Дюрер. Апокалипсис. Новый Иерусалим |
Думаю, художник вздохнул с облегчением, когда, наконец добрался до последней гравюры цикла. На ней объединены два эпизода Откровения: ангел с ключом от бездны, заточающий сатану и Новый Иерусалим, град, отведенный Богом для спасенных праведников.
Откровение устами Св. Иоанна Богослова говорит: "И увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время."
Ангел заключает дьявола в преисподнюю. Сатану на этом листе Дюрер показал не столько грозным, сколько уродливым. Он выглядит таким, каким его изображали в карнавальных представлениях на площадях. Чтобы отправиться в преисподнюю, ему нужно протиснуться в узкий люк. Сатана съежился, скорчился, прижал к чешуйчатой спине общипанные крылья... Ангел, который отправляет его в тысячелетнее заточение, неумолим, исполнен мужества и непреклонной воли. У него в руках огромный ключ и цепь. Он придерживает белоснежные одежды, чтобы не коснуться нечистого. Все это происходит на склоне холма.
Немного повыше - второй ангел. Он указывает Иоанну на возникший над горой город - Новый Иерусалим.
И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел снятый город Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.
Дюрер поставил свой новый город все на той же родной и близкой ему земле, над которой, как после очищающей грозы, засияло солнце. День победил ночь. Добро восторжествовало над злом.
Новый Иерусалим выглядит не как сказочное видение, а как обычный немецкий город: квадратные и круглые башни, крутые крыши, острые шпили, кирпичная кладка стен. Город только что возник, главная башня еще не достроена. Согласно тексту, в Новом Иерусалиме нет церквей, но Дюрер не мог представить себе города без соборов и изобразил их. За городом роща. Подножия гор омывает море. Птицы в ясном небе, невысокие горы, спокойная вода, надежно защищенный город - все это дышит чувством наконец-то обретенного мира и счастья. Гравюра, темная от тесно положенных штрихов внизу, со сплошными черными пятнами там, где изображен сатана, светлеет в середине и делается совсем светлой вверху. Дальние горы едва обозначены легкими линиями. Небо над ними создано почти нетронутой белизной бумаги. Трепещущие ветви и птицы, которые тянутся вдаль, создают глубину и высоту неба. Сдержанность и воздушность пейзажа с деревом и птицами поразительна…
Малая часть земли, показанная на этом листе - «часть за целое», обозначает для Дюрера и для его зрителей вообще всю ведомую им землю. И свет, который так многообразен в гравюрах Апокалипсиса, свет, мерцающий языками свечей, лучами звёзд, пылающий в солнечном ореоле вокруг главы Христа, горящий и трепещущий в светильниках, играющий в морских волнах, тот свет, который у художника бывает и почти вытеснен тьмой, спрятан за темнеющими тучами – этот свет в последней гравюре ровно и спокойно залил угол земли, спасённой от грозных ветров, озарил море и сушу… Удивительна сила света! А ведь он создан черными линиями на белой бумаге...
Серия сообщений "Апокалипсис":
Часть 1 - Альбрехт Дюрер. Апокалипсис
Часть 2 - Дюрер. Апокалипсис. Мученичество Св. Иоанна
...
Часть 14 - Дюрер. Апокалипсис. Зверь богохульства и зверь соблазна
Часть 15 - Дюрер. Апокалипсис. Вавилонская блудница
Часть 16 - Дюрер. Апокалипсис. Новый Иерусалим
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |