-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23754


Архитектура в пространстве. Ориентация

Суббота, 26 Февраля 2011 г. 20:02 + в цитатник

Удивительно путешествовать. Переносясь в пространстве, важно почувствовать - как изменяется и время. Попадаешь как бы в иной мир, и так хочется его не только ощущать, чувствовать, но и понять... Конечно, хорошо любоваться незнакомыми красотами, вдыхать воздух чужого пространства, чувствовать ладонями тепло древних камней. Но еще удивительнее обнаруживать, что камушки эти древние - говорят, слушать их можно бесконечно, по возвращении голос их - снится тихим и проникновенным шепотом, сливающимся в единую, прекрасную и непонятную мелодичную песню, и чудо - когда вдруг удается разобрать и понять некоторые слова.
Так я это типа тут того, камень ищу…философский))) Ага, снова - о пространстве.

Сначала о разнице менталитетов. У древних было исключительно «антикартографическое» сознание. Изучая античную литературу, то и дело натыкаешься на примечания переводчиков: например, латинское super - выше, то есть по карте выше, оказывается на самом деле - южнее %). Это для нас сейчас чаще всего безразлично, где находится восток и другие части света. Современным людям трудно представить себе, какое значение имела для древнего человека ориентация в пространстве. Быть структурно связанным с этим пространством значило для него - быть в безопасности, в состоянии устойчивости, подобно всему космосу. Изоморфизм (говоря современным языком) человека или вещи -пространству мира служил гарантией благополучия.



Придётся начинать издалека. Всем известна виртуозность, с которой языческие храмы одновременно могли быть и астрономическими обсерваториями. Поражает воображение точность и выверенность астрономических построений, архитектура земная соответствовала небесной до головокружительных в прямом смысле высот. Не буду подробно, и так все знают глобальность и невообразимую космическую гармоничность египетских пирамид и всяких стоунхенджей. Представьте себе, каково это: рассчитать  скошенную так специально небольшую дырочку в многотысячетонном камушке, чтобы звездочка нужная в неё заглянула раз в 500 лет! Непонятно как, но достоверно, надежно и валидно доказано - успешно и точно рассчитывали! И египетскому фараону, например, приходилось ждать ночью восхода утренней звезды, чтобы в ее слабых лучах определить с помощью специального шнура, двенадцати жрецов и одной богини ось будущего храма.
Христианство, в отличие от всех языческих верований, отказалось от понимания храма как жилища Бога, и христиане не знают конкретной локализации Бога в пространстве. Коль скоро Бог есть дух, или, как по апостолу Павлу, плоть человеческая есть храм Господа, все сложные и тысячелетиями разработанные системы ориентации древности, связанные с формальными направлениями по «сторонам света», должны быть отброшены. Но… в христианстве особенное значение и смысл приобрёл свет.
Менталитетно это трудно представить, и разница кажется невелика - ну подумаешь, был восток, а стал свет, всё равно - восток, солнце восходит на востоке. Чтобы понять, надо представить и забыть на минутку наше гугловское картографическое мышление, а у некоторых - еще и тридэ-модельки в голове вертятся с солнушком и планетками. И уже давно мы прям чувствуем ногами как «вращение земли перемещает нас». А представьте, попробуйте непосредственно увидеть мир без этих всех схем - карт, моделей, картинок из учебников, снимков из космоса. Почувствуйте устойчивость земли). Ну, в пещерках это как-то легче сделать, правда.
Так вот, представьте - что вот вы стоите на земле…ага… и звездное небо над вами. А как воистину космически должен восприниматься восход или закат при таком сознании…
Язычество воспринимало мир населенным многочисленными могущественными существами, и в силу всего своего мировоззрения искало с помощью мощнейших геометрических и астрономических расчетов - средства к общению с миром этих высших существ. То есть хорошо было иметь инструменты, чтобы читать «знаки». Когда сеять, когда воевать, когда рожать, куда плыть и когда собирать налоги; что было, что будет и чем сердце успокоится - как построить ритуал, чтобы «договориться по понятиям», правильно поблагодарить или задобрить.. Вопросы «к звездам» были конкретны и практически значимы. Чудо имело утилитарное применение.
После Рождества Христова мир изменился, и стало понятно, что договорные отношения бессмысленны там, где ничего не продаётся. Человек стал не просто одной из песчинок мироздания, пытающейся как-то пристроиться в нём и сориентироваться, он увидел сам себя - как чудо, как часть Тайны. И пространство перевернулось точно также – невообразимым, невозможным образом, оно заполнилось Божественным присутствием. И теперь задачей архитектуры, и живописи, и математики, и астрономии стало подчеркнуть, оформить в образ - Божественное присутствие.
Из всех загадок Каппадокии, которые, помните, я списочком записала - одна из самых интересных - направление копания и ориентация этих всех пещерок. Оказалось, что сама по себе «ориентация» - то есть буквально - направление на восток, не самоцель.  Выделенное из природы, отстроенное или выкопанное-выдолбленное пространство нужно было еще наполнить смыслом, Божественным и человеческим. Поэтому не пустые стены в правильном направлении, а именно пространство как целостность было предметом заботы древнего зодчего. И именно Свет и свет стали основой, базой проектирования, технологии, живописания и науки.

(продолжение следует)

По дохристианскому периоду -

Подосинов А.В.. Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии.
Музыченко Я.Б., Слободянюк С.В., Стафеев С.К., Томилин М.Г. История оптики. Часть I. Визирные системы древности. Учебное пособие. – СПб:СПбГУ ИТМО, 2009. – 104с.

Серия сообщений "Византия":
Часть 1 - Это - совсем неинтересно
Часть 2 - И шестикрылый серафим…
...
Часть 25 - Закрыв глаза, я слушаю Стамбул
Часть 26 - Полнолуние. Ориентация по звёздам
Часть 27 - Архитектура в пространстве. Ориентация
Часть 28 - Свет Софии. Пространство
Часть 29 - Астрономия Мирожского монастыря
...
Часть 48 - К бестиарию белокаменной архитектуры - II
Часть 49 - Палимпсест белокаменной архитектуры
Часть 50 - Белокаменная Византия

Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

Made_in_USSR   обратиться по имени Воскресенье, 27 Февраля 2011 г. 02:10 (ссылка)
Очень читаемо изложено.
Вопрос: а не упрощение ли, отход от математики и прочего, весьма инженероемкого "астрономического феншуя" во вполне конкретных архитектурных приложениях, к художественному оформлению восприятия их сквозь призму божественного культа?
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Воскресенье, 27 Февраля 2011 г. 18:11 (ссылка)
Спасибо)
Почему - только к художественному оформлению?
Не знаю, я не вижу никакого упрощения, что именно ты имеешь ввиду?
Софийский собор даже сопроматно, математически 1000 лет никто превзойти не смог. Изменилось мировоззрение, мироощущение, ну то есть, можно сказать - психология человека, но и она - проще не стала.
Ответить С цитатой В цитатник
Шар   обратиться по имени зачитался.. Понедельник, 03 Июня 2013 г. 13:00 (ссылка)
А где продолжение?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 03 Июня 2013 г. 13:22ссылка
Шар, продолжений много, самое существенное http://znichka.com/rubric/1640043/
Перейти к дневнику

Понедельник, 03 Июня 2013 г. 13:37ссылка
И вот еще - маленькие темки про карты - http://znichka.com/post172967712 и про астрономию http://znichka.com/post153921818
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку