-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23750


Мадонна – не икона

Вторник, 05 Августа 2008 г. 20:01 + в цитатник

Под предлогом просвещения мы зашли в такую тьму неведения,
что нам уже кажется неудобопостижимым то, о чем древние явно разумели
Серафим Саровский



И снова – про иконы…
И снова – всё тот же вопрос – что это такое…
И снова  почему – не идолы и не кумиры..
И еще ужас охватывает: предмет такой в школе ввели – православная культура. В идеале – замечательно, но КАК его будут преподавать?
Никогда не забуду, как на открытом уроке одна литераторша Джоконду назвала иконой.
Ну, так вот…
Для начала, икону нужно четко отделять от всех остальных изображений. Вообще от всех. От портретов, от картин, от росписей, и от фотографии, пусть и похож на фотографический отпечаток Спас Нерукотворный…
Икон, кроме как в православии – нет нигде. Есть изображения в римо-католичестве – Иисуса Христа, Богородицы, ангелов. Но это – не иконы. Это просто картинки. Или картины.
Икона нужна для общения, напрямую, она – диалогична. Икона – это еще и символ, того, кто на ней изображен. На иконе видно – невидимое, во времени видно – вечное, выражено – невыразимое.

А если проще, то икона – как чистое незамутненное оконное стекло, через которое виден Божий свет, а все остальные изображения – это рисунок на стекле, более или менее плотный, или витраж, или изображение на фанерке, которой заколочено окно. А может, постер на самоклейке, или календарь какой красивый. После великой схизмы часть этого окна так никогда и не отмывается – она закрашена наглухо… Помните, как раньше под Новый год гуашью зарисовывали стекла.
Не знаю, использовали ли это сравнение с окном на Седьмом Вселенском соборе про ересь иконоборцев (787, Никея). Как легко объяснить с помощью этой оконной метафоры, что само по себе стекло – не может быть объектом поклонения, идолом или кумиром. Икона нужна – для общения с тем, кто по ту сторону окна.

Язык иконы непривычен и сложен для современности. Но этот вообще-то малопонятный и "странный" язык обладает удивительной силой воздействия; в нем сквозь и поверх непонятности ощущается небывалая и неведомая подлинность. Встреча с древней иконой похожа на слушание чтения на церковнославянском языке. Это непривычно, это требует усилия, чтобы понять, душевной работы, чтобы почувствовать…

Но это наш родной язык – церковный и иконописный. 400 лет рационализма и западничества в нашей культуре не проходят даром. Навык общения с родными текстами и иконами приходится восстанавливать.
Знаете – есть такие картинки: если правильно смотреть – видно объемное изображение, которое сначала вообще не заметно. Но надо «уметь увидеть». А вспомните как порой сложно научить кого-нибудь первый раз рассмотреть такую картинку. Сколько уговоров, объяснений «как смотреть», ухищрений всяких и разуверений – в том, «что там все равно ничего нет». Икона – вот именно такое изображение, уникальное. К сожалению, навык видеть ее «объемно» у многих утерян. Можно попробовать восстановить…

Погодин писал: «История церковного искусства складывалась так, что уже у художников XIX в. образцом стали Пантеоны и Мадонны, так могут ли они понять, что такое Русский образ и что такое Русская икона? Эти «Пантеоны» и «Мадонны», пленившие воображение художников, привели к тому, что они потеряли различие не только между портретом и иконой, но и между мифологией и Евангелием.»

И еще несколько исторических фактов, немного объясняющих, почему иконы так сложны для современного понимания.


*
Православная икона, которая почти тысячелетие была выразителем веры и жизни народа, предана культурным его слоем забвению, причем настолько, что, когда Гете, познакомившись в Веймарском храме с палехскими иконами, был поражен тем, что они написаны современными мастерами, сохранившими византийские традиции, и запросил сведений о суздальской иконописи, то не только придворные круги и местные власти, но и известный историк Карамзин и даже Академия художеств этих сведений дать ему не смогли.
*
За иконой в это время признается известное достоинство: в плане религиозного содержания «наша древняя иконопись имеет свои неоспоримые преимущества перед искусством западным». Но в плане художественном она — результат «коснения Древней Руси до XVII столетия и в литературном, и вообще в умственном отношении»; она «соответствует суровому сельскому народу, прозаическому и незатейливому на изобретения ума», принадлежит «крайне неразвитому состоянию искусства, бедного техникою и чуждого первым условиям изящного вкуса, воспитанного изучением природы и художественных образцов»
*
Например, по убеждению Екатерины II, Православие ничем не отличалось от лютеранства, кроме богослужения, которое необходимо лишь из-за дикости народа. Именно при Екатерине II обер-прокурором Мелиссино, «крайним обуздателем религиозного мракобесия», был внесен проект реформы церковной жизни, который, к счастью, был заморожен Синодом и не имел последствий. Но вот, пункт 5-й гласил: «Очистить Церковь от суеверий и притворных чудес и суеверий касательно мощей и икон. А для разбора этого дела составить особую комиссию из разных неослепленных предрассудками особ». Пункт 7-й: нечто убавить из «продолжительных церковных обрядов [...] для избежания в молитве языческого многоглаголания», «отменить многие излишние праздничные дни; вместо вечерен и всенощных назначить краткие моления с полезными поучениями народу». Пункт 11-й: «Не благоразумнее ли совершенно отменить обычай поминовения усопших?..». Вот такой смесью протестантства и римокатоличества и предполагалось государственными мерами реформировать жизнь Русской Церкви.
По распоряжению Екатерины из Успенского собора во Владимире был выброшен иконостас Андрея Рублева и заменен иконостасом барокко с ее собственным изображением в виде святой Екатерины. Гипноз новой культуры, носителем которой был Запад, а в искусстве Италия, давит на сознание художника. Традиционное церковное искусство заменяется светской живописью на религиозные темы.
*Лучшей иллюстрацией духа времени Александра I является первоначальный проект храма Христа Спасителя. По замыслу его автора, масона А. Витберга, выбранному из многих проектов самим императором, храм этот должен был быть не только православным, но выразить «мысль всеобъемлющую». %) Сам Витберг писал: «Мне казалось недостаточным, чтобы храм удовлетворял токмо требованиям церкви греко-российской, но вообще всем христианам, ибо самое посвящение его Христу показывало принадлежность его всему христианству» Насколько эти идеи в то время владели умами, показывает отзыв «Журнала Министерства народного просвещения», который считал проект этот «живым, гениальным, конечным выражением тогдашнего направления русского общества». Это стремление уравнять все религии осуществляется за счет Православия, за счет Церкви, которая растворяется в безразличном исповедании, в некоем смешанном христианстве, во имя всеобщей религии.
*
В росписях столичных храмов (Исаакиевского собора в Петербурге [1818—1858] и храма Христа Спасителя в Москве [1837— 1883]) участвует целый ряд художников римокатоликов, профессоров и питомцев императорской Академии художеств: Брюллов, Семирадский, Бруни, фон Нефф. Им, наряду с другими, выпала судьба создать национальное русское искусство — «заменить Феофана Грека, Рублева, Дионисиев и многое множество безыменных мастеров древней иконы. При полном небрежении к драгоценным памятникам старорусского искусства новым, «высоким» иконописным стилем остались довольны не только в официальных сферах. И cлавянофилы с великим восторгом встретили новую «религиозную живопись» - Шевырев: «Бруни успел найти и новый образ для своей Мадонны и новое положение, он изобразил ее чертами девы; в задумчивых томных глазах, в бледности колорита, в эфирном стане, в неразвитой моложавости, которую даже вменяли в порок художнику, вы видите эти признаки Мадонны, северной, скажу Русской, которой мысль и образ родится на берегу Невы». И вот эта пошлость с примесью сублимированной эротики заменила икону. Именно такие "иконы" дали в свое время повод известному римо-католическому проповеднику Савонароле воскликнуть, обращаясь к живописцам: "Вы рисуете своих шлюх, а не Матерь Божию!"
*
Как-то в 1925 г. в кругу друзей Васнецов восторгался древними фресками Ферапонтова монастыря, Спаса Нередицы и других. Один из присутствующих заметил: «А Ваши иконы? А Ваша роспись? Ведь это шедевр! Ведь это глубокое понимание духа религии в интерпретации русских художников, даже, можно сказать, всей Русской Церкви!» «О нет, — горячо запротестовал Васнецов. — Мне самому казалось в гордыне безумной, что именно я — и только я — понял дух древней русской живописи и еще, в несколько ином духе, Нестеров. Но когда реставрировали древнюю живопись, и эти фрески в монастырях, отыскали дониконовскую икону и еще более древнюю, то открылся совершенно новый чудесный мир глубочайшего вдохновения и знания закона натуры, выявилось поразительное понимание взаимодействия цветов и техники живописи. Ведь эти древние живописцы, будучи связаны традицией и определенными формами, создали подлинную, настоящую живопись в самом глубоком ее понимании, а именно как игру красок. Это были не рисовальщики, как мы, нынешние, а были творцы, настоящие художники. Россия должна гордиться не современной, то есть послепетровской, живописью, так как мы, вообще, лишь подражатели, правда, своеобразные, на свой лад, но все-таки плетемся за Европой — что греха таить. Мы должны гордиться нашей древней иконой, нашей древней живописью: тут никого нет выше нас. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта. Моя живопись — это только слабое отражение, притом еще выхолощенное, очень богатого мира древней русской иконы...»

Серия сообщений "Икона":
Часть 1 - Мадонна – не икона
Часть 2 - Свет и тишина Андрея Рублёва
Часть 3 - Св.Иоанн Богослов. В начале было Слово
...
Часть 7 - Синаксис. Жизнь после смерти
Часть 8 - Лещадки - иконные горки
Часть 9 - "Народная" икона

Метки:  

Процитировано 4 раз

Нкт   обратиться по имени Вторник, 05 Августа 2008 г. 22:57 (ссылка)
Тов. Ленин (ни к ночи будь помянут), когда переселился хозяином в Кремль, узнал между делом о реставрационных работах в кремлевских соборах. Явился поглазеть. И никак не хотел поверить, что расчищенные фрески - работы древних русских художников, а не возрожденческо-итальянских. Вот такие тавариСЧи, такая образованно-западническая сволочь заправляла всеми революциями в России. Эх, мало картечи подвезли 25 декабря 1825 года. Да и стреляли-то жалеючи. А если бы как положено... может и не разбудили бы Герцена? Впрочем, Нил Сорский запрещая жещь еретиков явно с такими, как я боролся... Ну, побили бы мы их тогда. Да ведь не в силе Бог... Только вот Правду теперь по крупицам приходится собирать. И многие не верят в эти крохи! Куда проще большие и наглядные "картинки" вдоль дорог.
Ответить С цитатой В цитатник
Cadaver_of_Me   обратиться по имени Среда, 06 Августа 2008 г. 01:24 (ссылка)
но все же не уловил я, неужели вся гордость осталась-то до Петра, и позже понимающие (вроде Васнецова) не пытались почерпнуть силы оттуда? тогда зачем констатировать свое бессилие, если, понимая, не делать?..
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Среда, 06 Августа 2008 г. 08:00 (ссылка)
Cadaver_of_Me, да нет, конечно, есть сейчас хорошие иконописцы... учатся они, наверстывают.. не везде традиция сохранилась, медленно поэтому...
А Васнецова Владимирский собор в Киеве - мой любимый... наверное, все-таки многое он успел понять...
 (699x468, 93Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Среда, 06 Августа 2008 г. 10:56 (ссылка)
Наверное, каждому свое. И параллельно будут сосуществовать западная мадонна, написанная с женщины не самой безупречной репутации, и православная Богоматерь. Каждый пошел своим путем. А ведь интересно, что у мастеров раннего Возрождения образ мадонны был достаточно близок к византийским традициям.
И вряд ли возможно искоренить даже среди многих искренне верующих людей поклонение иконе как таковой, а не как посреднику… А кто-то будет читать икону как книгу…
А еще в XVIII веке государство активно вмешивалось в основы иконописания, указывая с какими конкретными атрибутами должен быть изображен тот или иной святой. Как тут остаться верным традиции?
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Среда, 06 Августа 2008 г. 22:26 (ссылка)
камент про этот пост переношу вот отсюда http://www.liveinternet.ru/users/1546754/post81824810/
Vates ZnichKa, спасибо. Интересно было почитать Ваше мнение. Красиво написано, но...
Поймите меня правильно. Я не хочу Вас обидеть. С большим уважением отношусь к Вашим убеждениям, но давайте посмотрим на такой пусть и крайний, но все же пример.
Сегодня с телевизора нам очень красиво преподносят разврат, называя все это словом "любовь". Но мы то с Вами знаем, что такое любовь, смотря на нашего Господа. Т.е. я не пытаюсь сравнить иконы с тем, что показывают сейчас по телевизору, а хочу показать, что если описать, что-то красиво, еще не значит, что это правильно.
Человеческая философия и предания могут объяснить многое, но меня интересует воля Божья, ибо Господь сказал: "Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?" Мар.7:9).
Вот об этом я переживаю...
Надеюсь ничем Вас не обидел.
Спасибо.

вот такой ответ: Пожалуйста)) Ничем не обидел. У тебя обычные протестантские вопросы. Vates, я - православная, поэтому и вот такой православный ответ... извини, если обидела...
Слово "икона" - греческое и означает - "образ". Сравнивая икону с окном, я подчеркиваю: окно – не божество. Запрещено - кланяться кумирам, идолам, бесам, твари ВМЕСТО Бога! Именно об этом заповедь "Не сотвори себе кумира", т.е. любого объекта для поклонения вместо Бога! А кланяться Самому Богу, или Богу, пребывающему в человеке, или образу Божьему в человеке или на иконе, есть истинно, благочестиво, богоугодно!
В саму икону божество не вселяется, это же просто окошко! Тут все понятно, если ты только не относишься к продвинутым экстремалам, которые бьют телевизоры, полагая, что там сам Путин и сидит, в ящике…
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Среда, 06 Августа 2008 г. 22:32 (ссылка)
NADYNROM, у тебя - исключительно искусствоведческий взгляд: "каждому своё"... С точки зрения эстетики это действительно так...
А разлиия с точки зрения веры - принципиальны... и не примиримы)))
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Четверг, 07 Августа 2008 г. 10:13 (ссылка)
Я под маловразумительным «каждому свое» скорее и подразумевала эти принципиальные отличия на уровне религии=)
А с позиции искусствоведения мне, наверное, больше интересен вопрос о развитии образа.
Ну вот как так получилось, что в католичестве был сделан шаг,например, от «Мадонны Руччелаи» Дуччо
 (467x700, 87Kb)

до "Мадонны Литты" Леонардо:

 (544x700, 71Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Четверг, 07 Августа 2008 г. 10:17 (ссылка)
А еще есть Ченстоховская икона Божией Матери, которую еще называют «Черной мадонной». Ведь ее почитают и католики и православные?
 (479x700, 84Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Четверг, 07 Августа 2008 г. 20:53 (ссылка)
NADYNROM, шаг этот - очень простой.. направление "шагания" - как раз от иконы - к мадонне... и тут нельзя рассматривать всё исключительно в эстетическом аспекте. Эпоха Возрождения - неоднозначная эпоха, так же как пресловутый "гуманизм" - противоречивое понятие.
Так вот, про "шаг" и "развитие образа". Во время Ренессанса особенно остро тенденция к условности, схематизации и отвлечению от реальности в культовом изобразительном искусстве вступает в противоречие с тенденцией к телесному и полнокровному воспроизведению земных человеческих образцов и характеров. Первая тенденция определялась религиозным содержанием культового искусства, его подчинением церковно-богословским канонам и догматам. Христианские богословы не переставали повторять, что икона есть "богословие в красках", что ее смысл состоит в выходе за грани реального мира в мир иной, потусторонний, "горний". Вторая тенденция возникла как стремление к реальному и изображению земных явлений и событий. Разделение церквей (схизма и филиокве) - основано на том же противоречии. Первая тенденция изображения осталась в православии, а вторая - принята католическим и протестантским миром.
Понимаешь, таким образом этот "шаг" - от духовного - к телесному, от небесного к земному... Не знаю, можно ли это назвать "развитием", правильнее будет, мне кажется, - "изменение образа".
А иконы, написанные до схизмы, как вот Черная Мадонна (это католическое название), почитаются и католиками, и православными... в то время, когда они были написаны, ещё все стремились к небесному и духовному одинаково...
Ответить С цитатой В цитатник
Нкт   обратиться по имени Четверг, 07 Августа 2008 г. 21:24 (ссылка)
Исходное сообщение ZnichKa
...таким образом этот "шаг" - от духовного - к телесному, от небесного к земному... Не знаю, можно ли это назвать "развитием", правильнее будет, мне кажется, - "изменение образа".

Правильнее будет назвать это деградацией иконы в мирскую суетность, в мирскую телесно-материалистическую образность, которой искуствоведы и умиляются, в обычном своём словоблудии, извините.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Пятница, 08 Августа 2008 г. 09:47 (ссылка)
ZnichKa, Здесь, наверное, можно еще шире посмотреть на развитие (или трансформацию) восприятия образа мадонны на Западе не только как Божьей Матери, но и как Прекрасной Дамы, связанное во многом с куртуазной культурой.
Сергей_Былинин, Так ведь никто не смотрит на мадонн Рафаэля или Леонардо как на икону.
Ответить С цитатой В цитатник
Нкт   обратиться по имени Пятница, 08 Августа 2008 г. 23:01 (ссылка)
NADYNROM, так я и говорю, что все эти Леонарды и Ко перестали писать иконы ради телесных прелестей земного бытия.
Ответить С цитатой В цитатник
Cadaver_of_Me   обратиться по имени Пятница, 08 Августа 2008 г. 23:11 (ссылка)
Исходное сообщение Сергей_Былинин
NADYNROM, так я и говорю, что все эти Леонарды и Ко перестали писать иконы ради телесных прелестей земного бытия.


По-моему, это довольно грубо по отношению к мастерам Высокого Возрождения. Иконы и иконопись - одна тема, гуманизм и восхищение телом - совсем другая. Причем, "Мадонны" там исключительно из-за влияния церкви. Разве нет?
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Воскресенье, 10 Августа 2008 г. 19:36 (ссылка)
..NADYNROM, Cadaver_of_Me, Сергей_Былинин, вы о чем? Божий дар от яичницы не отделяете? %)))
"мадонна" - по идее, по определению, - исключительно христианское изображение, духовное... и подчеркнутая телесность Богородицы - это искажение, деградация образа, своеобразная ересь... А для живописания телесных всяких прелестей полно моделей и без Божьей Матери... те же Прекрасные Дамы...разве не так?
Ответить С цитатой В цитатник
Vates   обратиться по имени Вторник, 12 Августа 2008 г. 07:44 (ссылка)
ZnichKa, интересно, что в слове "протестант" обидного? :)

Давайте разберемся. Если 2-я заповедь запрещает поклонение твари вместо Бога, то она дублирует 1-ю. Какой в этом смысл? Явно, что 2-я говорит о другом. В том-то и суть, что она запрещает поклонение через изваяния и изображения истинному Богу. Как пример, я приводил поклонение Израиля Богу, через изваяние тельца. Да ведь и язычники и, перенявшие этот стиль поклонения израильтяне (в этом случае) не считали само изваяние божеством. Кланяясь тельцу, египтяне, изваяние тельца, считали всего лишь троном своего бога. И я знаю, что православные христиане не считают икону Богом, не считают, что Бог в иконе...

Итак:
1-я заповедь запрещает поклонение другим богам, а как это уже не важно.

2-я заповедь запрещает поклонение истинному Богу через изваяния и изображения.

Если Вы не считаете мои выводы верными, объясните почему. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Вторник, 12 Августа 2008 г. 22:26 (ссылка)
Vates, обидеть - не хотела, просто все различия между протестантами и православными уже давно оговорены))) Твои вопросы - давно решил уже Вселенский собор... смешно обсуждать... Это необразованность просто или желание проверку устроить моему образованию?)))
Еще древние греки искусство писать и рисовать называли одним словом - grafe' - письмо. И в латыни слово "рассматривать", заменялось - legere - читать изображения. Письмо есть ОБРАЗ слова. Поэтому "дело изображения и слова - одно".... Если быть последовательным, и продолжить твою мысль, то и буквы запрещает вторая заповедь, а вот именно на них ты и ориентируешься. Вообще, всё это сотни лет как решено, святой Иоанн Дамаскин с блеском это все доказал. Думаешь, нужно еще раз изобретать телевизор и по нему стучать?
Ответить С цитатой В цитатник
Vates   обратиться по имени Четверг, 14 Августа 2008 г. 07:32 (ссылка)
ZnichKa, не на буквы я ориентируюсь, а на Слово Божье и поэтому меня не убеждает ни мнение Вселенского собора, ни мнение Иоанна Дамаскина, если оно расходится с волей Бога, а пока обратного я не вижу.

Если считать необразованностью непринятие человеческого мнения, которое расходится с Божьим, то да, я необразован. :) И Ваше образование я не проверял. И различие между протестантами и православными я не выяснял, они мне хорошо известны. :) Всего лишь желал понять мышление людей, нарушающих прямое повеление Божье...
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Четверг, 14 Августа 2008 г. 20:21 (ссылка)
Исходное сообщение Vates
людей, нарушающих прямое повеление Божье...

Vates, кто дал тебе право вот так судить?
И как ты отличаешь Слово Божие от Священного текста? Как ты узнаешь повеление Божье? не из текста?
И если ты желаешь понять - то вот тут понятнее, и ближе к теме... http://www.liveinternet.ru/users/znichka/blog#post82626208
Ответить С цитатой В цитатник
Vates   обратиться по имени Пятница, 15 Августа 2008 г. 14:16 (ссылка)
ZnichKa, я понимаю Ваше негодование. Неприятно такое слышать в свой адрес, но если православные Священные тексты не противоречат Слову Божью, то Вы мне на основании Слова покажите это и я искренно раскаюсь. Если же нет, то каяться надо Вам.

Я не сужу Вас. Поверьте, во мне нет никакого осуждения, никакого негативного отношения к Вам. Из нашей беседы я вижу, что Вы искренняя христианка и это очень радует, это очень приятно...
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Пятница, 15 Августа 2008 г. 20:38 (ссылка)
Vates, тут все "на ты")))
предлагаю, если ты не против, перенести обсужение в комменты к посту про протестантов... тема та же..
Ответить С цитатой В цитатник
Vates   обратиться по имени Воскресенье, 17 Августа 2008 г. 14:54 (ссылка)
ZnichKa, хорошо...
Ответить С цитатой В цитатник
Оксана_Кукол   обратиться по имени Среда, 20 Октября 2010 г. 19:27 (ссылка)
ZnichKa, спасибо большое!
Ответить С цитатой В цитатник
xif   обратиться по имени Воскресенье, 05 Августа 2012 г. 16:20 (ссылка)
Спасибо
Заберу тоже себе
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку