурной" европы
ZnichKa   обратиться по имени Суббота, 16 Мая 2009 г. 19:30 (ссылка)
Cadaver_of_Me, это с какой стороны посмотреть - и как - "немцы ближе") формально - Ломбардия в то время вообще в составе империи Барбароссы была, так сказать, вся - немецкая... но тут другой вопрос, вот эти камешки, ко всему прочему, доказывают, что Италия - как была культурно - византийская, так и осталась... императоры приходят и уходят, а грифончики - остаются)))
А с заказчиками, как обычно: любой каприз за ваши денюшки... Но дома-то, в Комо, для себя делали...
Ответить С цитатой В цитатник
Нкт   обратиться по имени Суббота, 16 Мая 2009 г. 23:15 (ссылка)
Вот если мне не изменяет память, то ломбардцы не слишком-то Барбу-россу жаловали и даже как раз в то время воевали с ним отчаянно. Это не мешало, впрочем, общинам их каменщиков с Императором, пока он воевал с общинами "феодалофф". такие тогда были "истересные" времена. Но то, что итальяшки тяготели к Др.Риму (а=и к Византии) - это точно. Что же касаемо т.н. "романики", то термин придуман в 19 веке, а значит мастера 11 века просто не знали, что они романские архитекторы.
Ответить С цитатой В цитатник
Nomo_Familiano   обратиться по имени Вторник, 19 Мая 2009 г. 16:44 (ссылка)
Давно интересуюсь такими переплетениями в истории и искусстве.
Спасибо !!
Буду ждать от Вас ещё интересностей ....
Ответить С цитатой В цитатник
larioarea   обратиться по имени Понедельник, 02 Апреля 2012 г. 10:46 (ссылка)
Интереснейшая тема! Спасибо за статью!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 02 Апреля 2012 г. 10:53ссылка
Да тема очень интересная) А как совпало-то! Озеро Комо, ах! Как Вы к нему попали?)
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Апреля 2012 г. 14:26ссылка
Да, я живу на озере Комо. Перечитала все Ваши заметки посвященные белокаменной архитектуре, теперь иду дальше. Спасибо Вам огромное! Ссылки, что Вы привели мне тоже интересны.
Я сейчас изучаю мастеров с северных озер Италии, а их работа в России - тема особенно интересная. Увидеть серию Ваших статей с тщательно подобранными иллюстрациями было для меня большой радостью и большой находкой.
Вы позволите поделиться Вашей статьей с моими читателями, в ЖЖ?
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Апреля 2012 г. 15:16ссылка
Да, конечно. И мне тоже интересно, что Вы изучаете. Maestri comacini как раз где-то у вас там...В русском Инете совсем ничего про них нет, а это очень увлекательно.
У меня тоже есть дневник на ЖЖ, там большая часть материалов есть, но ЖЖ не позволяет систематизировать, поэтому этот дневник более активный... Но не знаю, может быть, там удобнее %) http://znichk-a.livejournal.com/30394.html
Я занимаюсь этим просто потому, что мне - интересно, для себя и своих читателей, а Вы, наверное, пишете какую-нибудь работу?
Перейти к дневнику

Да, "Magistri cumacini" из этих мест

Среда, 04 Апреля 2012 г. 01:57ссылка
Вы правы, информации о них в русскоязычном интернете очень мало, приходится собирать по крупицам. Работа этих мастеров в России, и вообще связи стран - тема особенно интересная. В Италии и Швейцарии много исследователей мастеров с северных озер, но для них большая сложность - проследить работу этих мастеров в Белоруссии, России и на Украине - это требует не только возможности знакомиться на месте - такая возможность появилась не так давно, но и читать исследования и изучать архивы.
Как хорошо, что Вы есть в ЖЖ! Буду следить за Вашим журналом там. Здесь я всё никак не освоюсь, и трансляцию из ЖЖ похоже настроить нельзя.
Работы я никакой не пишу. Изучаю так же как и Вы, делясь иногда с редкими читателями или с гостями наших мест, проводя экскурсии для своих.
Валентина_Феофилактова   обратиться по имени Пятница, 19 Июля 2013 г. 22:24 (ссылка)
Это просто моя любимая тема! Спасибо огромное!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 20 Июля 2013 г. 08:58ссылка
Надо же, такая редкость - и снова совпали...
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку