-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 23717

—вет —офии. ѕространство

—уббота, 26 ‘еврал€ 2011 г. 21:22 + в цитатник

 то только о —офии не писал. Ќапишу и € о —офии.

—офи€  онстантинопольска€ - уникальный храм в нашем мире…¬рем€ ее осв€щени€ 537 год. »нформации о храме - целые библиотеки. ќни заполнены описани€ми истории создани€, содержат глобальные по объему и впечатл€ющие перечни строительных материалов, подробную географию - что и откуда было привезено из сказочно дорогих фрагментов - колонн, плит… «начительное место занимает перечисление богатой утвари - «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, €хонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он(икс)ий, алмазы и ина€ до семидес€т двух различных вещей». ѕодробно описаны сохранившиес€ мозаики. —обраны легенды, как «невиданное и неслыханное великолепие храма поражало народную фантазию». » подробные разборы написаны - что и как было разрушено-восстановлено-перестроено.  ажда€ трещинка имеет свою историю - и эти истории нужны. Ќо…

ѕобывав там, € пон€ла - основна€ "светла€" иде€ храма остаетс€ в многочисленных описани€х и исследовани€х - в тени. ¬ буквальном смысле. ’рам непередаваемо живой, мен€ющийс€, волнующийс€… архетипически свет-лый. 

Ќеудивительно, почему сегодн€ учение о свете так прочно забыто… ќно глобально перечеркнуто историей трижды. ѕервый раз - вообще вместе со всей ¬изантией, не люб€т на «крестоносном» «ападе эту империю, замалчивают еЄ как только могут, ведь именно награбленными несметными богатствами  онстантинопол€ была выкормлена ростовщическа€ банковска€ система современного мира. “огда невиданный поток свободных денег вызвал бурный рост западноевропейских городов, стал решающим толчком развити€ ремесел, наук, искусств. «апад варварский стал «ападом цивилизованным лишь после того, как захватил, разграбил, разрушил и поглотил в себ€ ¬изантийскую империю. ј второй раз - секул€ризаци€ мира, «научное познание», функциональность и проч. ѕрогресс забил своей практичностью солнечный луч и звездное небо. » третий раз, контрольным выстрелом, наши специалисты по ¬изантии были очень тщательно уничтожены большевиками.

Ќо, оказыва€сь в пространстве —в. —офии, всЄ еще можно почувствовать главную роль света в самой структуре здани€. ћожно сказать, что система окон, лучей и освещенных фрагментов воспринимаетс€ как световой чудесный «каркас» храма, на который «надета» каменна€ оболочка. “от, кто побывал в этом пространстве, понимает, что, несмотр€ на все изменени€, разрушени€ и перестройки, произошедшие с VI века, стоит только присмотретьс€ - свет там необыкновенный...

‘илософи€ и богословие —вета

„тобы подтвердить тот высочайший статус, который пон€тие «свет» получило в христианских представлени€х, достаточно обратитьс€ к словарному перечислению упоминаний света (и его смысловых производных) в —в€щенном ѕисании. ”же фраза ’риста: «я – —вет миру!» (»н 9.5), - и о ’ристе, что он «есть —вет» (»н 1.5) могли бы дать основание дл€ широких выводов. ћежду тем, в тексте Ѕиблии содержатс€ дес€тки мест, где свет выступает как метафора божественной сущности, знак божественного присутстви€, атрибут, форма и символ пр€мой и обратной св€зи между Ѕогом и людьми. ¬след за ѕисанием, в трудах ќтцов ÷еркви создаетс€ обширна€ и развита€ христианска€ мистика и метафизика света, основанна€ на позднеантичных взгл€дах.

ћироустройство, по ѕлотину и ѕсевдо-ƒионисию, имеет вид иерархической структуры, система концентрических кругов которой строитс€ вокруг божественного центра. —в€зь между уровн€ми осуществл€етс€ посредством эманации божественной энергии, имеющей вид духовного света.

—оответственно ,в центре находитс€ «ѕервосвет» или «—верхсвет». »з системы небесной иерархии к уровн€м земного мира Ѕлагодать ниспосылаетс€ через луч «фотодосии» (дословно, «светода€ни€»), котора€ «может скрыватьс€ под разными св€щенными завесами», в том числе образами духовного искусства. „ерез нее благо и красота «сообщаетс€ каждому по его достоинству»  (ƒионисий јреопагит. ќ небесной иерархии. 1.2).  онечно, и у ѕлотина, и у јреопагита Ѕожественный —вет, постигаемый лишь «умным зрением» («глазами ума»), не €вл€етс€ физическим светом, о чем часто напоминают христианские авторы. ќднако они же оправдывают употребление этой аналогии, необходимой дл€ лучшего объ€снени€ процесса, который до конца объ€снить и описать невозможно.

“аким образом, свет становитс€ универсальной метафорой божественной сущности и ее про€влени€, демонстрации и действи€ благодати.  

јрхитекторы. “очно известно, что архитекторами —в€той —офии были јнфимии “ралльский и »сидор ћилетский. „то такое вообще был архитектор в то врем€ и кто такие эти јнфимий и »сидор?

«наменитый ¬итрувий в трактате «ќб јрхитектуре» указывает на необходимость дл€ архитектора быть сведущим в математических науках, особенно в таких, как арифметика, геометри€, астрономи€, оптика. Ѕолее того, книгу IX своего трактата он посв€щает астрономии, подчеркива€ роль этой дисциплины дл€ архитектуры.

ћожно смело утверждать, что вс€ мощь античной математики, астрономии и оптики была наследованы византийцами и доступна юстиниановским архитекторам.

јнтична€ теори€ и практика, включающие фундаментальные представлени€ о свете и зрении, дошли до византийских времен через комментарии таких позднеантичных ученых, как ѕапп, “еон, затем ≈втокий.  ак показывают источники, архитекторы —в. —офии были хорошо знакомы с их работами. Ѕолее того, сами они были известными математиками. »сидор редактировал работы ≈втоки€, преподавал. »звестность јнфими€ как математика была столь широка, что ссылки на него обнаруживаютс€ вплоть до позднего средневековь€ (в том числе, в трудах западноевропейских и арабских математиков). Ќо венцом позднеантичной оптической традиции в ее соотношении с практикой €вл€етс€ собственное научное творчество јнфими€. ‘рагменты его исследований дошли до нас в виде трактата «ќб удивительных машинах». ¬ них јнфимий разрабатывает методы того, как с помощью зеркал направл€ть свет в определенную точку: «“ребуетс€ заставить луч солнца падать на данное место,не сдвига€сь в любое врем€ дн€ или года». » более чем веро€тно, что геометрические принципы, найденные в трактате јнфими€, были использованы в проектировании первоначального купола —в. —офии.

¬ыбор именно ученого-оптика в качестве главного архитектора храма —в. —офии многое про€сн€ет в замысле ёстиниана. “а светова€ картина в пространстве храма, котора€, на первый взгл€д, может показатьс€ случайной (или чудесной), безусловно, входила в число приоритетов, которые император определил еще на этапе планировани€. 

»сследовани€. Ќо вот что-то сдвинулось с мертвой точки. Ќашла несколько уникальных, очень интересных и относительно свежих работ ». ѕотамианоса и Ќ. Ўибиль, они тут в библиографии указаны.

»де€ ѕотамианоса заключаетс€ в том, в ¬изантии были разработаны временные аспекты движени€ света в архитектурном пространстве. –ассматрива€ характер освещени€ в византийской архитектуре, прежде всего на материале јфонских храмов ( со всеми азимутами и компьютерными расчетами) исследователь утверждает, что

1) в византийской храмовой архитектуре существовала тщательно разработанна€ сложна€ система организации освещени€, включа€ движущийс€.

2) эта система была непосредственно св€зана с Ћитургией, была еЄ неотъемлемой частью.

Ќ. Ўибиль рассматривает систему естественного освещени€ —в. —офии:

1) эффекты, св€занные с первоначальной геометрией купола и окон барабана;

2) ориентацию здани€ относительно солнечной орбиты.

¬ыводы ученых сход€тс€: при проектировании купола главной целью было создание оптических эффектов, обладающих сильной эстетической выразительностью и несущих определенную смысловую нагрузку и при этом обеспечивающих наилучшее освещение храма максимально продолжительное врем€. Ќа это же был нацелен глубоко продуманный выбор ориентации храма с небольшим отклонением от оси «апад-¬осток. ¬ыбор практически всех отделочных материалов осуществл€лс€ с точки зрени€ их способности усиливать световые эффекты, св€занные с освещением. —тены храма были покрыты мозаиками и фресками, кажда€ из которых освещалась в нужное врем€. —егодн€ всЄ это ещЄ можно представить...

фотографи€ ¬ладимир Ўкондин

» ещЄ немного - о системе ночного освещени€.

—охранилс€ экфрасис VI века «ќписание храма св. —офии в  онстантинополе» ѕавла —иленциари€.  ”никальное свидетельство очевидца о сложной и утраченной ныне системе искусственного освещени€ —офии  онстантинопольской, когда купол оказываетс€ освещЄн «ночным солнцем».

“ы увидишь всЄ облеченное си€нием,

¬се привод€щее взор в изумление.

–ечь недостаточна, чтобы воспеть светоносный вечер.

“ы бы сказал, что ночное солнце озар€ет св€тыню здани€.

Ѕлагодар€ изобретательной мудрости наших царей.

—оединенные витыми, сход€щимис€ друг к другу спирал€ми,

ƒлинные медные цепи были прот€нуты

от каменного выступа, на хребте которого

воздвигнуты основани€ вис€щей в воздухе кровли храма.

÷епи, стека€ длинным путем,

устремл€ютс€ все вместе на землю,

Ќо прежде чем достичь основани€,

прерывают свой идущий в высоте путь и образуют хоровод.

» вот, к этой цепи в воздухе присоединены серебр€ные диски.

—ход€ с идущего сверху пути,

они возвышаютс€ над людскими головами, образу€ круг.

»скусный муж их все пронзил железом,

„тобы они могли прин€ть положенные в них

—осуды, сделанные из выдутого на огне стекла, и,

¬ис€ здесь, были бы дл€ людей вместилищем ночного света.

Ќе только в дисках горит ночной свет,

Ќо и в круге ты можешь видеть подобие

Ѕольшого креста с многочисленными отверсти€ми, подобно диску,

несущее светоносные сосуды на многоочитых хребтах.

» из €рко си€ющих светильников образуетс€ хоровод

¬близи у колонн нефа здесь и там поместили

ќтдельно один от другого односветные светильники, по пор€дку.

ќни идут по всей длине долгого храма.

¬ каждом положили выпуклую серебр€ную чашу,

подобную чаше весов, в середине которой

ѕокоитс€ сосуд с €рко гор€щим маслом.

¬се светильники спускаютс€ вниз не до одинаковой высоты,

“ы увидишь, что в отблесках света, они идут словно

волной, то выше, то ниже:

— витых цепей они сверкают в воздушных пут€х наподобие лесенки.

«десь можно видеть и серебр€ные корабли: они поднимают

√руз светоносного товара: эти ладьи, подвешенные, они

плывут по светоносному воздуху вместо мор€.

 

 

(окончание - следует, и будет пон€тнее)

Ѕиблиографи€

Potamianos I . Light into Architecture. Evocative Aspects of Natural  Light  as Related to Liturgy. PhD ( Architecture ) Dissertation. The University of Michigan, 1996

√одованец ј. ё. јнфимий из “ралл: от познани€ природы света к созданию пространственного образа // ƒекоративное искусство и предметно-пространственна€ среда. ¬естник ћ√’ѕ”. ћ., 2009. є 4.—. 14-22.

 √одованец ј. ё. ќсобенности освещени€ храма —в. —офии  онстантинопольской // ƒекоративное искусство и предметно-пространственна€ среда. ¬естник ћ√’ѕ”. ћ., 2009. є 4. . 22-28.

 Ioannis Liritzis   Helen Vassiliou. Does Sunrise Day Correlate with Eastern Orientation of Byzantine Churches on Significant Solar Dates and Saint's Days? A Preliminary Study (ѕредварительное расследование ориентации к востоку двенадцати греческих византийских церквей сделано относительно дн€ восхода солнца. »змерени€ были выполнены, использу€ магнитный компас с inclinometer и GPS (азимут, широта, углова€ высота горизонта), в то врем€ как исправлени€ наклона включали a) местный магнитный наклон и b) преломление. ѕоложение восхода солнца в горизонте так же как в течение утренних часов было вычислено с внутренним программным обеспечением. —оставл€€ различи€ между √ригорианскими и юлианскими календар€ми, ориентаци€ нефа к весне и/или осени, то есть вокруг этих двух равноденствий, была найдена дл€ большинства церквей. ќриентации к летнему солнцесто€нию и именинам св€того были также найдены.)

 

—ери€ сообщений "¬изанти€":
„асть 1 - Ёто - совсем неинтересно
„асть 2 - » шестикрылый серафимЕ
...
„асть 26 - ѕолнолуние. ќриентаци€ по звЄздам
„асть 27 - јрхитектура в пространстве. ќриентаци€
„асть 28 - —вет —офии. ѕространство
„асть 29 - јстрономи€ ћирожского монастыр€
„асть 30 -  аппадоки€. »хлара. ¬опросы без ответов
...
„асть 48 -   бестиарию белокаменной архитектуры - II
„асть 49 - ѕалимпсест белокаменной архитектуры
„асть 50 - Ѕелокаменна€ ¬изанти€

ћетки:  
ѕонравилось: 2 пользовател€м



Cadaver_of_Me   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 ‘еврал€ 2011 г. 00:18 (ссылка)
почему-то вспомнились:
—Ќиѕ II-4-79 "≈стественное и искусственное освещение";
—Ќиѕ 23-05-95 "≈стественное и искусственное освещение";

которые недавно просматривал, пыта€сь определить количество окон в промышленном здании и особенности искусственного освещени€.. » вот не было бы там "√руз светоносного товара: эти ладьи, подвешенные, они
плывут по светоносному воздуху вместо мор€"
, не было бы... понимаю, что назначение здани€ другое. но ведь и в церкви нововыстроенной таким же бессмысленным существом, как €, только с большим опытом, этого не было бы. так вот.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Cadaver_of_Me   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 ‘еврал€ 2011 г. 00:19 (ссылка)
спасибо тебе большое. как на€ву представил. и свет, и проблему.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 28 ‘еврал€ 2011 г. 11:07ссылка
Cadaver_of_Me, про —Ќ»ѕы интересно, неужели там совсем ничего про астрономию - нет? Ќу как-то же северна€ и южна€ сторона, например, по окнам должны различатьс€ хоть где-то в примечани€х каких... может)
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 28 ‘еврал€ 2011 г. 23:32ссылка
названи€ есть, но они только направление указывают, не более.
—ергий_Ѕылинин   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 ‘еврал€ 2011 г. 17:52 (ссылка)
Ќу, закрутила люциферию... ƒавай теперь продолжение.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 22 ћа€ 2011 г. 12:46 (ссылка)
¬ некотором роде предшественником —в. —офии €вл€етс€ ѕантеон: есть "п€тнышко", где свет "задерживаетс€" 21 апрел€ - в "день рождени€" –има.
U.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку