-Подписка по e-mail

 
Получать сообщения дневника на почту.

 -Поиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей: 1257
Комментариев: 14477
Написано: 23703

Астрономия Мирожского монастыря

Понедельник, 28 Февраля 2011 г. 21:21 + в цитатник

Наверное, надо напомнить, к чему это. В пещерных храмах Каппадокии задачка ориентации должна иметь особенно «чистое» решение, и там тоже есть окна, и очень они специфические, иногда это – достаточно длинные вырубленные в скале прямые трубы под сложным углом наклона. Компас в пещерках показывает достаточно большой разброс отклонений престола-алтаря от востока (и даже есть совсем почти на запад одна церквушка). Так вот, изучая  материалы сети и литературу по данному вопросу, обнаружила авторитетное мнение профессора архитектуры  С.В. Заграевского,  изучившего работы своих знаменитых и на самом деле научных коллег (Раппопорта, Рыбакова, Комеча), и, говорила уже, окончательно и бесповоротно «закрывшего тему». Во множестве работ «закрытие Заграевского» берётся за точку отсчета, это мнение учитывается в диссерах и публикациях… ползание с компасом высмеивается, и весьма остроумно, на сайтах и форумах)))

Собранные материалы в предыдущих реферативных и не очень статейках ( здесь и тут) – убедительно доказывают, что не только азимут, но и гораздо более тонкие и точные астрономические расчеты имели значение при строительстве православных храмов. Ползать с компасом – это как минимум (сейчас и в гугле можно взлететь, многие храмы видны стали, но не пещерки, конечно), еще неплохо бы  GPS и кой-какие инструментики,  люксометр, например, а главное, чистые от  атеистической расчленёнки  мозги.

Вот и всё, что хотела сказать. Дальше -  сильно на любителя,  самый красивый примерчик изучения астрономии храма, не такой глобальный, как у Потамианоса, но очень трогательный. Статейка эта подарила мне новое слово, окказиональное образование, лучиками прям на солнушке слово переливается – «светоживописный», и без метафор, да)


Сначала о монастыре

Мирожский монастырь  был основан между 1148 и 1153 годом, находится в двух километрах от древнего Пскова. Боевой монастырь, вынесенный форпостом ко всем крестоносцам и не только. В нем сохранился знаменитый собор – Спасо-Преображенский. Единственный такой на Руси. Византийский.

Это крестово-купольный храм, построенный из плинфы и имеющий уникальный для Руси архитектурный тип. Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста. Первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму.  Но позже его перестроили немного.

В интерьере центральное крестообразное пространство соединяется с угловыми только небольшими проходами.  В плане это - такой «греческий» крест, положенный на берег реки Великой.

Древний шлемовидный купол собора прекрасно сохранился под нынешней (XIX века) «луковичной» главой.

Первоначальное покрытие собора – это свинцовые листы с пропайкой швов.

Интересно, что в кладке, в арках и  парусах сопроматно заложены глиняные горшки))). Создание Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря связывается летописями с именем новгородского архиепископа Нифонта.


Святитель Нифонт

Виднейший деятель русской церкви XII века владыка Нифонт, грек по рождению,  был активным сторонником грекофильской политики, проводимой назначаемыми в Константинополе киевскими митрополитами, поэтому неудивительно, что в создании мирожских фресок, выполненных около 1156 года, приняли участие греческие, византийские художники.

Бесстрашный святитель. В 1135 г ему удалось своими убедительными словами прекратить казавшееся неминуемым столкновение между Киевом, Черниговом и Новгородом – остановить войну.

Епископ Нифонт отличался редким благочестием и был строгим блюстителем церковных правил. Он не побоялся гнева новгородского князя Святослава Ольговича и отказался благословить его на противозаконный брак. Когда же князь был все-таки венчан неподвластными новгородскому епископу иереями, святитель Нифонт публично осудил Святослава в законопреступлении.

Твердость святитель проявил и в 1147 году, когда на кафедру митрополита был возведен Климент, избранный без необходимого в то время благословения Константинопольского Патриарха, по своевольному решению великого князя Киевского Изяслава Мстиславича. За противодействие воле князя Нифонт был заточен в в Киево-Печерский монастырь. Это решение святитель Нифонт принял со смирением, благодаря Господа за возможность вернуться, наконец, «к безмолвному своему житию со святыми».

В 1155 г., когда Юрий Долгорукий захватил Киев, Нифонту была возвращена его Новгородская епархия. Долгорукий возобновил отношения с Константинополем, из Византии была вызвана одна из лучших артелей и направлена во Псков. Живописцы работали, вероятно, только один сезон и были отозваны, не завершив алтарную часть. Это сделали местные мастера около 1156 г. Святитель Нифонт был и духовным писателем. Он автор ответов на вопросы Кирика Новгородца, инициатор составления Софийского временника. Интересно, что именно святитель Нифонт постановил погребать покойников не на закате солнца, а когда солнце во всем своем блеске, ибо, по слову его, "последнее видят солнце до общего воскресения" 

(Вообще, с Нифонтом и Долгоруким оффтопная мысль – из Пскова за греками-мастерами послали в Византию, совершенно точно, а во Владимире – что так, «от немец» ждали? %) 

 Фрески

Представляю, что внутри собора всё очень похоже на пещерный храм, потому что  собор небольшой совсем, как раз соразмерный пещерам, и стены расписаны – в том же стиле.

"Вознесение" на куполе...

Некоторые исследователи возмущаются - почему так неравномерно фигуры расставлены... к западу - реже. Ну, видно рассчитать не смогли))) Схема росписи купола

Самая выразительная фреска собора - "Положение во гроб"

А вот "Преображение" Преображенского собора

«Собор расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века.

Уникальность фресок - в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей, » говорит основной спец по собору, академик Сарабьянов В. Д, и добавляет: «В целом же фрески Мирожи стоят особняком среди современных им памятников, не обнаруживая прямых аналогий ни с древнерусскими росписями XII века, ни с многочисленными фресками Византии и ее провинций». Ну… не стоит спешить с выводами)

Статья.
Рожнятовский В.М.. Астрономические сведения в методике исследования системы дневного освещения Мирожского собора

Статья посвящена выяснению астрономической определенности храма и соотнесенности декорации храма с параметрами видимого продвижения светила (эклиптики Солнца) в течение года.

Продолжительные наблюдения в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря показывают, что световые отпечатки окон имеют различные изобразительные (стреловидные и пр.) формы при продвижении по стенам и архитектурным сочленениям, а при продвижении по живописным сюжетам активно включаются в композиционный и образный строй живописи. Световые акценты в продвижении по живописным композициям внятны и постоянны, поскольку маршрут продвижения световых пятен один и тот же в течение года, а изменения угла падения лучей в течение нескольких дней незаметны. Продолжительность эффектов светоживописного сочетания длительная, максимально до 55 минут для абриса одного окна при перемещении по одной стене рукава или лобной части одной арки. Таковы же длительность и сроки светоживописного сочетания в одной композиции; от одной недели - до нескольких месяцев (в апсиде).

Проявление световых отпечатков одновременно парное, из двух окон барабана; повторяющиеся светоживописные сочетания нарративны и убедительны для очевидца. Поскольку стены барабана отодвинуты от подкупольного карниза, то скрытые источники освещения создают впечатление самостоятельности световых форм и естественного характера изобразительности света в образно-композиционном строе живописи. Сезонные изменения светового маршрута еще более усиливают впечатление неожиданности феномена, его внезапности при световом акценте композиции или образа иного регистра. Наблюдения в стилистически родственных и хронологически близких памятниках с живописью показывают сходные светоживописные эффекты в некоторых из них, при всей вариативности архитектурного интерьера. Собранные данные об особенностях восприятия человека эпохи создания Мирожского ансамбля обязывают предположить не случайность, наблюдаемых эффектов. К выдвижению такой гипотезы склоняет и гармоничность сочетания света и живописной детали или образа: по наблюдениям, даже искажения от перестроек здания собора в целом не меняют пропорциональной естественности сочетаний.

Архитектоника мирожских росписей и их размещение на стенах, называемое ковровым, являются объективной причиной включения световых абрисов в композиционный строй, однако именно этот объективный фактор мог породить и сам принцип ковровой росписи.

 Методика

Ориентация. Прежде всего, методика исследования предполагает выяснение точной ориентации продольной оси Мирожского собора по азимуту. Представлено уточнение: азимут Спасо-Преображенского собора был определен по карте топографической съемки Мирожского монастыря, позиция здания собора сверена с аналогичным определением ведущего архитектора объекта «Мирожский комплекс» А.М. Лебедева (Псковский Филиал Института «Спецпроектреставрация»).

Продольная ось Спасо-Преображенского собора ориентирована на 82 градуса, при расчете от севера. Как известно, позиции Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояний являются определяющими в расчетах по ориентации. Современный научный астрономический расчет азимута принято вычислять от юга. В этом случае азимут Спасо-Преображенского Мирожского собора равен 98 градусам. По астрономическим данным для долготы и широты Пскова, этому азимуту соответствуют (градусная точка восхода солнца в горизонте) даты 7 марта и 6 октября(i. В пересчете на календарные даты XII века, это 1 марта и 30 сентября.

Привлекает внимание тот факт, что ориентация на 1 марта отвечает началу года по мартовскому календарю. Вторая дата 30 сентября: это также важный рубеж для средневекового астронома. По трактату «Учение о числах» Кирика Новгородца: «Как можно познать солнечный круг»  Содержательная сторона календарного понятия солнечный круг связана с определением дня недели конкретной даты. Учеными отмечается: «Позже в древнерусской календарной практике начало отсчета солнечного круга было отнесено на 1 марта. Понятие солнечного круга использовалось для определения даты Пасхи в юлианском исчислении» (С настуающим, кстати)

Уточнение азимута Мирожского собора показывает практическую целесообразность определенной ориентации храма: здание, вероятно, выполняло функцию астрономической координаты при календарных уточнениях и пасхальных расчетах. Такая функция храмового сооружения как выполняющего операционные задачи по уточнению богослужебного календаря создавала храму безусловный авторитет в средневековой жизни города. Расстояние между Новгородом и Псковом, то есть различие пунктов по меридиану и параллели, вероятно, для данного периода средневековой науки было малозначащим.

Обмеры, оптика и хронометраж. Методика исследования предполагает учет современного застекления в сравнении с параметрами средневекового стекла, степень искажения формы абриса вследствие наличия крещатой рамы в проеме или возможного наличия в древности окончины с круглыми оконницами. Выяснена высота закладов и каждого проема барабана по обмерным данным В.В. Суслова. Анализ и дополнительные обмерные работы архитектурных деталей, участков и живописных нюансов направлены на выявление приемов построения мерно-пропорционального единства живописных и архитектурных элементов декорации, с метрологическим уточнением обмерных данных. Первоначальную базу данных особенностей освещения интерьера собора предоставляют ежедневные наблюдения, затем проведено уточнение генерального маршрута продвижения абрисов различных окон барабана с учетом сезонных изменений маршрута и проведена каталогизация всех светоживописных сочетаний с фотофиксацией.

Для исследования важен хронометраж при наблюдениях, поскольку сроки и длительность эффектов в сезонных и дневных изменениях необходимы при сопоставление времени проявления сочетаний света и живописи с богослужебной функцией росписи по календарным датам (с учетом календарных изменений).

Изменения календаря. Методикой предусмотрен учет изменения календаря по отношению к XII веку. Например, в августе на восточной стене северного рукава интерьера по композиции «Успение» продвигаются два световых абриса. Маршрут проходят абрисы южного и юго-западного окон барабана, в период 11-23 августа, а к современной дате праздника 28 августа световой маршрут в основном пролегает выше, за пределами центра композиции. Хронометраж светового обозначения этого сюжета таков: 14 августа световой маршрут абриса южного окна барабана пересекает точно по диагонали изображение одра Богоматери. Абрис юго-западного окна продвигается выше таким образом, что левый верхний угол изображения одра отсекается полосой света (как равнобедренный треугольник). Продолжительность пересечения этого живописного сюжета абрисом одного окна в середине августа - 40 минут (14.30-15.30 час). 19-21 августа световой маршрут располагается по диагонали композиции «Успение» через композиционный центр, обозначая изображение Христа. Отмечаем, что дата 21 августа по современному календарю, попадающая на время проявления светоживописного эффекта в центре композиции, соответствует дате праздника «Успения» с учетом календарной разницы в 7 дней, с поправкой на XII век. Подобных совпадений с древним календарным событием в Мирожском соборе выяснено достаточно много.

История изучения. Указанная уточняющая календарные расчеты функция ориентации храма еще не называлась. В отечественных исследованиях выявляются следующие функции ориентации храма: на соотнесенность ориентации с датой престольного праздника указано Б. А. Рыбаковым; на соотнесенность ориентации с датой закладки храма или освящения будущей постройки указано П.А. Раппопортом; на связь ориентации с градостроительной ситуацией указано P.M. Гаряевым  Эти причины вариантов ориентации продольной оси храма традиционно указываются и в зарубежной науке.

Новую причину определенной ориентации храма указывает Я. Потамианос: план апсиды разбивался так, чтобы в престольный праздник освещение через окна апсиды предоставляло световые эффекты сообразно литургическому времени на третий час утра. «Третям часом» (а также midmorning) автор называет усредненную половину срока от восхода до полудня. Наблюдения Потамианосом сохраненной практики аффектации литургическим действием моментов проникновения лучей света в алтарь в нескольких храмах Афона, и исследование памятников в Константинополе и других древних центрах привело ученого к следующему мнению: поскольку зачастую горизонт частично перекрывают горы, то в древности расчет ориентации постройки зодчим координировался именно с серединой утра, и в координации со временем проведения литургии.

Наблюдения и данные архитектурно-реставрационных исследований в древнерусских памятниках отвечают высказанной Я.Потамианосом гипотезе. В частности, именно причиной координации сроков утреннего богослужения с эффектами направленного утреннего освещения через разные окна, в расчете сезонных изменений углов падения лучей, можно объяснить различие длины простенков окон апсиды, особую расстановку окон в индивидуальных особенностях отдельного храма, и различную высоту подоконных стенок и самих оконных проемов. Например, два раскрытых В.В. Сусловым оконных проема алтарной апсиды Мирожского собора, северо-восточного и юго-восточного, имеют различную высоту подоконных стенок: 1,37 и 1,34 сажени (291,81 см и 285,42 см, сажень =213 см). Высота проемов, также различна, соответственно, - 0,69 и 0,87 трехаршинной сажени (146,97 см и 185,31 см)11. Увеличение высоты наблюдается к югу, то есть в соответствии с повышением Солнца к полудню. Также и в барабане, два оконных проема, северо-восточный и юго-восточный сохранившиеся без закладов, имеют разность величин высоты проема, с повышением к югу (208 и 210 см, по обмерам снаружи). Разность высот окон и подоконных стен в апсиде по сумме равна 21 см, в барабане указанные оконные проемы отличны на 2 см. Кажущаяся малозначимой разность, при габаритах собора создает большую прогрессию, т.е. возможность продвижения луча по стенам интерьера.

Великолепную иллюстрацию индивидуальной расстановки окон предоставляют данные исследования реставраторов в Успенском соборе Старой Ладоги. Различную высоту там также имеют подоконные стены и оконные проемы восточных апсид. Фиксируется и различный разворот оси оконного проема по всей толщине стены: окно центральной апсиды и окно апсиды дьяконника имеют оси проемов, отличные от продольных осей сооружения. Это свидетельствует о прицельно направленном потоке света, организованном зодчим. Исследование Потамианоса показывает примерно, на какие даты могло быть рассчитано подобное прицеливание. Его наблюдения в храмах Св. Димитрия в Фессалониках, Сергия и Вакха в Константинополе, выявляют календарную определенность световой направленности (в конкретное место алтаря) из разных окон в сезонных изменениях.

Уточнение азимута. Уточнение азимута показало, что не только отсчет азимута от юга, но и отсчет от Севера создает дополняющую картину ориентационной позиции здания Мирожского собора. Так, дата восхода Солнца при азимуте 82 градуса при отсчете от севера - 31 марта и 12 сентября. В пересчете на XII век, это даты 24 марта и 5 сентября. Даты отвечают календарным событиям: навечерию Благовещения и прославления св. Захарии, отца Иоанна Предтечи.

Даже учитывая сдвиги равноденствия на 1 -2 дня в различные годы, очевидно, что ориентация продольной оси Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря при расчете от севера близка или соответствует дате праздника Благовещенье 25 марта весной и дате праздника Рождество Богородицы 8 сентября осенью. При этом важно, что осенней дате близок праздник Захарии (5 сентября), и архангела Михаила (6 сентября). Этим персоналиям посвящены сюжеты дьяконника и жертвенника. Кроме того, реконструированным датам, согласно ориентации по азимуту, в календаре соседствуют дни прославления Иоакима и Анны, и весной и осенью. Образы праведных родителей Богородицы изображены на лбах арок между Евангелистами. Наблюдения показывают обозначение светом полуфигуры Иоакима на северной арке весь зимний период, весной проникновение под северную арку лучи начинают именно с образа этого святого. Автор программы росписей вероятно, а живописец очевидно учитывали активно освещаемый участок лобной лицевой стороны северной арки. Тем важнее определяемая близость календарных дат прославления указанных святых и астрономической соотнесенности здания по ориентации Спасо-Преображенского собора. Эти сведения говорят о характере ориентации как заранее обдуманной и способствующей конкретной, индивидуальной для храма световой декорации живописи в интерьере.

Уточнение азимутальных расчетов показывает, что позиция здания Мирожского собора отвечает различным требованиям - учету астрономических сведений по эклиптике Солнца, его высоте в сезонных различиях и конкретным календарным датам. Тем более, что главнейшие даты праздников богослужебного календаря, как и сроки постов по расчету от этих дат, были изначально связаны с конкретными солярными позициями в равноденствиях и солнцестояниях. Выбранная авторами Мирожского собора и Николо-Дворищенского собора ориентация, как представляется, отвечает и нуждам по уточнению календаря и пасхальных расчетов, и задаче конкретного освещения участков интерьера в определенные праздничные дни года и в определенное богослужебное время суток.

 

 

Пропорциональный строй собора

В Мирожском соборе соотношение по высоте светораспределяющей ячейки с 8-ю окнами барабана к четверику таково, что прямые солнечные лучи не попадают на своды рукавов, в люнеты и конху апсиды.

 

Рис. 1. Соотношение высоты разметки живописных регистров на северной стене с высотой подоконника южного окна барабана.(Схема по: Лазарев, 1973)

Методика исследования предполагает анализ пропорционального строя собора, поскольку именно пропорции определяют освещенность различных ячеек. Для верного расчета пропорционального строя архитектурного сооружения потребовались дополнительные обмерные работы. По публикации Г. Алферовой, «длина южного конца креста равна 4,4 м, северного 4,5 м, западного 4 м и восточного 5 м»19. Между тем, по нашим измерениям, длина центральной апсиды (глубина апсиды от линии трансепта до стены алтарной апсиды по продольной оси) равняется 600 см. Вслед за неточными обмерными сведениями происходят неточности и приблизительные мнения в интерпретациях20. Разница в 1 метр существенна при анализе пропорций или иных архитектурных параметров.

Обмеры по доступной южной подпружной арке в сопоставлении с архивными данными обмеров академика В.В. Суслова показали идентичные нашим обмерам величины. Так, по его данным, высота лба южной арки от шелыги до карниза равна 0,64 сажени=136 см21. По нашим - 138 см, но вероятно здесь имеет место изменение после поновления живописи и штукатурок 1898-1903 гг. Понижение подпружной арки по высоте от шелыги свода южного рукава у нас равно 66 см, то же у В.В. Суслова - 0,31 сажени=66 см.


Рис.2. Соотношение высоты разметки живописных регистров на северной стене с высотой южного окна барабана.(Схема по: Лазарев, 1973)

Обмерные уточнения показали мерно-пропорциональную закономерность устройства освещения собора. По обмерам В.В.Суслова, диаметр барабана равен 2,56 сажени=545 см. Сопоставляя полученные обмерные сведения с данными академика, отмечаем, что стрела южной арки (расстояние от уровня верхней горизонтальной поверхности карниза импостов до шелыги свода южной арки) равна 270-272 см. Эта величина равна радиусу барабана. Полагаем, что три остальных арки имеют такую же, как у южной, высоту светового проема. Обмеры подковообразной в плане апсиды показали, что на расстоянии 270 см от алтарной стены в точке продольной оси апсиды ее ширина равна 540-545 см. Можно утверждать, что в план алтарной апсиды вписывается окружность с величиной диаметра, равного диаметру барабана. Эти сведения показывают пропорциональную составляющую точного расчета соотношения светораспределяющеи ячейки с другими ячейками здания.

Для выяснения соотношения уровней светораспределяющей ячейки - высоты окон барабана к высоте световых проемов подпружных арок, - также используем обмерные данные В.В. Суслова. На основании этих обмерных сведений можно определить утлы, образуемые отношением высот окон барабана к высоте арочного просвета в шелыге свода. Это отношение высот светораспределяющеи ячейки дает угловое разрешение от верха окна барабана к шелыге арки напротив в 38-39°, от ребра первоначального подоконника - в 18-19 градусов211. Именно угол в 18-19°, образуемый аркой (в шелыге свода) и ребром подоконника, и создает условие, при котором свет не продвигается в люнеты и на своды рукавов крестового интерьера Мирожского собора. 

 

Насколько отвечает высотному отношению архитектурной светораспределяющей ячейки, ее высотному уровню окон в барабане в отношении к уровню арочного просвета, живописная разметка высоты регистров?

Анализ мерно-пропорционального решения здания собора по обмерным данным выявил взаимосвязь между живописной разметкой высоты регистров и архитектурным решением освещения стены. Сопоставление наших обмеров высоты живописных регистров (по обмеру доступной южной стены трансепта) с архитектурными обмерами Суслова показывает: высота композиции в люнете, как и высота самого нижнего живописного регистра, равна радиусу подкупольного кольца - по обмерам 231-232 см (до 234 см ввиду деформаций штукатурки), в свою очередь, высота трех регистров ниже люнета равна диаметру подкупольного кольца, по Суслову она равна 462 см.

Рис. 3. Отношение высоты разметки живописных регистров на северной стене к полной высоте окна барабана.(Схема по: Лазарев, 1973)

Особенное внимание к живописной разметке привлекает одно из последних открытий реставрации: обнаружены линии первоначальной разметки по кладке еще до штукатурного намета, и эти линии полностью соответствуют разметке фрески. Соотнесенность по высоте разметки живописных регистров к высоте основания окна (уровень ребра первоначального подоконника) определена в угловых решениях: первая сверху разгранка определяет угол в 18-19°, вторая 28°-30°, третья 35°, четвертая 40°(Рис. 1). Эти углы соответствуют имеющимся обмерным сведениям и проверяются ими

Соотнесенность высоты этих же регистров к полной высоте этого окна выражается следующим угловым решением: вторая сверху разгранка 35-36°, третья 40-41°, четвертая 45-46°, пятая 49-5 Г28 (Рис. 2).

Повторяющиеся угловые решения линий разметки и высоты основания окна (ребра подоконника) и полной высоты окна - 30°, 35°, 40°, 49-50° - удостоверяют первоначальную соотнесенность высоты регистров и высоты окон. Эта соотнесенность создает мерно-пропорциональное единство световых абрисов окон на стене и живописных регистров (Рис. 3).

Методика предполагает привлечение астрономических сведений для сопоставления выявленных углов падения лучей, организованных архитектурой и фиксированных живописной разметкой - с годовой эклиптикой Солнца, то есть с видимым продвижением светила по небосклону в течение года. Такие указанные углы к горизонту (или углы падения лучей на стену) Солнце образует в точке полудня в определенные даты года. Выяснив эти даты, соотносим их с древним календарем, с поправкой на 7 дней разницы для XII века. Сопоставление показывает, что зафиксированным углам падения солнечных лучей на уровень линий разгранки соответствуют даты праздников годового богослужебного круга.

С учетом календарной разницы с двенадцатым столетием, разметка регистров в сопоставлении с указанными углами падения лучей отмечает даты пасхального предела, т.е. периода с 22 марта по 25 апреля. Это регистры: от второго сверху («Христологический цикл»), с углом падения света в указанный период в 35-36 градусов, до четвертого сверху («Мученики»), с разрешением в 45 градусов. Кроме того, вся разметка соответствует периоду освещения стены во время всего пасхального календарного цикла, от Сретенья (угол падения лучей 18-19 градусов), до Пятидесятницы (55 градусов). Ясно проявляется первоочередная функциональность дневного освещения, целесообразность устройства освещения в соответствии с богослужебной функцией храма.

Исходя из изложенного, предполагаем, что высота регистров в контексте пропорций собора соотнесена с высотой окон барабана, и эта соотнесенность отвечает высоте солнца в полдень в определенные дни годового видимого продвижения солнца по небосклону. Календарные совпадения, а именно отмеченные праздничные даты, которым отвечают высотные уровни разметки фресок, свидетельствуют о существовании традиции инструментального уточнения астрономических параметров энциклики солнца зодчим при строительстве храма и живописцем при росписи. Вероятно, с помощью таких вычислений и геометрического расчета обеспечивались совпадение световых абрисов и живописных композиций в определенные даты. Неправомерно было бы говорить о фиксации света древним живописцем исключительно «на глазок», по факту падения лучей, потому что период освещенности стены размечен на полугодовой период, а календарные отпадения охватывают годовой период.

Учитывая соотнесенность разметки росписей с астрономическими параметрами и зная координаты Пскова, можно с большой долей вероятности реконструировать высоту живописной разметки в цокольной части северной стены, ныне заложенной при повышении пола. По факту наблюдений в соборе, световые пятна максимально о надвигаются по полу от цоколя северной стены ровно на ширину выступа ступенек северного входа, составляющую, по нашим обмерам, 80 см. Край светового пятна фиксируется углом падения луча из окна барабана в 55°. По астрономическим сведениям, на широте Пскова в период летнего солнцестояния Солнце в полдень не поднимается выше 55,5 градусов (высоты к горизонту)32. Ясно, что до повышения уровня пола в начале XX века лучи с углом падения 55° попадали на северную стену в ее цокольную часть.

Из сравнения высоты от современного пола до нижней разгранки, с такой же высотой до поднятия пола (1908 год), известной по обмерам 1886-1990 гг., ясно, что световые пятна от лучей из окон барабана изначально в расчете зодчего не попадали на пол. По данным В.В. Суслова, высота от пола до разгранки росписей на предалтарных столбах равна 0,9 сажени=191,7 см.33 Сегодня эта высота до разгранки нижней композиции равна 54 см, нынешняя солея высотой 15 см. Простые вычисления показывают, что ниже современного уровня пола северная стена освещалась солнцем еще на 116 см34. Эта величина меньше указанной академиком Сусловым. Вероятно, самый острый угол падения луча в 55 градусов отмечал границу (нижнюю разгранку) живописного орнамента цоколя стены.

Учитывая первоначальный уровень пола, выясняется, что высотные пропорции здания не позволяли свету из окон барабана спускаться ниже цоколя стены. Солнечный свет из окон барабана не достигал пола и попадал исключительно на стены наоса. Такой вывод позволяет уточнить функцию дневного освещения в декорации интерьера: дневному свету предназначено определять живопись в характере аналогии, освещение рассчитано на превознесение живописи, живописных образов.

Соотношения высот годовой энциклики Солнца и высот разметки живописи обусловливают точное продвижение солнечных пятен по стенам собора и сочетание света и живописи в определенный календарный срок. Расчет на световое обозначение конкретных сюжетов связан с годовым кругом Солнца и с годовым кругом богослужений, и если на восточной стене северного рукава дате праздника «Успение» соответствует световой маршрут в августе, то сюжетам регистром выше («Явление Христа по Воскресении») светопроявление отвечает весной, в апреле. Если эффект светоживописного сочетания происходил в иной сезонный период, например, весной, в апреле на композиции «Успение», то, вероятно, семантику эффекта определяла единая христологическая программа росписей Мирожского собора с пронизывающими темами и перекличками значений. Отмечаемые особенности сочетания светового маршрута в сезонных изменениях - и композиционного живописного строя, показывают, что световые эффекты при вероятном их устройстве прогнозировались в задаче образно-символической программы всей декорации храма в целом. Исходя из изложенного, понятно, что когда юлианский календарь явно стал отставать от календаря астрономического, функциональная выраженность светоживописных совпадений нарушилась, и сегодня эффекты не воспринимаются как часть программы декорации храма.

Подсократила немного, целиком – статья тут http://www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/125.htm

Зы. А сколько ещё это мыслей вызывает… вот откуда же эти пропорции идеальные храмов... они созданы этой вот "начерталкой" солнечным лучиком! или, например, что «обратная перспектива» и веерообразное строение планов пещерных храмов также связаны с их «световой ориентацией». Ох, и что само строение апсиды, полукруг – имеет оптическое происхождение... и еще много чего... да и само геометрическое понятие "луча" - ах, совсем по-другому воспринимается)

 
Библиография

Исследование по оптимизации режимов освещения в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря. Всесоюзный Научно-исследовательский Институт реставрации/ ВНИИР/, МК СССР. Бредняков А.В., Запчикова С.Ю., Еншина О.Д., Барынина B.C. Отчет о научно-исследовательской работе. Тема по хоздоговору № 54 с Псковским Государственным Объединенным Историко-Архивным и Художественным музеем-заповедником. М., 1990. С.9

Potamianos I . Light into Architecture. Evocative Aspects of Natural  Light  as Related to Liturgy. PhD ( Architecture ) Dissertation. The University of Michigan, 1996


Ioannis Liritzis   Helen Vassiliou. Does Sunrise Day Correlate with Eastern Orientation of Byzantine Churches on Significant Solar Dates and Saint's Days? A Preliminary Study (Предварительное расследование ориентации к востоку двенадцати греческих византийских церквей сделано относительно дня восхода солнца. Измерения были выполнены, используя магнитный компас с inclinometer и GPS (азимут, широта, угловая высота горизонта), в то время как исправления наклона включали a) местный магнитный наклон и b) преломление. Положение восхода солнца в горизонте так же как в течение утренних часов было вычислено с внутренним программным обеспечением. Составляя различия между Григорианскими и юлианскими календарями, ориентация нефа к весне и/или осени, то есть вокруг этих двух равноденствий, была найдена для большинства церквей. Ориентации к летнему солнцестоянию и именинам святого были также найдены.)

Сарабьянов В. Д. «Фрески древнего Пскова», М., 1993 г

картинки откуда-то отсюда

http://community.livejournal.com/medievalrus/71695.html

http://www.liveinternet.ru/users/dmpershin/profile

http://arheologi.livejournal.com/2955.html

http://www.icon-art.info/location.php?lng=ru&loc_id=150&mode=mur

http://www.archmuseum.ru/?p=1705

http://www.photosight.ru/users/181747/

Серия сообщений "Псков":
Часть 1 - Астрономия Мирожского монастыря
Часть 2 - Мирожское чудо
Часть 3 - Доброе утро, страна!
...
Часть 10 - Дожди в Печорах
Часть 11 - Путешествие в Мальскую долину
Часть 12 - Псковские храмы

Серия сообщений "Византия":
Часть 1 - Это - совсем неинтересно
Часть 2 - И шестикрылый серафим…
...
Часть 27 - Архитектура в пространстве. Ориентация
Часть 28 - Свет Софии. Пространство
Часть 29 - Астрономия Мирожского монастыря
Часть 30 - Каппадокия. Ихлара. Вопросы без ответов
Часть 31 - Сказки Ихлары. Яланлы килис
...
Часть 48 - К бестиарию белокаменной архитектуры - II
Часть 49 - Палимпсест белокаменной архитектуры
Часть 50 - Белокаменная Византия

Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям



Оксана_Кукол   обратиться по имени Вторник, 01 Марта 2011 г. 07:08 (ссылка)
Шлемовидный купол не в пример красивее смотрелся, и зачем переделали... "Обрусили":)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 01 Марта 2011 г. 10:34ссылка
Оксана_Кукол, да, как и везде.
мне тоже со шлемовидным больше нравится.
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Марта 2011 г. 08:34ссылка
Да, эта поздняя луковичная мода на древних храмах смотрится неуклюже. Я бы и здесь, и на ц. Покрова на Нерли поменял куполочки-то. А еще позакомарного покрытия вместо 4-скатной крыши хочется, да и оградку от алтарных абсид убрать бы подалее. Вот бы храм и заиграл на бережочке во всей своей красе первозданной. )))
Lena_Vyun   обратиться по имени Вторник, 01 Марта 2011 г. 09:02 (ссылка)
"находится в двадцати километрах от Пскова."
это несоответствует действительности.
Монастырь находится акурат в центре города, а не в 20 км от него.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 01 Марта 2011 г. 10:35ссылка
evjunva, так прошло 800 лет)
Имеется ввиду Псков 12 века.
 (499x699, 130Kb)
Перейти к дневнику

Вторник, 01 Марта 2011 г. 11:15ссылка
В любом случае - это не 20 км, а только 2 (два) километра
Lena_Vyun   обратиться по имени Вторник, 01 Марта 2011 г. 11:12 (ссылка)
ZnichKa, да даже от Троицкого собора ну не будет там 20 км...
Тем более откуда считать, может от стен Окольного города (от последнего кольца крепостных стен), так Мирожский монастырь находится в их пределах, только на другом берегу Великой.
20 км это от Стадиона Машиностроитель до памятнику Александру Невскому, можете посмотреть на Гугле картах сколько это.
 (699x393, 70Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Lena_Vyun   обратиться по имени Вторник, 01 Марта 2011 г. 11:16 (ссылка)
.
 (699x393, 63Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Lena_Vyun   обратиться по имени Вторник, 01 Марта 2011 г. 11:19 (ссылка)
может перепутали со Снятогорским монастырём, вот он находится на отшибе.. может там есть 20 км.
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Вторник, 01 Марта 2011 г. 11:39 (ссылка)
evjunva, Pz-V, спасибо большое, да, ошиблась я, схемочка вот эта от археологов ввела в заблуждение, а я не проверила... Лопухнулась, извините. Еще раз благодарю, всё поправила.
В ближайшее время туда поеду - всё увижу в реале)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 01 Марта 2011 г. 11:50ссылка
Да это сплошь и рядом в истории такие огрехи с цифирью. Кто-то нолик лишний поставитв описании, а остальные по доверчивости повторяют. И до сих пор можно прочитать, что у Мамая на Куликовом поле было 300 тыс воинов. Тоже нолик лишний приписали
Сергий_Былинин   обратиться по имени Вторник, 01 Марта 2011 г. 12:03 (ссылка)
А вот, насчет проф. Заграевского. Понаписал много, есть и дельные мысли, но страдает он слишком технарским взглядом на древнерусское зодчество. Сплошная логарифмическая линейка у профессора в голове. По образованию-то он не гуманитарий. Вот и не хватает ему понимания иного исторического сознания древних строителей. Посчитал на "каркуляторе" и прокаркал отмену проблемы ориентации храмов. Получается, не видит Заграевский проблемы, значит и нет ее. А вот, однако, - есть!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 02 Марта 2011 г. 10:05ссылка
Pz-V, ох, нет...
У Рожнятовского тоже логарифмической линейки хватает, и вот он - технарский такой подход с калькулятором - всё посчитать. Мне кажется, дело в другом - нельзя по частям рассматривать. Храмы у Заграевского - это храмы без литургии, такая форма без содержания, расчлененка.
Вообще, это такие два разных мира - Заграевский и Рожнятовский... заметно, да?)))
 (600x277, 56Kb)
Перейти к дневнику

Среда, 02 Марта 2011 г. 10:46ссылка
Насчет физиогномики - не силен. А вот мысль мою про линейку ты не совсем верно поняла. Я же говорю о линейке в голове у Заграевского. А линейка должна быть в руках, для точности расчетов. А в голове должно быть понимание древнего строителя, а не подмена его собственными расчетливыми соображениями. Поэтому Рожнятовский на правильном пути.
Lena_Vyun   обратиться по имени Вторник, 01 Марта 2011 г. 13:25 (ссылка)
ZnichKa, да всё нормально бывают казусы )
Приезжайте хотя бы весной, чтоб покрасивше было )))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 02 Марта 2011 г. 10:07ссылка
evjunva, спасибо, да, лучше, чтобы немножко зазеленело)
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку