-ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей: 1257
 омментариев: 14477
Ќаписано: 23703

ѕечать константинопольского патриарха јфанаси€ из пере€славского —пасо-ѕреображенского собора

¬оскресенье, 17 јвгуста 2014 г. 08:12 + в цитатник
 

Ќ.ј.ћакаров, ѕ.√.√айдуков, ¬л.¬.—едов, ¬.¬.Ѕейлекчи. 

¬ июле 2014 г. »нститут археологии –јЌ провел археологические исследовани€ —пасо-ѕреображенского собора в ѕере€славле-«алесском, одного из древнейших белокаменных храмов —еверо-¬осточной –уси, возведенного в кн€жение ёри€ ƒолгорукого. јрхеологические работы св€заны с подготовкой проекта реставрации собора. ƒл€ исследовани€ стратиграфии отложений у храма и состо€ни€ фундаментов было заложено восемь шурфов, семь у стен постройки с внешней стороны, один – внутри храма, в дь€коннике, на участке, где ранее уже производились вскрыти€ пола и строительных напластований. »з этого шурфа происходит уникальна€ находка – свинцова€ подвесна€ печать с изображением Ѕогоматери и восьмистрочной греческой надписью.

¬ шурфе в дь€коннике вы€влены средневековые строительные отложени€, в том числе проливки извести и прослойки белокаменной крошки, перекрывающие лежащую на материке прослойку черного гумуса и древесного тлена – горизонт начала строительства. ¬ центре шурфа расчищена €ма от строительных лесов, с востока и запада обнаружены ленточные валунные фундаменты. ¬доль южной стены в шурфе открыты основани€ и часть стенок белокаменного саркофага с практически полностью сохранившимс€ изголовьем. ѕечать обнаружена в юго-западном углу шурфа, она залегала в переотложенном слое на глубине 44 см от пола, ниже изголовь€ расколотого саркофага, веро€тно, она попала сюда в результате ранее производившихс€ земл€ных работ.

ѕечать заметно выдел€етс€ в кругу подобных древностей большой величиной и массивностью. ≈е размеры 41–45 мм, толщина 47-48 мм, вес 64 г. «аготовка печати на несколько миллиметров превышает диаметр матриц. Ќа лицевой стороне печати в точечном ободке помещено изображение сид€щей на престоле с богато украшенной спинкой Ѕогоматери. ќна держит перед собой на колен€х обеими руками младенца »исуса ’риста. ѕо сторонам под титлами надпись: ΜΡ–ΘV. Ќа обороте, также в точечном ободке, помещена восьмистрочна€ греческа€ надпись. ѕрава€ треть надписи немного оплавлена, веро€тно, печать побывала в пожаре.

ѕредлагаем следующий вариант прочтени€ легенды на булле:

+ΑΘΑNA|CIΟCΕΛΕWΘV|ΑPXΙΕΠΙCΚΟΠΟC|ΚWNCΤΑNΤΙNΟV|
ΠΟΛΕWCNΕΑCΡW|ΜΗCΚΑΙΟΙΚΟVΜΕ|NΙΚΟCΠΡΙΑΡ|XΗC
(јфанасий, милостью Ѕожьей архиепископ  онстантинопол€, Ќового –има и вселенский патриарх).

“ип печатей с изображением Ѕогоматери и многострочной надписью на другой стороне хорошо известен в византийской и русской средневековой сфрагистике. “ак оформл€лись печати высших церковных иерархов: патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов. ѕечать, найденна€ в ѕере€славле, отличаетс€ своими крупными размерами и высоким художественным качеством исполнени€ изображени€ и начертани€ надписи. Ѕлагодар€ сохранившейс€ надписи ее персональна€ атрибуци€ может быть надежно установлена.

»звестно четыре константинопольских патриарха, носивших им€ јфанасий. ƒва из них занимали престол в период существовани€ ¬изантийской империи: в конце XIII – начале XIV в. и в середине XV в. ƒва других – в период  онстантинопол€ под властью ќсманской империи: в 1634 и 1679 гг. Ќайденную печать с большой долей веро€тности можно св€зывать с де€тельностью лишь первого патриарха – јфанаси€ I, поскольку существование јфанаси€ II, последнего патриарха ¬изантийской империи (1450-1453), подвергаетс€ историками сомнению. ќтносить печать к патриархам XVII в. невозможно по многим причинам и в первую очередь из-за непродолжительности их служени€, ” јфанаси€ III оно длилось лишь с конца феврал€ по начало апрел€ 1634 г., а у јфанаси€ IV – вообще всего неделю в 1679 г. “аким образом, в атрибуции печати мы склон€емс€ к патриарху јфанасию I, хорошо известному по письменным источникам. ќн занимал патриарший престол дважды: в 1289-1293 и 1303-1310 гг.

јфанасий I, в миру јлексий, родившийс€ около 1235 г. в јдрианополе и умерший в глубокой старости в константинопольском монастыре  сиролоф, – одна из €рких фигур в истории палеологовской ¬изантии. ћонах, долгое врем€ подвизавшийс€ в монастыр€х на јфоне и во ‘ракии, известный своим аскетизмом и отшельнической жизнью, был приглашен на патриарший престол по инициативе императора јндроника II ѕалеолога и оказывал большое вли€ние на василевса и политику империи. »звестно, что јфанасий был противником сближени€ ¬изантии с латинским «ападом, сторонником усилени€ императорской власти, как имеющей божественное происхождени€, идеологом «очищени€ нравов» византийского общества, часто вмешивавшимс€ в дела светского управлени€. ≈го общественные и религиозно-философские взгл€ды получили отражение в обширном эпистол€рном наследии, в том числе переписке с императором. ѕатриарх дважды был вынужден оставл€ть константинопольский престол под давлением своих противников среди епископата. ѕочитание јфанаси€ как св€того началось вскоре после его смерти.

ѕатриарх јфанасий сыграл немаловажную роль в истории русской церкви – в 1308 г. он поставил на русскую киевскую митрополию ѕетра, –атского игумена, насто€тел€ одного из галицких монастырей, с именем которого св€зан последующий перенос митрополичьей кафедры в ћоскву и строительство в ћосковском  ремле первого каменного ”спенского собора. ”твердив на русской митрополии ѕетра, высший церковный иерарх ¬изантии отказал в поставлении другому претенденту – тверскому игумену √еронтию.  олоритные подробности этих событий – передачу патриархом ѕетру св€тительских риз, пастырского жезла и иконы, принадлежавших умершему трем€ годами раньше митрополиту ћаксиму и привезенных в  онстантинополь √еронтием, – изложены в ∆итии митрополита ѕетра, составленном в конце XIV в. митрополитом  иприаном. Ќо участие патриарха јфанаси€ в делах русской церкви этим не ограничилось. ¬ 1309 г. јфанасий послал своего представител€ – «единого от клирик» – к ѕетру после поступивших в  онстантинополь от тверского епископа јндре€ обвинений митрополита в симонии – «ложных и хульных словес» – и предложил рассмотреть эти обвинени€ на церковном соборе. —обор состо€лс€ в ѕере€славле-«алесском в 1310 или в начале 1311 г. ”частники собора, в конечном счете, отвергли выдвинутые против ѕетра обвинени€ как «облъгани€» и «ложные словеса». —огласно тому же житию, решающее значение при этом имела позици€ представител€ константинопольского патриарха. «“огда посланный патриархом клирик писаниа и словеса преподобному св€тителю ѕетру пред всеми €вл€ет». « лирик», таким образом, не только выступил в защиту ѕетра, но и предъ€вил привезенные от патриарха «писаниа». ћожно полагать, что именно этот документ был скреплен печатью с именем патриарха, найденной в дь€коннике пере€славского собора.

Ќаходки булл высших церковных иерархов ¬изантии на –уси исключительно редки. »зданы лишь две: печать константинопольского патриарха ≈встрати€ √арида (1081–1084), обнаруженна€ в 1935 г. при раскопках в северо-западной башне —офийского собора в  иеве ( аргер, 1945) ( аргер ћ. .   истории византийской сфрагистики // ¬изантийский сборник. ћ.; Ћ., 1945. —.260-264; —амойловский I.ћ. « археологiчного лiтопису  иiвськоi —офii // —ереднi вiки на ”краiнi.  иiв, 1973. ¬ип. 2. —.103.), и печать патриарха ћатфе€ I (1397–1410) происход€ща€ со средневекового поселени€ на р. ¬оже, притоке ќки, на территории современной –€занской области. Ёта булла, по характеру своего оформлени€ (крупные размеры, иконографи€ Ѕогоматери) аналогична с печатью из ѕере€славл€. ¬.Ћ. янин и ѕ.√. √айдуков, издавшие р€занскую находку, убедительно св€зали ее с обращением патриарха ћатфе€ к митрополиту  иприану и русским кн€зь€м за материальной помощью – «милостью» – дл€ борьбы против турок и последовавшей затем присылкой благодарственных грамот на –усь (янин ¬.Ћ., √айдуков ѕ.√. Ќова€ печать константинопольского патриарха ћатфе€ I // Skripta Gregoriana: —борник в честь 70-лети€ академика √.ћ. Ѕонгард-Ћевина. ћ.: «¬осточна€ литература» –јЌ, 2003. —.416-418.). ќдна из таких грамот могла быть отправлена великому кн€зю ќлегу »вановичу –€занскому (1350–1402).  ак и в случае с пере€славской печатью, находка патриаршей буллы может быть, таким образом, соотнесена с конкретными историческими событи€ми.

÷ерковный собор 1310 г. в ѕере€славле – один из драматических моментов московско-тверского противосто€ни€ и столь же важна€ веха в истории русской митрополичьей кафедры. –ешени€ собора укрепили положение ѕетра на русской митрополии и позиции московских кн€зей, выступавших в его поддержку. ѕечать патриарха јфанаси€ – не только €ркое материальное отражение византийско-русских церковных св€зей в начале XIV в., но и уникальное археологическое свидетельство этого событи€, известного нам лишь по «∆итию митрополита ѕетра» и сообщени€м ¬.Ќ. “атищева.


—пасо-ѕреображенский собор в ѕере€славле-«алесском


ћесто находки печати

ѕечать патриарха јфанаси€

 

1067597_216b6f50273bbda9a1c60d6e5aa002b0 (640x456, 211Kb)

ѕатриарх јфанасий


—в€титель ѕетр, ћитрополит ћосковский

http://www.archaeolog.ru/index.php?id=2&id_nws=274&zid=9

—ери€ сообщений "Ѕелокаменна€ архитектура":
„асть 1 - —лЄзы древнерусской архитектуры...
„асть 2 - «агадка белокаменной архитектуры
...
„асть 18 - «венигород. ”спенский собор на √ородке
„асть 19 - ѕереславль-«алесский. —пас
„асть 20 - ѕечать константинопольского патриарха јфанаси€ из пере€славского —пасо-ѕреображенского собора
„асть 21 -   бестиарию белокаменной архитектуры - I
„асть 22 -   бестиарию белокаменной архитектуры - II
...
„асть 28 - ѕочему –усь белокаменна€?
„асть 29 - Ѕелые камни √роба √осподн€
„асть 30 - Ќовый »ерусалим белокаменной архитектуры

—ери€ сообщений "¬изанти€":
„асть 1 - Ёто - совсем неинтересно
„асть 2 - » шестикрылый серафимЕ
...
„асть 42 - ѕещерные храмы донского пограничь€
„асть 43 - —тены  онстантинопол€
„асть 44 - ѕечать константинопольского патриарха јфанаси€ из пере€славского —пасо-ѕреображенского собора
„асть 45 - ¬изанти€ в »нгушетии
„асть 46 - »хлара. —кладки местности
...
„асть 48 -   бестиарию белокаменной архитектуры - II
„асть 49 - ѕалимпсест белокаменной архитектуры
„асть 50 - Ѕелокаменна€ ¬изанти€

ћетки:  
ѕонравилось: 6 пользовател€м



—ергий_Ѕылинин   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 17 јвгуста 2014 г. 08:42 (ссылка)
Ёто реб€та весьма удачно копнули! “ем более на месте, где, кажетс€, всЄ уже 100 раз перекопано.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 17 јвгуста 2014 г. 09:07ссылка
¬ообще, это чудо какое-то) “ак и хочетс€ там еще "пошурфить".
Venda1   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 17 јвгуста 2014 г. 09:23 (ссылка)
» правда, чудо. —пасибо за рассказ.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 17 јвгуста 2014 г. 10:18ссылка
ƒа не за что, Venda1, сама удивл€юсь...
ѕадунский   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 17 јвгуста 2014 г. 10:05 (ссылка)
печать свинцова€? значит, определить еЄ возраст невозможно. не подделка ли?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 17 јвгуста 2014 г. 10:23ссылка
ƒа всЄ нормально, ѕадунский, там патина аутентична€. ≈Є уж за мес€ц как нашли всю изтерзали исследовани€ми.
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку