-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 23726

¬асилий ¬еликий

ѕ€тница, 14 январ€ 2011 г. 23:00 + в цитатник

 1 €нвар€  - день пам€ти св€тител€ ¬асили€ ¬еликого.

—в€титель ¬асилий - один из трЄх великих отцов-каппадокийцев, нар€ду со св€тителем √ригорием Ѕогословом и своим братом св€тителем √ригорием Ќисским. »х родина  аппадоки€ – необычное место.

ƒаже сейчас, спуст€ полторы тыс€чи лет, ее вид поражает своим величием, вечностью поко€ и мужественности.


 аппадоки€ и соседние области в центре ћалой јзии были местом жительства землевладельческих фамилий, «двор€нских гнезд», полагавших честь своего звани€ и своих родов в том, чтобы дать своим дет€м возможно более высокое образование. ѕон€тно, что это вело к зан€тию командующих высот и в культуре, и в обществе, и в государстве –имской империи.

 

¬асилий ¬еликий родилс€ в 330 году в знатной, богатой и благочестивой семье, несколько поколений которой составл€ли св€тые (!). ќн  получил очень хорошее образование в  есарии. ƒл€ дальнейшей учЄбы переехал в  онстантинополь. «атем перебралс€ в «обитель наук» - јфины. —овременники отмечают, что в каждой науке будущий св€титель добивалс€ исключительного успеха - в риторике, грамматике, метрике и философии; кроме того, он освоил астрономию, геометрию и арифметику настолько, что был неу€звимым перед искушенными. ќн также изучил не входившую в основные образовательные программы медицину, может быть, в св€зи с собственным слабым здоровьем. ќк. 356 г. ¬асилий ¬еликий покинул јфины и, чтобы «вступить в жизнь более совершенную», вернулс€ в  аппадокию, и после около года провел в путешествии по монастыр€м ≈гипта и —ирии.

 

ѕо возвращении домой ¬асилий был привлечЄн к служению церкви в должности анагноста - чтеца. ≈пископом  есарии был ƒианий, который часто брал с собой ставшего уже дь€коном ¬асили€, несравнимо более ученого, на трудные богословские совещани€.

 огда несколько епископов поддержали осужденную на ѕервом ¬селенском —оборе ересь јри€, св€титель ¬асилий прин€л пресвитерский сан и удалилс€ в пустыню.

”же мать и сестра ¬асили€ ¬еликого вели аскетический образ жизни, поселившись недалеко от деревни. Ќо дл€ своего уединени€ ¬асилий выбрал и вовсе труднодоступное место в трех дн€х пути от всех поселений. ќн с большим поэтическим чувством описывает суровость своего убежища на краю долины у поросшей лесом горы, огражденной бурной горной рекой и глубокими оврагами. — горы открывалс€ величественный вид на долину и бурную реку, богатую рыбой, в окрестност€х обитали олени, горные козы, зайцы и проч. живность. Ѕолее всего ¬асилий ¬еликий ценил здесь тишину и уединение.

«Ѕезмолвие есть начало очищени€ души. »бо когда во внешних членах прекратитс€ внешний м€теж и развлечение во внешности, тогда ум от внешних развлечений и парени€ возвращаетс€ в себ€ и успокаиваетс€ в себе, а сердце пробуждаетс€ к исследованию внутренних душевных мыслей»

“ем временем к власти в –име пришел император-арианин ¬алент, начавший притеснение православных, и по просьбе епископа  есарии  аппадокийской ¬асилий вернулс€ из уединени€ и в 365 году вз€л управление епархии в свои руки.

ѕоказательный случай произошел в конце весны 369 года. »з-за неурожа€  наступил сильный голод. ѕоложение усугубл€лось тем, что имевшие у себ€ продовольствие намеренно его придерживали, чтобы подн€ть цену. ѕотер€вшие надежду люди продавали своих детей, чтобы как-то прокормить семью. »менно в это врем€ ¬асилий ¬еликий произнес р€д проповедей, призывающих к общественным преобразовани€м в соответствии с евангельскими заповед€ми. ѕастырь утешает скорб€щих, указыва€ на причины бед - оскудение в люд€х братской любви и забвение истинного предназначени€ человека ради земного благополучи€. ¬асилий ¬еликий приобретает продовольствие на средства, вырученные от продажи своего состо€ни€, собирает пострадавших от голода в одно место, устанавливает котлы, полные овощей, и сам кормит бедных горожан, в т. ч. иудеев, чтобы примером умножить человеколюбие. ќн увещевает богатых и скупых осознать «общность человеческой природы» и помочь голодающим, призывает людей в соответствии со стоическим идеалом «необходимого» ограничиватьс€ насущным, полага€, что так можно избежать обнищани€ одних и чрезмерного обогащени€ других…

¬ то врем€, когда ¬асилий стал архиепископом  есарийским, христианский мир буквально раздиралс€ спорами и интригами. Ќа многочисленных соборах и богословских съездах противоборствующие стороны спорили, зачастую забыва€ даже о предмете спора, осуждали и проклинали друг друга. Ќациональна€, политическа€, культурна€, религиозна€ и догматическа€ рознь превращала христиан в «овец без пастыр€». ¬ этих услови€х непросто было боротьс€ со сторонниками јри€ за единственно верный путь дл€ ÷еркви.

¬асилий, воспитанный на твердых никейских традици€х, с самого начала своего епископства повел литературную борьбу с арианством. ¬ своем учении о “роице он твердо отстаивал православную традицию. √лавна€ заслуга ¬асили€ ¬еликого состоит в том, что он окончательно определил богословскую терминологию, прин€тую ÷ерковью.

 

—в€та€ “роица

Ѕорьба с арианством потребовала теоретического определени€ и уточнени€ догматов. ѕо сути – оттачивалс€ —имвол ¬еры. ¬ наше врем€ многие привыкли, что неточность и неопределенность в словах – ничего не значит. Ќа примере арианской ереси легко увидеть, как догматическое расхождение определ€ет мировоззрение человека и идеологию общества.

Ќе буду вдаватьс€ в из€щные богословские построени€ св€тител€. Ќо вот замечательна€ метафора с радугой! ћожно сказать, что единство Ѕожественной жизни, ничем непрерываемой и неумал€емой, св. ¬асилий мыслит прежде всего под пон€тием "единосущи€." » лучшим образом (из тварных подобий) Ѕожественного “риединства считает радугу. ¬ ней «один и тот же свет и непрерывен в самом себе, и многоцветен». » в многоцветности открываетс€ единый лик. Ќет средины и перехода между цветами. Ќе видно, где разграничиваютс€ лучи. «ясно видим различие, но не можем измерить рассто€ний. » в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. ≈дина€ сущность открываетс€ во многоцветном си€нии. ѕодобное можем и должны мы мыслить о “роическом единстве».

¬ид€ во ’ристе только человека, а не —ына Ѕожи€, ариане стали первыми гуманистами, поклон€вшимис€ лишь человеческому, а не Ѕогочеловеку. ѕо учению јри€, —ын Ѕожий (’ристос) - творение Ѕога (супер-герой, бэтмэн, человек-паук, но не воплощение Ѕога, снизошедшего до тварей), следовательно, не предвечен, то есть находитс€ в подчинении Ѕогу ќтцу.

јрианство было побеждено, но никогда окончательно не исчезало и посто€нно возрожда€сь в различных формах. Ќапример, уже в 15 веке подобное течение возникло и на –уси, в русской православной церкви. ќно продолжалось примерно с 1470 по 1505 год и называлось «ересью жидовствующих», о которой уже говорила тут.

» в наше врем€, после долгих лет воинствующего атеизма, ситуаци€ немногим отличаетс€ от IV века)))  Ќемало людей, ныне считающих себ€ православными,  знают о ’ристе, лишь из «ћастера и ћаргариты», и так же как в IV веке – считают, ≈го «простым человеком», странствующим проповедником. Ќо современное арианство – это уже отдельна€ истори€, друга€ тема.

—овсем чуть - из великого каппадокийца.

—в€той дух

¬асилий ¬еликий говорил о ƒухе —в€том, в которм мы соедин€емс€ с Ѕогом, «Ѕог живет в нас чрез ƒуха»... ƒух есть «источник осв€щени€», «начало осв€щени€», от Ќего тварь приемлет «осв€щение по причастию». » источник не оскудевает, не раздел€етс€, «не тратитс€ на приобщающихс€». ќн прост по сущности, но многообразен по силам. «¬есь присутствует в каждом и ¬есь повсюду. –аздел€емый не страждет. » когда приобщаютс€ ≈го, не перестает быть всецелым, подобно солнечному лучу».

 

ћонастыри

¬асилий ¬еликий был организатором монашеской жизни, родоначальником малоаззийского монашества. ќн основал в  аппадокии первые подземные монастыри, создал устав монастырской жизни – киновийный, хот€ не отрицал и скитского монашества и сам организовывал скиты. ќднако, чистый тип монашества он видел только в общежитии, это он считал «образом жизни по ≈вангелию», общим ≈вангельским идеалом. “акой идеал определ€етс€ прежде всего требованием отречени€, - не по брезгливости к миру, но по любви к Ѕогу, котора€ не может успокоитьс€ и насытитьс€ в суете и см€тении Mиpa. ќтшельнический идеал —в. ¬асилий находит неполным, вдохновл€емым исканием личного, обособленного спасени€, — и даже считает его противным закону любви, котора€ по апостольскому выражению «не ищет своего». ј в одиночестве легко родитс€ самодовольство. ¬се это побуждает св. ¬асили€ призывать ревнителей подвига к общежитию. » он подчеркивает мотив любви: в общежитии дары, поданные от ƒуха одному, сообщаютс€ и другим...

 

ќ сотворении мира

 «Ёллинские мудрецы много рассуждали о природе, - и ни одно их учение не осталось твердым и непоколебимым; потому что последующим учением всегда ниспровергалось прежнее. ѕоэтому нам нет и нужды обличать их учени€, их самих достаточно друг дл€ друга дл€ низложени€ каждого. ¬едь не знавшие Ѕога не допускали, что происхождение всех вещей зависит от разумной причины… ѕотому вселившеес€ в них безбожие внушило им ложную мысль, будто бы все пребывает без управлени€ и устроени€, и приводитс€ в движение как бы случаем»

 

ќ времени

Ќо что такое врем€? —в. ¬асилий отвечает: «” кого же такой детский ум, чтобы не знал, что дни, часы, мес€цы и годы суть меры, а не части времени? ¬рем€ есть сопрот€жение состо€нию мира; им измер€етс€ вс€кое движение, звезд ли, животных ли, или чего бы то ни было движущегос€»

 

 —егодн€ православные церкви в  аппадокии открыты, но в них нет литургической жизни, они недействующие, последние христиане почти 100 лет назад покинули эту местность.

ƒа и сама эта земл€ обжита совсем другими народами.

јбсолютно чуждыми ко всем происходившим здесь событи€м.

Ќо «истори€ жива словом, слова обеспечивают истории вечность».  » сегодн€ слова этой земли, слова ¬асили€ ¬еликого – живы. » через много веков после окончани€ его земного пути они продолжают звучать в сердцах людей разных стран, возрастов и культур. » разве не удивительно, что совсем недолга€ (св€титель не дожил и до 50 лет) де€тельность этого провинциального епископа отразилась буквально на всех сторонах церковной жизни всего христианского мира!

—ери€ сообщений "¬изанти€":
„асть 1 - Ёто - совсем неинтересно
„асть 2 - » шестикрылый серафимЕ
...
„асть 22 - “ака€ вот перспектива...
„асть 23 - Ћещадки - иконные горки
„асть 24 - ¬асилий ¬еликий
„асть 25 - «акрыв глаза, € слушаю —тамбул
„асть 26 - ѕолнолуние. ќриентаци€ по звЄздам
...
„асть 48 -   бестиарию белокаменной архитектуры - II
„асть 49 - ѕалимпсест белокаменной архитектуры
„асть 50 - Ѕелокаменна€ ¬изанти€

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



Ћариса_ отова   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 14 январ€ 2011 г. 23:13 (ссылка)
—пасиЅо! Ѕольшое спасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 14 январ€ 2011 г. 23:57ссылка
Ћариса_ отова, тебе спасибо за внимание!
ѕадунский   обратитьс€ по имени —уббота, 15 январ€ 2011 г. 15:49 (ссылка)
ѕро безмолвие хорошо. ѕожалуй, запишу дл€ пам€ти.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 15 январ€ 2011 г. 19:08ссылка
Ёто моЄ любимое место из св€тител€. » ещЄ про радугу)
—ергий_Ѕылинин   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 17 январ€ 2011 г. 16:43 (ссылка)
ј мне больше нравитс€ об€снение “роицы у св€тител€ —пиридона “римифунтского. ќн был уча≠стник Ќикейского —обора, где развернулись долгие споры с ерисиархом јрием, когда даже у св. Ќикола€ исс€кло терпение и он просто ударил соперника по еретической морде. Ќо чашу весов в пользу ѕравослави€ решил простой и нагл€днейший довод св. —пиридона. ѕо преданию, будучи спро≠шен о том, как это может быть, чтобы “ри одновременно €вл€лись ќдним, он вместо ответа вз€л в руки кирпич и сжал его. »з разм€кшей в руках св€тител€ глины вверх вырвалось плам€, а вниз потекла вода. Ђ ак в этом кир≠пиче есть огонь и вода, - сказал св€титель, - так и в еди≠ном Ѕоге есть три Ћица...ї
ћожно представить это и немного иначе. ¬ монолитном кирпиче невидимо присутствуют его производные составл€ющие: глина как основа, вода дл€ размешивани€ и огонь дл€ обжига.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 17 январ€ 2011 г. 22:09ссылка
—пасибо, отличное объ€снение. “ехнологическое такое, и чтобы продемонстрировать - нужно быть св€тителем или технологом керамического завода)))
—майлик просто блеск как в тему)
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку