Карта. Картинка мира |
«...для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решился сделать из нее змей, и пользуясь сном Бопре, принялся за работу. Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды...»
Пушкин. Капитанская дочка
Люди и карты. И снова - о пространстве. Тест такой придумала, смешной и маленький.
1. Закройте глаза.
2. Не подглядывайте.
3. Представьте "картинку мира".
4. Ничего не спрашивайте. Просто -"представьте картинку мира"
5. Нет, глаза не открывайте, порассматривайте немного картинку мира.
6. Глаза можно открыть и кратко рассказать - что это была за картинка...
7. Если это не карта в том или ином виде - дальше не читать.)))
Нет никакого секрета, что каждый человек живет в своем пространстве. Что такое карта - знают сегодня практически все, но у каждого свои, особенные отношения с ней, и соответственно с пространством, изображенным на карте. Интересно, что карты могут многое рассказать и о других культурах: причем - самое важное, и именно на картах особенно ярко видна разница менталитетов, "картинка мира" всех времен и народов.
И вот не надо про школьную географию) И смешно общераспространенное и "научное",а на самом деле позитивистское мнение, типа - "возникнув на заре человеческой цивилизации, задолго до возникновения письменности, картографические изображения служили сначала для передачи сообщений о местах добычи пищи и охоты..." Гы) Карты - это отражение способа взгляда на мир, а не только географическое положение. А взгляды на мир, и точка зрения, могут быть очень разными...
Карты показывают, что реальность гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Да и та же география не всегда была прикладной наукой, с древнейших времён ориентация в пространстве и его организация были непосредственно связаны с магическими практиками. Известны примеры магического отношения к пространству не только в древнейшие времена, но даже и в XVIII в. - как у крестьян, так и в ближайшем окружении Петра I. Известно, Патриарх на коленях умолял Петра Алексеевича отказаться от путешествия за границу, ограничившись рассмотрением географических карт. Кроме проявления существующего в то время на Руси мнения "всех плавающих за море полумертвыми нарицать", мы видим и особенное отношение патриарха к географическим картам.
Слово "карта" - заимствовано из голл. яз. в петровскую эпоху. В это время равноправными были слова картина и харта (хартия). Голл. kaart "географическая карта" заимствовано из лат.яз., в котором charta "лист папируса", перен. "бумага" - заимствование из греческого. Очевидно мистическое отношение древних к хартии, к листу рукописи, вообще к любому предмету, на котором делалась запись. Средневековая карта мира изначально не предназначалась для ориентации только в физическом пространстве. Первые карты мира - это "картина мира", в самом прямом смысле, они изображались на стенах храмов и отражали христианский космос.
Как и все древнейшие космограммы, карта мира существовала только как целое - на стене собора, на сцене мистерии, на дне ("зеркале") сосуда, на поверхности стола, на одном листе (развороте) рукописи.
Если бы карта мира была издана в Средневековье в форме атласа, она, вероятно, утратила бы свой смысл. Карты мира или их символы издавна принадлежали исключительно носителям магической и политической власти. Например, от Светония известна история Метия Помпузиана, который был казнен Домицианом за то, что носил с собой "чертеж круга земного".
История изучения средневековых карт мира (mappae mundi) началась как попытка реконструировать на их основе древнегреческие и древнеримские карты. К.Миллер не придавал самостоятельного значения средневековым картам, воспринимал их лишь как поздние неверные копии несохранившихся древнеримских карт. Но оказалось, что само существование подобных карт в Древнем Риме (ранее V в. н.э.) признается дискуссионным, а роль Средневековья в развитии жанра - решающей. Однако до сих пор остается открытым вопрос о генезисе карт мира, особенно актуальный, если рассматривать карты мира прежде всего как феномен средневековой культуры, а науку и картографию - как части целого.
Особенности карты мира позволяют предположить ее связь с древнейшими ритуалами, с ритуальной номинацией (называнием) окружающего мира, которая в новогоднем празднестве была равнозначна творению мира.
Уточню - всего мира, а не только поверхности земли. Множество древних карт изображают и небо. Такие вот "революционные" в прямом значении карты. Ниже - это уже поздние вариации на тему, мир целостен по-прежнему.
Кстати, слово revolutio (от лат. – катить назад, проходить в обратном направлении) впервые появляется в христианской литературе поздней античности и имеет несколько весьма специальных значений: так называют отваливание камня от могилы Христа, а иногда, как у Аврелия Августина – странствия души. В средневековой литературе слово используется в астрономии – обозначает вращение звезд вокруг Земли. Политический смысл "революция" впервые получает в итальянском языке в XII веке, первоначально указывая на любое политическое изменение, связанное преимущественно с волнениями и переворотом.
Когда Данте называет свои стихи carte - "страница", "лист", то в этом можно усмотреть не столько "скромность поэта", сколько общее для Средневековья представление о листе рукописи как "зеркале мира". Тот же Данте, обретший в Раю способность к всевидению, увидел «круг земной»; при этом ему показалось, что река «Из протяженной сделалась кругла».
В "Видении Тнугдала" странник обрел на миг чудесную способность одним взглядом охватить весь круг земной, а, узрев все сразу, получил обо всем увиденном ясное и полное знание.
Известны три серебряных стола с картографическими изображениями Рима, Константинополя и мира, принадлежащие Карлу Великому. С семантикой стола как алтаря связаны карты мира, служащие алтарными покровами. Стол, покрытый картой - почти забытый современностью архетип.
И, конечно же, нарисованная картинка мира - карта требовала особенного к себе отношения, ответственности, чёткости, аккуратности и предельной вдохновенности. Платон говорил: «Никогда, ни в коем случае не будет процветать государство, если его не начертят художники по божественному образцу».
На самом деле карта - это то, чего нет на самом деле, то, чего никто никогда не видел и не увидит... Фотография и рисунок дают привычное и наглядное представление, но при этом истинная форма и действительные размеры остаются невыясненными. Понятно, что основным направлением на земной поверхности принимается обычно направление силы тяжести, направление отвеса. Карта - это взгляд сверху, в параллельной проекции, проекции этого самого отвеса, то есть глаз наблюдателя находится на бесконечно большом расстоянии.
До сих пор главная картографическая загадка - когда человек научился летать, и откуда и почему взялся этот взгляд с заоблачных высот, «из глубин стратосферы»))) Но уже древние пространственные пиктограммы - полётны.
Первые попытки создания карт были предприняты задолго до нашей эры.
К наиболее древним из уцелевших картографических изображений относятся, например, план города на стене Чатал-Хуюк, датируемый примерно 6200 г. до н. э.
Вавилонский чертеж. Из лунной цивилизации Вавилона мир унаследовал шестидесятеричную систему счисления, основывающую на числе 60, в которой сегодня выражаются географические координаты.
Египетская карта с богиней Нут
Средневековая mappa mundi, «карта мира» - сильнейший архетип, живой до сих пор. Рассматривая типовые «картинки мира», даже ничего не зная о деталях, можно сказать - они впечатляют.
Хотя иногда и сказочные бывают совсем.. вот "Даария"
Да и во фрагментах - очевидно, что мир - не прост)
Ниже - знаменитая карта, легендарная, якобы до Колумба еще отразившая Америку, и ему известная.
Вот любимая карта Сигизмунда нашего Герберштейна - сколько на ней жизни)))
И даже более-менее близкие к современности - несут на себе отпечаток важности и значимости. Единый взгляд вечности на пространство. Непривычно – теряются границы земли и неба. Эти карты читаются сердцем.
Изображения поверхности, на которой жили и умирали, воевали, торговали и путешествовали, поверхности, в «складки местности» которой аккуратно и осторожно вписывали границы, города и дороги. Интересно, что разведка как таковая – возникла «для карты».
Координаты и способы отображения пространства изменялись, существует множество этих систем, и конечно же, с течением времени карты стали всё более и более «реальны», подробны, взгляд – всё более «приземленным», в прямом смысле. Но я не о системах и деталях, об этом много и подробно написано, информация доступна. Я о том, что даже уже в масонском или просвещенческом декоре, карты всё равно отражают трепет и восхищение величественностью, торжественностью и многообразием мира, и рассматривание карт, даже уже почти десакрализированных и поздних – полётно. Наверное, всякая высота и неожиданно птичья точка зрения напоминает, что наши острые лопатки, которые в народе зовутся «крыльца» – только след ангельских крыл).
Видимо, на картах всех времен и народов глаз никак не может насытиться непривычной широтой и ангельским воспоминаем о временах, когда небеса нам были роднее земли.
Удивительна ориентация карт по сторонам света. Например, карты из 1150-1500 гг:
37% ориентируется на север
13% на восток
23% на запад
26% на юг.
И если - вот так рисовали -
То и ничего... И никто и нигде это никак не объясняет(((.
На самом деле - фантастичность и волшебство карты в большой степени связаны с тем, что по жанру, так сказать, любая карта - чертеж, а не просто картинка. Чертеж, построенный по своим особенным законам, меняющимся, но неизменным в одном - изобразить на плоскости сложное трехмерное пространство.
Конечно, пространственные ориентиры способствуют большей точности отображения.
Но понятие структурированности географического пространства планеты Земля, наличие неких жестких координат - понятие очень сложное и неочевидное.
Например, обычно говорят, что Запад - сторона, где заходит Солнце. Однако это есть абстракция, построенная на том, что в центр пространства помещен наблюдатель, и вокруг него это пространство и развертывается. При движении наблюдателя, для примера, на "запад", эта координата движется вслед за горизонтом, и в Японии или в Тихом океане запад градиентно переходит в восток %).
Специфика чертежа в том, что от него требуется точное воспроизведение размеров предмета, в определённом масштабе, вследствие чего перспективное изображение употребляется весьма редко (так как оно искажает размеры частей) и заменяется проекциями, по правилам начертательной геометрии. Чертеж показывает -
1. целостность, завершенный гештальт)))
2. одновременность, возможность охвата одним взглядом,
3. а также отражает главное, наиболее существенное.
Само черчение на Руси называлось "знаменованием". На сегодняшний день ни один из практически разработанных способов отображения и передачи информации о местности не может конкурировать с географической картой в наглядности, точности, четкости и конкретности. В этом отношении карту ничем нельзя заменить. Ее не могут заменить картины и кинофильмы, и даже самые лучшие и подробные описания территорий.
К картам-картинкам мира в качестве метафоры вполне можно применить знаменитое авантюристичное "онтогенез повторяет филогенез." (индивидуальное развитие повторяет развитие вида, ну, например, во внутриутробном развитии ребенок проходит все стадии эволюции вида, а воспитание ребенка повторяет исторические фазы общества. На все эти измышления биогенетиков в рамках формулы Платона «человек — двуногое животное без перьев», еще две тысячи лет назад ответил, как известно, Диоген, просто и недвусмысленно, подарив в качестве «модели человека» ощипанного петуха. Да еще всем стал показывать – «вот он, платоновский человек»)))
Но Платон - друг, но истина… однако))) Так или иначе, пространство, отраженное на плоскости, воспринимается или не воспринимается - с детства, и особенным образом. Геометрия, география и черчение, ага. Черчение совсем отменили, ох… а в геометрии – стереометрия – практически необязательный раздел, а уж в географии.. карты как «места добычи пищи», ну, полезных ископаемых, то есть… Тут стоит отметить, что человек анатомически приспособлен к ориентации в пространстве, все парные органы, руки-ноги, в главное - специальные механизмы пространственной ориентировки - нервные связи между обоими полушариями: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное осязание, дириническое обоняние и т.д. Всё, что не связано в организме человека с пространством - одно. Ох, такое впечатление, что всё парное скоро отомрет за ненадобностью)))
Ой, опять отвлеклась, ну, не диссер же) Так вот, есть закономерности восприятия человеком пространства на плоскости.
1. Даже независимо от желания картографа на карте всегда есть центр. Система отношений типа “центр - периферия” (фигура - фон) хорошо изучена.
Доминантным центром, является для себя и сам человек. Система “доминант - центров” фиксируется сознанием в символической форме, что сопровождается переживаниями, то есть установлением связи символа с определенными телесными ощущениями. Происходит эмоциональное закрепление восприятия вещей, связывание их с ситуационно-зависимыми смыслами, привносимыми человеком. Иными словами, всякое пространство содержит в себе не только то, что в нем находится в данный момент, но и то, что в нем происходило когда–то или в похожем пространстве; а также то, что может произойти. Тут наиболее яркий пример - Иерусалим, и большое количество его копий-икон.
Еще, кстати, лирическое провинциальное отступление, интересно в связи с центром.. что современный человек "провинциал географический", ищущий себе точку отсчёта непременно "там" (на Западе, в Америке). Жаль только, что не Там. Не на вертикали. Но на оси икс. Т. е., когда человек сильно переживает, что о нем скажут «в центре», во что бы то ни стало хочет делать "как там" и понравиться «там» - значит, он по определению провинциал, хоть и, может, москвич. А когда его не сильно интересуют мнения "там" - он делает свое дело, и не заботится о признании в "центральных местах" – это значит, что он уже находится в настоящем месте, что его место и есть центр. «Провинция» тоже часто бывает в мозгах, как и «разруха»
2. Так же пространство на карте подвержено обычным закономерностям восприятия физических свойств. Это категории “дальше - ближе”, “выше - ниже”, “правое - левое” и т.д. Эти характеристики также несут на себе устойчивую символическую нагрузку. Мы говорим: “близкий человек”, “высокий долг”, “правое дело” и т.д. Психологически не безразлично, где находится объект, справа или слева, выше или ниже. На самом простом уровне всему правому или всему вышестоящему придается большее значение и положительное эмоциональное подкрепление, чем левому или низкому.
Карта до сих пор влияет на человека. И в этом нет никакой мистики.
Когда знакомые американцы тут увидели впервые карту мира с Россией в центре, и когда увидели её размеры по отношению к остальным странам, они были по-настоящему шокированы, ведь они привыкли со школы, что Россия, она там, где-то сбоку, с краю (a cote), с Сибирью и снегами...
У нас все время в школе висела вот такая карта.
А представьте - когда вот такая - с детства?
Да вот и в немецкой пропаганде - интересно использованы карты...
Наглядно очень)
Вот во времена холодной войны - тоже карта...и Россия на ней - прготив Европы, и не так пугает)
А вот Япония так интересно смотрится с Аляски
Еще интересно сопоставить когда-то очень удивившую меня икону "Лабиринт духовный". Тут вот писала уже о ней. Очень же похоже... и вряд ли - случайно. Карта как лабиринт духовный…
Ориентиры... и в пространстве, и во времени, в духовной жизни они необходимы. Сегодня зачастую душа оказывается посредине теряющего себя мира со битой системой координат.
На карте, на этой поверхности слоями лежит время... Тревожно, что человек всё меньше и меньше становится способен это воспринимать, нарушения в навыках пространственной ориентации - у каждого второго, "внутренняя карта" отсутствует как таковая даже до ближайшей станции метро, а иногда и план собственной кухни не воспринимается, и перемещаясь не по звездам, и не по картам, и не умея сориентироваться никак , всё больше больше доверяют GPS, и электронному голосу: "двигайтесь прямо, держитесь правее, через 50 метров поворот.")))
Современность стремится упростить и выпрямить некогда так тщательно и с трепетом рисованные изгибы и неровности Богом данной картинки мира. Всё чаще и чаще карты заменяются схемами, распространяется туристическое такое "коридорное мышление" - пункты дом-пляж, связанные отрезком))) Как карта метро, ведь на самом деле - это и не карта. И не по себе как-то, хотя и начинаешь привыкать к разрушенным архетипам - доморощенный хендмед не только теперь затыкает красочкой аляповатого декора еще звучащие треки на старинных пластинках, вырезает скальпелем в толще старых книжек сувенирные пейзажики и оклеивает туалетной бумагой следы шуршащих волн на морских ракушках.. И вот уже сейчас советуют еще из старых атласов - такие конвертики делать... оригинально, и опять же, можно продавать...
Может, всё-таки - топографический кретинизм это неспособность летать? Люди, у которых всё в порядке с картой, картинкой мира, и с системой координат, наверное, снова станут кастой посвященных. Знающих выход из лабиринта)
Серия сообщений "Из жизни архетипов":
Часть 1 - Утраченные крылья
Часть 2 - Есть ли жизнь на рельсах?
Часть 3 - Мосты
Часть 4 - Карта. Картинка мира
Часть 5 - Архетип воина. Кшатрии
Часть 6 - Невидимый единорог Переславля-Залесского
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |