-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 23719

“ака€ вот перспектива...

ѕ€тница, 03 ƒекабр€ 2010 г. 23:30 + в цитатник

ћировоззренческа€  и очень «перспективна€» тема оказалась.
¬ качестве вступлени€ приведу отрывок из книги «ѕристрастие» замечательного академика –аушенбаха, совершенно полЄтного специалиста по крылатым ракетам, членкора ћеждународной академии астронавтики, физтеховского профессора, которого € с неофитским восторгом поначиталась в академическом варианте- нет-нет, не про управление ориентацией космических аппаратов, а про перспективу у него три книжки, и решила дополнить впечатление чем-нибудь «человеческим».
«»скусством, как это ни странно, € раньше никогда особенно не интересовалс€. ¬ детстве, конечно, ходил со школой на экскурсии, с родител€ми по музе€м.  “ем не менее, уже в техническом институте мен€ “зацепила” одна иде€: как картины изображаютс€ “научно”? ’от€ дл€ учебного курса это было не об€зательно, € соответственно вз€л книжку о перспективе, даже на немецком €зыке, увлекс€, выполнил рисунок с тен€ми, а потом все умерло, и € после первого курса уже к этому не возвращалс€ и напрочь забыл о своем наивном юношеском интересе.
¬озродилс€ он позже, когда € был уже совсем взрослым, доктором наук и все прочее, возродилс€ из-за проблемы передачи объемных предметов на плоскости экрана. ƒело в том, что при стыковке космических кораблей космонавт в нашей конструкции космического корабл€ не может наблюдать за процессом непосредственно, а наблюдает на экране. “ак можно ли на экране хорошо передать пространство? » тут у мен€ вновь проснулс€ юношеский интерес к тому, как это происходит, особенно когда вы€снилось, что управл€ть стыковкой по экрану, строго говор€, нельз€, что он дает искаженное изображение.»

„асть I. Ќетрудно догадатьс€, что иконы, средневекова€ живопись и «обратна€» перспектива стали камнем преткновени€. Ќе будем тут разбирать вс€ких умников с регали€ми, которые утверждают, что «древние - лохи». “аких исследователей очень много - и часто можно увидеть - даже в учебниках по живописи и художественной фотографии утверждени€, что древние и дети просто «наивны», незрелы и не додумались до пр€мой перспективы.


“ак вот, несмотр€ на то, что истори€ живописи насчитывает не одну тыс€чу лет, вопросы перспективы в ней не имеют однозначного решени€ до сих пор. ƒо эпохи ¬озрождени€ художники, как правило, либо обходились без перспективы вообще, либо использовали обратную перспективу и аксонометрию, «параллельную» перспективу.
Ќапомню, перспектива есть условна€ система передачи пространственных характеристик реального мира на плоскость изображени€. язык перевода 2D в 3D. ¬от напомню на картинке, последовательно - пр€ма€ (ј), аксонометри€ (параллельна€) (Ѕ) и "обратна€" (¬).



≈щЄ линейной перспективы варианты - переругалась на эту тему со своими компьютерными художниками, вот из их учебников картинки)))  ¬сЄ виды пр€мой перспективы - с одной точкой схода -

с двум€, углова€

и с трем€ -

а это пример типовой - "обратной" перспективы

“ак и неудивительно, что поругались - ведь и до насто€щего времени попытки истолковани€ и сравнени€ изобразительных приЄмов и элементов этих, по сути, противоположных направлений в подходе к изобразительному искусству не привели к единому мнению.

јх, да, тут еще древние египт€не - ну совсем как дети… объективно очень. ѕоследнее изображение в р€дочке - прудик с пальмочками по берегам)



» дети как древние египт€не)



Ќу, надеюсь, всЄ пон€тно, все вспомнили.

„асть II. ћне были интересны три точки зрени€: ‘лоренского, –аушенбаха и јрнхейма - так до сих пор и не пришедшие к общему знаменателю)
ќтец ѕ. ‘лоренский, ( ну и на его основе -  Ћ.ј. ”спенский, —.—. јверинцев) со склонностью к умозрению переносит в область христианства символистское пон€тие о символе (—офи€, ѕрекрасна€ дама, Ќезнакомка) √оворила об этом подробно  - о —офии несколько постов. Ќо, тем не менее, он замечательно разрабатывает тему "обратной" перспективы, ‘лоренский в такой перспективе видит символику иного мира, «окно в ноуменальное пространство» и подробно и убедительно эту символику раскрывает. »де€ двусторонней плоскости, моделирующей характер соприкосновени€ нашей и мистической реальностей, по€вл€етс€ у ‘лоренского к 1922 г. в книге «ћнимости в геометрии. –асширение области двухмерных образов геометрии. ќпыт нового истолковани€ мнимостей»
»сследу€ иконописное пространство, ‘лоренский объ€сн€ет очевидное расхождение между иконописью и иной живописью сознательной разницей перспективных построений, где все зиждетс€ на «разноцентренности изображений».
ѕроблема внутренней и внешней точек зрени€ (пр€ма€ линейна€ перспектива - внешн€€ точка зрени€,- «обратна€» - внутренн€€) , равно как их единичность или множественность, неразрывно св€зана с системой мировидени€ и художественным сознанием. ѕринципы перспективы в различных культурах подчинены доминирующей точке зрени€, в т. ч. ее динамике, и линейна€ перспектива возникает в противоположность «обратной перспективе», когда взгл€д индивидуума противопоставл€етс€ «¬севид€щему оку» “ворца. —тоит отдать должное - ‘лоренский вз€лс€ за активное изучение зрительной символики именно тогда, когда «обмирщенный» гуманизм возвеличивал человека, дела€ из него меру всех вещей.
¬ыводы –аушенбаха, более материалистические, и отлично просчитанные и математически доказательные, но, видимо, дл€ «устойчивости полЄтов», всЄ-таки необходимо было не отрыватьс€ от земли, его выводы основаны на доказательствах противников ‘лоренского, в частности, о. ѕавла. ¬о многом –аушенбах - убедителен: невозможно добитьс€ естественного отображени€ масштаба и естественной передачи глубины одновременно. Ќевозможно. » с совершенной €сностью можно утверждать, что в рамках математической модели вообще оказываетс€ Ќ»««я, никак низз€, без искажений отобразить реальность на плоскости. Ёто он доказал, и славно. Ќа разном рассто€нии - перспектива - разна€.



Ќо почему нельз€? ј очень просто – существует «константность воспри€ти€». Ќу, то есть всЄ - сначала в мозгах воспринимаетс€)
 онстантность формы заставл€ет художника изображать м€чик круглым, в каком бы месте картины он не находилс€, несмотр€ на то, что проективна€ геометри€ требует изображать его в некоторых случа€х в виде овала. Ѕлагодар€ константности цвета человек всегда видит мел белым, а уголь чЄрным, причЄм даже тогда, когда по услови€м освещени€ мел отражает меньше света, чем уголь (мел — в тени, а уголь — на солнце).
 онстантность величины (размера) объ€сн€ет, почему размер наблюдаемых предметов не мен€етс€ по законам классической линейной перспективы.
ƒействительно, очень близкие предметы при воспри€тии автоматически уменьшаютс€ мозгом, в то врем€ как удалЄнные несколько увеличиваютс€. —огласно теории, дл€ каждого объекта и окружающей обстановки существует оптимальное рассто€ние наблюдени€, обеспечивающее наиболее естественное зрительное воспри€тие. ј классическа€ теори€ перспективы, как, впрочем, и фотооптика, не берЄт механизмы константности величины в расчЄт.
»зобража€ реальный мир на плоскости, художник или фотограф всегда стрем€тс€ к естественной передаче (то есть без заметных искажений) подобий, масштабов и глубины. ”вы, утверждает –аушенбах, невозможно правильно передать эти три параметра одновременно. » коль скоро это так, автор произведени€ всегда должен искать разумный компромисс в зависимости от сюжета, ракурса, соотношени€ планов на различном удалении и т.п.
–аушенбах выдел€ет три ошибки изображени€ пространства (среди устранимых):
1. ќшибка передачи глубины (когда объект изображаетс€ дальше или ближе, чем надо).
2. ќшибка передачи масштабов (неверно задаютс€ размеры объекта).
3. ќшибка передачи подобий (неверно передаютс€ пропорции, например, вместо квадрата получаетс€ пр€моугольник).
»нтересен тот факт, что минимальна€ сумма трЄх возможных ошибок (доказываетс€, что их можно вычислить в процентном соотношении) величина посто€нна€. —оответственно, раз художник не может избежать ошибок совсем, он должен перенести их на менее важные элементы изображени€ или равномерно «раскидать» по всем.
Ќо практически во всех иконах, которые –аушенбахом привод€тс€ в качестве иллюстраций своей теории, случаев применени€ «обратной» перспективы - больше, чем случаев применени€ аксонометрии, но –аушенбах настаивает на том, что обратна€ перспектива - это незначительное отклонение от аксонометрии, причины же, привод€щие, по мнению автора, к применению обратной перспективы достаточно беспомощны  - в объ€снении столь массового присутстви€ этого эффекта в иконописи, в каждом конкретном случае автор приводит свою причину.
“ак, среди причин называютс€: подвижность точки зрени€; стремление к увеличению информативности изображени€; требование незаслонени€; иерархические соображени€; композиционные требовани€; учЄт функциональных особенностей живописи. Ќа этом рисунке показана схема получени€ эффекта сильной обратной песпективы путем «склейки» двух аксонометрий.
ѕодобную пространственную композицию можно встретить довольно часто, например, в образах ветхозаветной “роицы, вспомните престол на «“роице» –ублева.

–аушенбах считает, что лева€ и права€ части иконы написаны как бы отдельно друг от друга,

при взгл€де с разных сторон, а в середине эти части "склеены", т. е. образ составлен из двух отдельных изображений, написанных при взгл€де из двух отдельных точек зрени€.

— фотографией дело вот как.  лассическа€ теори€ перспективы, как, впрочем, и фотооптика, не берет механизмы константности величины в расчет. ≈сли мы сфотографируем многоплановый пейзаж объективом с фокусным рассто€нием 35 мм, то на снимке обнаружим, что дальний план выгл€дит слишком мелко, а ближний - неестественно крупно. ћожно немного поправить дело, если немного увеличить фокусное рассто€ние (50-70 мм). Ёто позволит сблизить дальний и средний планы почти до уровн€ естественного воспри€ти€. ≈сли при этом удалось бы уменьшить ближний план, то все было бы прекрасно. Ќо, увы, объективов с такими свойствами не существует. » в этом смысле никакой объектив не способен сформировать изображение близкое к естественному зрительному воспри€тию человека. Ќу, то есть то же самое - не-воз-мож-но.
ѕочти то же самое – и с 3D, с тем лишь отличием, что программисты могут «по –аушенбаху» корректировать построени€, но пока что проблемы – с мощностью компьютеров, обсчет таких параметров непосилен)

ј вот јрнхейм, ещЄ один немец, но уже американский, и ещЄ один классик, и но уже из области психологии искусства, всю жизнь пытавшийс€ примирить веру и знани€ с помощью художественного опыта. ќн восстаЄт против математики)))
«”баюканные точностью приборов, измерений и формул, многие из по€вившихс€ ученых-практиков, казалось, не обращали никакого внимани€ на очевидную бесконечность своих зан€тий, на исключительную сложность строени€ мозга, из€щную и тонкую согласованность работы всех его отделов, на трепетно вдохновенное таинство мыслительной де€тельности человека. ƒеловые и практичные, они были приучены к де€тельности, протекающей по накатанной колее; они привыкли, что от них ждут ответа на конкретно поставленный вопрос, причЄм сформулированный таким образом, чтобы дл€ получени€ ответа можно было провести какие-нибудь измерени€ в контролируемых ситуаци€х. Ёти люди проводили эксперименты, обсчитывали результаты, публиковали их и далее приступали к следующей работе
» вот ещЄ красивое из јрнхейма - про кот€т  «Ќаш глаз настолько приучен к "классической" линейной перспективе, что иной способ передачи объЄма нами не воспринимаетс€. ќднажды был проведЄн такой эксперимент: у двух новорожденных кот€т зафиксировали головы, дабы они не могли их поворачивать и наклон€ть. ќдного котЄнка поместили в окружение только вертикальных предметов, где ни одной линии не шло горизонтально или под углом. ƒругой котЄнок же воспитывалс€ в «горизонтальном»  мире и не знал вертикальных предметов. ѕосле того, как кот€т выпустили в обычное помещение, они просто не замечали предметов, которые лежали вне плоскости мира, в котором они выросли, посто€нно натыка€сь один на горизонтальные, другой на вертикальные предметы. ћы с вами похожи на таких же кот€т, выращенных в окружении западноевропейской культуры

„асть III.

ѕопробуем сравнить общими усили€ми классиков обратную и линейную перспективы.
1. ¬рем€. ¬ обратной перспективе могут быть изображены событи€, происход€щие в разное врем€. ѕривыкший к застывшему мгновению (ага, «остановись мгновенье»– и тут не без ‘ауста) в западноевропейском изобразительном искусстве, смотр€щий на икону считает, что все изображенные событи€ происход€т одновременно. Ќа самом же деле икона представл€ет развЄрнутые во времени событи€.

2. ѕространство - точка взгл€да.
—истема "обратной" перспективы исходит из множественности зрительных позиций, т.е. св€зана с динамикой зрительного взора и последующим суммированием зрительного впечатлени€ (при многостороннем зрительном охвате). ѕри суммировании эта динамика зрительной позиции переноситс€ на изображение, в результате чего и возникают специфические дл€ форм обратной перспективы деформации. » не надо ¬озрождение огульно ругать, ведь истинных высот мастера –енессанса и последующих периодов достигали там, где сознательно нарушали законы перспективы, ввод€ в одной картине несколько точек зрени€ и несколько горизонтов.
–афаэль. ¬идение »езекиил€.



‘лоренский: «»з –афаэл€ упом€нем хот€ бы «¬идение »езекиил€». “ут - несколько точек зрени€ и несколько горизонтов: пространство видени€ не координировано с пространством дольнего мира, и сделать это было решительно необходимо, ибо в противном случае сид€щий на херувимах показалс€ бы лишь человеком, вопреки механике не падающим с высоты. ¬ этой картине, как и во многих других у –афаэл€ - равновесие двух начал, перспективного и неперспективного, соответствующее спокойному сосуществованию двух миров, двух пространств…»
Ѕез преувеличени€ можно сказать, что множественность точек зрени€ и св€занна€ с нею динамика зрительной позиции €вл€етс€ объедин€ющим моментом в средневековом изобразительном искусстве вообще.
≈сли в западноевропейском ренессансном искусстве росписи интерьера рассчитаны на определенную зрительную позицию, изменение которой (в частности, приближение зрител€) может вызвать искажение изображени€, то в искусстве византийском и древнерусском росписи рассчитаны на мен€ющуюс€ точку зрени€: изображени€ и стро€тс€ так, чтобы не выгл€деть искаженными, с какой бы точки зритель ни смотрел на них. ћожно полагать даже, что система росписи могла строитьс€ в каких-то случа€х в специальном расчете на движение зрител€. ¬ этой св€зи интересен эффект неотступно след€щих глаз и внезапно вспыхивающих нимбов в монументальном искусстве –оссии и ¬изантии.

3. »ллюзи€. “о, что есть на самом деле и то, что кажетс€. —ущность и €вление, так сказать. ¬ системе "обратной" перспективы несущественными кажутс€, например, всевозможные разломы форм, их искажени€ по сравнению с тем, что мы видели бы из одной точки зрени€, - но зато особенно важным представл€етс€ передать то впечатление от предмета, которое мы реально получаем, осматрива€ его с разных сторон.
¬ системе пр€мой перспективы, напротив, существенным представл€етс€ передать то впечатление, которое зритель имеет в заданный момент и с заданной точки зрени€; в то же врем€ несущественным кажетс€, что реально зритель находитс€ в движении и суммирует впечатление с разных точек зрени€, а также несущественной представл€етс€ даже бинокул€рность нашего зрени€ - то, что в действительности мы всегда совмещаем две точки зрени€.
ѕротивоставл€ютс€ внешнее копирование - выделение существенного, внутреннего. о.‘лоренский был убежденным противником «попыток подставить… на место божественного действа - театр» - так он характеризовал основанную на использовании линейной перспективы живопись ¬озрождени€ и нового времени. ќн считал, что перспектива не только искажает суть предметов, подмен€€ ее иллюзией глубины, - но и в качестве иллюзии она несовершенна, поскольку «человек, покуда жив, вполне вместитьс€ в перспективную схему не может, и самый акт зрени€ с неподвижно-закрепленным глазом (забываем о левом глазе) психологически невозможен."
ƒействительно, в "обратной" перспективе в отрыве от всего изображени€ в целом изображенные предметы бывает трудно, а то и вовсе невозможно, опознать (не так, однако, в системе пр€мой перспективы, где изолированные изображени€ столь же легко соотнос€тс€ с реальной действительностью[, как и вс€ картина в целом).

4. –азмер-масштаб.
¬ литературе по истории искусств изучение "обратной" перспективы началось с попытки истолковать мнимую инверсию пропорций в размерах тел. ∆ивопись ¬изантии и —редневековь€ настойчиво вводила в обиход загадочную и кажущуюс€ парадоксальной шкалу относительных размеров человеческих фигур и других предметов. —леды этой традиции мы находим и позже в живописи расцвета –енессанса. Ѕолее того, эта «неправильна€» перспектива встречаетс€ в произведени€х искусства ¬остока, развивавшегос€ совершенно самосто€тельно и независимо от искусства европейских школ.  азалось, что система «обратной» перспективы сознательно отступает от одного из основных законов визуального воспри€ти€ или, по крайней мере, оптической проекции, а именно: чем крупнее представл€етс€ предмет, тем ближе он находитс€ к зрителю и потому в зрительном поле должен быть расположен ниже.   этому закону с уважением относилась живопись –енессанса, но им спокойно пренебрегали в течение длительных и важных периодов развити€ западного и восточного искусств.
∆ивопись эпохи зрелого –енессанса, где странные несоразмерности фигур встречаютс€ в произведени€х, во всех прочих отношени€х отвечающих правилам реалистической перспективы. “ак, в алтарной композиции ј. ƒюрера «ѕоклонение всех св€тых “роице»

изображение собрани€ отражает реалистическую перспективу в той мере, в какой фигуры в группе св€тых в нижней части картины располагаютс€ ближе к зрителю и потому кажутс€ крупнее фигур в верхней части, включа€ сравнительно небольшую фигуру самого ’риста на кресте в центре картины.
ќсновные предметы при. этом часто были на полотне едва заметны. ¬от, например, у Ѕрейгел€ - вы знаете, где здесь младенец-»исус?




„асть IV. ѕротив рел€тивизма
 онечно, пр€ма€ перспектива стоит к оптической проекции ближе, нежели другие способы пространственного представлени€, но сказать, что она представл€ет собой наиболее точный двухмерный эквивалент способа, каким в визуальном контексте воспринимаетс€ пространство, нельз€. Ќапротив, она дает более серьезные визуальные искажени€ размера и формы, чем кака€-либо ина€ перспектива. »менно по этой причине она развилась столь поздно и столь редко примен€етс€. „тобы подавить все ограничени€, которые пр€ма€ перспектива накладывает на естественное воспри€тие пространства художником, требуютс€ весьма специфические культурные услови€.
ћы должны осознать, что наша посто€нна€ прив€занность к конкретной традиции реалистического изображени€ ведЄт к неправильной интерпретации иных способов изображени€ пространства, но отсюда не следует отрицательный, нигилистический вывод, что только субъективное предпочтение св€зывает изображение (как хочу, так и вижу, гул€й, рванина, отрубай выше))).

«ы. » вот ещЄ. ѕросто названи€.
система ортогональных проекций ƒревнего ≈гипта…
параллельна€ перспектива средневекового  ита€ и японии…
обратна€ перспектива ¬изантии и ƒревней –уси…
пр€ма€ перспектива италь€нского ¬озрождени€, европейского искусства ’VII века
цветовые построени€ —езанна, ¬ан √ога, ћатисса, русских авангардистов…
геометризаци€ и схематизаци€ ѕикассо, абстракционистов…
сферическа€ перспектива ѕетрова-¬одкина...

ћатериалы:
http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=28
http://ec-dejavu.ru/i/Icon.html
http://pravosludm.narod.ru/lib/iazykova/iazykova_icon_theology.htm#_toc_IDABC4Thttp://photo-element.ru/analysis/persp/persp.html
http://nesusvet.narod.ru/ico/books/listok/list2.htm
јрнхейм –. Ќовые очерки по психологии искусства. ѕер. с англ. ћ.: ѕрометей,   1994.—352  с

 

ой, и продолжение - следует)

—ери€ сообщений "¬изанти€":
„асть 1 - Ёто - совсем неинтересно
„асть 2 - » шестикрылый серафимЕ
...
„асть 20 - ќсенн€€ »хлара. ѕойдЄм гул€ть...
„асть 21 - ѕерспектива
„асть 22 - “ака€ вот перспектива...
„асть 23 - Ћещадки - иконные горки
„асть 24 - ¬асилий ¬еликий
...
„асть 48 -   бестиарию белокаменной архитектуры - II
„асть 49 - ѕалимпсест белокаменной архитектуры
„асть 50 - Ѕелокаменна€ ¬изанти€

ћетки:  



Cadaver_of_Me   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 06 ƒекабр€ 2010 г. 00:06 (ссылка)
на самом деле никогда не мог пон€ть (и, наверное, никогда не дорасту), как можно описывать искусство с научной точки зрени€. ведь если художник пытаетс€ изобразить то, что у него в голове выстроилось и выстрадалось, он не "примен€ет технику" и не "отходит от канонов" - он делает так, как, ему кажетс€, будет наиболее выразительно. » в этом случае и –афаэлев прием с несколькими горизонтами, создающими эффект "выпуклости" картины, и фигуры у ƒюрера (конфликтующие из-за собственных размеров))) вид€тс€ вполне пон€тными и уместными, отнюдь не соперничающими ни с кем, тем более с теоретиками искусства, направл€ющими в любом случае по дорожкам своих мыслей, а не в сторону нефильтрованной правды (котора€ научным путем в этом случае вовсе не познаетс€).

и еще не совсем €сна картинка 20.8, а именно - что там делает аксонометри€ на рассто€нии 1-5 м? при зрительном воспри€тии аксонометрию получить нельз€. в неЄ можно только поверить. с линейкой :))

спасибо за содержательный материал, нашел много нового, хоть и спорного очень)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 06 ƒекабр€ 2010 г. 10:18ссылка
Cadaver_of_Me, тут дело не в науке, и конечно - попытки проверить алгеброй гармонию классически неудачны. Ќо художнику важно - чтобы его пон€ли, он не волен "делать так, как, ему кажетс€, будет наиболее выразительно". —тихи никогда не понрав€тс€ - если не знаешь €зыка, на котором они написаны... » вот € пытаюсь пон€ть, и по возможности - узнать хот€ бы несколько слов из этого €зыка, и оказываетс€ - что разрыв гораздо больше и глубже, чем € предполагала, больше, чем например, между церковнослав€нским и современным русским. ј вот поверить все никак не могла и понасобирала всего тут - кто что говорил про эту разницу €зыков - и богословски, и научно, и художественно... » оказалось - что действительно, суд€ по всему - на другом €зыке древние говорили, видели они - иначе.
  картинкам-объ€сн€лкам - не придирайс€))) они вообще все "страдают", и каждый автор стремитс€ поставить свои циферки, а € поленилась в фотошопе поправить, там на этой картинке - сама иде€ проиллюстрирована.)
ј аксонометри€ - конечно, дл€ эвклидовой секты "—видетелей автокада" кощунственно в этом тексте звучит))) Ќо с некоторой нат€жкой зрительное воспри€тие - всЄ-таки отражает аксонометрию, и вообще, она считаетс€ королевой перспективных систем, чаще всего используетс€.
Ќкт   обратитьс€ по имени ¬торник, 07 ƒекабр€ 2010 г. 10:42 (ссылка)
»зображение объемного мира на плоскости всегда имеет какую-нибудь задачу. –аушенбаху надо было тютелька в тютельку состыковать космические аппараты, вот он и гон€л ползунки по логарифмической линейке прспективных линий. ѕростому художнику точна€ стыковка редко нужна. Ќекоторые, правда, черт€т вс€кие линии на холсте или доске, но чаще это происходит по наитию, само собой, сразу в уме. исход€ из приобретенного опыта художника. » предметы в картине располагают даже сверх-реалистические художники не так как они в объективной реальности, а так как художнику необходимо дл€ выполнени€ поставленной задачи. „орта ли мне в этой логарифмической линейке? ѕусть искусствоведы потом считают миллиметры. ј мне, как художнику надо чтобы вот тут была хороша видна морда заказчика, да и та хрень тоже в квадрат картины влезала.
ƒумаю, лучше не в перспективах разбиратьс€ - кака€ из них лучше и меньше чего-то там искажает, а попытатьс€ определить: в рамкак каких усвоенных средств каждый художник в своЄ врем€ пыталс€ выполнить сто€щую перед ним задачу.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 07 ƒекабр€ 2010 г. 17:48ссылка
—ергей_Ѕылинин, вот в художественной школе - по рукам бьют за ошибки перспективы)
» тут в моем постике задача сравнени€ перспектив - очевидна, вроде... как изображали "тот" и "этот мир"...
ј дл€ этого были усвоены разные средства, а потом потихоньку стали изображать и "тот" - как "этот", потому что - правильнее. » тут ещЄ другое интересно - древние этим своим взгл€дом "обратной" перспективы видели иначе и архитектуру, и природу, и человека - вот на иконах одновременно и фас, и профиль...
ѕерейти к дневнику

¬торник, 07 ƒекабр€ 2010 г. 19:37ссылка
Ќа иконах профил€ никогда не видел.  ажетс€ первым это сделал ƒжотто в своем "ѕоцелуе »уды". ј это уже начало ¬озрождени€ и картинные, а не иконные перспективы.
ѕерейти к дневнику

—реда, 08 ƒекабр€ 2010 г. 09:52ссылка
—ергей_Ѕылинин, вот-вот, и € об этом. ¬ упор - не видим. ќбрати внимание, как "развернуто" на плоскости изображение объемного лика св€того. ¬идны одновременно фас и оба профил€, и макушка. —равни хот€ бы расположение ушей и немного в меньшей степени щек чудотворца: они показаны так, как будто голова св€того повернута боком к плоскости иконы. »конописец дает рассмотреть лик со всех сторон, во всех чертах и тонкост€х.
 (186x237, 19Kb)
Ќкт   обратитьс€ по имени —реда, 08 ƒекабр€ 2010 г. 10:53 (ссылка)
“акое изображение € бы назвал полусферическим, но термин навевает иные ассоциации, тогда могу предложить более латинизированный вариант, который наверн€ка и народу научному понравитс€ - —»ћ”Ћ№“јЌЌјя ѕ≈–—ѕ≈ “»¬ј - т.е. не центральна€, а имеюща€ одновременно несколько центров.  ажетс€ еще никто не использовал такого сочетани€. ¬ театральном искусстве говор€т о симультанных декораци€х, когда всЄ сразу на сцене. ¬ »«ќ говор€т о симультанности изображени€ действи€, но если движение св€зано с пространством, то вот вам и симультанна€ перспектива. Ћогично?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ўар   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 03 »юн€ 2013 г. 15:19 (ссылка)
ZnichKa, »нтересна€ мысль промелькнула в вашем посте про карты - о существовании различного взгл€да на плоскость и проекцию небесного на землю. —мена парадигмы на форму земли (плоска€ - кругла€ - шарообразна€)не есть ли причина смены взгл€да и на перспективу? »зменение воспри€ти€ времени так же вносит немаловажную корректировку в воспри€тие пространства. ќдно дело когда мы воспринимает событи€ последовательно и так их отражаем на холсте иль чертеже, и иное дело когда мы способны видеть одномоментность событий - и прошлое и будущее и насто€щее происход€т тут и сейчас и они равны. » только вол€ художника выдел€ет планы их отражени€...
ќчень интересна€ тема...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 06 »юн€ 2013 г. 08:57ссылка
Ёто очень интересно,Ўар, особенно, мне кажетс€, в истории... —тоит признать, что и врем€ и пространство воспринимались раньше по-другому. ƒа и в насто€щем - у всех людей есть индивидуальные особенности воспри€ти€. »нтересно, у ¬ас прошлое где - сзади, слева или справа? а может, внизу?
ѕерейти к дневнику

„етверг, 06 »юн€ 2013 г. 10:21ссылка
—лева. ќднако врасплох застали вы мен€ этим вопросом...
ј будущее спереди и правее. Ќда... —транное ощущение возникло...
ѕерейти к дневнику

„етверг, 06 »юн€ 2013 г. 11:35ссылка
Ёто не страшно, надо просто привыкнуть надо)
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку