-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23750


Сказки Ихлары. Яланлы килис

Суббота, 19 Марта 2011 г. 23:00 + в цитатник

Фотографии Владимир Шкондин

Яланлы (Йыланлы, Ииланлы, Yilanli Kilise, Змеиная Церковь) - это церковь Георгия Победоносца в долине реки Мелендиз, в Ихларе, по уже утраченному совсем изображению Георгия. Этот храм - раскрученный, насколько это возможно для Ихлары, туристический объект. 

 У турок он называется «церковью змеи», по сохранившейся сцене Страшного суда. Сам храм относится к концу IX века, фрески датируются второй половиной XI в. Сразу уточню, во многих исследованиях этот храм называют армянским, и действительно, он сильно отличается от Агачалты или Сюмбюлю. Армяне уже давно Ихлару приписали себе, как бы их Лев Мудрый всё это основал и, например, статья о их Церкви в википедии - шедевр толерантности и политкорректности, после неё можно считать что и не монофизиты они вовсе))) Много-много всего! Разностильные фрески храмов Каппадокии - ещё один вопрос без ответа… Почему одновременно в небольшой долине столько разных стилей. Росписи Яланлы напоминают по стилю и армянскую миниатюру, и сирийские изображения, и коптскую живопись. Долго-долго перебирала картинки - прямых соответствий нет. И никто их не находит. А вот Садовская Ю.Н. нашла в Яланлы изображение Афиногена Армянского и соответствия тексту Армянского Евангелия Детства (про это в Эгри Таш еще будет). И делает вывод в диссере своём, что это несомненные доводы в пользу армянского происхождения ихларских росписей. Ну, по той же логике можно грифончиками сюда привязать персов, а орнаментами приплести оживших через тыщу лет хеттов. На самом деле, Ихлара ждёт еще своих исследователей, настоящих… только б все там окончательно не рухнуло, пока соберутся...и поймут, что вообще это было, разберут всё во времени и пространстве, а главное, будут помнить о вторичности стиля по отношению к смысловому содержанию. Мне кажется, Ихлара потрясающе наглядно показывает, как во всей этой смеси стилей времён и народов побеждала единая идея… да уж, «нет ни эллина, ни иудея».

Войдём в храм. Не забывайте F11 и сколлер.

 

Свет. Яланлы внутри кажется темной, мрачноватой такой и блеклой. Туристы многие дальше порога и не заходят. Хорошая насыщенность цвета росписи сохраняется тут, как и везде в пещерных храмах, благодаря самой «пещерности» - постоянной температуре, влажности и очень ограниченной освещённости. И только при свечах можно увидеть цвета настоящими, и внутреннее пространство сразу очень сильно преображается, сероватая охра становится теплой и нарядной. Конечно, ведь и расписывалось это всё в свете живого огня. И служило - в свете огней.

Естественный свет целенаправленно льётся в точно указанное ему место наклонным и единственным в храме окошком, указывая сосредоточие смысла, но, к сожалению, фреска разрушена, и остается только поверить, что там, на северной стене (слева), был Георгий, святой воин, уроженец здешних каппадокийских мест.

 

На своде в центре крест, уже знакомый. Стены и своды украшены фресками, развертывающимися в виде фризовых лент в несколько рядов. Многие сюжеты росписи - из Апокалипсиса. И тут нужно уточнить один апокалипсический момент.

Апокалипсис Иоанна Богослова в Православии. Дьякон А. Кураев пишет: «Совсем не случайно, что из всех отцов лишь двое дерзнули дать толкование Апокалипсису (святитель Мефодий Олимпийский, чей труд не дошёл до нас, и святитель Андрей Кесарийский (VI в.)). Не случайно и то, что Церковь никогда не читает Апокалипсис во время своих богослужений наряду с другими апостольскими текстами». «Откровение - единственная новозаветная книга, не входящая в годовой круг литургических чтений»  Вот ещё епископ Александр (Милеант) «За богослужением Апокалипсис не читается потому, что в древности чтение Священного Писания за богослужением всегда сопровождалось объяснением его, а Апокалипсис весьма труден для объяснения».

На самом деле, «глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим» (Притч. 14, 15). Так и я поверила и как-то стала переживать, глядя в статистике дневника на чрезмерную популярность серии моих постиков позапрошлого Поста, про подробный разбор дюреровских гравюр к Апокалипсису. Вроде как-то не очень это хорошо, снова влезла куда не следует, да еще и людей ввела в заблуждение.

Программа росписей каппадокийских церквей, большей частью основанная на Апокалипсисе и Видениях пророков, заставила глубже изучить тему - и вот что обнаружилось. Учебник иером. Михаила, «Литургика: Курс лекций», М., 1996, с. 98. «Существует расхожее мнение, что Апокалипсис никогда за православным богослужением не читается. Это не совсем так. Апокалипсис действительно не читается за Божественной Литургией, но это не значит, что под сводами храма в рамках православного богослужения Апокалипсис не звучит. Он читается по воскресным дням Великого поста на всенощных в качестве первого уставного чтения. Другой вопрос, что на практике этих так называемых затрезвонных статий нигде почти нет»

Оказывается, эта новозаветная книга, согласно Типикону (!), должна читаться в период Великого поста на воскресном всенощном бдении между великой вечерней и утреней, после благословения хлебов и пения первой половины 33-го псалма, которая служит как бы некоторым введением, эпиграфом к этому первому уставному чтению, называемому ещё "великим" и "затрезвонным" (поскольку после него следовал трезвон к утрене). Затем начинается чтение шестопсалмия.

Ну что здесь ещё добавить… Разве что, вот, из личной беседы со знающим человеком с Валаама - там читают Откровение в храме до сих пор.

Восток (все направления - приблизительно)

И тут везде - Откровение. Везде звезды.

В верхней части в мандорле на конхе апсиды - Вознесение, разрушенное и подпорченное проникающей сюда влагой. Христос - в красном и с книгой в руке, в окружении очень динамично летящих архангелов Михаила, Рафаила, Гавриила и Уриила. 

Говорила уже о стремительной полётности и сложных позах возносящихся архангелов, положениях, создающих впечатление ритмичного движения, почти танца в иконографии Вознесения в каппадокийских храмах. Христос и здесь - на радуге «И радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Ап. 4:3). «Греческое» благословение Христа  - большой и безымянный пальцы соединены, а указательный, средний и мизинец выпрямлены. Такой вид перстосложения тут распространен, но есть много и других, не настолько классических, а иногда и непонятных совсем.

Яйцеобразно-подковообразная апсида, о которой столько говорилось). В центре - престол, диаконник рядом в нише справа. Обособление диаконника говорит об отделении процесса подготовки Святых Даров, находящегося в ведении диакона, от непосредственного их преосуществления в Тело и Кровь, свершаемых архиереем или иереем непосредственно на престоле.

В самом значимом месте храма, на престоле - вот такой уникальный  крест. Аналогов - не нашла.

Крест с колёсами…как тут снова не вспомнить насыщенный символикой образ таинственных «многоочистых» колёс -офанимов, особого разряда ангелов. В Книге пророка Иезекииля они отождествляются с херувимами. Колёса описаны с «высокими и страшными» ободьями, полными глаз, устроенными как «колесо в колесе» и двигающиеся во все стороны. Легко представить и эту «конструкцию» двигающейся) 

На своде - 24 старца Апокалипсиса. Сюжет, не свойственный константинопольской традиции. В русских храмах это уже поздний сюжет икон. 

24 старца Апокалипсиса.

В Откровении Иоанна Богослова читаем (Откр.4:4) «И вокруг престола (Божьего) двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.»

"Существует много самых разнообразных мнений и предположений, кого нужно понимать под этими старцами. Несомненно одно, что это – представители человечества, угодившего Господу. Многие полагают, основываясь на обещании, данном св. Апостолам: «сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матф. 19:28), что под этими 24 старцами надо разуметь 12 представителей ветхозаветного человечества – св. Патриархов и Пророков, и 12 представителей новозаветного человечества, каковыми по праву могут почитаться именно 12 Апостолов Христовых. Белые одежды – символ чистоты и вечного празднования, а золотые венцы – знак победы над демонами...» - так толкует архиепископ Аверкий (Таушев)

И Анатолий Фоменко здесь же с Морозовым, как без него, и как всегда - всё у них просто))) (убрала только в цитате истеричный его капслок навязчивый) «В любом полном учебнике по астрономии вы можете  прочитать,  что в древности  небо разделялось  на 24 крыловидные полосы (меридиональных сектора), сходящихся у полюсов небесной сферы. Эти секторы называются также звездными часами или часами прямого восхождения (звезд). 24 часа задают систему координат на небе. Итак, каждый «старец» Апокалипсиса  -  это, по-видимому, звездный час в экваториальной системе координат, стандартное  деление звездного неба в астрономии. Белые одежды старцев - это просто белый цвет звезд на небе.»

Андрей Кесарийский в «Толковании на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова» пишет:«Некто из древних говорит, что под именем двадцати четырех старцев нужно подразумевать Авеля и двадцать других праведных Ветхого Завета и трех Нового. Правильно ли это, или же под означенными двадцатью четырьмя нужно разуметь всех украсившихся словами и делами - пусть разрешит это для себя всякий читающий. Но сообразнее, кажется, понимать так: двенадцать первых означают святых, просиявших в Ветхом Завете, а двенадцать других - угодивших Богу в Новом. Первые двенадцать суть патриархи - родоначальники двенадцати колен, а вторые - двенадцать апостолов, которых обещал Господь сообразно их силе и премудрости посадить на двенадцати престолах, чтобы судить Израиля. Белые одежды указывают на чистую жизнь, вечное веселие и торжество, уготованное святым. Златые венцы — знак победы, одержанной над злыми духами подвизавшимися»

 

Ох, сколько же мы ещё не знаем. Тут, в ихларской пещерной церкви - они не в белых одеждах, и в руках у них - буквы! У каждого - по одной. Чудо, количество букв греческого алфавита совпадает - 24…Буквы - прямо как карточки в начальной школе)  Альфа, бета, гамма… и так до омеги. Удивительный сюжет, несомненно, это как раз символ «премудрости», но как далеко от нас такое вот отношение к букве…и к Слову, которое «Сначала было».

Север. Северная стена (слева) почти вся разрушена.

Справа от двери погребальной камеры едва заметный уже сюжет Вход Господень в Иерусалим (не стала его показывать) , и совершенно утраченный Георгий.

И можно сравнить - как со сменой света всё изменяется.

Юг. На южной стене - удивительное «скошенное» окошко, в росписи над ним - фреска Константина и Елены, ниже -  св. Николай, архангелы Михаил и Гавриил - с обеих сторон. 

 Архангел Гавриил - со странным жестом - возможно, у него свиток был в руках.

Ниже окна - Успение Богородицы, плохо уже различимое, и вот такой в нём - плачущий ангел.

В нише под Успением - вечноцветущий крест, ниша - костница, видимо.


 

Запад. На западной стене - Христос-судья в мандорле,  в окружении ангелов. Под ним и по периметру - сорок мучеников севастийских, в восточных одеждах.

 

Центральный регистр - во всю ширину стены - гигантский змей, чудовище, страшный в своей натуралистичности. Даже на турок произвел впечатление, именно поэтому храм - Yılanlı Kilise, Змеиная церковь. Слева, у одной из трех голов змея  - ангел, похоже он даёт змею указания и ТЗ))) справа - четыре голые, грешные женщины подвергаются нападению змей, на которые как бы распадается хвост большого змея.

В своей книге «Пещеры Богов: Каппадокия и ее Церкви» Спиро Kostof , (1936 – 1991) болгарин, родившийся в Стамбуле, сейчас - известный английский ученый, интерпретирует символику этой фрески. 

 

 

Первая женщина грешна отсутствием детей, змеи кусают её в грудь, как бы бесполезную, которой она никого не кормит; вторую женщину змей жалит в рот, который лжив; третья поражается змеиным укусом в уши - она не слышит, что ей говорят и непослушна; четвертая вся с ног до головы опутана змеиными кольцами и виновна в прелюбодеянии. Такой вот обобщенный взгляд через тысячелетие на основные  женские грехи - бесплодность, лживость, непослушание и прелюбодейство. И скажите, что неактуально?)))

Описаниями этого типа мучений изобилует Житие Василия Нового (монах Григорий видит увитых и поедаемых огненными змеями прелюбодеев, блудников, клятвопреступников). Ну, тут вспомнается, что в изображениях и обрядах Диониса (Вакха) вакханки изображались обвитыми змеями.

Интересно, что та же версия истолкования фрески была рассказана прям на месте на плохом английском и с помощью выразительной пантомимики в меру надоедливым, везде сопровождавшим и проявляющим неподдельный профессиональный интерес, малограмотным, но очень любознательным охранником-турком, мусульманином - «маленьким Муратом» (там есть еще и «большой»). Мурат был бдительным (свечки приходилось от него ставить тайно), но очень благожелательным. И даже в своем хоббитском домишке напоил вкусным турецким чаем.

Будете в Ихларе - передавайте привет. И имейте ввиду - несмотря на общую необразованность и только начальное школьное образование - он лучше любых «завозных» экскурсоводов знает «свои» православные храмы и их фрески.

На северной стене есть вход в кубикулу - крипту, там находятся могилы - так называемые формы. В торце крипты - фреска, скорее всего - деисус. Такие захоронения - хранилища костей, встречаются массово в храмах Каппадокии. В Ихларе они - в каждом храме. 

По длине они всегда меньше человеческого роста - примерно на голову. Это такие кимитирии, куда постепенно добавлялись кости, а черепа, видимо, хранились отдельно, в специальных нишах. 

Такие коллективные кимитирии (общие усыпальницы), символизировали христианское равенство - «общность во Христе» всех существующих в мире, и всех ушедших из этого мира, последователей Иисуса из Назарета. 

 

Время в храме летит незаметно… И трудно сказать, сколько часов можно провести в такой вот пещерке, едва равной по площади средней городской квартире.

Выходя из пещеры к дневному свету, понимаешь: а ведь это только кажется, будто мёртвое человечество ушло в небеса, оставив кучку костей в выдолбленных каменных углублениях, словно и не имело плоти… А на самом деле, оно оставило великий дух, сотворивший этот мир, хотя и поверженный, но всё ещё великий.

 

материалы:

Византийский мир. Храмовая архитектура и живопись. Т. Вельманс, В. Корач, М. Шупут. Под. ред. Маневича И. Белый город, 2006

Kostof, Spiro, Caves of God: Cappadocia and its Churches Publisher: Oxford University Press , 1989

Лазарев В. Н. История византийской живописи

Ю.Ю. Шевченко.Нищенство как индикатор лидерства в первохристианствеhttp://vkontakte.ru/note3479143_10295986

Садовская, Ю.Н. Росписи церкви Пресвятой Богородицы (Эгри Таш) IX-X веков в долине Ихлара :К вопросу о восточнохристианской традиции в живописи Каппадокии

http://blogs.mail.ru/mail/yurishevchenko/362E65A2C7D2952D.html

360 панорамаhttp://www.360cities.net/image/yilanli-kilise-ihlara-cappadocia-turkey#452.96,-31.83,69.3

http://halkidon2006.orthodoxy.ru/lk/172.htmhttp://apocalypse-2012.com/miscellaneous/vopros.html

Серия сообщений "Каппадокия, Ихлара":
Часть 1 - Мистика Ихлары. Символика пещеры
Часть 2 - Сказки Ихлары. Кемер Килисе. Копье св. Лонгина
...
Часть 6 - Смерти нет
Часть 7 - Каппадокия. Ихлара. Вопросы без ответов
Часть 8 - Сказки Ихлары. Яланлы килис
Часть 9 - Перстосложение. Греческое благословление
Часть 10 - Каппадокия. Ихлара. Священная граница
...
Часть 18 - Персидское очарование пограничной Ихлары
Часть 19 - Большой Крест на своде
Часть 20 - Ихлара. Складки местности

Серия сообщений "Византия":
Часть 1 - Это - совсем неинтересно
Часть 2 - И шестикрылый серафим…
...
Часть 29 - Астрономия Мирожского монастыря
Часть 30 - Каппадокия. Ихлара. Вопросы без ответов
Часть 31 - Сказки Ихлары. Яланлы килис
Часть 32 - Владимирская
Часть 33 - Георгий Победоносец... Каппадокийский
...
Часть 48 - К бестиарию белокаменной архитектуры - II
Часть 49 - Палимпсест белокаменной архитектуры
Часть 50 - Белокаменная Византия

Метки:  

Процитировано 5 раз

Ланс_который_всё_рав   обратиться по имени Воскресенье, 20 Марта 2011 г. 00:07 (ссылка)
Виртуальный музей. Сайт Министерства Культуры и Туризма

http://www.kultur.gov.tr/RU/belge/5-2367/2367.html
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 21 Марта 2011 г. 21:31ссылка
спасибо!
Ketevan   обратиться по имени Воскресенье, 20 Марта 2011 г. 01:03 (ссылка)
Меня удивило содержание поста...Что значит кто-то себе приписывал?Вот одна ссылка http://kavkaz.ge/2011/02/15/tao-klardzhetskie-zapiski-ishxani/ "Ишхани один из уникальнейших храмов Грузинского зодчества. По мастерству украшений его можно сравнить с Никорцминда в Рача, а по красоте фресок с ним сравнится лишь Цаленджиха в Мегрелии. Храм является уникальным примером грузинской архитектуры, однако в нём есть один крайне интересный элемент, пришедший не из Грузии. Однако обо всём по порядку.
Первая церковь на этом месте появилась в 30-ых годах VII века. Строителем церкви выступил армянский епископ Нерсес, однако характерен тот факт, что сама церковь армянской никогда не была. Нерсес был диофизитом, и отношений с монофизитами он не поддерживал, и церковь изначально была освящена как православная....." Дальше можно найти по всем источникам истории.Кстати,древнегрузинский алфавит(в мире известно два грузинских алфавита:древний и современный) очень схож с армянским,но это всё же грузинский язык))) http://www.primavista.ru/rus/dictionary/abc/georgian
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 20 Марта 2011 г. 01:12ссылка
И вот ещё ссылки http://www.apsny.ge/2011/soc/1298061645.php
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=39580
буквально по горячим следам....Проблема православных памятников грузинской культуры постоянно стоит на повестке дня! Мы с трудом смогли за столько лет выехать и посмотреть ЧТО ТАМ творится,ведь в при советской власти всё было закрыто для нас.Сейчас устраивают экскурсии,вывозят всех желающих,учащихся ,показывают и стараются восстановить ...Наш народ готов последнее отдать,чтобы можно было что-то сделать,но это сейчас не наша страна и ,что самое главное,не православная,их совершенно не волнует,что христианские памятники на грани разрушения.
Перейти к дневнику

Понедельник, 21 Марта 2011 г. 21:35ссылка
Ketevan, ох... ужасно всё это... до слез обидно...
А какие красивые храмы, и резьба вообще красоты неописуемой! и всё разрушается...
Владимир_Шкондин   обратиться по имени Воскресенье, 20 Марта 2011 г. 01:15 (ссылка)
В копилку к посту планчик Змеиной церкви)
 (699x619, 160Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 21 Марта 2011 г. 22:22ссылка
Владимир_Шкондин, спасибо, очень признательна.
С планчиком сразу всё становится не только понятнее, но и научнее)
Благодарю.
Venda1   обратиться по имени Воскресенье, 20 Марта 2011 г. 13:39 (ссылка)
Очень интересно, хотя я бы отказалась от некоторых толкований и аналогий. А еще - добавление плана пещеры очень добавило наглядности. Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 21 Марта 2011 г. 22:23ссылка
Venda1, там очень интересно и удивительно!
А какие толкования и аналогии тебе показались лишними?
Перейти к дневнику

Вторник, 22 Марта 2011 г. 05:38ссылка
Исходное сообщение ZnichKa
Venda1, там очень интересно и удивительно!
А какие толкования и аналогии тебе показались лишними?


Ну, про крест, например. :) Я просто остерегаюсь в таких вопросах отсебятины, к тому же такие кресты - не новость. Иногда и кружочки рисуют. А уж обводы - вообще в православии довольно распространены. Тут скорее из-за живописного примитивизма такое получилось. Ну и про Апокалипсис. :) Ну, это - мое личное мнение. Ты можешь просто не обращать внимания. Ты провела большое исследование, и тебе это нравилось, что прекрасно. Кто ищет, тот всегда находит.
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 21 Марта 2011 г. 15:24 (ссылка)
Владимир_Шкондин, замечательный план. Но сразу вопрос: насколько он идеализирован. Есть масштабная линейка и привязка к компасу - это замечательно. Стены явно промерены, но измерялись ли диагонали? Насколько прямы углы в помещениях? Для данного поста мой вопрос покажется праздным, но для более серьезного исследования пещерных храмов - это может иметь значение.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 22 Марта 2011 г. 19:07ссылка
Спасибо за замечательный :)
Идеализация плана соответствует моей некомпетентности по данному вопросу
Перейти к дневнику

Среда, 23 Марта 2011 г. 01:47ссылка
Аноним
Компетенция тут простая. Скажем, классическая колонна - это не просто цилиндрический столб. Должна быть у колонны некая хитрая выпуклость по бокам., чтобы изящнее смотреться. Так и в любом строении надо вычислять эти невидимые, но возможные нюансы. Понятное дело, что любая комнатка - это отнюдь не идеальный квадрат, ни прямоугольник, а, чаще, разновидность ромба или трапеции. Вопрос - случайно или намеренно? Например, на вашем плане явно видно сужение помещений в сторону алтаря... Это может иметь далеко идущее значение. Словом, тут как в детективе - любая "пуговичка" может оказаться ключом для раскрытия тайны и замысла , а уж тем более технологии создания.
Впрочем, хорошо уже то, что план есть, а то и придраться-то было не к чему :))))
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 21 Марта 2011 г. 16:12 (ссылка)
ZnichKa, продолжая прежде начатый разговор о "замочных скважинах", хочу заметить, что окошко в храме Св.Георгия (впрочем, я склонен тут видеть храм Михаила Архангела) имеет соответствующий вид... Но мне пришла "сумасшедшая" мысль, что в данном случае "замочная скважина" могла возникнуть не из арочки между колоннами, а из обрисовки нимба над головой святого. Т.е. как бы круглый нимб с шеей.
По поводу необычного креста на 5-й и 6-й фото, пожалуй скажу, что все вполне обычно. Колеса по диагоналям не вполне понятны, но сам крест с перекрестиями на концах - прадедушка нашего современного напрестольного креста. Форма весьма оригинальна, но вполне типологична.
Архангел Гавриил! Почему ты решила, что в руках был свиток? Он настоящий пергаментный был и его кто-то взял? Или он был нарисован и кто-то замазал краской? Думаю - это самостоятельный жест - кулак на кулаке. Но что сие значит?
Пока всё, над остальным думаю. Много вопросов возникает, ох много, и очень хочется ножичком в полу пещерки поковыряться, так сказать первичную археологическую разведку провести.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 21 Марта 2011 г. 22:37ссылка
Pz-V, про "иконостасность" замочных скважин и вписываемость нимбов уже говорила) Да, наводит.
Любой Георгиевский храм, как и воинский вообще - как бы по умолчанию, михаилоархангельский. Архангелов в ихларских храмов много, еще больше - разных святых воинов. Думаю, нужно сделать подборку... Картинки - очень убедительная аргументация. Про военную тему - тоже в "вопросах" упоминала, мне кажется, для Ихлары это актуальная тема.
Крест - да, напрестольный... но ТАКОЙ... вместе с колёсами - объединен единой линией в одно целое.
Ох.. а кулак на кулаке... выходит, еще один жест. Там вообще и с перстосложением уже давно не могу разобраться... тоже нужна отдельная подборка картинок. Такое впечатление в некоторых храмах - святые, и архангелы, и пророки, и все с разными жестами, и уж явно не случайными, такое впечатление - что они все говорят этими знаками, только вот что именно... и страшно - что уже "секрет утрачен", и мы не поймем. Одного Голубинского для толкования здесь явно недостаточно...
Ох, вот как-то так пока.
Спасибо тебе за интерес)
ТаМаРа_ТАРАНЬжина   обратиться по имени Четверг, 08 Сентября 2011 г. 09:20 (ссылка)
Интересно! Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку