Дюрер. Апокалипсис. Клеймение праведных |
Несмотря на великое потрясение неба, солнца, луны и звезд – некоторые люди продолжают существовать… и события Апокалипсиса продолжаются, Св. Иоанн Богослов, а по его словам – и Дюрер, продолжают свой рассказ.
"И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.
И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:
не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.
И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых."
Итак, передышка. Четыре вооруженных ангела надежно защищают мир со всех сторон, но тут боевые задачи у них, видимо, сокращены – и им нужно только удерживать ветры.
Сами по себе такие ветры – вредоносны, и в символике обозначают обыкновенно распущенные страсти народов, выраженные в возмущениях и войнах, но на гравюре ангелам без особых усилий вполне удается их удержать. Мрак и отчаяние уступают место свету и надежде. Фигуры ангелов величественны и спокойны. Каждый вооружен мечом. Хотя обычно считается, что на каждый из 4 ветров приходится по удерживающему его ангелу, но мне кажется, дело обстоит совсем не так…конечно, левый верхний прикрывает ветер щитом, но левый нижний ангел, сжав меч в левой %) руке, просто отдыхает… У других ангелов говорящие руки: назидательно поднят палец одного, широко открыта примиряющая ладонь другого, запрещающим жестом поднята ладонь третьего.
Еще один ангел, вооруженный печатью Бога, кисточкой метит праведных, спасенных от гибели, чтобы с неправедными не погубить и их. Обычным ангелам неизвестны сокровенные добродетели, поэтому и возникла передышка. Нужно в тишине и покое разобраться и не спешить. Ангел с кисточкой и чашей – нетороплив и основателен, и как-то очень аккуратен и прилежен. Видите, там, в толпе на одном лбу отчетливо виден крест. Печать специально ставится на самом видном месте. И в ужасные дни гонений право носить её нужно было отстаивать, может быть, ценой жизни. Ее невозможно скрыть - ведь она бросается в глаза.
Удивителен ангел - парящий над всем этим действием с большим деревянным крестом, не совсем привычным - тау-крестом. Не знаю, мне кажется, этот многозначный крест (т.н. виселичный крест, он есть и в митраизме, и у скандинавов - это могущественный молот Тора, да и в геральдике у него полно смыслов) здесь как последняя буква еврейского алфавита «таб» – и так обозначен конец мира. Примерно как бы табличка – «зэ енд».
Не всё просто для понимания с яблоней (а может и не яблоней), которая находится в центре, и её защищают ангелы… Наверное – это напоминание о первородном грехе. Возможно, подразумевается, что апокалипсис освободит человечество и от первородного греха. Дерево как бы еще трепещет, сверху на небе еще дуют ветры, горизонт еще темен, а горы, деревья, дома уже освещены ясным, спокойным светом.
http://www.durer.net.ru/
http://www.durer.ru
Серия сообщений "Апокалипсис":
Часть 1 - Альбрехт Дюрер. Апокалипсис
Часть 2 - Дюрер. Апокалипсис. Мученичество Св. Иоанна
...
Часть 5 - Дюрер. Апокалипсис. Четыре всадника
Часть 6 - Дюрер. Апокалипсис. Снятие шестой печати
Часть 7 - Дюрер. Апокалипсис. Клеймение праведных
Часть 8 - Дюрер. Апокалипсис. Хор праведных
Часть 9 - Дюрер. Апокалипсис. Трубный глас
...
Часть 14 - Дюрер. Апокалипсис. Зверь богохульства и зверь соблазна
Часть 15 - Дюрер. Апокалипсис. Вавилонская блудница
Часть 16 - Дюрер. Апокалипсис. Новый Иерусалим
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |