-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23751


Невидимый единорог Переславля-Залесского

Воскресенье, 01 Марта 2015 г. 19:54 + в цитатник
1067597_01 (700x529, 59Kb)
Была много раз в Переславле-Залесском, и в Горицком монастыре...  И не знала, что в этом заповедном месте водятся единороги.
Успенский Горицкий Монастырь возвышается над городом, парит над ним.  С московской дороги Горицы выглядят вот так - но это не тот, поворот. где нужно сворачивать, чтобы проехать к воротам монастыря.
 
1067597_02_PereslavlZalesskii_Yspenskii_Gorickii_monastir (700x511, 89Kb)
 
Издали, от озера, монастырь похож на большой корабль из нездешнего мира.
 
1067597_01_PereslavlZalesskii_Yspenskii_Gorickii_monastir (700x525, 57Kb)
 
И, как водится, стены его хранят немало загадок, особенно если учесть, что все архивы погибли в пожарах...
 
1067597_PereslavlZalesskii_Yspenskii_Gorickii_monastir (700x525, 62Kb)
 
Не обращала внимание на Проездные ворота этого монастыря, 
 
1067597_Proezdnie_vorota_Gorickogo_monastirya_PereslavlZalesskii (700x525, 93Kb)
 
а если бы и обратила - вряд ли бы что заметила: ну, красивые ворота и два коника по бокам... 
 
1067597_Proezdnie_vorota_Gorickogo_monastirya_PereslavlZalesskii_2 (700x445, 99Kb)
 
Но когда моя замечательная подруга из Переславля Елена Шадунц обнаружила рисунок с натуры этих самых ворот со львом и единорогом в книге Ф. Ф. Рихтера «Памятники древнего русского зодчества, снятые с натуры и представленные в планах, фасадах и разрезах замечательнейшими деталями каменной высечки и живописи» (1851—1856) . Вот этот рисунок, любезно предоставленный Еленой.
 
 
А я аж ущипнула себя ... и заволновалась за зверушек, особенно, конечно, за единорога было переживательно - не каждый день такое на улице встретишь, тут как у всех типовых блондинок - 50 на 50...
 
Вот и персонажи (фото Елены Шадунц) - вы только скроллер вправо двигайте - большая картинка, чтобы не 50 на 50, а наверняка, и вы встретились с единорогом, вернее, с тем, что от него осталось.
 
 
И вот уже почти месяц я пытаюсь что-нибудь разузнать. А тут как раз перед Масленицей занесло в Переславль Сергий_Былинин, и он на эти ворота горицкие обратил-таки  внимание и целый постик написал про бестию инрогую , с картинками, а уж обсуждение какое интересное получилось!  Собственно, к этому обсуждению и отсылаю любопытных, там очень мощно выступил Ланс_который_всё_рав, отличное обсуждение, и захотелось в общую копилку свою версию подкинуть.
 
История русского единорога начинается во времена Ивана III, дедушки Ивана IV Грозного. Для тех, кто подзабыл русскую историю дам 
1067597_ (368x487, 9Kb)
небольшую табличку царей, лишней не будет, да и писать меньше) Так вот, при Иване III уже насобиралось достаточно русских земель, Византия погибла, и Москва становилась не просто столицей княжества, а центром, не побоюсь этого слова, империи. И как раз необходимо было выбрать всякие символы, гербы, легенды и все дела. Тогда же начала формироваться теория «Москва - Третий Рим». Теория эта послужила идеологической основой представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья, притязавшие начиная с Ивана III на царский титул, полагались преемниками римских и византийских императоров. Да что там преемниками - просто родственниками! Дело в том, что русские князья вели свою родословную от Рюрика, а Рюрик в рамках этой теории был представлен как потомок ни больше, ни меньше - римских императоров, а конкретно - Октавиана Августа, а если точнее - его брата Пруса.
 
Сакральный смысл такого родства трудно было переоценить, ведь римский политик из рода Цезарей - ровесник самого Христа... Семейная эмблематическая зверюшка Августов - рыбокозел, то есть козерог, он же - единорог. Герметическая традиция говорит, что по зодиаку и Христос - Козерог-Единорог. Не буду утомлять средневековой эзотерикой, но даже в Повести временных лет Единорог нарисован на полях как иллюстрация к Козерогу, знаку зодиака. Октавиан Август много воевал, и большая часть его легионов носила боевую эмблему Единорога, и на монетах семьи этот зверь был...  
 
Короче, Единорог перенесся на русские просторы как символ, несомненно, благородный, мистический и воинский. Увлечение распространившейся в те времена астрологией и алхимией не чуждо было и русскому сознанию, мистика и магия проникали на Русь вместе с ересью жидовствующих, но не будем отвлекаться, отмечу только, что в алхимических категориях единорог символизирует Меркурий, ртуть; а лев – серу, считается, что их взаимодействие должно привести к обретению высшего смысла. Этот сюжет украшал Васильевские врата Софийского собора в Новгороде Великом.
Вот штандарты римских легионов - и среди них - Августа, с единорогом.
 
1067597_Shtandarti_rimskih_legionov (550x440, 126Kb)
 
 
Вот монетки римские, Октавиана Августа.
 
1067597_Moneti_Oktaviana_Avgysta (696x700, 214Kb)
 
Иван Грозный тоже много воевал, и из Новгорода, который он взял огнём и мечом, он перенёс эти ворота в Александровскую слободу, совсем рядом с Переславлем. Во "Временнике Ивана Тимофеева"  "единорог", или "инорог", является образом храброго и непобедимого человека. "Инорогом" Тимофеев называет деда Ивана Грозного - великого князя Ивана III, "бывшего инорогом в битвах". Но зверюшка эта римская была очень нужна и для идеологических войн.
 
Свое превосходство в Ливонии Иван IV подкрепил литературным демаршем. Летом и осенью 1577 г. он отправил письма А.И. Полубенскому, А.М. Курбскому, Т.И. Тетерину, Я.И. Ходкевичу и Стефану Баторию. В послании от 9 июля 1577 г., отправленном старосте вольмарскому и зегевольдскому кн. А.И. Полубенскому еще из Пскова, царь возвел свою власть к сотворению мира, а правление Цезаря Августа изобразил как спасительное для вселенной и прославленное Богом: "якоже божественным своим рожеством Августа кесаря прославив в его же кесарьство родитися благоизволи, и его и тем вспрослави и распространи его царство, дарова ему не токмо римскою властию, но и всею вселенною владети, и Готфы, и Савроматы, и Италия, вся Далматия и Натолия и Макидония и ино бо - Ази и Асия и Сирия и Междоречье и Египет и Еросалим, и даже до предел Перских. И сице обладающу Августу всею вселенною и посади брата своего Пруса во град глаголемый Малборок и Торун и Хвойницу и преславный Гданеск по реке глаголемую Неман, яже течет в море Варяжское. Господу же нашему Исусу Христу смотрения тайну совершившу, посла божественныя своя ученики в весь мир просветити вселенную". Ого!)
Иван Грозный сильно напугал всю Европу, все польско-литовские интеллектуалы встали на уши, когда царь в своих письмах заявил о наследственных владениях. Особенно, конечно, переживала Пруссия. В идеологическом обосновании самодержавия Прус был неотъемлемым звеном, фигурой, объединяющей в единой хронологической последовательности дохристианские империи с империями христианской эпохи и «последними временами». Согласно московской легенде, потомки Пруса правят в Пруссии, названной так от его имени, до тех пор пока одного из них, Рюрика, новгородцы не приглашают к себе на великое княжение.
Сигизмунд наш фон Герберштейн в своих записках отмечал "Вследствие столь многочисленных походов и славных деяний имя московитов стало предметом великих страхов для всех соседних народов и даже в немецких землях, так что возникает опасение, что господь по великим нашим грехам и преступлениям, если не обратимся к нему с искренним раскаянием, подвергнет нас тяжким испытаниям от московитов, турок или каких-либо других великих монархов и строго покарает нас."
Стоит отметить, что некоторой инфернальности в восприятии единорогу добавила широко тогда распространенная 
1067597_1614651023_56f368c490 (357x480, 39Kb)
«Притча о единороге» (или «О сладости мира сего»): человек, убегая от единорога (инорога), символизирующего смерть, падает в ров, но хватается за дерево, корень которого подтачивают белая и черная мыши. На дне рва его подстерегают змей и аспид, а с ветвей дерева падают редкие капли меда. (Прорись угличской псалтыри)
Ров знаменует собой весь мир, дерево - человеческую жизнь, белая и черная мыши - день и ночь, змей и аспид - ад, капли меда - сладость мира сего, наслаждаясь которой человек забывает о скоротечности земной жизни и грозящих ему вечных муках...Свидетельством популярности сюжета может служить проникновение его мотивов в декоративно-прикладное искусство, большинство "народных" единорожиков - иллюстрации к этой притче. Да уж, от Единорога не убежишь...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вот еще более поздний, зато тоже с древом жизни - "Древо жизни, лев, единорог и символическая стража сундука. Подъголовникъ Никиты Савиновича Потапова. Северная Двина. Район Борка. 1688 год"
 
1067597_Drevo_jizni_lev_edinorog_i_simvolicheskaya_straja_syndyka__Podgolovnik_Nikiti_Savinovicha_Potapova__Severnaya_Dvina__Raion_Borka__1688_god (506x299, 32Kb)
 
А вот прям такой декоративный - из Борисоглеба, да, Ростовского.
 
1067597_Rostov_Borisoglebskii_monastir (400x328, 126Kb)
 
Между прочим, в XVII веке еще верили, что животные существуют, и уверенность в этом была настолько велика, что даже царь Алексей Михайлович, по свидетельству дворовых книг (1655 год), соглашался за три таких рога заплатить десять тысяч рублей соболями и мягкой рухлядью (мехами). Громадные деньги)
 
Итак, общеизвестно, что единорог на Руси изображался на золотых российских монетах начиная со времен великого князя Московского Иоанна III, вот его тн "корабельник"
 
1067597_Korabelnik (431x460, 129Kb)
 
и оканчивая правлением царя Алексея Михайловича Романова (начиная от Лжедмитрия I чеканился также на серебряных монетах).  С 1562 года единорог изображается на груди двуглавого орла, наравне со Святым Георгием, таким образом в данную эпоху их семантика была равнозначимой.
1067597_Russian_coa_1582_grozny (200x268, 23Kb)
 
Символ единорога содержится на двусторонних государственных печатях царя Ивана Грозного: Большой (от 1562 года) и Малой (от 1571 года),
1067597_Pechat_Groznogo (500x263, 78Kb)
 
также Больших государственных печатях царей Бориса Годунова, Лжедмитрия, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, на печати Большого дворца времени царствования Михаила Федоровича. Печатью с единорогом скреплялись письма Ивана Грозного, носящие личный характер, например переписка с Кирилло-Белозерским монастырем. Татищев считал, что единорог был на личном гербе Ивана Грозного. Единорог также изображен на знамени Ермака - вот уж истинный легионер
 
1067597_EdinorogErmakZnamya (349x453, 38Kb)
 
спинке трона царя Ивана Грозного, на церемониальных топорах, сёдлах, оконных наличниках дворцов, на гербах российских дворянских родов Баташевых, Бонч-Бруевичей, Веригиных, Кудрявцевых,Мансуровых, Остафьевых, Романовских, Стрекаловых, Тургеневых, Шуваловых, как щитодержатель включён в гербы Болтиных, Ермоловых, Козловских, Салтыковых,Лорис-Меликовых.
Еще в 1577 г. Иван Грозный утвердил артиллерийское орудие, на котором был выбит единорог. Но широчайшее распространение этих орудий (их так и звали – инрогами, индриками) произошло при непосредственном участии Петра Шувалова уже при Петре. Единорогу предстояла еще долгая боевая жизнь, не был он забыт и в масонстве. Но это уже совсем другая история.
А что же Переславль-Залесский? В "инроговы времена", то есть от Ивана III до Алексея Михайловича единороги были не редкостью в архитектурном декоре. До настоящего времени сохранились ещё два единорога в лепном декоре храмов. 
Лепной декор с единорогом в Костроме, церковь Воскресенская, что на Дебре.
 
1067597_Voskresenskaya_chto_na_Debre_Edinorog (700x477, 69Kb)
 
Лепной декор с фигурами единорога и грифона на фасаде Троицкой церкви в Дединове Луховицкого района Московской области.
 
1067597_Lepnoi_dekor_s_figyrami_edinoroga_i_grifona_na_fasade_Troickoi_cerkvi_v_Dedinove_Lyhovickogo_raiona_Moskovskoi_oblasti (700x525, 147Kb)
 
Может быть, дело в том, что еще в 1667 году в числе приказов (министерств) правительства двора государя Алексея Михайловича существовал Корабельный приказ, то есть, «морское министерство» Московской Руси XVII века, ведь Петр I совсем не был отцом русского флота - это точно. В 1696 году, когда якобы "родился" русский флот, "новорожденный" отправлял каждую навигацию не менее 50 торговых судов в Стокгольм, Амстердам, Ревель, Ригу. В столице Швеции, по настоянию Ордин-Нащокина, к 1696 году был отстроен русский торговый дом, включающий более 80 оптовых и розничных магазинов. А экономический итог реформ Петра I, как известно, неутешительный.
Так вот, точно известно, что и в Переславле-Залесском, и в Дединове,  и, по всей вероятности, в Костроме (очень уж удобное там место) находились старинные, еще допетровские судостроительные верфи. Интересно, но не факт, хотя очень может быть, что единорог проявил себя и на флоте. Очень хочется поискать единорогов в Воронеже, который тоже колыбель флота).
 
Вот такая моя версия русских единорожиков.
 
 Апдейт 2 марта - добавлен рисунок Рихтера и отредактировано одно предложение в предпоследнем абзаце.

Серия сообщений "Из жизни архетипов":
Часть 1 - Утраченные крылья
Часть 2 - Есть ли жизнь на рельсах?
...
Часть 4 - Карта. Картинка мира
Часть 5 - Архетип воина. Кшатрии
Часть 6 - Невидимый единорог Переславля-Залесского

Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 8 пользователям

Валентина_Феофилактова   обратиться по имени Воскресенье, 01 Марта 2015 г. 21:28 (ссылка)
А в ЖЖ у вас не будет случайно этого поста? :-)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 01 Марта 2015 г. 21:45ссылка
Будет, только завтра, наверное)
Падунский   обратиться по имени Воскресенье, 01 Марта 2015 г. 22:38 (ссылка)
как вижу фамилии Грозного и Курбского, не могу не вспомнить Стругацких: "Не кажется ли тебе, краснолицый брат мой, что переписка наша носит несколько конвульсивный характер? За последние два с половиной года (поправь меня, если я ошибаюсь) отправлено мною в твой адрес четыре письма, в ответ на каковые получено всего около одного. И это последнее написано весьма размашистым почерком на половине листка школьной тетради. Истории известен только один пример переписки такой же интенсивности, а именно — переписка царя Иоанна Грозного с беглым князем Курбским. История свидетельствует, что высокие стороны ухитрились за семнадцать лет вдвоем написать только шесть писем. Иван написал два, Курбский же — четыре, после чего помер, вероятно, от натуги."
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 02 Марта 2015 г. 21:01ссылка
Ну, это Стругацкие погорячились, на самом деле - славная переписка, какая поэтика, какая образность, полет мысли, блеск... тебе как литератору очень бы кстати было самому почитать, а не на авторитеты кивать. А что писем мало - так время такое было, куда спешить... обдумывали тщательно)))
ValeZ   обратиться по имени Воскресенье, 01 Марта 2015 г. 22:56 (ссылка)
Крутые у вас у всех версии, а я и единорога не увидел, а если бы увидел - ну, подумал, зверюга из Псалтыри, чему удивляться
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 02 Марта 2015 г. 21:04ссылка
ValeZ, так удивительно, не то, что зверюга, а где и как она сидит) Уж больно место славное...
nnadink   обратиться по имени Понедельник, 02 Марта 2015 г. 09:28 (ссылка)
Вот это исследование!
Просто даже никогда бы и не подумала... а ведь и я мимо проходила...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 02 Марта 2015 г. 21:08ссылка
Так никто за столько лет и не подумал, вот только мою подругу осенило, а коники эти теперь - бренд Переславля, а на самом деле они и не коники совсем)
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 02 Марта 2015 г. 13:36 (ссылка)
Небольшие поправочки от гишторического буквоеда )))
Единорог графа Шувалова, созданный в 18 веке, это не имя собственное отдельной пушки, а особый тип орудия, как бы гаубица-пушка. Производились эти "единороги" массово, т.е. сотнями. Правда, название типа возникло от шуваловского герба с единорогом, которым украшали казенную часть ствола орудий. А вот при Иване Грозном была отлита единственная и неповторимая 68-фунтовая (120 мм) пищаль (пушка), у которой было "личное" имя Единорог. На стволе этой пушки была надпись: "Повелением царя Ивана Васильевича зделана сия пищаль Инрог лета семь тысяч восемьдесят пятого (1577 г.), делал Андрей Чохов". Орудие сохранилось до наших дней и находится в Музее артиллерии в СПБ.
Я не сторонник восхваления Петра I, но всё-таки он по праву считается основателем русского флота. Флота РЕГУЛЯРНОГО. Другое дело, что частенько впадают в ошибку будто до Петра ни флота, ни армии, ни много еще чего на Руси не было. Было конечно, но не слишком постоянное, а вернее постоянно выпадающее из "мировых стандартов". В петровские времена просто научились соответствовать. У тебя же, ZnichKa, получается, что при Петре и торговля-то с Европой заглохла. Это не есть правильно. Со шведами сократилась. Ну, так война с ними была 20 лет (1700-1721).
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 02 Марта 2015 г. 21:16ссылка
Неее... с пушками - не известно. Ты думаешь, этот самый первый выборгский (который из Костромы, кстати) Шувалов не знал про пушки Грозного? Я думаю, это был постепенный переход - типа от опытного образца к массовому производству.
Про Петра - точно известно, что флот был и до него. А степень регулярности - дело относительное, "де предел кожнасти"?) А что его реформы вызвали экономический спад - вещь, в общем-то известная. Текст я поправлю, чтобы уточнилось всё это.
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Марта 2015 г. 09:39ссылка
Аноним
ZnichKa, оставим Петрушу. Он тут всё одно не в тему. А вот про шуваловские (точнее М.В.Данилова) единороги придется уточнить. По артиллерийской линии прямой связи к ним от чоховской пищали нет. Это два совершенно различных типа орудия. Другое дело название. Да, и то и другое имеют тут единую основу - зверя Единорога. Только во времена Ивана Грозного (16 в.) большие пушки отливались индивидуально и каждая получала своё имя, например: Волк, Скорпея, Инрог и тд. А в середине 18 века, во времена графа Шувалова, в артиллерии уже было налажено серийное или массовое производство по образцу. Поэтому шуваловский единорог - это имя не собственное, а нарицательное. Правда, даже нарицательное, оно происходило от изображения единорога. Граф Шувалов не страдал излишней скромностью и шлепал свой герб с изображением означенного зверя на каждом стволе орудия нового типа. А поскольку тип был совершенно новым, то непонятно было как его называть. Пушка - не пушка, гаубица - не гаубица. Удлиненная гаубица - слишком громоздко... И стали называть "единорогом" по шуваловскому гербу на казеннике. Так вот самое интересное, что Шуваловы - выходцы из костромских земель . А в тех краях инроги издавна и водятся, сама знаешь!
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Марта 2015 г. 21:34ссылка
Конечно, формально ты прав. По букве, так сказать. А по духу - ни за что не поверю, чтобы в религиозной культуре символом невинности, смирения и чистоты называли орудие, да еще такое жутко смертоносное, хоть в 16 веке, хоть в 18. Это же не Энола Гэй...
С шуваловским гербом - темная история, непонятно почему Елизавета именно эту зверюшку выбрала на герб своего ярого сторонника в дворцовом перевороте, везде искала - не нашла. Даже если уже масонский был в этом смысл (что вряд ли), то всё равно - не английско-европейский... Так что спасибо тебе за пояснения про оружие, но общего смысла символа твое уточнение не изменяет.
Перейти к дневнику

Среда, 04 Марта 2015 г. 13:59ссылка
Аноним
ZnichKa, символика единорога не ограничивается невинностью и чистотой. Это еще и непобедимый зверь (не даром он единоборствует со львом), а в некоторых случаях и символ смерти (см. тобой же приведенный выше рисунок). Поэтому я не вижу причин не отождествить пушку с инрогом. Что до Энолы Гэй - матери американского летчика - то чем наша Родина-Мать в Сталинграде на Мамаевом кургане (с мечом и "крыльями" за спиной) лучше? Просто америкосы приземленнее. Поэтому своему оружию они дают не отвлеченныее имена валькирий и грифонов, а нечто более материальное и осязаемое. И злосчастный атомный бомбер еще вполне приличное имя носил. Имя матери! А то ведь многие янки на борту своих машин чаще похабных девок рисовали. Что ж каждый воюет за своё, и потому призывает в помощники соответствующие силы.
Что касаемо единорога, то шуваловская история как раз подтверждает, что зверь сей на Руси весьма знаком и почитаем был в народе. Поэтому и во времена Грозного царя и в эпоху более просвещенную отождествление артиллерийского орудия с праведным зверем Индриком-Инрогом оказалось естественным и закономерным. Ибо оружие в представлении православного народа должно защищать Божью Закон-Правду. Мне прямые и косвенные "инроги" в русской артиллерии представляются так.
Но есть у меня еще подозрение, что шуваловский гербовый единорог может быть связан с ярославско-костромской архитектурной пластикой и тд.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку