Лабиринт духовный. Черная луна |
Снова – про пути-дороги. Оно вообще всё у меня получается – про них))) Такой, видно, «тупик одного героя на одной идейке». Так вот, в Новоиерусалимском монастыре, в музее, есть икона – про дорогу как раз, про жизненный путь – «Лабиринт духовный» называется. Редчайшая по своей иконографии, больше такой нигде нет. Репродукция иконы – подарок, спасибо Ликушину. Она тут достаточно большая, и всё равно - всего не разглядеть, хотя (каюсь) зафотошопила её совсем, и снизу подписи пришлось переделать и увеличить. Но основное понятно, мне кажется. При всей обширной литературе (гигантское количество, точно) про лабиринты неизвестно ничего, ниже постом об этом говорила.
...рассмотрим икону. В центре иконы изображен лабиринт из 12 кругов, из которого два входа ведут вверх, в жизнь вечную, и двенадцать – вниз, в геенну огненную. Внутри лабиринта – круг, где представлены начало и конец пребывания человека на земле. Жизненный путь человека изображен как ступенчатая лестница, по которой поднимаются и спускаются мужчина и женщина. На первой ступени они еще дети, на последней – глубокие старики. Указан возраст – 1 год и 90 лет. На смертном одре – в центре справа – душу человека принимает Ангел. Но тут же и стоит бес со списком грехов усопшего.
Под лабиринтом изображена преисподняя. В правом углу – огненная пасть сатаны. Преисподняя населена бесами и демонами, между которых заметны и Ангелы, забирающие раскаявшиеся души. Над лабиринтом изображено Царствие Небесное с Градом Новым Иерусалимом, к стенам которого приближаются души праведников в виде двух отроков, сопровождаемых Ангелами. В небе над Новым Иерусалимом – Дух Святой в виде голубя…
Иногда экскурсоводы предлагают взглядом пройти лабиринт, и узнать свой главный грех, а возможно и наверх попасть, то есть выйти к Новому Иерусалиму.
Думаю, что современное сознание в вопросах жизненного пути и лабиринта в частности, сталкивается с некоторыми стереотипами, осознать которые не так и легко, и вот эта икона помогает это сделать…
1. (вот закройте глаза и представьте, не думая, свою жизненную дорогу, соединяющую прошлое, настоящее и будущее. Представили? Теперь глаза можно открыть))) Так вот, сам по себе вопрос жизненного пути в подавляющем большинстве случаев решается визуально для современного человека – на прямой, реже – на плоскости или в ортогональной проекции. Но тут важно – что практически прямой это путь, такой автобан, и это приветствуется и считается правильным. Почти уверена, что в средневековом сознании это была извилистая дорожка)
2. Позитивистская идеология сформировала в современном сознании деление «на предметы», «объекты» - и любимая «картинка мира» у большинства из нас – отсутствует, ее нужно собирать как пазл, что требует много времени и сил, так что никто особенно с этим не возится. Все мухи у нас отделены от котлет глобально– и это, считается, хорошо.
Попытка воспринять мир – целиком вызывает у современного человека сильнейший стресс, депрессию, или любимую американцами «паническую атаку» – точно так же – как даже идея войти в лабиринт и двигаться в нем в приблизительном направлении среди каменных стен. Цель должна быть четко ясна, ее достижение – по прямой и «здесь и сейчас»
Есть множество культурологических исследований про «картинку мира», «сакральные пространства» и «места силы», как их только не называли – и хронотопом, и иеротопией))). Но даже и не упоминая Леви-Стросса, Генона или, например, Лидова, понятно, что создать её современными средствами не удаётся. Как ни пытаются понять храмовую архитектуру, лабиринты и культовые строения, и построить на основе кусочков знаний и опыта пространство современности (это сейчас перфомансом называется) – «картинки мира» – не выходит…
Любой новый лабиринт становится непредсказуем. Сооружая его, люди думают, что уподобляются Богу. Геометрически четкий узор линий вдруг пресекается множеством боковых ходов, галерей, тупиков, ответвлений, в которых беспомощно снуют человечки. Так же душа современного человека, душа, утратившая четкую цель, окруженная множеством соблазнов, которые неизменно уводят в сторону и губят слабого, смятенного путника.
Наверное, эта икона, созданная в 18 веке и совершенно неканоническая – отчаянная попытка пусть так - «в лоб», дидактично и упрощенно – представить духовный путь человека, в эпоху, когда уже сама духовность стала разрушаться…
Зы. и еще интересно – в большинстве лабиринтов, например, в Шартре, нужно идти к центру лабиринта... а здесь – из него нужно выйти…
Серия сообщений "Икона":
Часть 1 - Мадонна – не икона
Часть 2 - Свет и тишина Андрея Рублёва
Часть 3 - Св.Иоанн Богослов. В начале было Слово
Часть 4 - Лабиринт духовный. Черная луна
Часть 5 - Свет мировоззрения
Часть 6 - Полнолуние. Мистика света иконы
Часть 7 - Синаксис. Жизнь после смерти
Часть 8 - Лещадки - иконные горки
Часть 9 - "Народная" икона
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Исходное сообщение ZnichKa
И очень интересно это направление - от центра. Нигде не нашла этому объяснений.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |