Синаксис. Жизнь после смерти |
Синаксис: собрание религиозной живописи Греции на дереве и бумаге: 1450-2000 гг.
Замечательная выставка, очень наглядная, интересная, всем рекомендую сходить, хотя бы с целью лучше понимать и больше ценить наше). Три небольших зала, 131 работа. Фотографировать строго-настрого запрещено, поэтому пришлось собирать чужие фотки, много чего – не нашла((( Основные фотографии – из единственного в сети репортажа – Михаила Моисеева, он же Boss_shadow, эти фотографии с копирайтом Правмир.
Впечатлений – масса. Эмоций - тоже, так что извиняйте.
Сначала просто не могла поверить своим глазам. И еще самое моё первое впечатление – очень оранжево %)
Так вот, «Синаксис» (букв. «собор») - говорящее слово, это тот самый собор, который сосредотачивает верующих вместе для духовного самосовершенствования, не для молитвы, а для просвещения. Изначально -- собор архангелов после низвержения архангелом Михаилом отпавшего от Бога Люцифера. В изобразительной традиции восточнохристианской церкви Синаксис небесных сил изображается хором архангелов, поддерживающих сферу с ликом Христа.
Вот название меня задело сильно. Ну пусть бы просветили, на самом деле – на таком широком материале, с оригиналами: что у нас это – еще живо, а у них давно умерло… Ничего про это не сказано – нигде! Куда ни посмотри – везде написано – «творческое развитие византийских традиций». Ох, слёзы…
И ясно, что с падением Константинополя в 1453 году завершилась история Византийской империи, и сразу же после захвата турками иконописные центры переместились в Грецию, на остров Крит, в город Кандия. Причина была довольно проста: городом тогда владели венецианцы, то бишь христиане. Недавний византийский лозунг «лучше турки, чем католики» оказался успешно забыт. На Крите была создана разветвленная иконописная школа, мастера которой прославились не только в православном, но и в латинском мире.
Чтобы там не писали СМИ – выставка получилась под лозунгом «Византия пала – да здравствует Византия». Ох, тут по больше части представлена «жизнь после смерти» греческой православной иконописи.
Вообще выставки вроде этой иллюстрируют мысль, что пропасть между светским и религиозным искусством гораздо масштабнее, чем кажется на первый взгляд.
Для России выставку укрупнили за счет других греческих вещей и поддержали несколькими иконами из фондов самого Пушкинского и Музея Рублева. И выставка стала уже не популярным учебником иконографии (смешно – три зала – по темам – Христос, Богородица и остальные, и смотри только не перепутай))), а размышлением о судьбе византийского наследия.
Как раз в моментах сближения и расхождения русских и греческих иконописцев – самое интересное. Даже не слишком подготовленный зритель увидит "странности" греческих икон. Во-первых, с самого начала они активно перерабатывали западные, католические образцы. Известно, что критские иконописцы брались писать доски как для православных монастырей, так и для европейских заказчиков. И вашим и нашим. Одни видят в таком конформизме измену Византии, другие (и таких – большинство) - артистическую свободу и оригинальность.
Широкие торговые связи острова Крит обеспечивали иконописцам Кандии обширный круг заказчиков: это и православные и католические монастыри, и общины на Балканах, в Восточном Средиземноморье и в Италии, и отдельные семьи в Италии, на Крите и Пелопоннесе. В договорах всегда указывали стиль, в котором должна быть выполнена икона: «in maniera greca» или «in maniera latina», обозначая так соответственно византийскую или западную манеру изображения.(Представляю себе молитву такого иконописца,к примеру, перед работой, и перекрестится - как?)
И всё равно, пробежавшись сначала по залам – просто предварительно для ознакомления, мгновенно ловишь «своё», каноническое… Испытываешь благоговение, созерцая и совершенный, созданный в лучших традициях восточнохристианской иконописи лик Христа Вседержителя (Пантократора) на иконе XVI века. Это из музея имени Андрея Рублева. Икона уникальна не только изумительной культурой письма, но и тем, что это единственная критская икона из коллекции знаменитого собирателя авангарда Георгия Костаки.
И вот эта Богородица
И еще Умиление - ах, родное)
Интересна, очень изящно написана, но уже чужая, возрожденческая - Мария Египетская
На греческих иконах часто изображают Святого Николая - с корабликами. Что характерно для страны, связанной с морем. Он всегда был покровителем моряков.
Увлекаешься человечностью образов - они как живые... выразительные, просто люди. Эх, какой тут "свет преображенной плоти"... Это вот Иоанн Креститель.
А это знаковая икона выставки, вынесенная на обложки каталогов и рекламные щиты.
Собор Архангелов. Тоже очень живо и выразительно.
Это совсем соременное - иконостас домашний) Сверху - София, и с ней конечно - и Вера, Надежда, Любовь...
А вот иконостас целиком - и про всех родственников. Понравилась идея)
А вот икона XVIII века - образ Богоматери «Неувядаемый цвет». И в ней очень интересная деталь. Обычно Богоматерь держит в руках лилию, как символ чистоты , иногда, это может быть гвоздика, но, в данном случае, она держит типичный афонский цветок «красный бессмертник». Интересно - символ чего))) Ну и конечно - Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский на створках триптиха - замечательны в своём композиционно-иконографическом подобии: один змея убивает, а другой - злого начальника)
А тут под стеклом - Акафист Богородице. Будете когда на выставке - обратите внимание - во втором сверху ряду ближе к правому краю - библейский сюжет «Бегство в Египет» , он тут выглядит иначе, чем у нас. «Иисус сидит на закорках у Иосифа. Но не мог, конечно, новорожденный оказаться на закорках, и ножки свешивать. И в русской иконографии такая сцена невозможна)
А вот эту "икону" я бы вынесла на обложку, она больше подходит, и - символическая очень - Успение (со святыми Франциском и Домиником) Она как раз символизирует так называемое "развитие византийских традиций", представленное на выставке.
Это самый яркий, на мой взгляд, «мутант» - коллаж представляет собой «Успение Богоматери со святыми Франциском и Домиником» из собрания ГМИИ. Икона была написана в конце XV века представителем школы Андреаса Ритзоса (одного из самых известных критских мастеров), и если центральная сцена Успения – канонически родная и знакомая, то оба популярных католических (!) святых будто сошли с досок сиенских художников Проторенессанса.
Икона написана в двух манерах - как надпись выполнена на двух языках. (Только представьте – на двух языках одновременно (!) , через слово, не иначе)))
Самым знаменитым мастером критской школы является Доминикос Теотокопулос, который эмигрировал в Испанию и по своей 5-й графе получил прозвище «Эль Греко», под которым и вошел в историю искусства. Икона раннего периода Эль Греко «Пьета» (Оплакивание Христа), 1566, и она подается как один из главных шедевров экспозиции ( и с придыханием - это миллионы долларов, миллионы) , но будем честны - в Испании он стал писать намного лучше, а данная полу-икона, полу-картина ценна скорее как «недостающее звено» в эволюции его творчества, чем как самостоятельное произведение.
Отдельный раздел посвящен художникам XX столетия, предлагающим свои версии интерпретации вечных тем. Один из них -- литератор и художник Никос Пентзикис (1908--1993). Его созданные темперой синаксарии (повествованиях о жизни святых, религиозных праздниках, священных текстах) напоминают полотна абстрактных экспрессионистов, в которых проступают нежные очертания выведенных будто детской рукой фигурок -- ангелов, птиц, рыб...Художник действовал по разработанному им принципу тональных отношений, соответствующих арифметическому количеству букв визуализируемых текстов. Цветные точки и черточки -- кодируемые им на основании нумерологии Пифагора буквы. Смотрятся они рядом с "картинами на религиозные темы" - не так уж и чужеродно. Не с иконами же они висят рядом. Авторитетно заявлено, что "работы целомудренны и никак древние образы не оскорбляют. При том интересны в качестве contemporary art."
А это самое сильное для меня впечатление с выставки. Удалось, все-таки сфотографировать. Я была потрясена. Вероятно, именно близостью к Западу с его ценностью человеческой личности, а также понятным желанием обеспечить саморекламой большее количество заказов, вызвана еще одна особенность школы: художники подписывались. С гордостью на отдельном стенде кураторы выставки даже собрали факсимиле всех автографов иконописцев за четыре столетия. (где-то написано, что наши искусствоведы о таком могут только мечтать!)
Напомню, что в течение многих столетий (и до сих пор) наши иконописцы, даже самые знаменитые (в том числе прп. Андрей Рублев и Дионисий) не подписывали своих икон, ибо свято верили, что их талант принадлежит Богу, что они лишь "подмастерья" Святого Духа. Они заботились прежде всего о своем внутреннем духовном устроении, стремились снять все возможные препятствия для действия Святого Духа в своей душе, чтобы стать идеальными "проводниками" воли Божией. Своей праведной жизнью они призывали в помощь себе Святого Духа, и Дух Божий не посрамлял их надежды, о чем и ныне свидетельствуют их иконы и фрески.
ps. А сколько вранья написано про эту коллекцию. Будто представлены «прообразы русских икон», «в Греции происходило то же самое что в России – там возникла своя школа и свои понятия о церковных изображениях".
http://www.pravmir.ru/sinaksis-sobranie-religioznoj-zhivopisi-grecii-na-dereve-i-bumage-1450-2000-gg/
http://sms.games2002.ru/culture/2010/07/14/a_3397751.shtml
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/36095.htm
Серия сообщений "Икона":
Часть 1 - Мадонна – не икона
Часть 2 - Свет и тишина Андрея Рублёва
...
Часть 5 - Свет мировоззрения
Часть 6 - Полнолуние. Мистика света иконы
Часть 7 - Синаксис. Жизнь после смерти
Часть 8 - Лещадки - иконные горки
Часть 9 - "Народная" икона
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |