-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23750


Неделя о Фаворском свете

Воскресенье, 31 Марта 2013 г. 21:21 + в цитатник

1067597_55357566_1266502528_Grigoriy_Palama (455x450, 37Kb)

Великий двунадесятый праздник Преображения Господня должен был совершаться примерно за 30–40 дней до Пасхи, а это как раз время Великого поста. Поскольку столь светоносное и радостное торжество не соответствует великопостному настроению души, то строители богослужебного Устава Церкви поставили этот праздник в конце церковного года.

Однако во второе воскресение Великого поста совершается память великого святителя и учителя духовного делания Григория Паламы. Он учил, что через очищение сердца, хранение ума и непрестанную Иисусову молитву можно уже на земле увидеть присносущный Божественный Свет. Именно такой нетварный Свет видели на горе Фавор апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Поэтому вторую неделю поста можно назвать неделей о Фаворском Свете.

Исихазм - это молитвенная жизнь, жизнь с любовью, и в то же самое время святотаинственная, литургическая жизнь, в которой, после очищения человека от страстей, он получает глубокий опыт и вкус, видение славы и благодати Божией. Русское искусство рукопашного боя основано на византийском исихазме, это основа побед Ильи Муромца, Пересвета.. и Фёдора Ушакова. Это не просто способ приготовления к молитве, невежи объясняли, что надо голову прижимать к груди, следить за своим дыханием и смотреть себе в пуп… Это чепуха, святой Палама это критиковал. Конечно, необходимо хорошо концентрироваться, но это не медитация. Не медитация, но углубление в молитву, чтобы ум шел в сердце. Это глубина человеческого бытия.

Внимание очень важно в жизни человека. В Дельфах было написано, будто бы пророчица, пифия, говорила: "Познай себя" ("Гносе се автон"). Это Сократ и его ученики любили повторять. Св. Василий Великий исправляет греческую мудрость. Василий в одном своем слове говорит, что человек не может познать себя, но может внимать себе. Вместо "познай себя" святитель Василий Великий говорит "внимай себе". В этом и заключается подвиг, чтобы глубже молиться в себе, быть сконцентрированным.

Отцы однажды так рассказывали о двух монахах, которые шли в церковь. Один постоянно говорил: "Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, приидите, поклонимся..." Другой не выдержал и спросил: "Почему же ты не читаешь псалмы, а все время только это говоришь?" Тот ответил: "Я призываю все мои чувства, чтобы они вместе пришли поклониться Христу".

Святой Григорий Палама жил в XIV веке, происходил из очень знатного византийского рода, близкого к императорскому дому. И несмотря на то, что он мог иметь большую светскую карьеру при дворе императора, он смолоду стремился к монашеской жизни и ушёл на Святую Гору Афон, где присоединился к монахам-исихастам.

Исихия - это греческое слово, которое обозначает молчание, покой. Особое молчание, особенный покой, особый мир - мир в Боге. Это были монахи, которые жили особенно строгой христианской духовной жизнью и подвизались особенным подвигом - деланием так называемой Иисусовой молитвы. Она очень коротка и состоит всего из нескольких слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Они подвизались, молясь этой простой молитвой так, что внутреннее их состояние совершенно особенным образом выражалось даже внешне. Молитву Иисусову они творили, соединяя с особым положением тела, особыми поклонами, особенным ритмическим дыханием. Сейчас интересоваться этим модно. Были йоги на Востоке, в Индии, люди, которые некоторым особенным образом дышали, когда молились. А у нас в Православии была своя духовная жизнь. И на Афоне знали гораздо больше, чем там, о том, что внешний образ молитвы может соответствовать особенному внутреннему состоянию души, когда молитва будет сочетаться с известными правилами дыхания и положения тела. А те, кто так молятся, ведя особый образ жизни, достигают высочайшей степени духовности, высочайшей меры облагодатствования. Сила Духа Святого их меняет даже внешне.

Вот на наших иконах вокруг ликов святых нимбы, свет. Это не какой-то символ чего-то не существовавшего никогда и не существующего. Действительно, около таких людей, вокруг их лица, вокруг головы, вокруг даже всего тела появляется особый свет, так как они силою этой молитвы сообщаясь с Божественною Силою, уже пребывают внутренне в Духе Святом, в этом Нетварном Свете, который был явлен на Фаворской Горе во время Преображения Господа Иисуса Христа. Это так странно и так чудесно, так невероятно!..

Если бы Палама жил сегодня, то ему легко бы подошла современная физика!

Св.Григорий Палама учил, что сущность Бога недоступна, и ничего знать о ней мы не можем, и никакого общения с Богом в Его сущности у человека - творения быть не может - настолько творение ничтожно по сравнению с Богом, сотворившим вся. Но Бог обращен к миру, к человеку особыми силами - Своими энергиями. В этих энергиях - Сам Бог, в этой Силе Божией - присутствие Божие реально, действительно. Человек - учил св. Григорий Палама - создан как раз для того, чтобы эти Силы получить, принять. И этою принимаемою Божественною силою войти в общение с Самим Богом, так, что всё его человеческое естество будет преображено, подобно тому, как было преображено естество Христа на Фаворской Горе в час Его Преображения. И цель человеческой жизни как раз и заключается в таком преображении человеческого естества, человеческой природы, в обожении.

Стоики тоже говорили, что надо стяжать "апатию", умертвить все свои чувства, все движения. И Будда то же самое говорил, что основное зло - это жажда жизни, и надо отказаться от всякой жажды жизни. Не просто от жажды удовольствия, телесного и душевного - нет; жизнь - это зло, надо от жизни отказаться! Это ужасно. Отец Иустин говорил, что буддизм - это зрелость отчаяния. И Палама говорит (не вспоминая, конечно, Будду), что наш подвиг - не в достижении апатии, не в том, чтобы все умертвить, а чтобы во всем делать "жертву живую" Богу. Необходимо очищение и умерщвление страстных сил души и тела, надо обратить их к Богу: от Бога они даны, чтобы человек жил этими силами. И надо принести жертву живую, которая пульсирует вечной жизнью. Вот какое толкование. Видно, что Православие всегда жизнерадостно.

Многие говорят, что надо умертвить себя, стать "мертвым", но вряд ли можно это сделать. Когда есть благодать в человеке, это невозможно, благодать дает жизнь. Смысл этой проповеди Паламы дошел до самых отдаленных пределов всего христианского мира. И на Руси, терзаемой набегами монголо-татар и междоусобицами, проповедь Паламы была услышана. В Новгород и Псков позвали греческих стенописцев показать истину. В Новгород и Псков, потому, что в этих двух городах во время ордынской зависимости активно строились и расписывались церкви. И еще потому, что здесь, а не в Москве, традиционно остро отзывались на новое, казавшееся жизненно важным для спасения. В самой же Греции таких примеров не нашли. В Мистре, городе, где стенописных ансамблей той эпохи сохранилось больше, чем где бы то ни было, нет ничего подобного тихому глубокомыслию Мирожского монастыря, страстному аскетизму Спаса на Ильине или стремительному глубокомыслию Волотова поля. Нет, выходит, пророка в своем отечестве.

Немного позже на Афоне возник образ Спаса Благое Молчание. Облик Спаса близок крылатому образу Софии Премудрости Божией.



К характерным чертам следует отнести не только евхаристический причастный жест скрещенных на груди рук, означающий покорность, смиренное принятие благодати Божьей, но и восьмиугольный нимб – атрибут Премудрости Божией и символ воплощения Логоса, а также ангельские крылья – принадлежность вестника и Мессии, посланника Божия. Самоуглубленный образ юного Христа-Ангела является символом предвечного слова Божия – Логоса, второго Лица Троицы, изображением молчаливого Слова, еще покоящегося в лоне Отца перед Творением, находящегося в состоянии покоя перед Воплощением.

На символическое содержание этого аллегорического образа и его наименование повлияли также библейские пророчества о смирении и покорности безгласного Агнца: «как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:5-7). На этой иконе Иисус предстает и как Ангел Великого Совета. Именование Иисуса Христа Ангелом Великого Совета в святоотеческой экзегезе связывается с текстом Кол 1. 26-28 и Еф 3. 6-12: «Велика Совета Ангел - Тот, Кто соделал известным великий совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам» (Василий Великий, свт. Т. 2. С. 258), Возвестивший людям тайну домостроительства спасения. По словам Пророка, «Он не возопиет и не возвысит голоса Своего» (Ис. 42: 2), «Он истязуем был и не открывал уст Своих» (Ис. 53: 7). Псалмопевец Давид говорит: "Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих" (Пс. 140: 3)

Аминь.

http://www.pravoslavie.ru/sretmon/uchil/evtich1.htm

Серия сообщений "Византия":
Часть 1 - Это - совсем неинтересно
Часть 2 - И шестикрылый серафим…
...
Часть 34 - Инок Николай
Часть 35 - Мирожское чудо
Часть 36 - Неделя о Фаворском свете
Часть 37 - Сталактиты, соты, мукарнас
Часть 38 - Псковские храмы
...
Часть 48 - К бестиарию белокаменной архитектуры - II
Часть 49 - Палимпсест белокаменной архитектуры
Часть 50 - Белокаменная Византия

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Elena_Kalusch   обратиться по имени Воскресенье, 31 Марта 2013 г. 22:15 (ссылка)
Спасибо, Анечка, всё так понятно объяснила! Отдельное спасибо за чудесную песню (видеоряд к песне сделан бесподобно!)!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 31 Марта 2013 г. 22:21ссылка
Тебе спасибо за внимание. А видеоряд очень хороший!
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 01 Апреля 2013 г. 14:22 (ссылка)
Очень интересная лекция.Спасибо, что познакомила.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Понедельник, 01 Апреля 2013 г. 20:34ссылка
Рада, что заинтересовало, Аноним.
filorema   обратиться по имени Понедельник, 01 Апреля 2013 г. 19:39 (ссылка)
Спаси Господи, Анечка!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 01 Апреля 2013 г. 20:38ссылка
Во славу Божию, filorema.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку