Есть ли жизнь на рельсах? |
Причудливо древние символы живут в нашем постмодернистском мире. Иногда люди – по незнанию, или в революционном порыве, или просто для самоутверждения пытаются их кардинально изменить, добавить что-то новое, креативное. Словосочетание такое слышала – «креативная символика» – ржунимагу)))
Вот удивителен по массовому распространению сюжет фотографии – фотосъемка на рельсах.
С благодарностью используемые далее фотографические и аналитические материалы предоставлены КнязьМышкин
Что заставляет полуголых, а то и совсем голых моделей, или разряженных в пух и прах, или просто девочек-подружек, и фотографов, разной степени профессионализма, вооружившись всевозможными прибамбасами, а то и взяв с собой визажистов - тащиться на железнодорожные пути, где, строго говоря, съемка по закону нежелательна, подгадывать погоду и время, чтобы сделать именно такой кадр? Примеров – не счесть, и любительских, и профессиональных… Что гонит людей на рельсы?
Чтобы разобраться – немного напомню о значении символа. Древний как мир образ пути. Железная дорога принципиально от «просто дороги» - не отличается, разве что прямолинейности и агрессивности в ней больше, как раз в соответствии со временем. Кто только и что о дороге не говорил! Путь - отсюда и туда.) Это - всегда новое и неизвестное, это - всегда изменение себя. И путь, движение по дороге – это всегда удивительно. Так же как и движение во времени.
Дорога - глобальный, очень красивый и разносторонний образ всей мировой культуры. По сути – образ времени и человека в нём. Любая дорога – всегда сказочная, и непременно – в иное царство, ага, за инициацией. Загадочный жизненный путь – из прошлого через настоящее в будущее. И в живописи, и в литературе – неисчерпаемая тема для творчества. Хотя в живописи изображать - побаивались, уж очень мощный символ, вот навскидку - постарайтесь вспомнить картины "про дорогу"... так сразу ничего, кроме "Витязя на распутье" и не припомнится.. . и вот, всем известное экспертное мнение Левитана – и как представителя избранного народа путников и скитальцев (вот уж кто о дорогах знает всё))), и как великолепного художника… Вот такая она - знаменитая "Владимирка"…
Нельзя сказать, что сегодня - секрет утрачен... редко-редко, но все-таки можно встретить адекватное понимание образа...
И ещё – дорога, мне кажется – всегда очень мужской символ… Ну как в сказке – Иван (что царевич, что дурак) идёт, и всегда один, и находит, и добивается, и побеждает... В конце дороги – где-то за дремучими лесами спрятаны как награда, как итог – взросление, царство и/или… женщина. И можно и в наше время увидеть - редко, но бывает... Почти что сказочный вот такой - Калинов мост)
Женщина на дороге – всегда неестественна, и как бы не извращались эмансипированные горе-символисты – всегда или продажна, или унижена. А чаще, и то, и другое – вместе. Как бы пафосно и "кульно" это не смотрелось - чувство жалости вызывает всегда, причем жалости не к (ой!) созданному образу, а просто к вот этой молодой бабе, так называемой "модели".
И таких - миллион)
Мужских образов - гораздо меньше, но уж когда есть... Бывает, что и органичны они вполне -
Но в большинстве случаев лермонтовское "выхожу один я на дорогу" сегодня выглядит вот так.
и ещё возможны варианты:
Такой вот стала дорога современного человека. Она просто – стала, остановилась. И дорога теперь уже – не путь. Всё как в рекламе, все сидят, лежат, пьют и едят – только не едут и не идут. Воспитанное рекламой общество потребления. Ничего не делают и ждут. В надежде, видимо, что их тут кто-то подберет.
Некоторые – вот просто перекрывают дорогу. Хотите вы или нет, а вот встретится вам такое на жизненном пути – и что делать?
А если такое?
Ну и вообще - женская судьба воспринимается трагично, и видимо, нет никакого иного способа это продемонстрировать. Да и где еще можно ожидать, что подберут? Посмотрите - всё плохо, никакого желания сопротивляться нет, впрочем, как и уйти... Хотят быть все загорелые, с ног до головы в бриллиантах, плавать на яхтах возле фантастических островов, и видно, им кажется, что это только и есть жизнь. А жизнь ради семьи, детей, успеха в работе – считают прозябанием, вот и вышли на рельсы, и тут, на дороге - цель одна – «поймать» и пусть не женой (ну кто на большой дороге жен ищет?), но содержанкой устроиться.
И - потреблять на всю катушку)
У удивительно - рельсы, дорога придают всем персонажам, выведенным на них, никчемный и заморочистый вид... Это как в анекдоте: мой примус - куда хочу, туда ставлю... Такое постмодерновое вИдение, за которым - кроме пустоты, ничего нет... Многозначительность и претензия на глубину.
Но рельсы - беспощадны, и посмотрите как жалостливо выглядят эти "художественные" потуги.
и такие вот многозначительности есть:
Если убогонькие и несчастненькие всё-таки ещё просят - провоцирующая такая беспомощность, ну если уж и не забери, то хотя бы обрати внимание (тут возможны варианты, и "натура" подразумевается и как награда, и как расплата...) Но чаще встречается эмансипированный образ - "я всё возьму сама" или "прочь с пути")))
или "нет тебе пути без меня, и чемоданчик я уже собрала" - просто воссозданная метафора "не пущу"
и так далее, и тому подобное...
И еще вполне в духе постмодернизма - повеселиться, особенно ... поржать) Это придаёт больше "позитива". Ничего серьезного, подумаешь, жизненный путь.
Железная дорога еще, и не без подачи классика, воспринимается как путь к самоубийству, вот что привлекает… игра со смертью. Конечно, тут Каренина сразу вспоминается. И она, и вот эти все модели – по сути – остановка времени и движения. Самоубийство на дороге – всегда истерика, потому что гарантированное привлечение внимания...
Такие вот кривые интерпретации символов нынче. И бесполезно рассуждать о традиции дураков на дорогах, и даже при желании истолковать это всё как путь, например, Одиссея - между Сциллой и Харибдой со всякими там Сиренами и Циклопами, всё равно придётся признать - это сплошная "зона отчуждения", и пути тут нет.
Мне кажется, бездумное использование символов самим символам – никак не вредит. А такой вот треш – обречен, в лучшем случае - на непонимание, а чаще всего – на сумасшедший дом... ну вот, ну вот - всё как в жизни, только дорога, когда…ээээ особь только и делает, что потребляет, а бездуховность, и аморальность – основной культовый тренд, - такая дорога - уже не путь. А если куда такая она и выведет - то вот так.
Серия сообщений "Из жизни архетипов":
Часть 1 - Утраченные крылья
Часть 2 - Есть ли жизнь на рельсах?
Часть 3 - Мосты
Часть 4 - Карта. Картинка мира
Часть 5 - Архетип воина. Кшатрии
Часть 6 - Невидимый единорог Переславля-Залесского
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |