-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 23705

»хлара.  окар  илис

—уббота, 22 ћарта 2014 г. 22:25 + в цитатник

01  окар Kokar Kilise  ѕахнуща€ ÷ерковь »хлара  аппадоки€ Ўкондин (3) (700x466, 427Kb)

‘отографии ¬ладимир Ўкондин
 

Ќа неделе √ригори€ ѕаламы вспомнилась »хлара. Ќеизвестно, был ли здесь исихазм, но то, что древние гораздо больше нашего знали о Ѕожественных энерги€х, несомненно. ¬от, еще не рассказывала о ¬онючей, или, как еЄ называют эвфемистически, "ѕахнущей" церкви. » снова трудно пон€ть, почему турки дали ей такое название, запаха здесь нет совсем, ну, на то они и турки. ÷ерковь Kokar Kilise, веро€тно, второй половины IX-ого века и совершенно особенна€ по колориту - она удивительно красно-зелена€. 
 
02  окар Kokar Kilise  ѕахнуща€ ÷ерковь »хлара  аппадоки€ Ўкондин (1) (342x512, 236Kb)

 

¬ход в  окар через притвор (нартекс), где сохранилась, сильно разбита€, но вс€ вполне еще различима€ программа росписи. √лаза тороп€тс€ узнать в поначалу нечитаемых п€тнах знакомые сюжеты. «десь, в притворе, внимание сразу прит€гивает огромный греческий крест на своде.
 
03  окар.  рест на своде (700x466, 649Kb)

“акие кресты мы видели еще в некоторых ихларских храмах. »нтересно, что пол€ креста всегда записаны разными ормаментальным знаками, всегда различными, четыре пол€ - четыре орнамента. «на€, что крест ориентирован по сторонам света, легко предположить здесь обозначение четырех сторон света, на которые распростран€етс€ благодатна€ сила креста, но тут нужны серьезные исследовани€, потому что орнаменты в разных храмах отличаютс€.

  рест просто великолепный...  ¬ его центре  - Ѕожественна€ десница, в жесте благословени€. » все вокруг залито зеленым - светом энергий Ѕожественной премудрости, ”ма ’ристова.
 

04  окар Kokar Kilise  ѕахнуща€ ÷ерковь »хлара  аппадоки€ Ўкондин (18) (384x576, 371Kb)

» р€дом с ним - ¬ознесение вот такое, или как называли через 400 лет после  окар у нас на –уси "—пас в силах".  Ётот тип иконографии не имеет ни в одного намЄка на подобный образ ни в ¬етхом «авете, ни в ≈вангельском повествованиии… Ќо вот в ќткровении апостола »оанна, исполненного, как известно, пророчествами о гр€дущей судьбе человечества, есть такие строки: "и вот, престол сто€л на небе, и на престоле был —ид€щий; и —ей —ид€щий видом был подобен камню €спису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобна€ смарагду" (ќткр 4: 2-3). —разу по€сним, что относительно радуги "вокруг престола" богословы говор€т, что имеетс€ в виду "не дождева€ радуга, так как состо€ла она не из семи цветов, но из одного – смарагдового". “о есть речь идЄт о смарагдовом ореоле вокруг престола.

≈сли предположить, что "—пас в силах" – это образ «—ид€щего на престоле», то тогда все эти сложные алые, оранжевые и зелЄные сферы, на фоне которых изображЄн —паситель, следует рассматривать как символы драгоценных камней – €списа, сардиса и смарагда…
“радиционно библейский €спис (€шму), несмотр€ на разнообразие цветовой окраски этого минерала, богословы определ€ют как камень красного цвета. —ардис (греч.  – сердолик) – камень красного или жЄлто-оранжевого цвета. —марагд (церковно-слав€нское название изумруда) – камень зелЄного цвета.
ќ невидимых энергетических пол€х вокруг различных объектов живой и неживой природы было известно издревле. ќднако человек неспособен наблюдать эти пол€. ѕричину такого запрета попыталс€ немного объ€снить русский философ Ќиколай Ѕерд€ев: "ћы защищены толстокожестью, нечувствительностью, отсутствием органов дл€ воспри€ти€ того, что дл€ нас опасно, дл€ чего мы духовно не созрели. Ќезнание так же может быть защитой, как и знание. ≈сли бы могли увидеть и узнать в мире то, чего мы не видим и не знаем, то мы бы не выдержали этого, мы были бы растерзаны стихи€ми этого мира". 
 

05  окар Kokar Kilise  ѕахнуща€ ÷ерковь »хлара  аппадоки€ Ўкондин (6) (700x466, 485Kb)
 

¬ иной (Ѕожественной, недоступной дл€ обычного человека) сфере быти€ ’ристос пребывает и на ‘аворе, и когда стоит у ложа усопшей ƒевы ћарии, и когда сходит во ад…
 
√ригорий ѕалама намного позже, чем была расписана эта церковь, говорит: " огда св€тые созерцают внутри себ€ этот Ѕожественный свет, … они вид€т оде€ние своего обожени€".  ћожно предположить, что в христианском искусстве символом Ѕожественных энергий €вл€етс€ цвет. Ќапомню, что в ходе богословских споров (’IV в.) исихасты утверждали: хот€ Ѕожественные энергии абсолютно все светоносны, по силе и свойствам они бывают разными (так, например, энергии Ѕлагодати отличаютс€ от энергий «ума ’ристова»). ¬ христианской живописи символом единых по природе, но неодинаковых по силе и свойствам светоносных Ѕожественных энергий становитс€ цвет, и в частности цвет одежд иконописных образов – хитон (нижн€€ одежда) и гиматий (плащ).
Ёто как в картине с помощью цвета отражаетс€ окружающий мир, то в иконе, котора€ €вл€етс€ "окном в мир Ѕожественный", цвет – символ, посредством которого исихасты-иконописцы "про€вл€ли" (делали видимыми) невидимые духовные (Ѕожественные) энергии св€того.
 
»звестно, что образ «—ид€щего на престоле» богословами толкуетс€, как образ Ѕога ќтца. Ќо поскольку образ ќтца человечеству неизвестен, то «—ид€щим на престоле» изображЄн —ын Ѕожий »исус ’ристос,  оторый, воплотившись в образе человеческом, обладал, тем не менее, всей полнотой энергий ќтца. “о есть «—пас в силах» – это образ »исуса ’риста, —пасител€ мира, —паса, окружЄнного (такими же, как у Ѕога ќтца) энерги€ми (силами), символом которых и €вл€ютс€ драгоценные камни €спис, сардис и смарагд…
 
Ѕогословска€ и св€тоотеческа€ мысль говорит о трЄх главных энерги€х Ѕога ќтца, распредел€€ их в такой последовательности: Ѕытие (≈стество) Ѕожие, Ѕлагость (Ѕлагодать) и ћудрость (ѕремудрость). ѕоскольку в Ѕиблии, по мысли ќтцов ÷еркви, "нет ничего напрасно сказанного, даже до единого слова", то, суд€ по тому, в какой последовательности перечислены драгоценные камни в ќткровении: "» —ей —ид€щий видом был подобен камню €спису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобна€ смарагду" (ќткр 4: 3), можно сделать вывод, что символом Ѕыти€ (≈стества) Ѕожи€ €вл€етс€ €спис (€шма); символом Ѕлагости (Ѕлагодати) €вл€етс€ сардис (сердолик); символом ћудрости (ѕремудрости) €вл€етс€ смарагд (изумруд).
 
¬ јпокалисисе »оанна €спис (€шма) – символ Ѕыти€ (≈стества) Ѕожи€… ѕодтверждением именно такой символики €списа служит уготованна€ избранному человечеству перспектива – "новое небо и нова€ земл€», где бессмертный человек будет обитать вместе с Ѕогом: "» увидел € новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежн€€ земл€ миновали …» €, »оанн, увидел св€тый город »ерусалим, новый, сход€щий от Ѕога с неба …» услышал € громкий голос с неба, говор€щий: се, скини€ Ѕога с человеками, и ќн будет обитать с ними; они будут ≈го народом, и —ам Ѕог с ними будет Ѕогом их… » сказал —ид€щий на престоле: се, творю все новое…" (ќткр 21: 1–3, 5). » далее идЄт описание "нового »ерусалима": "ќн имеет славу Ѕожию; светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню €спису кристалловидному… —тена его построена из €списа… основание первое €спис…" (ќткр 21: 11, 18, 19).

06  окар Kokar Kilise  ѕахнуща€ ÷ерковь »хлара  аппадоки€ Ўкондин (19) (700x466, 476Kb)

јнгелы, поддерживающие этот сложный ореол сил вокруг ’риста, очень динамичны и подвижны, экспрессивны, в полете они как бы "танцуют" и вращаютс€... ƒл€ них все эти энергии - дом родной, и они купаютс€ в них...


07  окар Kokar Kilise  ѕахнуща€ ÷ерковь »хлара  аппадоки€ Ўкондин (21) (700x466, 454Kb)
 

Ќа каждой стороне нижней части свода есть фрески, изображающие апостолов, причем 12 апостолов  с двух сторон обрамл€ют крест, а еще 12 апостолов – ¬ознос€щегос€ ’риста.. ”никальный случай в иконографии - у апостолов в руках таблички с наименованием тех мест и областей (!), где они должны проповедовать.
 
08  окар Kokar Kilise  ѕахнуща€ ÷ерковь »хлара  аппадоки€ Ўкондин (20) (700x466, 428Kb)
 
¬от,  например, ѕетру – в –име, а  јндрею – в  иноцефалии (Cynocephalie), стране собакоголовых людей, видимо.
 
09  окар. јп јндрей (700x490, 369Kb)
 
Ќиколь “ьери, французска€ исследовательница  аппадокии, провела по этому поводу исследование. Ќа русский €зык оно не переведено, так что предлагаю маленький кусочек в моем, сокращенном несколько, переводе. "¬ большей части, это канонические всем известные места, вот например, св€той ѕетр - в –име. Ќо апостол јндрей держит табличку с Cynocephalie! Ёта странна€ страна людей с головами собак (именно так переводитс€ "киноцефали€") занимает вполне законное место р€дом с другими област€ми. Ќашелс€ только один текст, где об этом упоминаетс€. Ёто письмо ћихаила —ирийца, патриарха —ирийской православной церкви  его другу ƒени Ѕар —алиби, епископу в северной —ирии. Ётот епископ сказал, что "апостол јндрей произнес проповедь в стране Beit Kalbin (то есть в доме собак) и на всем побережье". 
"“радици€, следовательно, происходит как бы из —ирии или ћесопотамии. Ќо все равно остаетс€ неизвестным, где располагалась эта Cynocephalie. “ут надо исключить »ндию, что тоже иногда традици€ приписывает как место проповедей јндре€, но в  окар »нди€ - у св€того ‘омы.  “аким образом, вс€ древн€€ литература, котора€ описывает замечательных бабуинов »ндии, была игнорирована художниками Kokar kilise. ≈ще два региона могут быть задеты. 
Ёто Ёфиопи€ и Gothie. –ечь могла бы идти об Ёфиопии или о ¬ысоком ≈гипте, так как апокрифические тексты говор€т о путешествии св€того јндре€ "в страну Mermedoniens, к расе колдунов и людоедов,  где он освободил заключенного ћатфе€", есть еще рассказ о поездке јндре€ в страну берберов "где бабуин охран€л ¬арфоломе€ и јндре€ от всех хищников". Ёто расположение  иноцефалии в јфрике имело бы  простое объ€снение
так как местна€ иконографическа€ база представлена многочисленными египетскими јнубисами.  роме того, –имска€ »мпери€ распространила во всех провинци€х этот культ. —екты гностиков распростран€ли изображени€ собакоголового јнубиса на многочисленных своих амулетах. 
¬торой регион, где могла бы существовать  иноцефали€ - это страна готов. “радици€ приписывает св€тому јндрею проповедь в  олхиде и “авриде. —уществует средневекова€ иконографи€ полу-людей полу-волков в бою, котора€ описываетс€ как "игры готов". ј еще есть два византийских похоронных барельефа IX или X веков, на них представлен бой двух человек - одного воина византийского и одного человека, с головой, скрытой маской волка или собаки. Ѕои борцов, выр€женных в головы волков еще можно увидеть и на стенах —в€той —офии в  иеве." 
≈диной доказанной версии нет, но € всЄ же склон€юсь к нашей, русской, версии ёжной –уси).
 
ѕо периметру притвора идут ленты изображений евангельских сюжетов. некоторые очень любопытны. ¬от, например, вз€тие ’риста под стражу, предательство »уды  и ’ристос перед ѕилатом, умывающим руки. ѕилат в полосатом халате, а ’ристос перед ним - в огненной мандорле! ¬от где энергетический шторм...

10  окар Kokar Kilise  ѕахнуща€ ÷ерковь »хлара  аппадоки€ Ўкондин (15) (700x466, 490Kb)

»нтересна тайна€ ¬ечер€, пробита€ более поздним проемом - у апостолов по две рыбки, очень трогательно.


11  окар. “айна€ вечер€ (700x466, 520Kb)

–асп€тие поражает строгостью, каким-то конденсаторным спокойствием и гармонией солнца и луны.


12  окар Kokar Kilise  ѕахнуща€ ÷ерковь »хлара  аппадоки€ Ўкондин (16) (700x466, 447Kb)

ѕройдем, наконец, в храм. «десь два небольших нефа - малый южный наос – кимитирий, 


13  окар Kokar Kilise  ѕахнуща€ ÷ерковь »хлара  аппадоки€ Ўкондин (7) (700x466, 185Kb)

» в этом храме везде под ногами могилы.


14  окар Kokar Kilise  ѕахнуща€ ÷ерковь »хлара  аппадоки€ Ўкондин (8) (384x576, 103Kb)

он соединен аркадой с колоннами с северным, на западе есть отдельна€ погребальна€ камера. «десь нет фресок, все украшено скромно только уже знакомой нам, загадочной красной росписью. “ут тихо очень и легко дышитс€.


15  окар Kokar Kilise  ѕахнуща€ ÷ерковь »хлара  аппадоки€ Ўкондин (10) (700x466, 256Kb)

—нова всЄ те же €йцевидные апсиды. ¬сЄ вытесано очень тщательно, и пройд€ через века, осталось таким аккуратным, что иногда кажетс€ новым...


16  окар Kokar Kilise  ѕахнуща€ ÷ерковь »хлара  аппадоки€ Ўкондин (11) (700x466, 222Kb)

¬стречаютс€ вс€кие загадочные лазы. “оже, видимо, когда-то расписанные.


17  окар Kokar Kilise  ѕахнуща€ ÷ерковь »хлара  аппадоки€ Ўкондин (23) (700x466, 262Kb)

Ќекоторые фрагменты фресок уже еле держатс€ на стенах... а всЄ равно поражают величием, динамикой и... энергией.

Ќеуничтожимой энергией божественной благодати, любви и красоты...


18  окар Kokar Kilise  ѕахнуща€ ÷ерковь »хлара  аппадоки€ Ўкондин (22) (700x466, 414Kb)

—ери€ сообщений " аппадоки€, »хлара":
„асть 1 - ћистика »хлары. —имволика пещеры
„асть 2 - —казки »хлары.  емер  илисе.  опье св. Ћонгина
...
„асть 15 - »хлара. ÷ерковь —в€того √еорги€.  ирк ƒамалти, Kirkdamalti Kilise
„асть 16 - »хлара на перекрестке времен и дорог
„асть 17 - »хлара.  окар  илис
„асть 18 - ѕерсидское очарование пограничной »хлары
„асть 19 - Ѕольшой  рест на своде
„асть 20 - »хлара. —кладки местности

—ери€ сообщений "¬изанти€":
„асть 1 - Ёто - совсем неинтересно
„асть 2 - » шестикрылый серафимЕ
...
„асть 39 - —ири€...
„асть 40 - —обор
„асть 41 - »хлара.  окар  илис
„асть 42 - ѕещерные храмы донского пограничь€
„асть 43 - —тены  онстантинопол€
...
„асть 48 -   бестиарию белокаменной архитектуры - II
„асть 49 - ѕалимпсест белокаменной архитектуры
„асть 50 - Ѕелокаменна€ ¬изанти€

ћетки:  
ѕонравилось: 4 пользовател€м



—ергий_Ѕылинин   обратитьс€ по имени —уббота, 22 ћарта 2014 г. 22:29 (ссылка)
ќднако, пост! „итаем-с. Ѕудет и ответ ;-)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 22 ћарта 2014 г. 22:37ссылка
Ќу, в ѕост как раз)
Nadezhdaaa   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 23 ћарта 2014 г. 19:02 (ссылка)
—пасибо за подробности, мне было очень интересно!ћесто завораживает!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 23 ћарта 2014 г. 19:32ссылка
—пасибо тебе за интерес, место необыкновенное...
—ергий_Ѕылинин   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 24 ћарта 2014 г. 18:31 (ссылка)
ѕо поводу кинокефалии, предписанной св. апостолу јндрею.
“ут, думаю, напрасно будет искать точного географического определени€ страны. —корей всего, иконописец намекал на апокалиптические Ђпоследние временаї или на "последние пределы", когда €в€тс€ на землю противники Ђнарода Ѕожьегої, когда прельстит дь€вол воинственных €зыческих царей √ога и ћагога, а вместе с ними и Ђ€зыки, сущы€ на четырех углех землиї. ¬от эти-то народы описываютс€ как Ђчеловеко€дцы, нарицаеми песьи главыї, то есть киноцефалы. Ќа миниатюрах наших православных лицевых јпокалипсисов 16 - 17 вв. подданные √ога и ћагога именно так и изображались Ц с собачьими головами. ќтсюда представл€етс€, что древний каппадокийский иконописец в пещерке надписью Ђкинокефали€ї изобразил апостола јндре€ просто, как проповедника слова Ѕожьего у самых диких окраинных племен в самых дальних земных пределах. “ут получаетс€ своеобразна€ метафора или гиперболизаци€ его путешествий в отдаленные уголки –имской империи.
„то же касаетс€ тотемного почитани€ Ђсемейства псовыхї у различных народов, то поклон€лись в большинстве случаев не собакам, а волку. ј культ волка заметно отличаетс€ от собачьего. ¬ индо-европейском и тюрко-монгольском и др. евразийском €зычестве собака больше св€зана с демоническим подземным миром, а волк т€готеет к миру небесных богов.

ј √ог и ћагог с четырех концов света Ц ни что иное как современный интернациональный и нео€зыческий √лобализм.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 24 ћарта 2014 г. 19:43ссылка
—ергий_Ѕылинин, красива€ и интересна€ верси€ с √огом и ћагогом, тогда непон€тно почему все люди как люди другие апостолы в реальные и конкретные места назначены, о чем на каждой табличке написано... а вот только св. јндрей...
ѕерейти к дневнику

¬торник, 25 ћарта 2014 г. 09:33ссылка
“ак € и говорю, что по преданию апостолы направились проповедовать в разные страны и каждому из них приписывали вполне конкретную область: ѕетру - –им, ћарку - ≈гипет, ћатфею - ѕалестина и тд., то есть вполне известные и "цивилизованные" в те времена области. ј вот јндрею пришлось практически обойти вокруг „ерного мор€, по разным странам, в том числе, по так называемой —кифии - земл€м незнаемым. ќттуда, с кра€ земли и ждали √ога и ћагога.
 окар килисе вырублена примерно в 9 веке. ј расписана (учитыва€ иконоборчество) небось уже в 10-м. ¬ эти времена в —еверном ѕричерноморье ничего тихомирно не происходило. ’азары. –усь, ¬енгры, ѕеченеги - это всЄ были реб€та отнюдь не христианские и не утонченного образовани€, а буйные, с ножиками и горазды пограбить. Ќу чем не киноцефалы в представлении каппадокийского живописца? ƒа и культ волка у тюрго-угров и слав€но-руссов вполне был развит. ¬олчьих шлемов, хвостов, клыков, шкур и тп. в их боевой "раскраске" было предостаточно. ј что волчь€, что пЄсь€ морда на €зыческом грабителе - различие дл€ византийских христиан не великое.
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку