Фильм "Оптимистическая трагедия" |
Это герои, показанные в штормовых волнах в самом начале. С первых кадров фильм погружает в античность, в какую-то мистериальную и фантастическую реальность. А кто по незнанию недопогрузился - того вмиг притапливают прямые обращения, фигуры "ведущих хора", которые обращаются к зрителям, выражают авторские размышления и переживания.
Греческая трагедия начинается с ввода (пролога), за ним следует выход хора с песней (парод), затем — эписодии (эпизоды), которые прерываются песнями хора (стазимами), и последняя часть — заключительный стазим и уход актёров и хора — экзод. Приблизительно так же и в фильме, включая песни. И великолепный актерский состав.
Возрождении героя после его смерти (кто бы ни был этим героем – Озирис, Дионис или даже Христос) была первой оптимистической трагедией в истории художественного осмысления человеком законов жизни. Смерть как источник жизни...
Фильм обращается к истокам греческой трагедии, которые тогда, впрочем, как и сегодня, безвозвратно утрачены. Это связь с мистериальным началом: трагедия происходит из обрядов, посвященных богу Дионису; культ Диониса, или Вакха, – это (временный) выход за пределы установленного культурного порядка, отмена основополагающих границ и различий – социальных, гендерных, сексуальных, даже антропологических (между богом и человеком, между человеком и зверем), вакхическое буйство, завершающееся раздиранием тела бога или его заместительной жертвы (козла, tragos’а) и тем самым указывающее на ритуальный – жертвенный – исток трагедии.
И вот на корабле - выход за пределы установленного порядка... Матросы - анархисты
А вот и будущая жертва. На борт корабля, где процветает полная анархия и всякие нехорошие болезни направлен комиссар. Комиссар в юбке.
Но за красивым лицом и хрупким телом скрывается настоящая машина. Она напоминает, скорее, терминатора, чем женщину. Никаких эмоций, маска вечно нахмуренного сурового лица, глухой стальной голос...
полное самообладание и хладнокровие, одна могучая воля - и никаких чувств.
да-да, это как раз "Кто еще хочет попробовать комиссарского тела?"
Комиссар гнёт свою линию, и все обсуждения заканчиваются миролюбивым - "мы поладим"
Но однако, тут смертельное противостояние. Противостояние Вожак - Комиссар.
А вот чудовищный в своей бессмысленной жестокости эпизод. Старушка вроде бы узнала того, кто украл у нее кошелек. Его казнят - выбрасывают за борт в мешке...
Но потом кошелек находится, старая женщина ошиблась... и ее тоже - в мешок - и за борт...
Дальше лирическая и очень грустная сцена - вальс прощального вечера. Завтра - на войну.
Долгий пеший переход от моря - до моря. Иногда - на поездах. "Прощай, родная Балтика!"
Но чаще - пешком. Нескончаемо долго. И постепенно комиссар оживает.
А когда случается бой - командует.
Вот она уже и шутит, и улыбается, цитирует по памяти расстрелянного Гумилёва.
Но вопрос "стоит ли внимание человек, когда речь идет о человечестве?" - остаётся без ответа.
После боя Комиссар высмеивает трусость Алексея, но мягко и я бы даже сказала, деликатно) "Приступ классовой ненависти случился, что ты на врага смотреть не мог?"
Все разговоры подслушивают Вожак и его ближайший помощник - сифилитик Сиплый.
Какие бы интриги они не плели, похоронив мертвых, полк движется дальше.
Театр еще в Древней Греции старались использовать как орудие агитации и пропаганды идеологии.
Идеология и искусство - две вещи несовместные. Идеология уже ответила на все вопросы бытия и чётко разделила белое и чёрное, своё и чужое, друзей и врагов. Тогда как настоящее произведение искусства имеет дело с общечеловеческими ценностями. Искусство каждый раз заново и непредвзято пытается познавать мир, ищет ответы на «проклятые» вопросы. И основа здесь не политические, национальные или религиозные постулаты. Мерой всех вещей является Христос, идеал нашей цивилизации, как бы этому внешне не сопротивлялась идеология.
И всё равно насилие и смерть не могут восприниматься нормально.
С иронией воспринимается эпизод прибытия банды анархистов. Как быстро их взяли в оборот!
И строевым шагом пополнившийся полк идёт к месту назначения. Via Dolorosa почти.
И вот он, роковой план.
И предательство Сиплого. И последние слова Вайнонена.
Практически оплакивание. Почти "Пиета".
И полёт мертвого Комиссара.
При всем трагизме... на гоголевскую панночку похоже, ой!)
И вот и снова вожатые хора.
Серия сообщений "Кинокритика":
Часть 1 - Идеалист Алатристе
Часть 2 - Фильм Фонтан. Чулель, или сказка о потерянном времени...
...
Часть 22 - Фильм "В зоне особого внимания"
Часть 23 - Фильм "Сорок первый"
Часть 24 - Фильм "Оптимистическая трагедия"
Часть 25 - Фильм "Жила-была одна баба"
Часть 26 - Фильм "Белое солнце пустыни"
...
Часть 48 - Немецкий "Сталинград"
Часть 49 - Потоп
Часть 50 - Солнечный удар
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |