-ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей: 1257
 омментариев: 14477
Ќаписано: 23703

√ород —тарица. ’рам ѕараскевы ѕ€тницы Ц –ождества Ѕогородицы

ѕ€тница, 28 ћа€ 2010 г. 18:19 + в цитатник

—амое что ни на есть – п€тничное.

 ¬от попадаешь в незнакомое место, пытаешь пон€ть его и почувствовать, разговорить людей и камни.  » часто жизнь, оставленна€ нам в этой каменности, гораздо красноречивей, чем любые исторические книги. “олько чутко очень надо, и не спешить. ¬от,  в —тарице заброшенна€ церковь ѕараскевы ѕ€тницы – –ождества Ѕогородицы (и так, и так она называетс€, образы эти перекрывают друг друга), единственна€ така€ в –оссии, так и осталась дл€ мен€ удивительной загадкой. ќчень вдохновенной и грустной… јга, «истори€ иногда поднимает свои веки, и взгл€д еЄ бывает т€жЄл».

√оворила уже, в —тарице добывалс€ «белый камень» - тот, что дал им€ –уси Ѕелокаменной. ѕрекрасна€ фактура старицкого известн€ка дала ему даже собственное название в кругу древних строителей - «старицкий мрамор». ¬от из этого камн€ и построена церковь ѕараскевы. ѕравославна€ истори€ —тарицы – тоже белокаменна€, от самых истоков. ¬ начале 12 века именно белый камень в своих пещерках на берегу ¬олги приютил в этом месте двух киевских монахов, заложивших позже тут монастырь. Ёти “рифон и Ќикандр пришли из  иевских пещер, из  иево-ѕечерской лавры.  Ћетописные источники утверждают, что жить иноки стали в пещере.  онечно, это дл€ них было привычное жильЄ. »з —тарицы родом был первый патриарх ћосковский и ¬се€ –уси »ов, здесь же он упокоилс€ и был похоронен; впоследствии мощи перенесены в ћосковский  ремль.

» еще тут есть белокаменные кузницы, которые славились когда-то на всю –оссию.


»х было п€тьдес€т, а теперь осталось только шесть. ¬от тут на открытке - они еще живые.

—тоит ли говорить, что город камнетесов и кузнецов ове€н легендами. »стори€ этого места перевираетс€ нео€зычниками и журналистами. ѕо их «желтому» мнению, церковь ѕараскевы и есть «портал» в царство  още€ Ѕессмертного в этих кра€х (тут его лично встречали))).  ј поставлен ли храм действительно на месте древнего капища в низине у берега ¬олги - вовсе не €сно.

Ќа самом деле – церковь и без вс€ких легенд, в заброшенном виде, и даже без намеков на попытку реставрации, производит очень сильное впечатление. ¬сЄ обветшало,  ходить сюда – «насто€тельно не рекомендуетс€», но белокаменность– это не дерево и не кирпич, она сопротивл€етс€ времени гораздо успешнее, и сразу видно – ещЄ дышит, да и никаких побелок ей не нужно, просто «стереть случайные черты», погладить теплую шероховатую поверхность …и пожалеть…

¬нешне она выгл€дит как целый комплекс зданий, и это место, по моему мнению, самое красивое в —тарице. ѕостроена в 1750 г. на месте старинного —тарицкого торжища. ¬от у ѕрокудина-√орского можно еще это разгл€деть - с торжищем.

√лавный престол посв€щен покровительнице торговли ѕараскеве ѕ€тнице.

—в€та€ ѕараскева считалась покровительницей воды: "вода земли /земна€ влага/ и ѕараскева тождественны". ќб этом говор€т бытующие в народе предани€ об иконах ѕараскевы ѕ€тницы, "€вленных" на воде, ручье, роднике или колодце, вследствие чего вода приобретала особую животвор€щую силу, становилась св€той и целебной. ѕри подобных источниках и колодцах устанавливались иконы св. ѕараскевы, ставились часовни и кресты.   таким св€тым местам совершались крестные ходы, около них служились молебны, читались молитвы, приходили люди за исцелением от всевозможных болезней.

ѕокровительствовала св. ѕараскева и торговле. ѕрин€то было праздновать дев€ть торговых п€тниц, следующих одна за другою в продолжении дев€ти недель после ѕасхи. ѕо п€тницам обычно происходили в городах и деревн€х торги и €рмарки.
¬от, всЄ открыто – можно зайти.

—уд€ по жизнерадостной травке на ступеньках,  желающих сделать это – немного.


Ётот вход в центральную часть - пр€мо перед заложенной кирпичами алтарной апсидой.


«амочек - что-то и от тех кузнецов сохранилось.


 ¬нутри храма - тишина и полумрак... » белый камень, изо всех сил пытающийс€ удержать былое великолепие фресок.

Ќа первый взгл€д, церковь и изнутри представл€ет собой как бы три независимые церкви, объединенные одним коридором. ¬ левой ротонде - остатки типично классицистского декора, расход€щиес€ от центра купола кессоны с розеттами...


¬нутрихрамовые помещени€ кажутс€ громадными...

¬ запустении как-то особенно пронзителен взгл€д "—паса Ќерукотворного"

» стоит посмотреть вверх, как сразу пон€тно - тут еще всЄ живо... ¬верху, на сводах правой ротонды пар€т  апостолы...евангелисты... » они  - очень выразительны и внимательны.  онечно, пофотошопна€  реставраци€ - фикци€ одна, но можно чуть рассмотреть.  расиво и очень профессионально всЄ изображено. ¬от - с ангелом - —в.ћатфей.

¬от - —в.»оанн Ѕогослов... с орлом...

Ёто - —в.Ћука - с быком

ј это —в. ћарк, как и положено - со львом

Ќа колокольню залезла. ќна, как видели - невысока€, вс€ белокаменна€ - и светитс€ просто камнем.. изнутри

¬ид из окошка колокольни - тревожный...

Ћестничка туда - не очень...но вполне проходима€. —пускатьс€ - страшнее.

ќх, и да - косые лучи... “ут слева как раз должен быть иконостас...

— запада храм отделен от горы – белокаменной стеной, ах – просто «стена плача».

» тут же небольшой проход ко входу – западному - в ротонду… ÷ерковь можно обойти, но представить  в этих узких проходах – крестный ход – трудно, даже если завалы разобрать.. 


÷ерковь окружена забором из белого камн€, снаружи оформленным в виде галереи с колоннами.  » чувство закопанности – не покидает. ≈ще  увенчанные куполами портики по углам этого забора создают поразительную гармонию колонн, шпилей, куполов, дела€ весь храмовый комплекс похожим на единое живое, встающее из земли существо...

’рам, а точнее комплекс, достраивалс€ на прот€жении 75 лет - до 1825 г. ƒва ротондальных придела (?) - местного старицкого архитектора ћ.ј. „ерн€тина.

„то удалось узнать. ћестный архитектор ћатвей „ерн€тин был поклонником знаменитого «русского Ћеонардо» - Ќикола€ Ћьвова. ј он оказываетс€ – тоже  местный, родовое имение у него тут р€дом – в “оржке, Ќикольское. ¬ свою очередь, Ћьвов – в архитектуре был сторонником палладианства (ой-ой, не бойтесь – всЄ просто, и гениально, сто раз видели, это классицизм такой, «чистый»  и всЄ, что мы сейчас привычно называем русской усадьбой – с портиками, пил€страми, колоннами – как раз  такие домики граф Ћьвов придумал, и очень много всего еще, землебит))) был, если что - как-нибудь почитайте про него – удивительный человек.)  ѕон€тно, что сама по себе ротонда – как и у древних, погребальное такое пространство, говорили уже тут много о храмах √роба √осподн€ – совсем они внешне разные, но ротонда присутствует об€зательно.  стати, сразу церковь напомнила мне Ќовый »ерусалим, и даже кажетс€, что из-под земли она возвышаетс€ похоже.  

» вот помните в ѕитере “роицкую церковь (близ станции метро «ѕролетарска€») с совершенно нетипичным дл€ православи€ видом – той же ротондой? “ам еще и пирамида есть – колокольней. ¬ народе она « улич и ѕасха» называетс€..

≈Є как раз тот же Ћьвов спроектировал и построил. ј еще интересно - в имении у себ€ усыпальницу семейную сделал - ротонду, и при всех его масонских заморочках – очевидно, какую символику пространства он имел ввиду.

» те же - расход€щиес€ от центра купола кессоны с розеттами… » тоже - были синенькие.

“ут как-то само вспоминаетс€, что напротив, на другом берегу ¬олги, стоит монастырь, в котором во врем€ пребывани€ цар€ »вана √розного был устроен подземный ход, прорытый под ¬олгой. ћожет, он сюда ведет?

ј древние монашеские пещерки, наверн€ка с подземными храмами... Ќу, фантазировать много можно)

јлтарной частью ѕ€тницка€ церковь обращена к ¬олге, как и положено - на восток - видите апсиды,  но по бокам еЄ – два входа в ротонды. “о есть в ротондах – алтарей не было…  Ќепон€тно, тогда эти пристройки и «приделами» назвать нельз€, как пишут большинство исследователей – «пристроены в качестве приделов две ротонды». 


„то хотел «сказать автор этим храмом»? ѕочему была выбрана (и профинансирована) – така€ уникальна€ форма? ƒл€ чего использовались ротонды? ѕочему больше нет аналогов? ќх, одни вопросы – и картинки. » ни одна фотографи€ не способна передать ощущение солнечного майского дн€,  пени€ птиц вокруг, пустой улицы, когда ты стоишь на безлюдной бывшей площади и представл€ешь – как же красиво всЄ это было, и как могло бы еще быть…

“рудно очень отсюда уйти... ѕрит€гательное место. » несмотр€ ни на что - светлое.

» вот -  обратно...миновав  понравившийс€ мне дворик ...



уже через три часа - можно оказатьс€ вот здесь... разве не это - царство  още€?

—ери€ сообщений "Ѕелокаменна€ архитектура":
„асть 1 - —лЄзы древнерусской архитектуры...
„асть 2 - «агадка белокаменной архитектуры
...
„асть 14 - Ѕелокаменные смайлики львов ƒмитриевского собора
„асть 15 - —уздаль
„асть 16 - √ород —тарица. ’рам ѕараскевы ѕ€тницы Ц –ождества Ѕогородицы
„асть 17 - ѕойдЄм гул€ть в јндроники
„асть 18 - «венигород. ”спенский собор на √ородке
...
„асть 28 - ѕочему –усь белокаменна€?
„асть 29 - Ѕелые камни √роба √осподн€
„асть 30 - Ќовый »ерусалим белокаменной архитектуры

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



ѕадунский   обратитьс€ по имени —уббота, 29 ћа€ 2010 г. 04:59 (ссылка)
–оскошна€ церковь. “акое богатство решений! ’очу туда.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 31 ћа€ 2010 г. 10:50ссылка
ѕадунский, ага-ага...€ до сих пор под впечатлением - и всЄ жалею: и того не сфоткала, и того - забыла, потому что просто в восхищении была, и не щелкала совсем... ќчень всЄ это необычно и загадочно, и всЄ кажетс€ - если порассматривать подробненько не спеша - может, что поймЄтс€...
¬ладимир_Ўкондин   обратитьс€ по имени —уббота, 29 ћа€ 2010 г. 13:00 (ссылка)
”никальна€ красота и гармони€... и действительно дышит... —пасибо! (Ќадо брать пока живо)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 31 ћа€ 2010 г. 10:56ссылка
 н€зьћышкин, живое оно там пока, да... и кто-то там потихоньку гадость вс€кую - по крайней мере с пола - запаха, как можно ожидать было - нет, убирают, ну, может, несколько человек заинтересованы, чтобы уж совсем там всЄ не было загажено... ќх, насколько их хватит - непон€тно, а с другой стороны: если государство "возьметс€" - то может статьс€ - вообще никаких следов жизни не останетс€ под евроремонтом...
Ќкт   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 30 ћа€ 2010 г. 23:10 (ссылка)
Ёх, вот найду клад и... брошу эту суетную ћоскву. ¬се равно пошлый завхоз Ћужков ее погубил, хуже √итлера. ƒа-с, найду клад и уеду в —тарицу. ѕострою там белокаменный себе домик, буду рыбку удить на ¬олге, да птичек слушать на бережку. ¬от это жизнь!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 31 ћа€ 2010 г. 10:57ссылка
—ергей_Ѕылинин, там и без клада, хорошо, ага... и дЄшево...
Lelena_Yer   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 31 ћа€ 2010 г. 12:55 (ссылка)
я жила все детство около церкви ѕараскевы ѕ€тницы во Ћьвове. ќна тоже с историей, из-под неЄ вели подземные ходы в кн€жий замок на горе. —кромна€, не пафосна€ церковь.
 (480x640, 52Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 08 »юн€ 2010 г. 10:31ссылка
”х ты!  расивый и строгий храм, древний, видимо много раз перестроенный... и очень боевой: башн€ с бойницами кака€!
у воды стоит, ѕараскева-то?
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку