Католичество. Аристотель. Уроки греческого |
фотография КнязьМышкин
В продолжение разговора о священных сооружениях и пространствах - следующее, по логике - католичество.
Мне показалась эта тема сложной очень, и я решила ее разбить на три поста. Вот первый из серии)))
Что означает слово "ипостась"? Чисто этимологически? Как произошло? Дохристианская история не знает определения, которое бы соответствовало современному понятию "личность". Те слова, которыми обозначался отдельный человек, индивидуум, в древнегреческом и латинском языках имели совершенно другой смысл. Например, слово ипостась переводится буквально как "подлежащее". В Септуагинте "ипостась" – основание храма. Ипостась означает и некое конкретное существование.
фотография КнязьМышкин
Аристотель разделяет два очень важных термина. Природа (естество) и Ипостась. Например, сто стульев стоит в зале. Мы их называем стульями, благодаря их единой природе. Но нет двух одинаковых стульев. Один поцарапан, у другого иная форма. Эти отличия и есть - ипостась каждого стула. Дальше. Слово "ипостась" имеет отношение к проблеме части и целого. Например, котенок состоит из частей? И да, и нет. Берем егоза ухо. Ухо, это котенок? А хвостик? И усики сами по себе? Представьте, котенка разобрали на запчасти. Берем каждую часть. Нет не котенок. А где котенок? Если ни в одной из частей котенка нет. Вот проблема части и целого. Целое как бы состоит из частей, но взяли все части, сгребли в одну кучу – нет, не мяукает. Почему? Значит, целое есть не просто совокупность частей. Целое есть что-то неуловимое. В руки не возьмешь, но оно одушевляет все эти части в единство.
Греки толковали слово "ипостась" как некую основу. У котенка есть ипостась. У стула. У любого сложного тела. Ипостась объединяет все его части, собирает, она - идея вещи, которая держит все это.
Было в греческом и другое слово - Просопон. Буквально означало "маска". Маска актера античного театра. В ином смысле - то, что отличает одного человека от другого. Физиономия, рожа грубо говоря. Гомер, например, пишет так: когда Ахилл смеялся, он устрашал врагов своими просопонами. В русском переводе "зраками". Корчил рожи, гримасничал.
В латинском языке – Индивидуум – точная калька греческого слова "атомон". Неделимый, атом. Котенок - неделимый, иначе сдохнет. Стул - тоже. Иначе сидеть на нем нельзя. А латинская "субстанция" - точная калька "ипостаси". И, наконец, слово "персона". По-русски в 17 веке - "парсуна". Это тоже маска. Здесь корень Сонум - звук. В античном театре маска выполняла еще роль резонатора, усиливала звук. И поэтому называлась пер-сона - «для-звука».
Христианству пришлось выражать свою тайну в привычном для античности языке. Тайну личности. И восток и запад сделали разный выбор. Восточнохристианские мыслители для обозначения личности избрали термин "ипостась". Западные - избрали термин "персона" или "просопон". И это оказалась огромная разница. В 20 веке написал Лев Карсавин: «Мне искренне жаль моих западных коллег, которые вместо слова ипостась или личность должны пользоваться темином "харя". Потому что действительно маска и есть некая "харя"».
"Персона эст релацио". То есть моё внешнее, что обращено к другому. В Ветхом Завете есть фраза: "Человек смотрит на лица, Бог взирает на сердца". Вот разница меду "персоной" и "ипостасью"! Ипостась - это нечто глубоко спрятанное, основа, сущность. На языке Библии ипостась - это сердце. Глубоко спрятанное, потаенное. Персона – напротив - максимально явленное, открытое.
А Личность - это только отношение. Человек - через отношения с другими людьми. Здесь и рождается пафос власти в западном обществе. Ведь отсюда рождается идея: если изменить способ взаимоотношений меду людьми, тогда появится новый человек, новое человечество. Отсюда возникают идеалы Инквизиции, Просвещения и… коммунизма - «наши» люди приходят к власти, и с помощью новых законов изменяют общество, и в результате возникнет новый человек. Путь от общего к частному.
У Православия путь иной. Менять ипостасность! Сердце человека изменить сначала. И из измененного сердца будут истекать другие отношения между людьми. Путь от частного к общему.
Пафос западной цивилизации - от католиков до марксистов - придти к власти и создать новые отношения. Но в этих новых отношениях возникнут ли новые сердца? Это из Фомы Аквинского все идет! И не случайно Томас Мор - святой католической церкви и… основатель утопического социализма, это все связано. (продолжение следует)
по материалам
http://kuraev.ru/
http://www.pravoslavie.ru/
Серия сообщений "Византия":
Часть 1 - Это - совсем неинтересно
Часть 2 - И шестикрылый серафим…
...
Часть 12 - Врубель. Очарованный Византией
Часть 13 - Свет мировоззрения
Часть 14 - Католичество. Аристотель. Уроки греческого
Часть 15 - Полнолуние. Мистика света иконы
Часть 16 - ОПК. Что такое монастырь?
...
Часть 48 - К бестиарию белокаменной архитектуры - II
Часть 49 - Палимпсест белокаменной архитектуры
Часть 50 - Белокаменная Византия
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |