Первые испытания. На ростанях |
Фильм, который никто не видел. Почти экранизация почти советского классика белорусской литературы Якуба Колоса (Мицкевича), произведение называется "На ростанях". Кино отражает как раз весь перебор советской пафосности и революционности, который способны были усиленно надумать в угоду власти и вдохновенно сочинять изрядно прикормленные советской властью люди. В России это не так заметно, да и отбор был жестче, а у нас сочиняли напропалую, ну, тем заметнее. Фильм неинтересный, занудливый, но благодаря актерам - замечательным, и режиссеру с оператором, неожиданно смотрится сегодня как топорная пародия на революционеров. Разве что кому интересна история советского кинематографа... или смесь водевиля, мелодрамы и революционного пафоса...
Скрины все слепые - даруйце) фильм старый и не перевыпускался.
Действие происходит в 1905 году на Полесье. Вообще-то Колос писал про себя - именно он - прототип главного героя Андрея Лобановича. Начинается фильм с прощания друзей-семинаристов - выпускников учительской семинарии. Лучшего места для революционного начинания, как под крестом на перекрестке - не найти.
В деревне, куда попадает Лобанович учительствовать по распределению, так сказать, он знакомится с местной паненкой, Ядвигой, и у них - любовь.
Он по мере сил участвует в жизни сельской интеллигенции, выражая народнические взгляды.
Знакомится со шляхтой.
В это время из Москвы в полесскую глушь прибывает революционерка Ольга.
Лобанович слушает её выступление на митинге в Пинске и проникается.
Ольга говорит пламенно и пафосно. Она дворянка с большим состоянием, но чтобы воспользоваться им, ей нужно выйти замуж...
Она договаривается о помолвке с другом Лобановича, но того на этом же митинге убивают. Лобанович дает умирающему другу клятву женится на Ольге и продолжить его революционное дело. И конечно, клятву сдерживает.
Всё еще больше усложняется, когда об этом узнает Ядвися. Но она обещает ждать когда закончится этот фиктивный брак.
А Ольга тем временем скрывается от слежки.
А тут Лобанович помог написать мужикам прошение - про землю, и мужики по доброму пришли с ним к пану.
Но пан не совсем вник в их проблемы и мужики устроили бунт -
снесли межевые столбы и отправились ловить рыбу в протоки.
За это жандармы устроили у Лобановича обыск.
А мужиков поставили стоять на коленях.
Немного попозже Андрей Лобанович пришел в храм с Ольгой - чтобы их развели. А тут аккурат - Ядвися венчаться собралась. Не смейтесь, я ж говорила - водевиль.
Развод им не дали, и лучшее средство от хандры и здорового революционного депрессняка - походить по лесу с ружьем, чем Лобанович и занялся...
Дальше - революционное учительство с вооруженным на деньги Ольги народом подожгли панский маёнтак и фабрику. Потом прошло какое-то время, и вот Андрей - в тюрьме. Случайный сокамерник оказался соратником!
Лобановича выпускают из тюрьмы, и он едет в свою деревню устраивать учительский съезд. Снова вспыхивает старая любовь, Ядвися говорит, что бросит мужа, которого не любит.
Учительский съезд происходит в ночь на Янку Купалу)
Всех легко арестовывают, и второй из трех друзей дает подписку "осведомлять" власти обо всем происходящем.
но не выдерживает мучений совести и вешается.
Андрей, потеряв всех друзей, решает ехать в Вильно (Вильнюс). По дороге он встречает жандарма, который оказывается тоже революционным борцом, но индивидуалистом-одиночкой. Как Коба в молодости, он грабит богатых, и отдает деньги бедным, и предлагает Лобановичу присоединиться. Главному герою чужда эта романтика, но ключ от квартиры он принимает с благодарностью, и устраивается в ней жить.
В Вильно он встречает и Ядвисю.
Да в Вильно вообще переместилась вся тусовка. Выясняется, что Ольга продает дом - революции снова нужны деньги.
Ну, а революционер-экспроприатор - тут как тут.
Муж Ядвиси становится смотрителем гимназий, они наконец-то обретают столь желанный ими достаток.
А Лобанович выходит очередной раз из тюрьмы.
Его встречает Ольга - уже сестрой милосердия.
И они отправляются на войну, на Первую мировую... Разжигать революционную агитацию и призывать к дезертирству.
Очень много я чего пропустила, но фабула, я думаю ясна.
Вывод - в голове должен быть порядок, идеология - она или есть, или ее нет))) Иначе будет такая вот жэсть революционная, как в фильме) Но кажется мне, какая-то часть революционной правды в нем есть,и, боюсь, не самая лучшая...
Спасибо Лесгафт за напоминание о фильме.
Серия сообщений "Кинокритика":
Часть 1 - Идеалист Алатристе
Часть 2 - Фильм Фонтан. Чулель, или сказка о потерянном времени...
...
Часть 41 - Хроника пикирующего бомбардировщика
Часть 42 - Легенда о Нараяме
Часть 43 - Первые испытания. На ростанях
Часть 44 - Полнолуние. Фильм "Юрьев день"
Часть 45 - О "Звездах"...
...
Часть 48 - Немецкий "Сталинград"
Часть 49 - Потоп
Часть 50 - Солнечный удар
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |