-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23750


Фильм "Белое солнце пустыни"

Понедельник, 30 Апреля 2012 г. 20:19 + в цитатник

00 Белое солнце пустыни (700x521, 61Kb)

"Белое солнце пустыни" греет и сияет. Фильм нравится сразу, с первых кадров, "историко-революционность" не просто в расцвете, а уже заколосившаяся). Изначально сценарий был писан под  заказ и под впечатлением от  успеха «Неуловимых мстителей». Тут решили сделать восточное - Абдулла, роль которого блистательно исполнил красавец Кахи Кавсадзе, его гарем и судьба Гюльчатай, многоженство, ношение паранджи - всё это, наверное, казалось тогда невероятной экзотикой и дикостью... А сейчас - уже так привычно...

Кинокритики находят в фильме массу недостатков не только в сценарии, но и в съёмке, постановке и актёрской игре. Многие из этих претензий справедливы. Известно, что фильм снимался в очень непростой обстановке – нехватка оборудования, форс-мажор, давление начальства, пьянство, отвратительная дисциплина на съемочной площадке и плохая организация съёмочного процесса. Но почему-то всё равно фильм стал шедевром...
 
Первое, что приходит на ум  и под что пытались приспособиться авторы: "Белое солнце пустыни" - это солдатская сказка, похоже, что Федор Сухов - это сказочный персонаж, герой, который не горит и не тонет, выходит сухим из воды, потому и Сухов. Этот красноармеец живо напоминает свой сказочный прототип - храбрец, удалец и хват.
 
20 Белое солце пустыни Прощание с Саидом (700x525, 65Kb)
 
Такой и черта вместо себя "на часы" поставит, и кашицу из топора сварит, и самокрутку от запаленного шнура динамитной шашки прикурит. А если понадобится - обиженного из беды выручит, жадного и подлого накажет.Но нет, Сухов удивительно постоянен для сказки, он не "инициируется", цель у него не изменяется, нет никакого движения "от счастья-к несчастью-и обратно".  
 
Еще говорят, что "Белое солнце пустыни" - это "истерн", ну как бы восточный вестерн: стрельба, пальба, скачки-погони,индейцы, и весь вопрос в том, кто выстрелит первым. В центре классического вестерна - сдержанный на проявления чувств супермен, такая ницшеанская циничность "волка-одиночки", и американская мечтa.  Тогда главный героем должен быть Абдулла со своим "иди и возьми", да и качественные "дикари" нужны.
 
06 Белое солце пустыни Абдулла (700x524, 89Kb)
 
Третья трактовка, архетипическая, видит "Белое солнце пустыни" как картину, в основе которой лежит мотив борьбы со Змеем-насильником. Место действия - владения "Змея", безжизненный иной мир (пустыня и берег моря). Враг-Змей (Абдулла) предстает воплощением сил Хаоса, смерти;
 
09 Белое солце пустыни Абдулла (700x523, 80Kb)
 
кроме того, здесь встречается мотив пленников Змея (гарем), изначально он восходит к представлению о царстве мертвых во чреве владыки ("всепожирающая смерть"), в сочетании с мотивом Змея-похитителя женщин возникает образ бесчисленных пленниц (как и у индийского демона Раваны из "Рамаяны").
 
Змееборец должен быть подобен Змею: раз "Змей"-Абдулла предстает владыкой пустыни, то неудивительно, что змееборца зовут Сухов. Как и положено герою, Сухов неуязвим - невозмутимо прикуривает от динамита. Змееборцу необходим "волшебный помощник" - не просто персонификация магических способностей героя, но и обитатель иного мира. Таким "волшебным" помощником предстает Саид. Его первое появление в сюжете - голова, торчащая из песка,
 
003 Голова Саида (700x525, 67Kb)
 
- выглядит достаточно сверхъестественно), чудесным образом появляться, когда герой позовет его условным кличем (на звуки перестрелки).
Своеобразным испытанием героя служит встреча с иномирной женщиной. 
 
07 Белое солце пустыни Сухов с Гюльчатай (700x527, 84Kb)
 
Еще один персонаж, мифологической логикой обреченный на гибель, - Верещагин. Бывший таможенник соответствует стражу границы потустороннего мира. Жилище Верещагина - своеобразное воплощение образа "благого" иного мира - дом-крепость, где разгуливают павлины, где нет пищи людей (хлеба), но избыток иномирного изобилия (корытце черной икры и, более важное для героев, - пулемет и множество разных боеприпасов).  Верещагин может себе позволить дать прикурить от динамита)
 
05 Белое солце пустыни Лампадка (700x524, 56Kb)
 
В эпосе встреча героя со стражем, как правило, приводит к гибели последнего (например, вспомним такого пограничного стража как Соловей-Разбойник). И так далее, параллелей не счесть, но приходиться признать, что эта схема при определенной настойчивости подходит ко всем более-менее литературным произведениям.
 
С точки зрения исламского мира - картина стала ярким свидетельством того, как большевики, пришедшие к власти,
 
01 Белое солце пустыни (700x526, 92Kb)
 
уничтожали исламскую культуру, разрушали семьи, отвращали мусульманок от соблюдения норм шариата и подрывали позиции ислама в этом регионе. Для басмачей борьба с большевиками была именно джихадом, говорят исламские критики – войной за свою религию, за свой образ жизни, за сохранение чести своих женщин, за неприкосновенность мечетей и мусульманской земли.
 
02 Белое солце пустыни черепашка (700x520, 77Kb)
 
Интересным фактом является то, что во время работы над фильмом «Белое солнце пустыни» местные девушки отказались участвовать в съемках в роли жен Абдуллы. Все кандидатки на женские роли были привезены из Москвы, но и их не хватало. В некоторых кадрах под паранджой, вместо женщин, находились солдаты. Кроме того, в вырезанном эпизоде, в конце фильма жены убитого Абдуллы выбегают, бросаются к телу мужа и рыдают. Эх, правдивая деталь была... Сейчас они рыдают по Абдулле только в цистерне...
 
Сила русского характера утверждается в фильме через унижение Востока. Но есть и второе измерение - картина пародирует распространенное примитивное представление о человеческих взаимоотношениях на Востоке, и, в частности, о психологии восточной женщины. "Первое общежитие свободных женщин Востока" - вывеска, которую читаем в фильме, это то, что предлагает новая свободная жизнь женщинам гарема. Пародиен и мужчина, который предлагается новой жизнью: робкие приставания Петрухи, которые непонятны и не могут дать защищенности: "Открой личико. Открой личико". Зритель смеется, когда гарем закрывает лица, обнажая животы, но юмор этот печален. В отличие от стайки насильно освобожденных женщин, зритель знает, что их ждет...
 
16 Белое солце пустыни Абдулла с сигарой (700x523, 83Kb)
 
А "моджахед" Абдулла и его отряд придерживаются совсей иной, бандитской, логики "иди и возьми",
 
15 Белое солце пустыни Лебедев (700x521, 114Kb)
"кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется в нужное время", что разом сметает всё мусульманские потуги сделать из басмача-бандита - правоверного моджахеда.
 
 
Самое время сказать, что социалистический реализм проявился тут в принципе социалистического интернационализма, право вмешиваться с оружием в жизнь другого народа преподносится как само собой разумеющееся, в колониальной логике завоевателей.
 
Тандем Сухова и Саида как пример интернационализма смешон,
10 Белое солце пустыни Сухов и Саид (700x524, 96Kb)
 
у Саида сюжетная линия вообще весьма условна). И то, что авторы механически повторяют трюк с его возвращением («Стреляли!») – дерзко и ярко. Хотя мы и понимаем его мотивацию (долг чести), но он всё равно похож на Серого Волка или Сивку-Бурку, приходящих на помощь герою.
 
Цель Сухова одна и та же. Она не меняется. В фильме есть лишь всего одна поворотная точка сюжета  - Сухова заставляют сопровождать гарем. Сегодня Сухова заставили бы, например, попутно освободить деревню от басмачей, которые по ночам переодеваются  красноармейцами Рахимова))).  
Главная сюжетная  линия героя – почти прямая. Сюжет  в своей основе – это просто ряд препятствий для героя. Герой не мучается сомнениями и не делает выбор между, например, «любимой и деньгами», «честью и властью». Он, как самурай, уже сделал свой выбор ещё в начале фильма. И даже один на один готов сразиться с пустыней...
 
12 Белое солце пустыни Старая крепость (700x523, 77Kb)
 
У Сухова есть антагонист - Абдулла. Его цель тоже неизменна, а мотивация внешняя. Нет никакого подтекста или второго слоя. Он - злодей.  
 
17 Белое солце пустыни Абдулла  (700x525, 93Kb)
 
Абдулла должен убить гарем вместе с Суховым – всё, точка!) Причём в фильме особо даже не объяснятся почему. Все персонажи просто принимают как должное, что злодей должен  убить своих жён.   Сухов же не хочет, чтобы его убили и это  естественное желание. 
 
Ещё есть великолепный Верещагин,
 
04 Белое солце пустыни Верещагин с Петрухой (700x520, 81Kb)
 
царский чиновник, офицер, сменявший мундир на павлинов и проживающий среди мусульманского мира в филиале Российской империи  - собственном русском доме. Но той империи - уже нет, новой страны - пока нет, да Петруху - обретенного на халяву сыночка - убили... Самое время, чтобы в смерти повезло...
 
18 Белое солце пустыни Верещагин на баркасе (700x530, 78Kb)
 
Всё изменяется, постоянны только стражи времени)))
 
03 Белое солнце пустыни аксакалы (700x522, 119Kb)
     
Мне кажется, причина всеобъемлющей любви народа к этому фильму в том, режиссер (Мотыль) и актер (Кузнецов) показали Сухова не как профессионального воина, а как типичного крестьянина. Лучшие черты национального характера - крестьянские. С предельным доверием к зрителю, к его способности принять авторскую искренность фильм воплощает  исконные представления о человеческом достоинстве, верности в любви, отваге в бою, преданности Отечеству. То, что долгое время разрушалось большевиками - обычное представление о крестьянине, хозяине земли русской, убитое в противопоставлении с рабочим классом, "гегемоном", и то, что  создавалось на крестьянскую тему - грязные, забитые люди, несознательные и аморфные. Да и сейчас благодаря этому многие уверены, что деревня не имела своей нравственности и культуры, вот недавно фильм "Жила-была одна баба" обсуждали - это всё уже накатанное стремление принижения деревни. 
А тем не менее сноровка и сообразительность Сухова - крестьянские. И любовь ко сну)
 
08 Белое солце пустыни Сухов  проспал (700x523, 125Kb)
 
В «Белом солнце» изначально сломаны все механизмы - от винтовки до буксира, и только в золотых руках товарища Сухова они приходят в действие.
Сухов - крестьянин, и сколько в нём надежности, неслезливой доброты и милосердия... хотя "иной раз такая тоска к сердцу подступит"... Война для него - горе и проклятье, и он возвращается домой не просто потому, что дембель, а именно спешит в родную деревню, которая грезится ему днем и ночью.
 
13 Белое солце пустыни Сухов И Катерина (700x517, 121Kb)
 
Его характер задаётся сразу в первые минуты фильма и остаётся неизменным до конца фильма. Он не полюбил никого из гарема, не подружился с Саидом и не стал, например, пацифистом, чего требует современная толерантность. 
Характер Сухова, не теряя героизма, обрел деревенскую задушевность, сострадательность и открытость, и еще  особую крестьянскую терпеливость, с какой он сносит тяготы жизни.
 
И еще здесь очень сильное влияние оказала кинематографическая судьба фильма. Картина не нравилась, критиковали, она уже "лежала на полке", группе прошлось возвращаться к Каспию и переснимать, что-то компоновать по-новому, что-то выбрасывать, что-то переозвучивать - и всё равно не принимали, и  опять - править... На каждом этапе  проверок и худсоветов все детали фильма были творчески осмыслены, переработаны и усилены.  И это, как ни странно, дало свой результат. Остались только существенные, важные, "говорящие" детали. Это как раз то, чего так не хватает современному кино.
 
Сырой первоначальный сценарий был сильно сокращён, а акценты смещены с разговорной части в визуальную. Не стало пустых разговоров – мотивация героев проявляется в поступках. Сухов не произносит речей перед финальной схваткой. Он просто переодевается в чистое, и все зрители понимают – он готовится к смерти. 
 
14 Белое солце пустыни Сухов Чистая (700x525, 127Kb)
 
Оператор, работая в тесных рамках, выжимает максимум из того, что есть, акцентируя внимание на нужных деталях, что-то усиливая, а что-то убирая из кадра. Например, ощущение зноя усиливается постановкой жаровни перед объективом, а лёгкий эротический подтекст был подчёркнут подолом Екатерины Матвеевны.
 
ножки Катерины Матвеевны (700x524, 116Kb)
 
Бедный видеоряд пустыни ещё больше усилен и гипертрофирован. Нет никаких объёктов – лишь герой, песок, и солнце. Мы понимаем – герой крут, раз идёт в одиночку по такой неприветливой местности.
Он сочиняет письмо – мы понимаем, что он идёт к жене, которую сильно любит. Он видит Саида и откапывает его. Мы понимаем, что он смелый и хороший человек. Всё! Больше не надо ничего добавлять к характеристике героя – всё и так ясно.
И так на всём протяжении фильма. Каждая деталь на своём месте. 
 
Сухов - квинтэссенция русского духа с его сонливой мечтательностью, способностью пережить  чужое горе как своё..
 
19 Белое солце пустыни Жена Верещагина (700x524, 77Kb)
 
встретиться со смертью и не дрогнуть... и не привыкнуть к многочисленным убийствам.
 
11 Белое солце пустыни Петруха и Гюльчатай (700x517, 82Kb)
 
 
Сухов немногословен, но остер на язык. Сухов не дурак выпить, но не пьянеет. 
Конечно, смешно рассуждать об освобождении женщин Востока, ведя за собой гарем, каждая из насельниц которого мечтает стать любимой женой господина.
Но...
00_Катерина Матвеевна с коромыслом (700x523, 132Kb)
 
"Добрый день, веселая минутка! На прошедшие превратности судьбы не печальтесь, разлюбезная Катерина Матвеевна…"
Интересно, что Катерине Матвеевне всё время сопутствует тема воды... особенно актуальная в пустыне.
 
002 ведро Катерины Матвеевны (700x527, 73Kb)
 
"А еще скажу я вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, что являетесь Вы мне, словно чистая лебедь, будто плывете себе, куда Вам требуется…", "А еще хочу приписать для Вас, Катерина Матвеевна, что иной раз такая тоска к сердцу подступит, клешнями за горло берет. Думаешь, как-то Вы там сейчас?.."
 
И тут возникает и основная тема: после исполнения революционного долга место крестьянина Сухова не в песках Туркестана, а в самарской деревне, с любимой женой Катериной Матвеевной. В фильме, может быть, невольно и бессознательно, сказалась русская усталость от мировой революции и прочих утопических проектов. 
 
21 Белое солце пустыни Конец (700x527, 76Kb)
 
"Белое солнце пустыни" - это мечта о доме, о русском доме.
 
апдейт от Made_in_USSR
 
Материалы -
http://www.portal-slovo.ru/art/35998.php
http://www.go-up.ru/articles/content.asp?id=154
http://mabuk.ru/content/beloe-solntse-pustyni-retsept-uspekha
http://www.svobodanews.ru/content/transcript/24204633.html
Булдаков В.П. К изучению психологии и психопатологии революционной эпохи (Методологический аспект) // Революция и человек: Социально-психологический аспект. М., 1996. С. 6.

Серия сообщений "Кинокритика":
Часть 1 - Идеалист Алатристе
Часть 2 - Фильм Фонтан. Чулель, или сказка о потерянном времени...
...
Часть 24 - Фильм "Оптимистическая трагедия"
Часть 25 - Фильм "Жила-была одна баба"
Часть 26 - Фильм "Белое солнце пустыни"
Часть 27 - Брестская крепость
Часть 28 - Фильм "Государственная граница"
...
Часть 48 - Немецкий "Сталинград"
Часть 49 - Потоп
Часть 50 - Солнечный удар

Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

Старый_Шизофреник   обратиться по имени Понедельник, 30 Апреля 2012 г. 21:29 (ссылка)
ZnichKa, хорошая статья, кстати про воду я как-то и не обращал внимание.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 30 Апреля 2012 г. 21:47ссылка
Спасибо, я как посмотрела - заинтересовалась... Понравился фильм, еще разок гляну, видимо)
Cadaver_of_Me   обратиться по имени Понедельник, 30 Апреля 2012 г. 22:46 (ссылка)
давно не глядел. а теперь уже, боюсь, цельно не восприму. в детстве как-то проще смотрелся.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 30 Апреля 2012 г. 22:52ссылка
Всего-то восемьдесят минут... Фильм прочно единый, ничего ему не будет. Скорее всего - акценты по-другому расставятся. Я жалею, что в детстве не смотрела, не с чем сравнивать. А было бы интересно.
Владимир_Шкондин   обратиться по имени Понедельник, 30 Апреля 2012 г. 23:10 (ссылка)
Не устаю смотреть этот фильм. Никогда не пытался "так" его разобрать и понять (интересно) Он всегда нравился, с первых, и до последних: за героев, за немногословность, за письма к незабвенной, за Каспий и пустыню, за Абдуллу и Саида. Да и наверное родное всё кругом - песок, море, солнце, нефть...

Хорошая статья получилась! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 01 Мая 2012 г. 08:29ссылка
Да, у тебя особенное отношение, тебе всё это с детства близкое, конечно, с черепашками играть %) ...
И пустыня так не пугает)
И действительно, фильм душевный оч...
Аноним   обратиться по имени Вторник, 01 Мая 2012 г. 17:57 (ссылка)
Бегло просмотрел. Два принципиальных прокола!
1. Старый русский солдат ( хотя бы по возрасту) оказавшийся после 1917 г. в красноармии - тов. Сухов происходит не из Саратова, но спешит к своей разлюбезной Катерине Матвевне в преславную САМАРСКУЮ губернию! Еще раз спутаешь захудалый Саратофф с моей любимой Самарой - удалю из друзей! :-))

2. <<Сила русского характера утверждается в фильме через унижение Востока.>>
Вот этого как раз в фильме нет. Весь фильм ваще о том, как два старых русских русских солдата (Сухов и Верещагин) вылезли из революционного дерьма, кто с честью, а кто еще и с жизнью. Абдулу кроме таньга и заграницы уже ничего не интересовало, тов. Рахманов с Петрухой одурманены революционной эйфорией. А умудренные жизнью русские мужики должны всё это дерьмо развести... Кстати, заметьте, как они понимают друг друга с полуслова - Сухов и Верещагин. Хотя враги. Красноармеец с наградным оружием от жидокомиссара МэНэКолун и пограничник - за царскую державу обидно. Остальные - фон. Опять же бабы в фильме занимают совершенно правильное место, как в нормально-народной сказке - МЕШАЮТСЯ под ногами, хотя и не со зла :-))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 01 Мая 2012 г. 21:17ссылка
Сергий_Былинин, ну извини, поправлю. Для сюжета это не принципиально) Ну если солдат Сухов - то не очень хороший, тут проспал, тут не успел... А вот Верещагин - чиновник Российской империи был боевым унтер-офицером, участником Первой мировой войны, служил в кавалерии и имел награды, в частности он кавалер двух Георгиевских крестов... Так что их сравнивать непродуктивно.
К тому же Сухов - убежденный красный... Вот в письмах, например, "Только знайте, любезная Катерина Матвевна, что классовые сражения на сегодняшний день в общем и целом завершены, и час всемирного освобождения настает.", "Так что ноги мои бегут теперь по горячим пескам в обратную сторону, потому как долг революционный к тому нас обязывает", "Тому остаюсь свидетелем боец за счастье трудового народа всей земли, Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля демобилизованный красноармеец Сухов Федор Иванович", "И пришел мне черед домой возвратиться, чтобы с вами вместе строить новую жизнь в милой сердцу родной стороне"...
Да и не знаю, как они друг друга понимают %) Сухов орёт "Не заводи баркас", а тот прёт вовсю...
Так что, видимо, "бегло просмотрел" - не тот настрой.
Перейти к дневнику

Вторник, 01 Мая 2012 г. 23:02ссылка
Аноним
Ах, сударыня! Вот сразу видно, что Вы (уж так обязывает форма обращения, но переходим на Ваше) ... Ты смотрела фильм только первый раз (два, три). А я его пересмотрел вдоль и поперек. А потому чувствую нутром, что тов. Сухов старый солдат, прошедший еще Первую Германскую. Это легко понять не только по его возрасту, но и по боевому опыту и смекалке, которую он проявляет. Опять же виден и просто житейский опыт, особенно в отношениях с Верещагиным. Вспомни, какой пробкой вылетел от старого пограничника некий охвицеришка из банды Абдуллы! А Сухову Верещагин сочувствует. И ведь одной фразой только Сухов переманивает верещагина на свою сторону: "Павлины, говоришь? Х-хе!" Этой презрительной насмешки одного старого солдата, над прозябанием другого старого служаки более, чем достаточно, чтобы... а на катере верещагин просто не слышит! Шум прибоя, тарахтит мотор... он гибнет по недоразумению. Но взрыв кораблика отвлекает бандюков и позволяет Сухову сменить позицию. Много в жизни удачных и неудачных случайностей судьбу решают.
Перейти к дневнику

Вторник, 01 Мая 2012 г. 23:07ссылка
Аноним
Да, чуть не забыл. Революционная фразеология в письмах тов. Сухова не более, чем дань тогдашней моде. В сущности она столь же лубочна, как сама форма письма к НЕЗАБВЕННОЙ Катерине... А есть ли она живьём-то? может мечтание одно?
Перейти к дневнику

Среда, 02 Мая 2012 г. 21:46ссылка
Ну если нутром... тогда тебе в самый раз психоаналитическая трактовка, которую я даже и рассматривать не стала из-за притянутости за уши. Версия называется Война как способ бегства мужчины от женщины
там как раз на примере "Белого солнца пустыни")))
А последней каплей для Верещагина становится совсем не Сухов с павлинами, а Абдулла - "Хорошая жена, хороший дом — что еще надо человеку, чтобы встретить старость?"
И что касается писем... опыт такого "писания" есть у каждого человека - внутренний диалог называется. Так они вообще сплошная риторика, и к тому же - в никуда, поэтому искренние очень, и по отношению к женщине, и к революции. Обреченность в них и надежда "не смотря ни на что". А Катерина Матвеевна - всё равно есть, даже если её и нет. Она тут - просто символ России.
Перейти к дневнику

Среда, 02 Мая 2012 г. 22:10ссылка
Аноним
Какая замечательная мысль насчет войны! Да, если у мужиков нет войны хоть с чертом, торжествуют подлые бабы с черной икрой и... Ничего, щас подойдем поближе... Там еще причина есть. Петруха, как образ сына. Зарезал Абдулла Петруху. Вот последняя капля. Короче, комплекс причин. а если в каждой бабе образ России видеть, то лучше сразу застрелиться из того пулемета, который... Вобщем, ребята, пулемет я вам не дам! :-)))
Перейти к дневнику

Среда, 02 Мая 2012 г. 22:24ссылка
Я знала, что тебе понравится)
Почему в каждой? Не в каждой.. а в незабвенной, да, ты же про неё спрашивал.
И вообще - "Не ищи Джавдета в Сухом Ручье. Его там нет!"
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку