-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23754


Почему Русь белокаменная?

Понедельник, 02 Мая 2016 г. 21:57 + в цитатник
1067597_ (700x424, 130Kb)
 
Подавляющее большинство храмов домонгольской Владимиро-Суздальской земли возведено из белого камня. Рядом – в Киевской, Черниговской, Смоленской, Рязанской, Новгородской землях – все строительство велось из кирпича (плинфы) или в смешанной технике. Кроме Суздаля.
При Владимире Мономахе, в Суздальском крае еще строили из плинфы и в смешанной технике. Белокаменное же строительство началось в середине XII века при Юрии Долгоруком и продолжалось в общей сложности и в Московском княжестве. А в середине XV века произошел практически повсеместный возврат к кирпичу.
Эта ситуация, в истории русской архитектуры уникальная — переход в середине XII века от дешевого и технологичного кирпичного зодчества к более дорогому и менее технологичному белому камню и возврата к кирпичной технике в середине XV века.
 
Подлинное зеркало каждой эпохи – это архитектура. Возможно, изучив характеристики эпох Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и всех тех, кто настолько неравнодушен был к белому цвету, можно будет прочесть хоть какую-нибудь информацию, найти ответы на поставленные вопросы. Быть может, белый цвет в строительстве был продиктован из политических соображений, религиозных, а может — исходя из личных симпатий и антипатий… Благо исследований в этом вопросе проводилось немало.
 
Со времен Юрия Долгорукого до так называемого Батыева нашествия во Владимиро-Суздальской земле из белого камня были возведены 95 % всех построек.
 
В XII веке капитальное строительство требовало напряжения сил и мобилизации ресурсов всего княжества, а получается, например, что вместо четырех белокаменных храмов Юрий Долгорукий при тех же трудовых и финансовых затратах мог бы построить сорок кирпичных. Упрямство? Принципиальность? Личные пристрастия Долгорукого? Или же серьезное стратегическое решение?
 
При этом кирпич позволял строить храмы гораздо больших размеров, чем белый камень. Сравним, например, подкупольные пространства нескольких храмов: София Киевская – 7,8 м, Спасо-Преображенский собор в Чернигове – 6,5 м, мономахов собор в Суздале – 8,6 м, а Спасо-Преображенский собор в Переславле – 5,1 м. Даже в кирпичных соборах скромной и небогатой Рязани стороны подкупольных квадратов были больше, чем во Владимиро-Суздальском княжестве. Даи к тому же в случае какого-либо особого пристрастия Юрия Долгорукого и его потомков к белому цвету вполне можно было бы строить храмы из кирпича или в еще более дешевой технике «opus mixtum», а потом их оштукатуривать.
 
Например, затирка раствором – одна из форм оштукатуривания – имела место в храмах Новгорода и Пскова. Была затерта раствором туфовая кладка Суздальского собора начала XIII века. Туфовые своды церкви Покрова на Нерли и владимирского Успенского собора были выравнены обмазкой. В ряде домонгольских суздальских храмов штукатурились фрагменты стен, предназначенные для фресок. Епископ Иоанн в 1194 году побелил мономахов собор в Суздале. 
 
Следовательно, в XII веке оштукатуривание не было чем-то из ряда вон выходящим. На Руси не штукатурились только крепостные сооружения (до второй половины XVII века). И Долгорукий при помощи оштукатуривания и побелки мог бы достичь гораздо большей гладкости стен, белизны и однородности цвета при несравненно меньших затратах.
 
Известно, что Долгорукий всю жизнь хотел владеть Киевом, три раза брал его штурмом, но почему-то он не строил, как в Киеве, из кирпича, что позволило бы превзойти владения отошедшего от византийских традиций и чуть не приведшего церковь к расколу Изяслава Мстиславича и количеством храмов, и их размерами?
 
Очевидно, все дело в имперских амбициях князя и его вере, во влиянии на Долгорукого и его потомков римской (ромейской в те времена) архитектуры Святой Земли. Небесный Иерусалим - бело-золотой, камень храма Соломона – желтоватым, как и весь известняк в Святой Земле, и даже такая частность, как белые одежды праведников, могла повлиять на выбор столь дорогой строительной техники.
 
Одним из важнейший признаков влияния архитектуры Святой Земли на владимиро-суздальскую архитектуру – скульптурный декор. Храм Гроба Господня, много раз разрушенный и возрождающийся вновь, тоже имел скульптурный декор, причем византийский, а значит – с сильным восточным (и сасанидским) влиянием.
 
В чем именно могло состоять влияние архитектуры Святой Земли? Прежде всего, конечно, сам факт строительства из камня.
 
Подавляющее большинство храмов Святой Земли – были именно каменными. И византийская составлящая в этих постройках была несомненной, несмотря на мифы о кардинальной перестройке храмов крестоносцами. Строительство из камня символизировало государственную мощь и имперскую идеологию.
 
Вывод, к которому пришли историки был крайне удивительным: решение строить из камня — было вовсе не спонтанным, а стратегическим решением. Юрий готовился к белокаменному строительству долго и серьезно, в рамках многолетней и целенаправленной политики возвышения «своей» Суздальской земли. Дело его расцвело при сыновьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. Особенно красноречиво говорят об этом находки последних лет в Кидекше и в Боголюбово. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский творчески развивал византийские традиции для укрепления своего Владимиро-Суздальского княжества (прославление иконы Владимирской Божией Матери, белокаменные храмы, введение праздника Покрова) и дерзал равняться с самим императором: в прославляющих князя сочинениях его победы над волжскими булгарами ставятся в один ряд с победами Мануила I над арабами и сельджуками, подчеркивается равенство императора и князя в «братолюбии» и справедливости. Андрей Боголюбский - первый русский князь, чье имя упоминается в контексте определения императорской власти, сформулированного при имп. Юстиниане I (VI в.) Агапитом диаконом: «Естеством бо цесарь земным подобен есть всякому человеку, властью же сана вышьши яко Бог» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 592; Т. 1 (2). Стб. 370)
 
Тем не менее, основное княжеское «техническое задание» – строительство в римской (ромейской) полубутовой технике с минимумом раствора и аккуратной (более-менее))) кладкой – суздальские мастера выполнили, вложив свой вклад в архитектурное выражение православной веры и государственной мощи Владимиро-Суздальского края.
 
* вот, времени появилось немного, но самой пока писать лень - на работе это делаю от зари и до зари, так что этот текст взят из Заграевского , только европейское и Германия пародийно  авантюрно заменены на византийское и Святую Землю... , и ничего, вроде гладко получилось, для вступления сойдет).
 
продолжение следует...

Серия сообщений "Белокаменная архитектура":
Часть 1 - Слёзы древнерусской архитектуры...
Часть 2 - Загадка белокаменной архитектуры
...
Часть 26 - Палимпсест белокаменной архитектуры
Часть 27 - Белокаменная Византия
Часть 28 - Почему Русь белокаменная?
Часть 29 - Белые камни Гроба Господня
Часть 30 - Новый Иерусалим белокаменной архитектуры

Метки:  
Понравилось: 6 пользователям

Venda1   обратиться по имени Вторник, 03 Мая 2016 г. 11:47 (ссылка)
От последнего абзаца упала под стол. )))
Пиши ещё. )
На самом деле очень люблю твои архитектурные экзерсисы. Не пропадай.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Мая 2016 г. 13:59ссылка
Спасибо тебе, Venda1, за добрые слова! :)
Падунский   обратиться по имени Вторник, 03 Мая 2016 г. 15:35 (ссылка)
это у него после участия в крестовом походе появилось. насмотрелся, с фрязями пообщался
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Мая 2016 г. 18:34ссылка
Про крестовый поход - очень соблазнительная версия, да. Но никто не весть - был ли кто из владимиро-суздальских князей в крестовом походе - нихто ни най, и "дакументов" нет... даже самых завалящих. Так что пока без крестовых походов приходится обходиться.
Аноним   обратиться по имени Вторник, 03 Мая 2016 г. 16:38 (ссылка)
Уж этот мне Згараевский! Нет, не выходит ничего хорошего, когда любитель с чуждым техническим образованием лезет в тонкости профессионального гуманитаризма. Ну, парочку свежих идей относительно кладки и пропорций, а в целом узко и примитивно, и далеко от главного - понимания логики эпохи. Технарь - есть технарь и полагает, что в 12 веке финансово-экономические выгоды имели такие предпочтения, как и праздного любителя истории в 21 веке. Кроме того и самый подход к истории у Заграевского порочен, ибо он ищет и погоняет весь исследуемый материал под некую умозрительную линию МЕЙНСТРИМА... Сей моно-стрим - при ближайшем рассмотрении оказывается пустой выдумкой велемудрых ученых 19 века сильно жаждущих примитивно-математических классификациий в труднообъяснимом хитросплетении реально жизненных завихрений истории. В итоге, несмотря на ряд оригинальных открытий, г-н Заграевский топчется на месте и блуждает в трех соснах... которыми надуманно ограничил себя еще его предшественник Кавельмахер. Ну, ладно того в круг совдеповские штампы теснили, а этот-то почему из них вырваться не хочет?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Мая 2016 г. 17:07ссылка
Аноним
Ах, да... о главном! Конечно же заметил в тексте замену терминов с пошлой европы на малоизученную византию. Да-да-да! В том-то и дело! До сих пор понятие "Романики" у большинства ассоциируется с западноевропейской архитектурой. При этом забывают, что вся романика на 75% вышла из так называемой византии. Которая и была продолжавшей свою жизнь Римско-романской культурой, влияние которой можно найти даже в Тадж-Махале, построенном через 250 лет послепадения самой Византии.
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Мая 2016 г. 18:35ссылка
Да всё так, но текстик-то пригодился, и мне кажется, очень к месту, стоило вектор только поменять - и все заиграло)))
Перейти к дневнику

Среда, 04 Мая 2016 г. 07:47ссылка
Аноним
Да текстик удачный. Но еще замечание. Белокаменное строительство продолжалось и после 15 века. Например в Александровой слободе при Иване Грозном.
Перейти к дневнику

Четверг, 05 Мая 2016 г. 23:06ссылка
Александровская слобода - вообще эксклюзив, конечно. Но в общем и целом, все-таки перешли на кирпич - "хутка и смачна".
Перейти к дневнику

Пятница, 06 Мая 2016 г. 08:11ссылка
Аноним
Да перешли. В 17 веке уже точно не было. И вот у меня какое подозрение зародилось. Что забвению белокамня на Руси весьма способствовало Смутное время. Только к середине 17 века новая династия Романовых прочно встала на ноги, а там уже мощно поперло влияние западного барокко. Легкомысленность светская.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку