-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 23713

ƒюрер. јпокалипсис. ћученичество —в. »оанна

¬торник, 07 јпрел€ 2009 г. 12:54 + в цитатник

 

ƒюрер верил в близкий апокалипсис… и в «јпокалипсис» как боговдохновенную книгу... и ещЄ его поражала истори€ его автора – —в. »оанна Ѕогослова, который, покинув »ерусалим после ¬оскресени€ ’риста, возглавил христианские общины ћалой јзии.  огда здесь началось преследование христиан, его схватили и доставили в –им. »мператор ƒомициан приказал бросить его в котел с кип€щим маслом. Ќо »оанн вышел из котла невредимым. ѕотр€сенный император не решилс€ назначить новой казни. ќн сослал »оанна на остров ѕатмос. » здесь ему €вились чудесные пророческие видени€, которые он и записал в « нигу о тайном откровении »оанна, называемую јпокалипсисом». ѕредание об »оанне зан€ло воображение ƒюрера целиком. ќбраз слабого человека, наделенного такой могучей силой духа, что против него бессильны все гонители, посто€нно занимал его.

 

 

ћного сил отдал ƒюрер гравюре «ћучени€ евангелиста »оанна». ¬ самом тексте «јпокалипсиса» этого событи€ нет. ƒюрер обратилс€ к житийной легенде. —мотрите – вы не сразу всЄ увидите, потихоньку всматриваемс€. Ќа гравюре противосто€т два человеческих образа. »мператор ƒомициан— старый бородатый человек, повелевший пытать »оанна, восседает на резном троне. Ќа императоре длинный плащ, подбитый горностаем, с шеи свисают золотые цепи, на груди драгоценный камень, в руке скипетр.  ”дивительно ( и ничего не угловато))) черно-белый штрих создает ощущение – посмотрите – и  цветной ткани, и блест€щего металла, и сверкающего бриллианта. ƒомициан просто огромен и неподвижно-важен. √лаза его устремлены на обнаженного »оанна. Ќагота »оанна -  символ нест€жательной и праведной жизни – выгл€дит особенно незащищено как-то и трогательно р€дом с варварски-пышным нар€дом императора. ѕод котлом, в который ввергнут »оанн, пылает огонь. ѕалач льет ему на спину кип€щее масло. Ћицо »оанна печально, но не искажено мукой. ќн не смотрит на императора, не ждет от него пощады, не замечает ни его свиты, ни толпы. —осредоточенно молитс€.

¬ этой гравюре ƒюрер во многом следует традиционным изображени€м мучеников, но вносит в традицию много своего, прежде всего необычайную конкретность повествовани€. ћне нравитс€ така€ немецка€ основательность. ¬идите - вот таким был котел. ¬от так под него подкладывали дрова. ¬от так палач, отложив меч в сторону, кузнечными мехами раздувал огонь. Ёто все тот же тип щегольски разр€женного мучител€ с тонким лицом - образ, который не давал поко€ ƒюреру. ј другой палач - у него брита€ голова, пом€тое порочное лицо - не смеет даже взгл€нуть на того, кого пытает. —амое удивительное в гравюре - толпа. »нтересно порассматривать людей. ¬идно лишь несколько человек, но впечатление - многолюдства. ∆енщина т€нет шею - только бы ничего не упустить! ћужчина, которого она оттолкнула, сердито обернулс€. —тарик с изможденным лицом сострадательно смотрит на »оанна. ј его сосед что-то назидательно говорит, наверное:  «—ам виноват!» ћежду их головами выгл€дывает еще одно лицо: застывша€ маска скорби. –€дом — тучный горожанин с брюзгливой физиономией. „уть дальше - воин с хищным профилем. ¬оин оттесн€ет в сторону человека, поза и особенно взгл€д которого ошеломл€юще выразительны. ќн всматриваетс€ в императора: в его глазах ужас и гнев. ћелькает человек в шл€пе, надвинутой на лоб, с низко опущенными пол€ми. ќн не смотрит на мученика. ќн вслушиваетс€ в то, что говор€т в толпе. Ёто согл€датай.

Ќа переднем плане человек в дорожном плаще. ѕоза его независима. ќн подчеркнуто отодвинулс€ в сторону от трона. ¬згл€д устремлен на того, кого ист€зают. ¬ его лице иногда вид€т сходство с ƒюрером. ”тверждать это с решительностью трудно. „еловек этот, едва скрыва€ потр€сение, заставл€ет себ€ всматриватьс€ в то, что происходит. ќн стоит недалеко от императора и его свиты, но он чужой им. ќн и одет не так, как они. Ёто - безмолвный свидетель. “от грозный очевидец, который всегда зримо или незримо присутствует при злоде€нии, чтобы поведать о нем потомкам.

ƒействие развертываетс€ в страшной тесноте.  остер пылает в нескольких шагах от императорского трона. –€дом балюстрада, за которой толпитс€ народ. ј в глубине площадь замыкают стены, башни, деревь€. Ќе заслонен лишь крошечный кусок неба. —овременники ƒюрера привыкли к такой скученности. ќни узнавали на гравюре знакомые им здани€, нар€ды, оружие, прически.

јх, первый оттиск. —амый волнующий момент. ѕока режешь - на доске – всЄ не так: инверсно и зеркально %) ћожно представить, как бережно, чтобы не смазать краску, ƒюрер берет еще влажный пробный лист за  уголок, разгл€дывает его.  ажетс€, получилось. ѕрочно сто€т дома на площади. ќн не стал обозначать каждый камушек - одну стену дома выложил кирпич за кирпичиком, на других едва наметил кладку; остальное достраивает глаз. √орностаевый мех на мантии императора пушист, латы воинов - холодно поблескивают. «абавна€ лохмата€ собака у подножи€ трона поворотом кудлатой головы передразнивает поворот головы придворного. ƒюрер и сам не может объ€снить, зачем поместил здесь собачонку, но чувствует - без нее напр€жение сцепы было бы непереносимым.

ѕотом радость смен€етс€ ощущением недовольства. ≈сть и ошибки: удалось не все. Ѕалдахин он пыталс€ расположить над троном, но в рисунке допустил просчет, и балдахин уходит далеко в глубь улицы. ќбидна€ ошибка, почти ученическа€. » еще - несоразмерно маленьким, по сравнению с людьми из толпы, кажетс€ палач, а ведь он куда ближе к переднему плану, чем зрители, значит, следовало ему быть крупнее. ќт хорошего настроени€ не осталось и следа. “еперь ƒюреру начинает казатьс€, что €зыки пламени не похожи на огонь. ¬пору разорвать оттиск, а доску бросить в печь. ѕо крайней мере, огонь в ней насто€щий. Ќе сразу удастс€ обуздать приступ острого недовольства. ќно приходит всегда, когда закончена работа, смен€€ недолгое чувство радости. ≈динственное лекарство от этой беды - продолжить работу.

 

ѕо материалам

http://www.durer.net.ru/

http://www.durer.ru/

—ери€ сообщений "јпокалипсис":
„асть 1 - јльбрехт ƒюрер. јпокалипсис
„асть 2 - ƒюрер. јпокалипсис. ћученичество —в. »оанна
„асть 3 - ƒюрер. јпокалипсис. ¬идение семи светильников
„асть 4 - ƒюрер. јпокалипсис. Ќебесные врата
...
„асть 14 - ƒюрер. јпокалипсис. «верь богохульства и зверь соблазна
„асть 15 - ƒюрер. јпокалипсис. ¬авилонска€ блудница
„асть 16 - ƒюрер. јпокалипсис. Ќовый »ерусалим

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



NADYNROM   обратитьс€ по имени ¬торник, 07 јпрел€ 2009 г. 13:13 (ссылка)
я когда смотрю на эту гравюру, сначала вижу зрителей ( и ведь действительно ощущение большой толпы) и только потом »оанна и императора.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ¬торник, 07 јпрел€ 2009 г. 13:46 (ссылка)
а мне почему-то сразу костер в глаза бросаетс€ %) хоть он и не €ркий...
и только при большом усилии - начинаю видеть город и небо... балдахин этот - действительно - с кривой перспективой)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку