-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 23705

Ѕелые камни √роба √осподн€

„етверг, 05 ћа€ 2016 г. 23:02 + в цитатник
1067597_Avital_Heyman_2_1_ (700x524, 196Kb)
 
ѕроисхождение и семантика белокаменной резьбы владимирской архитектуры – одна из моих любимых тем. ƒоказать византийское, а не западноевропейское происхождение наших белокаменных рельефов XII в. – увлекательна€ и заведомо почти нереальна€ задача. 
ќказалось, что прошлые посты на белокаменную тему ѕалимпсест белокаменной архитектуры и Ѕелокаменна€ ¬изанти€ были еще в июне (!) и практически подытожили весь собранный материал… и чтобы продолжить тему - осталось только поехать куда-нибудь (в »ерусалим, в “урцию и в —ирию очень надо, и в »талию) и найти новый (ха-ха) материал или перейти на более высокий уровень обобщени€. 
ѕоехать теперь не могу никак, да и на писанину с новой работой времени не остаетс€ совсем, но интернет и книжки, даже в отсутствие путешествий и при минимальном времени, позвол€ют потихоньку изучать и накапливать материалы, и очень–очень помогают фотографии, которые привоз€т друзь€.
¬ этот раз точку отсчета задали материалы, которые отсн€ла ≈лена Ўадунц в »талии и √ермании.
‘отографии ≈лены реально помогли – € как будто побывала в италь€нских храмах. » еще весной – в одном немецком, который произвел на мен€, не побоюсь этого слова, мистическое впечатление дежавю.
¬от фото из немецкого городка √ернроде в —аксонии – это же мистика точно - церковь —в€того  ириака (нем. Stiftskirche St. Cyriakus) основана в 959 году, византийска€ трЄхнефна€ базилика с эмпорами. ¬ церкви есть чудесна€ постройка - кенотаф √роба √осподн€.
 
1067597_Gernrode_kenotaf (700x506, 228Kb)
 
¬от с такой резьбой,
 
1067597_Gernrode_kenotaf_2 (700x700, 337Kb)
очень знакомой, да?
 
1067597_Gernrode_kenotaf_1 (700x497, 95Kb)
 
причем известно, что она обновлена в XII веке.
 
1067597_Gernrode_kenotaf_4 (543x700, 95Kb)
 
Ёто старейша€ из сохранившихс€ копий гробницы ’риста в »ерусалиме.
 
1067597_Gernrode_kenotaf3 (700x525, 247Kb)
 
¬от еще фрагмент
 
1067597_Gernrode_kenotaf_5 (427x700, 78Kb)
 
¬ообще, вс€ эта белокаменна€ резьба – что в »талии, что в јрмении или —ербии – одно сплошное дежавю, и кажетс€, осталось вспомнить, где уже было всЄ это…где всЄ это могло пересекатьс€.
 
 онечно, в »ерусалиме)
 
√оворила, что сам по себе храм √роба √осподн€ - совершенный архетип, и геополитический объект.  аждый храм во всем христианском  мире априори должен быть по мере сил копией √роба √осподн€.
 
ј сколько времени, как вы думаете, был »ерусалим христианским? ¬изантии он досталс€ по рождению, так сказать. Ќу, скажем с 325… был можно сказать православным, а в 614 – уже завоевали —асаниды и иудеи, потом ќме€ды, јббасиды, и прочие ‘атимиды и так до крестоносцев-латин€н (которые православных там по умолчанию в «унию» загнали) “ак, крестоносные королевства там были 1096-1291 гг с перерывом на —алах ад-ƒина, а дальше уже монголы, мамлюки и прочие сельджуки… потом 400 лет османского владычества... затем немножко англичан, и вот в XX веке ќќЌ, «всЄ поделить» и все дела – до сих пор поделить не могут. —ейчас в »ерусалиме меньше двух процентов христиан.
 
«» шо ви хотите?» да нет, € не разжигаю))) я про то, что если посмотреть модным нынче толерантным взгл€дом: »ерусалим – очень давно и сильно нехристианский город. ѕредставл€ете? ƒо мен€ совсем недавно дошла эта мысль, и все никак к ней привыкнуть не могу… и как € раньше не додумалась, ведь это же все мен€ет!
 
Ќо при том, что »ерусалим считаетс€ самым «раскопанным» городом, он скрывает большую часть своей истории под тыс€челетними сло€ми, и чем больше интересуютс€ его прошлым, тем больше возникает вопросов, ответы на которые он, словно бы, скрывает. 
Ќачнем сначала. ¬от текст ветхозаветного видени€ »езекиил€, в котором описываетс€ €вленный пророку храм: «ќт верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображени€, сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двум€ херувимами, и у каждого херувима два лица. — одной стороны к пальме обращено лице человеческое, а с другой стороны к пальме лице львиное; так сделано во храме кругом» (»ез. 41: 17– 19). ќбраз »езекиил€ воспроизводит черты исторического храма —оломона, описанного в “ретьей книге ÷арств (гл. 6-7), но при этом говоритс€ не о конкретном сооружении, а о видении Ќебесного храма, которое стало в христианской традиции одним из важнейших ветхозаветных образов √орнего »ерусалима.
¬идение »езекиил€ воспринималось как €вленна€ Ѕогом икона и именно в этом качестве приводилось защитниками иконопочитани€. ¬ «—ловах» »оанна ƒамаскина (ћансур ибн —ерджун јт-“аглиби, он в ƒамаске жил при византийском и персидском владычестве, в —ирии современной) находим: «Ѕог показал »езекиилю храм, который имел, говорит [ѕисание], резные лица львов и [изображени€] пальм, и людей, и херувимов, от самого пола даже до потолка храма».
¬ы помните, что куву́кли€ (греч. Κουβούκλιον — «покой, опочивальн€», спец. дл€ крестоносцев - лат. Cubiculum) – это небольша€ (6 х 8 м) купольна€ часовн€ желто-розового мрамора в центре –отонды ’рама ¬оскресени€ ’ристова. ќна заключает в себе √роб √осподень и придел јнгела. 
ј что же такое был ’рам √√ (√роба √осподн€) во времена ёри€ ƒолгорукого и его сыновей – јндре€ Ѕоголюбского и ¬севолода Ѕольшое гнездо? Ќу то есть в XI – XII веках? ƒл€ этого придетс€ прочитать историю храма сначала.
 
“ак вот, архитектурна€ истори€ √роба √осподн€ делитс€ на 5 этапов (и наберитесь терпени€, куда спешить?)
1) 30-е гг. I в.- засыпки ок. 135 (?) г.; 325/6 г.- открытие скальной гробницы; 
 
2) 325/6-1009 гг.-  увукли€ имп.  онстантина I; »нициатором поисков €вилс€ епископ »ерусалима ћакарий. ’рам √роба √осподн€ построили сирийский архитектор «иновий под руководством сирийского св€щенника ≈встафи€  в 335 г
–азрешение было получено от императора во врем€ проведени€ Ќикейского собора в 325 году. ¬ том же году под храмом ¬енеры, сооруженном при императоре јдриане после 134 года и более ранним культурным слоем в виде иудейского некропол€, был обнаружен √роб —пасител€. ≈го обретение начало сопровождатьс€ исцелени€ми и чудесами. „уть позже, в 326 году был обнаружен ∆ивотвор€щий  рест.¬ 325 году началось строительство ’рама (мартириума) √роба √осподнего. 
ћартириум представл€л собой базилику, выходившую закрытым атриумом на  ардо и собственно ’рамом над √робом √осподним с другой стороны под полусферическим куполом. Ѕогатство интерьера сооружени€ соответствовало его сакральному значению. ƒвойные колонны, капители которых были покрыты золотом, рассекали базилику на три нефа.  вадры ее потолка и ’рама ¬озненсени€ (јнастисиса) также были покрыты золотом. јнастисис сообщалс€ с базиликой тройными воротами. ≈го интерьер украшали плиты из разноцветного мрамора, а внешн€€ стена была облицована белым полированным. —ам √роб √осподень был окружен двенадцатью великолепными колоннами по числу јпостолов. Ќа колоннах находились чаши из серебра, €вл€вшиес€ дарами  онстантина ¬еликого. –азрушен в 614 году персами и иуде€ми.
ћежду 616 и 626 годами, под патронажем жены шаха ’озро€ II, €вл€вшейс€ дочерью императора ћаврики€, началось восстановление —в€того места. ѕод непосредственным руководством насто€тел€ монастыр€ —в.‘еодоси€  иновиарха преподобного ћодеста (позже - ѕатриарх »ерусалимский) возвод€тс€ три храма: ¬оскресени€,  реста и √олгофы. ¬ 629 году, при императоре »раклии ¬еликом (610-641 гг.), началось его воссоздание. ¬еро€тней, второе здание, в основном, соответствовало плану первого.
¬ 746 году сильное землетр€сение причинило значительные разрушени€ ’раму, бедна€ христианска€ община, наход€ща€с€ под т€желым гнетом мусульманских налогов не находила достаточно средств на проведение необходимых ремонтных работ. ¬о врем€ халифа аль-ћамуна (813-833), после очередного землетр€сени€, повредившего церковь, патриарх ‘ома расширил купол јнастазиса, употребив на строительство кедровый лес, присланный с  ипра в дар от императора  арла ¬еликого (769-814). — 800 года  арл официально становитс€ патроном ѕалестины и получает в качестве почетной привилегии ключи от ’рама √роба √осподн€ и знам€ »ерусалима.
¬ 935 году мусульмане зан€ли южную часть атриума перед  онстантиновой базиликой под предлогом, что халиф ќмар молилс€ в этом месте (позже в 1216 году здесь построили небольшую мечеть, почти перекрывшую доступ к Ѕазилике, а  в 1417 году еще пристроили минарет). Ёто было сделано вопреки декретам самого ќмара. ÷ерковь вновь подвергалась нападени€м и разрушени€м погромщиков в 936 и 969 годах, но самое катастрофическое разрушение постигло ее при халифе аль-’акиме в 1009 году. ’алиф аль-’аким би-јмриллах (996-1021) в 1008 году запретил на улицах »ерусалима  рестные шестви€. Ќенависть к величайшему христианскому чуду - „уду —хождени€ Ѕлагодатного ќгн€ в ¬еликую —убботу и нечеловеческа€ озлобленность к христианской радости привели к тому, что в 1009 году халиф аль-’аким би-јмриллах приказал полностью разрушить ’рам √роба. » только груда развалин и щебн€, образовавша€с€ от падени€ громадных стен и потолка, помешала фанатикам достигнуть фундамента Ѕазилики. ¬ассалы аль-’акима безжалостно крушили ’рам, грабили имущество, уносили с собой св€щенные сосуды из благородных металлов. ¬ течение трех лет страдала христианска€ св€тын€, защищаема€ христианами.
’рам √роба √осподн€ был снесен по пр€мому приказанию халифа в 1009 году, что послужило в дальнейшем одним из поводов подготовки ѕервого крестового похода.
¬ 1012 году безумие аль-’акима остыло, и, прислушива€сь к уговорам своей матери-христианки, котора€ носила им€ ћари€, он прекратил вандализм. ¬се преследовани€ были прекращены, и византийским св€щенникам было разрешено начать реставрацию храма. ѕсихическа€ болезнь халифа привела к тому, что в 1020 году он провозгласил себ€ конечным воплощением божества, и таинственно исчез, – предполагают, был убит заговорщиками. 
 
3) 1009-1555 гг.-  увукли€, обновленна€ византийскими императорами (1-€ пол. XI в.) и крестоносцами (XII в.); 
¬осстановление храма началось в 1031 году, при императоре –омане, но только что отстроенное здание было вновь разрушено землетр€сением 1033 года. ¬ 1048 году император  онстантин IX ћономах (1042-1055) - «дедушка» нашего ¬ладимира ћономаха - вновь отстраивает храм. »менно император  онстантин IX облагораживает, дела€ его более компактным и приемлемым дл€ воспри€ти€ ≈вангельских событий. ѕо€вл€ютс€ новые апсиды, св€занные с участниками последних дней жизни »исуса ’риста. 
» сохранились свидетельства. ¬от одно из них, очень интересное. «наменитый таджик, ну или перс, Ќасир наш ’усрау (’осров) посетил ’рам в 1047 – вот его впечатлени€: «ќгромное здание... способное вместить до восьми тыс€ч человек... построенное искусно и украшенное разноцветным мрамором, орнаментами и скульптурой внутри...украшенное византийскими ткан€ми шитыми золотом с картинами».
¬последствии, крестоносцы разовьют эту идею. Ќо территори€ Ѕазилики  онстантина теперь уменьшилась более чем в два раза. “еперь ’рам состо€л лишь из церкви ¬оскресени€ или –отонды и атриума. –егул€рные литургии дл€ местных христиан совершались с противоположной, западной стороны  увуклии. «десь у ее стены был установлен еще один престол. ѕозже, сохранившие его крестоносцы, сделали над ним дерев€нный навес и назвали «√олова могилы». ¬ насто€щее врем€ это место закреплено за коптами – монахами древней восточной церкви.
ѕеред входом в храм был построен атриум – мощеный двор, который €вл€етс€ потолком подземного водохранилища. ≈го внешний вид почти не изменилс€ с 1172 года, когда было завершено строительство колокольни. ћощение XII века и остатки семи колонн сохранились и сегодн€. —ами столбы колонн, кроме оснований, были сн€ты в 1244 году хорезмскими татарами и посланы в ћекку как дар. «ападный столб, встроенный в стену и имеющий капитель – корзину, сохранилс€ почти целиком.
¬ 1099 году 15 июл€ в —в€той город вход€т крестоносцы. ¬ послании, которое отправил √одфрид Ѕульонский папе –имскому ѕасхалию II содержитс€ рассказ о битве за ’рамовую гору. ¬от, что пишет √одфрид: «» если желаете ¬ы узнать, что сталось с врагами, которые там были, то знайте, что в —оломоновой галерее и у его храма скакали наши лошади в крови сарацинов по самые стремена, и кровь врагов доходила нашим люд€м до щиколоток». –ыцари-освободители —в€тыни не щадили никого…
Ќо мы чуть отвлеклись.  рестоносцы посчитали, что здание ’рама не совсем соответствует своему назначению и начали его перестраивать. ќсновной объем строительной де€тельности пришелс€ на 40-е годы, но перестроили они не много.15 июл€ 1149 года ’рам был осв€щен. ѕрактически без изменений до наших дней дошли предел –отонды —в.√роба на восточной стороне и три нефа с хорами в виде амфитеатра - на западной. 
— 1100 по 1187 года в ’раме производились захоронени€ монархов »ерусалимского королевства, а с 1136 года - их коронации. ¬ 1244 году ’рам подвергс€ разграблению и частичному разрушению хорезмийской армии под предводительством монголов, что послужило в дальнейшем одним из поводов проведени€ —едьмого крестового похода.
 
4) 1555-1808 гг.-  увукли€ в перестройке Ѕонифаци€ –агузского по старым фундаментам; 
„астично был восстановлен лишь к 1555 году и окончательно - в 1719 году. ѕозже, в том же году был частично перестроен. ¬ 1808 году вновь сильно пострадал от пожара и был восстановлен к 1810 году.
«начительные пожары с последующими восстановительными работами происходили в 1868 и 1947-1949 гг.
 
5) с 1809/10 г. по наст. врем€ -  увукли€ по проекту греч. архит. Ќ.  омнина (1770-1821).
 
Ќу и вот схемочка примерно по этапам.
1067597_ (700x344, 66Kb)
 
ѕон€тное дело, из всего по времени тут нас интересуют  – византийский период и крестоносцы, причем вы€снилось, что крестоносцы не так и сильно перестроили храм, как об этом говор€т путеводители.
(ƒалее – синим мой перевод статьи ќстерхаута, см. ниже в материалах) ’рам √роба √осподн€ – действительно центр мира, но сегодн€, благодар€ всем перестройкам и реконструкци€м, оказалось,  это «верблюд», в смысле старой шутки «верблюд – это лошадь, разработанна€ комитетом». 
ќчевидно, что все византийские и крестоносные фазы реконструкции интересующего нас времени представл€ли собой изменени€ в форме здани€ и в отделке. Ќо тем не менее – это один, единый храм, который и до сих пор стоит на том самом древнем месте. » византийцы, и крестоносцы €вно были не в ладах с первоначальным планом, но они, как вы€снилось, пытались сохранить символические части и камни, и старались максимально использовать каменные блоки и украшени€ более ранних построек.  онстантин IX видел себ€ великим покровителем церкви и преемником  онстантина ¬еликого – императором огромной и самой мощной державы. Ќевозможно себе представить какие-либо финансово-экономические ограничени€ на такой стройке… а тем не менее многочисленные исследователи, западные в основном, да и наши, пишут о крайней экономности и скупости византийцев на основании того, что они реконструировали храм √роба √осподн€ из мусора, из каких-то обломков и кусков. 
Ќо всЄ не так! ¬ архитектуре √роба √осподн€ «реконструкторы» XI- XII вв рассматривали каждый камень как св€щенный, в бурной истории само здание, а не только √роб √осподен было почитаемо как реликви€! “аким образом, камни первоначального здани€ храма —в€того √роба, насколько это возможно, были использованы в каждой последующей реконструкции. 
 
»так, в 1099 году »ерусалим был захвачен крестоносцами. ѕалестиной овладели европейские феодалы, которые по сравнению с утончЄнными византийцами, мусульманскими и христианскими жител€ми ѕалестины были дикар€ми. ¬оенные и бытовые контакты времени крестоносцев много способствовали культурному развитию ≈вропы. ¬месте с тем, на Ѕлижнем ¬остоке возникло некое единое культурное поле, когда христианское и мусульманское искусство творились в сходном духе и часто одними и теми же мастерами! Ёто второе мое открытие,  раньше об этом никогда не думала…
 
ћы никогда не сможем определить место происхождени€ всех архитектурных повторно использованных частей здани€ храма ¬оскресени€, но многие из них точно должны быть еще из первого великолепного храма. Ќемало из ’рама   онстантина оказались вообще в мечет€х. „то говорить о второстепенных мечет€х, тогда как в двух главных исламских мечет€х »ерусалима легко обнаруживаютс€ €ркие византийские детали, причем драгоценные по тем временам. ¬от колонны јль- јкса
 
1067597_Al_Aksa_kolonni (700x525, 48Kb)
 
¬от там же – панели резные,
 
1067597_Al_Aksa_panel_2_8_vek (338x540, 90Kb)
восьмого века дерев€шечки
 
¬от  упол —калы – тоже эээ… с колоннами. ƒостоверно византийскими.
 
1067597_Kypol_Skali_kolonni (700x525, 359Kb)
 
Ќо вернемс€ в √√. ћногие детали великолепного храма, например, те же колонны и капители, которые были, м€гко говор€, не в лучшем виде уже к XI веку, крестоносцы тем не менее сохранили в реконструкции XII века, где они cтали р€дом со стилистически новыми детал€ми, свежеизготовленными. ¬изуально это выгл€дит как на корове седло совершенно нелогично и даже несуразно, но, в силу своей огрубленности и «патины» такие детали свидетельствовали о древности здани€, и следовательно, о его громадном значении дл€ веры. Ѕолее древние детали обеспечивали мгновенную визуальную отсылку «в то самое врем€»: безотказна€ машина времени – переносит во времена ’риста!
» византийска€ реконструкци€ отчетливо неравномерна. » эта неравномерность не может быть результатом различий в мастерстве «бригад каменщиков», как пишут исследователи. Ќапример, кладка южной часовни, говор€т, сделана местными мастерами, а „асовн€ над √олгофой построена «€вно» по-столичному, по-константинопольски, исключительно хорошо и тщательно. ¬ противоположность этому, почти все остальные части одиннадцатого века состо€т из мешанины кусков, из разных колонн и капителей, иногда без базы. ¬ результате выгл€дит некрасиво и в лучшем случае странно.
”важение людей к древней структуре здани€ побуждает пересмотреть повторное использование скульптуры на нем. ¬ месте исторической значимости, каким считалс€ »ерусалим, старые камни не умирают; но иногда могут служить в качестве средства дл€ передача сакрального смысла. 
ƒжон ”илкинсон, например, предположил, что повторное использование церквей в  столицах крестоносцев могло прийти от ’арам, возможно, из мечети јль-јкса. 
 роме того, существуют важные различи€ в декоративных детал€х фасада √роба √осподн€. ќни, по-видимому, были составлены из комбинаций новых и повторно использованных деталей. ќчевидно, например, что колонны на кос€ки были вз€ты, по меньшей мере из четырех различных типов построек.
1067597_Osterhayt_1516 (700x526, 263Kb)
“акой вот «верблюд».
 
 арнизы  могут быть также древними,
 
1067597_1fc02a1a6b (525x700, 183Kb)
 
и они спровоцировали разнообразие интерпретаций… это работа крестоносцев или же они позднеантичные? я уверен, что оба карниза II века, но верхний карниз был частично переделан  крестоносцами и недавними реставраторами. Ќо это все неопределенно, даже стандартный акант фасада может оказатьс€ работой местных мастеров VI века. 
ѕеремычки (теперь удалены) €вл€ютс€ переделкой плит и сохран€ют геометрический узор на оборотной стороне. ’от€ обычно их относ€т ко времени јббасидов, этот кусок возможно, был частью ¬изантийского храма одиннадцатого века (это ћишель Piccirillo предположил в разговоре с ним).
1067597_Avital_Heyman_3 (700x463, 185Kb)
 
“аким образом, в искусстве крестоносцев существует €вный "местный" элемент. ќн про€вл€етс€ не только в подражании, но и в использовании предметов искусства предшествующих исторических эпох региона. ¬есьма веро€тно, что каждое новое поколение строителей храма √роба √осподн€ вдохновл€лась предыдущими конструкци€ми на том же месте. 
„то все это значит дл€ нашего понимани€ архитектуры √роба √осподн€? 
¬ духовном плане почтенна€ древность здани€ представл€ет собой более мощную выразительную силу, чем последние «импортные» архитектурные особенности. 
 амни красноречиво говор€т об этом, хот€ письменные источники хран€т необычное молчание.
» на —в€той «емле огромное количество древней резной архитектуры. ≈сть и зверюшки.
ƒворец ’ишама (»ерихон, ѕалестина)
1067597_Hishams_Palace_1 (700x464, 437Kb)
 
»сследователи говор€т о том, что руку к созданию дворца и св€занного с ним комплекса построек
 
1067597_Hishams_Palace_Khirbat_al_Mafjar__Rockefeller_Museum (700x466, 243Kb)
 
приложили те же зодчие, что подарили миру «олотой купол скалы в »ерусалиме,
 
1067597_Hishams_Palace_Khirbat_al_Mafjar_remains_at_the_Rockefeller_Museum_IMG_7185 (466x700, 299Kb)
 
а руководил процессом плем€нник халифа, ¬алид ибн язид. ј резьба - така€ совсем знакома€).
 
1067597_Hishams_Palace_Khirbat_al_Mafjar_Rockefeller_Museum (466x700, 246Kb)
 
ј там недалеко и ћшатта - тоже красоты неземной и резной - у немцев оно теперь, в Ѕерлинском музее.
 
1067597_PergamonMuseum__Berlin___Palace_of_Mshatta_8th_century_2 (700x468, 347Kb)
 
и со зверюшками тоже симпатичными
 
1067597_PergamonMuseum__Berlin___Palace_of_Mshatta_8th_century_3 (640x426, 117Kb)
 
вот еще птичка
 
1067597_PergamonMuseum__Berlin___Palace_of_Mshatta_8th_century_4 (700x525, 233Kb)
 
ћного всего в —в€той «емле, но надо остановитьс€, а то никакого места не хватит.
 
—егодн€ в св€том граде »ерусалиме паломникам об€зательно показывают так называемый «пуп «емли». ќн находитс€ в храме √роба √осподн€, на середине пр€мой линии, соедин€ющей алтарь кафедрального храма »ерусалимского ѕатриархата и  увуклию.
 
1067597_Pyp_Zemli (700x525, 102Kb)
 
«ѕуп «емли» – это символизирующа€ центр христианского мира каменна€ чаша, внутри которой шар с начертанным на нем крестом. ≈пископ јргульф примерно в 700 году (то есть уже после того, как »ерусалим и его главна€ св€тын€ были отвоеваны войсками византийского императора »ракли€) оставил письменное свидетельство о «пупе «емли», обозначенном «высокой колонной к северу от церкви √олгофы, посреди города» »ерусалима. ¬ 1102 году «пуп «емли» в виде колонны описал и епископ —евульф. „ерез три столети€, в 1322 году, это место с колонной упоминаетс€ уже «в середине церкви». ѕозже этот пам€тник упоминаетс€ и другими хронистами и паломниками, но степень его древности никто не знает: у греков в храме √роба √осподн€ имелась «кругла€ колонна около двух футов в высоту, выдающа€с€ из мраморной мостовой, но ничего не поддерживающа€». Ќазначение этой колонны св€зывали с указанием в »ерусалиме «истинного центра», или «пупа, «емли». „ерез два столети€, в окт€бре 1884 года, хронисты называли этот «центр» «столбом», хот€ на его месте была уже «ваза, по форме напоминающа€ сосуд дл€ фруктов», называема€ арабами и местными сирийскими христианами «центром «емли». ѕричем отмечалось, что в конце XIX века почти в каждой греческой церкви в —ирии имелось подобное сооружение в центре храма, называемое по-арабски «амуд», и представл€ло оно собою тоже вазу или нечто вроде вазы. (это вообще инфа к пониманию следующего постика)
 
Ёто все истори€, и она така€… эээ… далека€. ј вот когда вы вообразите, что там живые люди были, каменщики, строители, архитекторы, резчики по камню, бригады мастеров… их вообще-то и так немного в природе, а в этом месте этим бригадам очевидно приходилось строить и дл€ мусульман, и дл€ христиан, и дл€ иудеев. » представьте – они в этом св€том дл€ всех месте типа соревновались, кто круче (вот как психолог - не поверю, что не так было!). » нужно было еще приспосабливатьс€ под клиента – ведь пон€тие красоты, конечно, в одной точке на карте было похожим, но ведь веры-то разные.
 
ѕримеров этому – великое множество. ’от€ бы виртуально зайдем в иерусалимский рокфеллеровский музей (ох, когда попаду туда, два три дн€ буду там ходить). “ам вот есть, например, панели из мечети јль-јкса – третьей св€тыни ислама после ћекки и ћедины. ≈ще одну покажу - уж больно хороши...
1067597_Al_Aksa_panel_8_vek (436x700, 280Kb)
 
ѕанели очевидно украшали балки, сто€вшие на столбах центрального зала. ƒырки указывают на то, что панели были прибиты к балкам гвозд€ми. ”крашени€ указывают на €вное византийско-христианское вли€ние, и свидетельствуют о том, что сделали их христианские мастера, либо сирийские, в самой ранней стадии строительства храма, то есть в VIII веке. ј может,  скорее всего, стащили из константиновского храма √√.
 
¬ этом же музее – так называемые перемычки о которых говорит ќстерхаут (верхн€€ часть дверной рамы) из самого первого храма √√.  »х две - западна€ с христианскими сюжетами
 
1067597_barelef_nad_vhodom_v_GG_1 (700x525, 95Kb)
 
вот фрагмент по€снее
 
1067597_Avital_Heyman_9_ (700x433, 146Kb)
 
и загадочна€ восточна€
 
1067597_Avital_Heyman_4 (700x123, 60Kb)
 
ќни были установлены над двойными входными воротами у южного фасада,
1067597_Vhod_v_Hram_Svyatogo_Groba__1855_god (700x504, 157Kb)
 
и €вл€ютс€ образцами мастерства обработки камн€... 
 
¬осточна€ содержит мифических существ - очень своеобразных - птичек
 
1067597_Avital_Heyman_1 (700x491, 219Kb)
 
сирен и кентавров
 
1067597_Avital_Heyman_7 (700x438, 199Kb)
 
» не очень приличных мужичков
 
1067597_Avital_Heyman_8 (700x513, 169Kb)
 
¬заимоотношени€ между двум€ перемычками €вно интересные и напр€женные, но снова придетс€ эту тему свернуть, скажу одно: ученые не додумались ни до чего более конкретного, чем противопоставлени€ св€тости и греховности %) “ипа "добро и зло", и без комментариев.
¬от еще один фрагментик покажу и на сегодн€ всЄ с перемычками)
 
1067597_Avital_Heyman_5 (700x357, 155Kb)
 
¬ храме √роба √осподн€ оказалось еще много зверушек - они разбросаны по музе€м, в некоторые из которых вход дл€ простых смертных закрыт. Ќапример,  музей в ’айфе
 
1067597_Avital_Heyman_12_ (700x513, 139Kb)
 
¬от такой еще камушек из хранилища √√.
 
1067597_Avital_Heyman_10_fragment_iz_hranilisha_GG (700x608, 101Kb)
 
а вот портал нынешней часовни франков - тоже весь византийский и резной, и тоже закрыт францисканцами.
 
1067597_Avital_Heyman_Vhod_v_chasovnu_frankov_zakrito_franciskancami (700x489, 146Kb)
 
Ќо остались в √√ в общедоступных местах недобитые зверюшки - только они попр€тались по углам
 
1067597_GG__rezba (512x342, 77Kb)
 
 
Ќу и в заключение мне кажетс€ весьма важно отметить вли€ние на ¬изантию и страны еЄ круга построек, возникших в —в€той «емле (ой, еще —ири€ не влезла, в другой раз) над св€тыми местами. √ипотетически можно объ€снить наличие такой «белокаменной» резьбы по всему периметру византийских провинций:  чем дальше от центра, чем недоступнее истинные св€тыни, тем больше желание иметь что-то материально-св€щенное у себ€.
 
»нтересно, что почти по всему византийскому периметру активно в это «белокаменное» врем€ пробиваетс€ юный и агрессивный ислам. Ќапример, в »спании и »талии, не говор€ уже об јрмении и √рузии. —реди наиболее известных примеров в грузинской и арм€нской архитектуре церкви – —урб-’ач на острове јхтамар (X век), ƒжоисубани (X век), Ќикорцминда (XI век). 
1067597_33651655 (700x525, 145Kb)
 
¬от и у нас -  наличие в соседней ¬олжской Ѕулгарии прекрасных белокаменных зданий могло подтолкнуть ёри€ и јндре€ к поискам белокамн€ в своих владени€х и строительству своих храмов в духе —в€той «емли и греко-римского мрамора… ћестом пересечени€ культур наверн€ка был »ерусалим.
 
 
ћатериалы
—тать€ ј. Ћ. Ѕаталова и Ћ. ј. Ѕел€ева в ѕравославной энциклопедии
http://www.pravenc.ru/text/168157.html
Robert Ousterhout. Architecture as Relic and the Construction of Sanctity: The Stones of the Holy Sepulchre. The Journal of the Society of Architectural Historians, Vol. 62, No. 1 (Mar., 2003), pp.4-23
Avital Heyman. Fulcher's Bestiary at the Door of the Holy Sepulchre," Ad Limina, Vol. 6, 2015, pp. 33-80.
http://arx.novosibdom.ru/node/1497
‘орум ¬изантийска€ держава http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=24&start=6
Ёкскурси€   улесского  –оланда ¬изантийский след в судьбе »ерусалима
http://samlib.ru/k/kulesskij_r/kulessky117.shtml
јладашвили, Ќатела јлександровна —южетные рельефы Ќикорцминда [“екст] : (ќ фасадной скульптуре в средневековой √рузии) : јвтореферат дис. на соискание учен. степени кандидата искусствовед. наук / јкад. наук √руз. ——–. »н-т истории груз. искусства
ƒр 8/1505
http://www.portal-slovo.ru/philology/37312.php

—ери€ сообщений "Ѕелокаменна€ архитектура":
„асть 1 - —лЄзы древнерусской архитектуры...
„асть 2 - «агадка белокаменной архитектуры
...
„асть 27 - Ѕелокаменна€ ¬изанти€
„асть 28 - ѕочему –усь белокаменна€?
„асть 29 - Ѕелые камни √роба √осподн€
„асть 30 - Ќовый »ерусалим белокаменной архитектуры

ћетки:  
ѕонравилось: 5 пользовател€м



Nadezhdaaa   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 06 ћа€ 2016 г. 14:05 (ссылка)
—пасибо за проделанную огромную работу. ћне было очень интересно читать,хотелось бы еще раз вернутьс€ к этой теме. )
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 06 ћа€ 2016 г. 20:29ссылка
“ебе спасибо, что прочитала, очень большой пост вышел все-таки, т€желый. –ада что интересно, € старалась).
Andrrr   обратитьс€ по имени —уббота, 07 ћа€ 2016 г. 09:52 (ссылка)
ќчень интересно. ѕотом еще раз прочитаю. » комментов наберетс€. —пасибо. ƒавно подобного не было.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 09 ћа€ 2016 г. 08:53ссылка
Ёто хорошо, что интересно, мне тоже... » комментов очень хочетс€, несмотр€ на длину постика)
ѕерейти к дневнику

—реда, 18 ћа€ 2016 г. 21:11ссылка
Ќу, насчет коментов на лирушке - своеобразно. “онка€ пленочка умственности тут посто€нно рветс€. “ак, что вр€д ли стоит ожидать наплыв любопытного нетерпени€. “о ли дело кошечки или пончики дл€ похудени€ а-л€ ќгенл€йтнер...
ѕерейти к дневнику

—реда, 18 ћа€ 2016 г. 21:29ссылка
ј вот все ж-таки насчет немчуры. “ут есть интересный нюансик. ѕосле распада империи  арла ¬еликого каким-то неуловимым образом идею возрождени€ –имской »мперии подхватили именно германские короли. √алло-французики скукожились. » вот в этом направлении »ћ’ќ надобно искать некие единомысли€ с нашей ¬ладимиро-—уздальской –усью, котора€ такой же —еверо-¬осточной провинцией смотритс€ к чванливому в 12 веке  ыеву, как √ермани€ ќттона ¬еликого и его потомков к ‘ранконии времен ’лодвига. ћистические аналогии, однако
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 20 ћа€ 2016 г. 20:56ссылка
ѕараллель действительно мистическа€... надо подумать над этим. Ќо отличий мне кажетс€ больше... все-таки немцы от французов отличаютс€ гораздо сильнее, чем русские от хохлов)))
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 20 ћа€ 2016 г. 23:51ссылка
ќх, матушка, да какие хохлы в 12 веке? Ёто вы соврем®нной пропаганды наслушалис€. ¬се до 1918 года были русскими. ”краинцев придумали пол€ки, немцы да пархатый одессит “роцкий с недоучкой Ћэниным. ќ то ж юридическа€ наци€...  ак и весь соврем®нный (псевдо)национализм. ƒЄрганный из закулисы интернационал-глобализма. ¬ моем предположении главное - иде€ ¬ечного –има, –има небесного братающегос€ с »ерусалимом. ќ граде небесном так сказать... ¬от высша€ иде€, что объедин€ла и направл€ла. » «апад искал того и наша —еверо-¬осточна€ тогда Ѕела€ –усь. Ёто немного сложнее, чем просто мастеров от ‘ридриха пригласить...
ѕерейти к дневнику

—уббота, 21 ћа€ 2016 г. 10:58ссылка
Ќу вот, а какие немцы и французы в XII веке?) ѕри чем здесь соврем®нна€ пропаганда? ’лодвиг, он, канешн, германец, но только этимологически, они уже франками себ€ считали, романизировалис€ совсем. “ак шо тут скорее ты за кулису интернационал-глобализма дергаешь - это два разных народа.
ƒумаю, христианство, когда пришло - оно очень не резко наступило, и до вс€ких Ѕарбаросс иде€ так и не дошла в полном объеме, им нужен был сначала ¬ечный –им, а »ерусалим - декоративно типа, как символ, потому и были крестовые походы. ƒальше напишу как-нить - сколько они понатырили этих самых камней √√, жуть.
ѕерейти к дневнику

—уббота, 28 ћа€ 2016 г. 22:12ссылка
ќй, беда-беда, матушка! ¬от не обижайс€, но пр€мо скажу... Ћогически всЄ правильно раз-суждаешь. Ќо гиштори€ не по формальной логике... тут иногда алогично надоть... “ут надо гораздо в логику таксамых ёри€ и јндре€ просочитьс€, хот€ на 10%... ќй, страшно сложно. “ем паче, что все вокруг фонтанируют фантази€ми своего умишки. » не вовсе глупые фонтаны... Ќо истори€ все жене филологи€., согласись... √иштори€ - наука смиренна€. “ам не себ€, но врага своего пон€ть логику поступков надобно... и положить всЄ у ног неблагодарного демократичного недочеловечества...
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку