Дюрер. Апокалипсис. Вавилонская блудница |
Дюрер на одном листе соединяет четыре сцены Апокалипсиса. Он выбрал строки из нескольких глав, те, в которых говорится о блуднице, сидящей на звере с семью головами, об ангеле, предсказывающем гибель нечестивому Вавилону. Возможно, как говорит большинство толкователей, под блудницей в «Апокалипсисе» подразумевался императорский Рим, и это ему пророчилась неминуемая гибель. Но я не люблю такие конкретные интерпретации. Корыстолюбие, роскошь, разврат во все времена делают людей слепыми к духовному свету… так же и на гравюре люди, завороженные зверем с блудницей на спине, не замечают гибнущего в пламени города, скачущего по небу грозным знамением воинства…
Св.Иоанн Богослов свидетельствует об этом так:
И пришел один из семи ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих. С нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом.
И держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотами блудодейства ее.
И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне. Потому что Бог положил им на сердце исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божий. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями. <…>И цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. <…>
И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных, и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы. И всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец. И коней и колесниц, и телес,
И душ человеческих.
Существует мнение, что художник в этой гравюре все так красиво, спокойно и обыденно изобразил – ,большой, но нестрашный, неуклюжий и забавный семиголовый зверь, почти ручной, на нём - красоты неописуемой женщина, в великолепном, итальянской моды, богатом наряде. У нее молодое прелестное лицо, округлые руки и плечи, шелковистые волосы. Просто прелесть) И в ее красоте нет ничего зловещего. На ней открытое платье, дорогие браслеты украшают нежные руки, обруч с драгоценными камнями сдерживает волосы. «Кубок с мерзостями блудодейства», который она поднимает над головой, - чудо ювелирного искусства. Так и кажется, что черно-белая гравюра передает золото украшений и багряный цвет одеяния.
Да и люди в толпе – обычные вроде люди: вот девушка, склонившая голову к плечу юноши, вот сильный мужчина, гордо и независимо подпершийся рукой…
И тут часто искусствоведы говорят: художник показывает красоту мира, людей… не видит ничего отвратительного в блуднице, ну и что, что в «Апокалипсисе» - «с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле»… Дескать - не понял, ошибся, увлёкся красотой…
Но смотрите «на толпу» - внимательнее… Там есть знакомые! Помните гравюру, самую первую – с мучениями Св.Иоанна?. Так вот, здесь, на первом плане, повернувшись спиной, с тюрбаном на голове и в горностаевой мантии стоит, представляя блуднице горожан – тот же император, а у молодого монаха, который падает перед блудницей на колени, - лицо палача, пытавшего Св.Иоанна. Да и толстый горожанин уже встречался…
Мне кажется, всё правильно Дюрер понимал… земной мир полон мерзостей. И как бы они ни были соблазнительно прекрасны, они осуждены на гибель... просто блуд и всякие бесовские прелести – хорошо маскируются, так это и во времена Св.Иоанна Богослова, и во времена Дюрера, и сейчас - не новость, однако…
по материалам
http://www.durer.ru/
Серия сообщений "Апокалипсис":
Часть 1 - Альбрехт Дюрер. Апокалипсис
Часть 2 - Дюрер. Апокалипсис. Мученичество Св. Иоанна
...
Часть 13 - Дюрер. Апокалипсис. Небесное воинство
Часть 14 - Дюрер. Апокалипсис. Зверь богохульства и зверь соблазна
Часть 15 - Дюрер. Апокалипсис. Вавилонская блудница
Часть 16 - Дюрер. Апокалипсис. Новый Иерусалим
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |