-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23717

Грифон и лань

Вторник, 12 Мая 2009 г. 23:08 + в цитатник

Такое вот весеннее обострение, извините – снова решила побиться головой о белокаменную стену… выходит, что и вам предлагаю)))

Сюжет – "грифон с ланью"  в белокаменной резьбе древнерусской архитектуры встречается много раз… Чего только про него не пишут…

Ясно, что отношения между зверюшками – такие … непростые, вот как вы думаете – что происходит (только не надо про размножение..)))

 


 

А вот самое современное мнение (Тимофеева, Новаковская-Бухман),

«…изображения грифонов, несущих лань. По средневековым представлениям, грифон мог символизировать Христа, а лань – праведную христианскую душу. Эти скульптурные группы, вероятнее всего, выражали идею покровительства Христа праведной душе и шире – избранному народу, тему «крова крылом», многократно звучащую в псалмах Давида. Наиболее выразителен правый рельеф северного фасада – могучий грифон с гордой осанкой и широкой грудью несет хрупкую, словно взывающую к нему трепетную лань.» И всё это со ссылкой на Вагнера (это как бы Лотман такой архитектурный).

А еще есть вечный Рыбаков со своим фантазийно-фундаментальным «Язычеством Древней Руси»

«По правую руку царя в этом же ряду - грифон, поймавший зайца; по левую - грифон и лев. В орнаментике собора несколько раз встречены грифоны с зайцами, но они их не терзают, а лишь торжествуют свою победу. В десятом ряду (прямо под грифоном с зайцем) изображена птица, поймавшая зайца. Эта, подчеркнутая здесь, охота на зайцев заставляет вспомнить и сказки о поисках кощеевой смерти…»

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

С самого детства смотрю на эти камушки, и никак не могу представить, что этим "зайцо-ланям" – хорошо в этих крепких лапках… Хоть головой о стену убейся – кажется мне, что «терзание это». Может, уже просто стереотип такой, и вообще ничего не вижу…

Зы. И еще, интересно, тут одна картинка – не наша, с итальянского собора – она сразу видна?

 

 

Цитаты и исходники картинок – РусАрх  http://www.rusarch.ru/

Серия сообщений "Белокаменная архитектура":
Часть 1 - Слёзы древнерусской архитектуры...
Часть 2 - Загадка белокаменной архитектуры
...
Часть 9 - Рашка
Часть 10 - Любимые чудовища
Часть 11 - Грифон и лань
Часть 12 - Византийская сказка древнерусской архитектуры
Часть 13 - Волок Ламский - Волоколамск
...
Часть 28 - Почему Русь белокаменная?
Часть 29 - Белые камни Гроба Господня
Часть 30 - Новый Иерусалим белокаменной архитектуры

Серия сообщений "Византия":
Часть 1 - Это - совсем неинтересно
Часть 2 - И шестикрылый серафим…
...
Часть 4 - Рашка
Часть 5 - Любимые чудовища
Часть 6 - Грифон и лань
Часть 7 - Византийская сказка древнерусской архитектуры
Часть 8 - Свет и тишина Андрея Рублёва
...
Часть 48 - К бестиарию белокаменной архитектуры - II
Часть 49 - Палимпсест белокаменной архитектуры
Часть 50 - Белокаменная Византия

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю



Cadaver_of_Me   обратиться по имени Вторник, 12 Мая 2009 г. 23:44 (ссылка)
Детализованный белый грифон, что ли, заграничный гость?

Позиция грифона уж слишком доминирующая... на взгляд полного профана - это точно защита лани от всего вокруг.
Ответить С цитатой В цитатник
Нкт   обратиться по имени Среда, 13 Мая 2009 г. 00:02 (ссылка)
Просто у итальянцефф грифоны пятнистыя, а зайцы... ну, где ж им зайца-то увидать. Живут в сапоге, макаронники нещастные! А вот насчет идейки нетерзания, а бережного перенесения в мир иной... хотелось бы от избранного научного народа узнать первоисточник сей идеи. Откуду есть пошла? А то вот в пазырыкских курганах тоже всяко-разных грифонов нашли в обнимку с горными козлами. Еще и брыкаются, козлы! Ну вроде как не сильно в мир иной перелетать хотят, а хотя бы и за чужой счет...
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Среда, 13 Мая 2009 г. 09:46 (ссылка)
Cadaver_of_Me, ага, он такой тоже белокаменный и того же времени, но итальянский, из Ломбардии, и более детализированный...
а защита ланей грифонами - вполне, реально возможный вариант... только не понятно - вот лёвики на этом же соборе - грызут олеников, а грифоны - защищают %)
или и лёвики тоже защищают...
 (300x300, 64Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Среда, 13 Мая 2009 г. 09:54 (ссылка)
Сергей_Былинин, истоки грифонов - без сомнения, во всякой античности, а не в азиатских степях... а в греции и риме - из египта... и смешно - на всяких колтах и ожерельях грифоны превращаются - на самом деле - в архангелов и серафимов, а то и в святых (просто заменяются)... У Рыбакова это подробненько разобрано, с твоей любимой Черной Могилой)))
а тут - я просто пытаюсь рассуждать в пределах эстетики трех соборов (Покрова на Нерли, Дмитриевского и Георгиевского)... сложить все камешки вместе и за что-то зацепиться.
вот если грифоны души уносят - то они же - летят, по идее... а летящие - точно - есть в этой системе - это те же грифоны, которые уносят как раз на небо Александра Македонского... вот они - да, летят... а эти, с ланями.. крепко стоят, и еще прижимают антилоп)
 (640x328, 77Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Zlata_Sirin   обратиться по имени Среда, 13 Мая 2009 г. 11:30 (ссылка)
Позвольте вставить пять копеек) Истоки - не в античности, а в Малой Азии. Именно там впервые появился этот образ. Связан он действительно с идеей смерти-возрождения. Точнее - с обрядами экскарнации.
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Среда, 13 Мая 2009 г. 19:56 (ссылка)
Syrinx_Caer, да, и в Малой Азии полно грифонов было, но у нас - скорее - из Египта-античности, через Византию...
Ответить С цитатой В цитатник
Нкт   обратиться по имени Четверг, 14 Мая 2009 г. 23:04 (ссылка)
Тут вопрос не географически важнее решить. Малая Азия многими народами населялась, там и арийцы и хетты были, и армяне, и семиты-ассирийцы, и кельты... и кого там только не было...
Ответить С цитатой В цитатник
Zlata_Sirin   обратиться по имени Пятница, 15 Мая 2009 г. 16:29 (ссылка)
Абсолютно согласна с Сергей_Былинин. Образ очень многогранный, использовался многими культурами и, что немаловажно, в различных "срезах" - от религиозной символики до мистической и архитектурной. Кстати, прочла на днях, что в самом старом в мире храме на территории современной Турции этот символ тоже встречается.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку