-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 23705

¬рубель. ќчарованный ¬изантией

ѕонедельник, 01 ‘еврал€ 2010 г. 23:13 + в цитатник




¬сЄ-таки полнолуние))) не могу остановитьс€ – еще немного про ¬рубел€. »скусствоведческое.

 иевский период был исключительно важен дл€ художника: это уже не учение, не пролог, не подступ, а действие, пр€м мистериально торжественное.  ак-то неправильно сегодн€ воспринимаетс€ общеизвестное – «¬аснецов и ¬рубель не поделили ¬ладимирский собор». ’а) Ќоводельный храм, пусть и очень престижный… ” ¬рубел€ к этому времени был опыт профессиональной реставрации фресок в храме XII века, вполне самосто€тельные работы в том же стиле; а почему не досталс€ заказ ¬рубелю - € уже говорила про ревнивого ѕрахова; кроме того, ¬аснецов был на 12 лет старше недоучившегос€ студента…

 ћежду тем именно в византизме молодого ¬рубел€ сказалс€ его гений. ќн непон€тно как почувствовал - первый, одинокий, еще и не выйд€ из јкадемии, никем не поддержанный, - какие  неисс€каемые ключи живой воды, энергии и мистики та€тс€ в древней живописи… » что именно через эту живопись православного иератизма* суждено и всем, маловерным и омещанившимс€, приобщитьс€ истинно храмовому религиозному искусству: и декоратизму его и мистической духовности…

ѕриобщение ¬рубел€ к древнему искусству храмовых росписей и мозаик было дл€ него чем-то близким стремлению композитора "вернутьс€ к первоосновам", возродить народную мелодию и тем обрести объективные, данные извне границы своему творчеству, которому иначе грозит опасность растечьс€ по многочисленным каналам случайных импульсов.

¬  иеве он впервые выполнил нечто законченное и монументальное. ќдновременно он прорисовал на стенах  ирилловского храма до ста п€тидес€ти фигур дл€ реставрационных подмалевков и реставрировал фигуры ангелов в куполе —офийского собора. —тоит осознать - такое «соавторство» с мастерами XII века было неведомо никому из больших художников XIX века. Ўли только 1880-е годы, только начинались первые поиски национальной старины, котора€ никого еще, кроме специалистов, вообще не интересовала, да и специалистов занимала с точки зрени€ более исторической, чем художественной. ¬рубель первым перекидывал мост от археологических изысканий и реставраций к живому современному творчеству. ѕри этом не помышл€л о стилизации. ќн просто чувствовал себ€ соучастником истового труда старинных мастеров и старалс€ быть их достойным.

¬ начале работы в  ирилловской церкви, пробу€ свои силы, ¬рубель написал (он в самом начале тут) "Ѕлаговествующего архангела √авриила" на северном столпе триумфальной арки, следу€ оставшейс€ от XII века графье, то есть процарапанному в сырой штукатурке общему контуру всей фигуры. "Ќе выход€ за его пределы, ¬рубель прекрасно справилс€ с трудной задачей, разработав все детали лица, рук, одежды в строго византийском стиле, на основании тщательного изучени€ —офийских и  ирилловских фресок".

»менно благодар€ долгому и кропотливому труду, изучению византийских традиций, его ћоисей своей одухотворенностью, даже самим типом лица с огромными глазами оказалс€ созвучен подобным образам из подлинных произведений византийского искусства.

≈сли сопоставить изображени€ ћоисе€ ¬рубел€ с фрагментом древней фрески, найденной в  иеве при раскопках на месте ƒес€тинной церкви ’ века, то сохранивша€с€ от древней фрески часть лица с огромными глазами поразит своим «врубелевским» выражением.

¬стреча художников, разделенных тыс€челетием…

¬ этом «искусствовоззрении», безусловно, сказалось изучение художником византийско-русской изографии: линейна€ иконописна€ узорность вытекает из требований декоративных и иератических.

 

»конописец не мог изображать природу реально, во-первых, потому что хотел вызвать образом не впечатление €ви, а потустороннюю грезу, иную землю и небо, иное; 

(неприн€тые эскизы к ¬ладимирскому собору)

во-вторых, потому что византийска€ традици€ вышла из украшени€ плоскости, стены храма, иконной доски, пергаментного листа и была враждебна трехмерной иллюзии (отсюда и обратна€ перспектива): тут вопрос стил€...

» еще - кто бы его не ругал,  и как бы то ни было с заказчиками, любовью и деньгами, ¬рубель не сдалс€. ќн не изменил - ни своей никому не доступной манере, ни призванию декоратора в «большом стиле». Ќищенствовал, но не писал того, что требовал современный вкус. Ћучшим доказательством, что он умел «быть как все», может служить вполне реалистский, приближающийс€ к —ерову, портрет јрцыбушева.

 акой прославленной знаменитостью сделалс€ бы он, захоти только множить эти «портреты портретовичи», как выразилс€ один остроумец. ќн не захотел, предпочел работать дл€ себ€ и отдавать задаром фантастическое свое «гениальничание» нескольким меценатам, у которых хватало смелости удивл€ть знакомых необычайностью ¬рубел€. ћосковска€ денежна€ знать заказывала ему панно дл€ особн€ков в декадентском стиле, входившем тогда в моду. ќн бралс€ с увлечением за эту стенную живопись, неистощимый в композиции, ослепительный в красках.

 —ам ¬рубель, безусловно, к концу жизни был т€жело психически болен, но это практически не повли€ло на его творчество. —ловно бы он был только проводником дл€ чего-то большего, что проходило сквозь него и ложилось на бумагу, превраща€сь в шедевр.

¬ 1903 году јлександр Ѕенуа,сначала уличивший ¬рубел€ в "ломании" и "гениальничании", и Ќ.Ќ.√е став€т ему в укор как раз наиболее прозорливое в его живописи - близость византийской традиции - и отдают предпочтение алтарным иконам, написанным под впечатлением венецианского кватроченто, „има да  онель€но и ƒжованни Ѕеллини.  

*»ератизм - (от греческого hieratikos - культовый, св€щенный) обусловленные религиозно-каноническими требовани€ми торжественна€ застылость и отвлеченность композиции и трактовки человеческих фигур и лиц.

—ери€ сообщений "ћихаил ¬рубель":
„асть 1 - ¬рубель. ѕолнолуние
„асть 2 - ¬рубель. ќчарованный ¬изантией
„асть 3 - ¬рубель. Ћилова€ сказка

—ери€ сообщений "¬изанти€":
„асть 1 - Ёто - совсем неинтересно
„асть 2 - » шестикрылый серафимЕ
...
„асть 10 - »стори€ без ¬изантии
„асть 11 - Ѕелокаменные смайлики львов ƒмитриевского собора
„асть 12 - ¬рубель. ќчарованный ¬изантией
„асть 13 - —вет мировоззрени€
„асть 14 -  атоличество. јристотель. ”роки греческого
...
„асть 48 -   бестиарию белокаменной архитектуры - II
„асть 49 - ѕалимпсест белокаменной архитектуры
„асть 50 - Ѕелокаменна€ ¬изанти€

ћетки:  

ѕроцитировано 8 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



NADYNROM   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 01 ‘еврал€ 2010 г. 23:46 (ссылка)
» все же хорошо, что ¬рубел не захотел быть "как все".
ѕо поводу фресок сложно что-то сказать. “ворчество ¬аснецова € тоже искренне люблю. ѕросто он другой.
ј с ¬рубелем еще всегда было внутреннее чувство, что гениальность его сжигала изнутри.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
осень_осень   обратитьс€ по имени ¬торник, 02 ‘еврал€ 2010 г. 09:41 (ссылка)
—пасибо за второй подарок))
√ениальность - это всегда не нормальность,
но ненормальность далеко не всегда- гениальность.
Ѕанально,конечно,но ведь все гении не пон€ты....
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ¬торник, 02 ‘еврал€ 2010 г. 11:41 (ссылка)
NADYNROM, ну, ¬аснецов совсем другой, ага... » замечательна€ Ѕогородица у него во ¬ладимирском соборе получилась.
ј ¬рубель страдалец такой порывистый, нежный и гордый, и детский какой-то, страстный до безволи€ и разгула, гениальный до болезни... изломанный и м€тущийс€ напропалую... и всегда - гор€чий... ј ¬аснецов - тЄплый... и более рассудочный.  ак-то так € воспринимаю.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ¬торник, 02 ‘еврал€ 2010 г. 11:42 (ссылка)
осень_осень, да, и за гениальность всегда чем-то приходитс€ платить.. или расплачиватьс€, не знаю, как правильно...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Made_in_USSR   обратитьс€ по имени —реда, 03 ‘еврал€ 2010 г. 01:56 (ссылка)
Ћадно. ¬сЄ! ѕоэл. "ћоцарт -- великий композитор".
;)))))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени „етверг, 04 ‘еврал€ 2010 г. 15:15 (ссылка)

дык да)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ElenaJakovlevna   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 23 ћарта 2012 г. 18:12 (ссылка)
ZnichKa, большое спасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 23 ћарта 2012 г. 18:15ссылка
ElenaJakovlevna, рада, что понравилось)
ElenaJakovlevna   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 23 ћарта 2012 г. 18:31 (ссылка)
ZnichKa, очень понравилось. ¬о- первых, высоко ценю ¬рубел€. ¬о-вторых, сама очарована византийским искусством. “ретий год посещаю лекции по этой теме в особн€ке –ум€нцева (—ѕб) и вс€кий раз поражаюсь его глубиной, изысканностью и совершенством. ѕосле последнего зан€ти€ никак не найду јнгела в Ќовой церкви “окалы-килиссе ( аппадоки€). ≈сли поможете ссылкой, буду ¬ам очень благодарна.

(ƒобавил ссылку к себе в дневник)

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 23 ћарта 2012 г. 20:52 (ссылка)
—пасибо на добром слове, ElenaJakovlevna!
ј про јнгела - про какого именно? “окалы килис - большой храм, ангелов там много... который имеетс€ ввиду? ¬от например, здесь слева вверху - јрхангел √авриил в Ѕлаговещении.
https://picasaweb.google.com/v.shkondin/15TokaliKilise#slideshow/5568026154927626466
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Nataiv   обратитьс€ по имени —уббота, 24 ћарта 2012 г. 06:17 (ссылка)
»сходное сообщение ZnichKa
NADYNROM, ну, ¬аснецов совсем другой, ага... » замечательна€ Ѕогородица у него во ¬ладимирском соборе получилась.
ј ¬рубель страдалец такой порывистый, нежный и гордый, и детский какой-то, страстный до безволи€ и разгула, гениальный до болезни... изломанный и м€тущийс€ напропалую... и всегда - гор€чий... ј ¬аснецов - тЄплый... и более рассудочный.  ак-то так € воспринимаю.

—огласна однозначно
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку