Ихлара. Эгри Таш |
фотографии Владимир_Шкондин
Решила вернуться к ихларским фотографиям, и через три года продолжить нашу серию ихларских храмов. Как нельзя больше этому способствует сегодняшний праздник – Торжество Православия, установленный при победе над иконоборчеством, день всех иконописцев. Поздравляю!
Эгри Таш – (Таш – по-турецки камень, а вот эгри... много версий, непонятно %) храм наполовину рухнувший, фресками смотрит прямо в долину Мелендиз. Вспоминаются слова Григория Назианзина, жившего тут недалеко и писавшего Василию Великому: «И счастлив тот, чья келья выдерживает ливни и зимние бури». Это здесь очень актуально, потому что скалы рушатся… и внизу валяются огромные и не очень обломки….
Храм является частью обширного пещерного монастырского комплекса и признан самым ранним в долине Ихлара. Он вырублен в скале перпендикулярно ее поверхности. Собственно храмовое пространство и нижележащая крипта являются одним объемом, разделенным в прошлом деревянными перекрытиями. Пазы для балок и пола-настила были врезаны в боковые стены церкви. Вот так выглядит храм, если подняться метров сорок вверх от речки Мелендиз.
По различным мнениям храм принадлежит VII, 2-ой половине IX - началу X в.; XI в. [Thierry 1998] По центру свода расположен большой греческий крест, в полях которого и за ними располагаются по три яруса сюжетов. Четвертый ярус расположен ниже, на плоскостях южной и северной стен. В проломе с замечательными фресками когда-то был расписан каждый сантиметр долбленного камня... И до сих пор часть росписи сохранилась. Вот второй крест, и можно различить образ Богоматери на престоле в окружении архангелов.
Вот осталась одна аркада - а ведь в каждой арке располагался образ.
Мусульмане нещадно выбивали фрески, особенно глаза у изображений уничтожали, и поэтому лучше всего сохранились фрески свода. Вот такие регистры изображений.
Снизу здесь Гефсиманский сад и Тайная вечеря, а сверху - видение волхвов, приносящих дары ко Христу трех разных возрастов.. это апокрифический сюжет, у нас неизвестный. Взят, видимо, из сирийской хроники VIII в. из монастыря Зукнин в окрестностях г. Диарбекира. В первой части этой хроники содержится апокрифическое сказание о Пещере сокровищ, частью которого является рассказ о волхвах, узревших Христа в нескольких различных видениях. Также этот апокриф есть и в Армянской книге Детства. Интересные волхвы с волшебными сосудами... И видно как растет и мужает Христос.
В полях креста в первом ярусе с южной стороны, с востока на запад расположены: Благовещение,
В следующем, втором ярусе - Рождество Христово, включающее Поклонение пастухов и Омовение.
Особенно интересно Омовение новорожденного Младенца.
Ах, какая служанка... тихая радость. Вот еще подробнее.
С северной стороны в первом ярусе, с востока на запад расположено Поклонение Богоматери - Панахранта.
На южной стороне восточной стены, справа от алтаря, сохранилась поврежденная ктиторская надпись, прочтение которой принадлежит N.Oikonomides и I.Beldiceanu-Steinherr. Согласно прочтению, данный храм был содеян при императорах Константине VII и Романе Лекапене (921-944) турмархом, начальником турмы Христофором.
Турмарх – это командир турмы (подразделения, составлявшего часть воинского контингента провинции) и комендант той части военно-административного округа, на которой расквартирована его турма. Иногда под этим термином византийцы подразумевали командующего вообще. Это очень хорошо вписывается в мою общую пограничную картинку священной границы Ихлары .
На одном из западных простенков – потрясающая Одигитрия. Сначала кажется четверорукой)
И лоратный Ангел. Предводитель Небесного воинства, Архистратиг, он воспринимается, в первую очередь, как предстатель за ратников, «воевода совершенного полка». От греческого слова «лорос» – лента, одеваемая поверх далматика (он в таком виде напоминает препоясанного орарем иподиакона). «Лоратный» архангел обычно держит сферическое зерцало (сферу с инициалами Иисуса Христа) и мерило или копие. Здесь непонятно, скорее всего - копье...
Очень выразительная у него рука. И как сделана, многослойно...
Это непонятная композиция со Христом. Скорее всего, поклонение, и возможно, ктиторская.
Но вот рука благославляющая... чудо как выразительна и экспрессивна.
Вот фреска Даниила во рву...Львиная спинка, и омфанимы-силы летают, глаза светящиеся, колеса огненные...
В люнете, скорее всего - Поклонение Богородице, а снизу - арконсолий.
А это по-прежнему загадочная дофресочная живопись - омфанимы, они везде летают...
И вот тоже - красные линии и крест-солнце... Что это? Никто не знает...
В Эгри Таш есть колодец - вот такой, правильный, круглый и ровный...
Всё разрушено, но негодование мешается с восхищением. И кажется - ни один камень нельзя сдвинуть - разрушится живое целое.
И хочется, чтобы время пощадило бы эти материальные остатки высокой духовной жизни и подвига, дающие возможность жить в истории. Тяжело, когда видишь перед собой руины таких храмов, до которых человечество уже не поднимется..
А боязно представить, как обнимает эти остывающие к ночи камни тьма и возгораются звезды... Тут и днем теряешься как-то, перестаешь чувствовать границы неба и земли... и немеешь от внезапно понятого слова "бесконечность".
Серия сообщений "Каппадокия, Ихлара":
Часть 1 - Мистика Ихлары. Символика пещеры
Часть 2 - Сказки Ихлары. Кемер Килисе. Karanlik Kale Kilisi. Копье св. Лонгина
...
Часть 12 - Каппадокия. Ориентация пещерных храмов
Часть 13 - Георгий Победоносец... Каппадокийский
Часть 14 - Ихлара. Эгри Таш
Часть 15 - Ихлара. Церковь Святого Георгия. Кирк Дамалти, Kirkdamalti Kilise
Часть 16 - Ихлара на перекрестке времен и дорог
...
Часть 18 - Персидское очарование пограничной Ихлары
Часть 19 - Большой Крест на своде
Часть 20 - Ихлара. Складки местности
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |