-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23754


Моонзунд

Четверг, 28 Марта 2013 г. 22:22 + в цитатник

1067597_99061266_large_04_Moonzund_Peyzazh (675x486, 47Kb)

 

Чего можно ждать от перестроечного фильма, премьера которого состоялась в ноябре 1987 года - по случаю 70-летия Октябрьской революции? Ну, уж не света и вдохновения, а вот поди ж ты. Видимо, заряды двух литературных проходимцев - писателя Пикуля и сценариста Володарского - сошлись, и это как раз тот случай, когда минус на минус дает плюс.
 
Военный фильм про кораблики, действие происходит в Прибалтике во время Первой мировой войны. 
 

1067597_ (700x412, 144Kb)

Вот остров красной буквой А отмечен - Сааремаа, сейчас он эстонский, а вокруг него острова и островочки - это Моонзундский архипелаг, как раз на морском пути из "немец" к нам в Питер.

 

А вот поближе у этого острова Сааремаа на юге монитора есть мыс - длинный такой, это знаменитый Церель, 

вот тут как раз большая часть действия и разворачивается. Кораблики в фильме вот такие, а за военными действиями можно наблюдать почти всегда только в бинокль. Вообще, весь фильм - в мрачной, «холодной» стилистике вечных сумерек.

16 Моонзунд Новик (690x488, 56Kb)

Машины и их механизмы показаны подробно, исторично и с любовью, они почти как в паровозах красивые, только большие и часто смертоносные.

01 Моонзунд болванка (700x484, 54Kb)

В начале фильма идут учебные стрельбы, командует вице-адмирал Николай Оттович фон Эссен в исполнении Евстигнеева,

01а Командующий Эссен (682x488, 51Kb)

 а из недр корабля адмирала развязно комментирует простой матрос, и делает поправку. Адмирал поправляет прицел, вызывает матроса:

- Вот что, Дыбенко. Либо ты у меня насидишься в тюрьме, либо быть тебе на моем месте!
- Так точно, ваше превосходительство! Мы способны и на то, и на другое!
Так зритель знакомится с атмосферой и с двумя очень второстенными для развития сюжета персонажами, а в романе Пикуль еще прибавляет "Скоро! Уже скоро сядет Дыбенко в тюрьму. Скоро он поведет флот за партией Ленина в Моонзунд..." Действительно, и фон Эссен, и Дыбенко - реальные исторические персонажи - знаменитый адмирал и будущий первый народный комиссар по морским делам РСФСР.
 
Тут же и Колчак присутствует, замечательный Колчак, Беляев, очень фактурный, харизматичный образ, ещё не герой опомнившейся России, но уже не «пропитанный кокаином истерик». 

01б Колчак (686x484, 45Kb)

А дальше начинается собственно действие. Старлей Артемьев (Меньшиков) прибывает на новое место службы, на свою батарею - на этот самый Церель, и обнаруживает там бардак и расхлябанность.

1067597_moonzund_1987_dvdrip1360mb___dvd9_439696 (689x520, 67Kb)

Артемьев выяснет, что всем здесь рулит революционный комитет... Матросы агрессивны...

02 Моонзунд встреча на Цереле (700x489, 69Kb)

За уточнением обстановки он обращается к фон Кнюпферу, капитану первого ранга, который делиться с ним упадническими настроениями и невозможностью привести батарею в боевой порядок.

03 Моонзунд Капитан первого ранга (700x487, 62Kb)

Тут же он встречает Клару, в одну из поездок в Гельсингфорс (Хельсиники тогда - российский город). Встречает в магазинчике, где очаровательная хозяйка Вия Артмоне предлагает ему давно разыскиваемую книгу - Артемьев увлекается искусством, миниатюрным портретом.

05 Моонзунд Клара (686x482, 65Kb)

Он возвращается под впечатлением от встречи и от обстановки на батарее.

06 Моонзунд у моря (694x482, 73Kb)

Порядок навести ему помогает, расстреляв одного матроса, Семенчук - замечательный Гостюхин. Семенчук сыплет манагерскими прям афоризмами.

"- Ежели командир оплошает - я его шлепну в патоку! Ежели если кто приказ командира не выполнит, я его шлепну - в повидло!"
"- Кому что на данном политическим этапе неясно? У кого есть насущные вопросы, мировые проблемы?"
"- Командуй, что хочешь, лишь бы громко, пока в себя не пришли"

07 Моонзунд кричи громче (696x484, 78Kb)
 

А вот уже Артемьев - старший офицер на "Новике". В кают-компании он напоминает офицерам, что о политике говорить запрещает устав. Офицер Артеньев - настоящая фамилия Бартенев, артиллерист и никогда не был старшим офицером эсминца.  Реальный Баретеньев, командир 305-мм батареи № 43 Цереля, описал все эти бои осени 1917 года в записке в 1918 году - они есть в инете. 


08 Моонзунд в кают компании (690x486, 66Kb)

А вот и бои. В критической ситуации командир  корабля фон Денн приказывает поднять белый флаг. Его помещают в каюту, запирают, и обходятся без белого флага.

09 Моонзунд в бою (686x488, 66Kb)

А потом судят офицерским судом. И фон Денну ничего не остается, как застрелиться. Карл Иоахим Фон Денн - такой морской офицер действительно был в то время, и его супруга действительно из окружения Распутина. Но "Новиком" фон Ден не командовал, и Фон Денн не пытался сдать корабль немцам, да и не стрелялся.

10 Моонзунд разбор полетов (686x484, 56Kb)

А вот снова Колчак - у него на приеме в Гельсингфорсе Артеньев выясняет свою дальнейшую судьбу.

11 Моонзунд Колчак (688x484, 60Kb)
 

Там же поход с Кларой в собор - они слушают там орган, и в "Иллюзион".


12 Моонзунд кинематограф (688x486, 59Kb)

А потом бурное обсуждение, что можно показывать в кинематографе, а что нет.

12а Моонзунд Клара обсуждение кино (680x486, 70Kb)

А на "Новик" взамен фон Денна назначен новый капитан - фон Грапф.  В действительности Пикулем были взяты тексты - фон Графа, который описал это все в мемуарах в 1922 году. В фильме его вывели под видом командира фон ГраПфа, а реальный фон Граф был сторонником НСДАП и мемуары его в СССР запрещены.

13 Моонзунд фон Грапф (684x486, 75Kb)

На корабле Артемьев получает записку от Клары - о том, что она исчезает на неопределенный срок.

14а Моонзунд страдание по Кларе (686x490, 54Kb)

Артемьев тоскует и предается воспоминаниям...

14 Моонзунд Клара в воспоминаниях (688x492, 54Kb)

И снова бои...

15 Моонзунд Попадание (684x492, 57Kb)

Артемьев с Семенчуком едут в Питер, а там - сестра... Она объявляет, что уходит на фронт, сестрой милосердия. 


17 Моонзунд Сестра (682x482, 76Kb)

В Питере в ресторане случайно герой видит Клару. Здесь звучит чудесный романс на слова одного из самых проникновенных поэтов Серебряного века - Георгия Иванова - "Настанут холода", жаль на ютубе нет. Клара назначает ему свидание.

18 Моонзунд Клара в Питере (684x480, 64Kb)

На обратной дороге - разговор с Семенчуком... о смерти. О смерти за Родину. Только в ней видит Артемьев примирение всех своих противоречий. И на всех героях мы видим отпечаток неумолимой судьбы...Очарованный смертью Артеньев, не желающий изменять себе и лишь потому до конца исполняющий то, что полагает своим долгом; мечущийся в поисках несуществующего знаменателя Семенчук; уставшая от жизни, но не способная преодолеть себя Клара...

Аполитизм – главный недостаток и главное достоинство "Моонзунда"... основная проблема как раз-таки в аполитизме. Этим фильм и цепляет, становится лично интересным. Человек в мятущемся мире, выполняющий свой долг. Вне политики, вне партий и направлений - хорошо ли это? 
"Двух станов не боец, а только гость случайный..." И в романе, и в фильме, и в жизни - это видимо была личная проблема, и Пикуля, и Володарского. И в романе, и в фильме, и в жизни - неразрешимая задача.  


19 Моонзунд в поезде (692x488, 55Kb)

Уже в Гельсингфорсе, возвращаясь с очередной книжкой из того самого магазинчика,

20 Моонзунд с книжкой (686x492, 57Kb)

главный герой встречает каких-то матросов и его избивают. Становится жутко.

21 Моонзунд драка (696x484, 70Kb)
 

Как раз об этом времени писал Маяковский в своей "Оде революции"

"Слава" хрипит в предсмертном рейсе.

Визг сирен придушенно тонок.
Ты шлешь моряков
на тонущий крейсер, —
туда,
где забытый
мяукал котенок.
А после!
Пьяной толпой орала.
Ус залихватский закручен в форсе.
Прикладами гонишь седых адмиралов
вниз головой
с моста в Гельсингфорсе.
Вчерашние раны лижет и лижет,
и снова вижу вскрытые вены я.
Тебе обывательское
— о, будь ты проклята трижды! —
и мое,
поэтово
о, четырежды славься, благословенная! "
 
А потом матросы на корабле выбирали - кого оставить из офицеров...  Интересные при этом диалоги. 


22 Моонзунд суд (692x492, 77Kb)
 

Приходит телеграмма - сестра погибла от тифа. И еще -  Артемьева вызвала контрразведка - и ему популярно объяснили, что он мешает. Клара - шпионка, и ей нельзя отвлекаться от работы. Они не могут быть вместе.


23 Моонзунд контрразведка (690x492, 60Kb)

В последнюю встречу, на расставание, Клара дарит ему миниатюру, с пожеланием выжить...

24 Моонзунд миниатюра (690x496, 88Kb)
 

В качестве миниатюры выступила картина Григория Чернецова «Парад на Царицыном лугу 6 окт. 1831». На картине изображён парад по случаю подавления Польского восстания 1830—1831 годов. Восставшая Варшава была взята русскими войсками 8 сентября 1831 года.

Сбылось — и в день Бородина
Вновь наши вторглись знамена
В проломы падшей вновь Варшавы;
И Польша, как бегущий полк,
Во прах бросает стяг кровавый -
И бунт раздавленный умолк.
(Пушкин, Бородинская годовщина...)
 
Непростая картина)

Артемьев решает покинуть корабль, и вернуться на свою батарею, на Церель. И вот уже немцы наступают, матросам объявлено, что они - в окружении. И большинство - остаются защищать Церель. Сбегающим Семенчук говорит: "Мне на святое дело дерьма не надо!"


25 Моонзунд Отрезаны (690x484, 78Kb)

Батарея успешно обороняется, но  снаряды кончаются, и под арт-обстрелом редеют ряды защитников. Помощи ждать неоткуда, но её все равно ждут.

26 Моонзунд Бой (690x482, 62Kb)

Артемьев теряет миниатюру, переживает, и в перерывах между обстрелами долго и безуспешно пытается найти её.

27 Моонзунд Потерял (680x480, 56Kb)

Вражеская эскадра накатывается на Церель снова и снова.

28 Моонзунд Корабли (688x486, 55Kb)

Немецких кораблей становится всё больше, и оставшаяся небольшая группа защитников Цереля взрывает батарею и уходит в лес. Здесь-то и происходит разговор о смысле революции и о смысле жизни, разговор, поднимающий проблемы, актуальные и наши дни...




А дальше - плен. Немцы и с ними фон Кнюпфер. На самом деле, каперанг фон Кнюпфер к немцам не перебегал и обороной командовал вполне нормально, а немецких парламентёров приказал вышвырнуть с батареи и сначала даже хотел их повесить. Тут хорошо прослеживается "пикулевская технологическая школа", становится понятным откуда у нас все эти "штрафбаты" и "адмиралы". Володарский, а еще Веллер - старательные ученики Пикуля. Классический вариант развития технологии это Веллер, но ему не повезло - уровень знаний у народа подрос, да и идеологически он не смог определится. Квалификация писателя есть, а писать не о чем. Но я отвлеклась.

29 Моонзунд С немцами (682x486, 81Kb)


Большевиков немцы расстреливают.


30 Моонзунд Расстрел (686x488, 101Kb)

Артемьев - верный слуга отечества,  даже когда отечество сужается до размеров обреченного на гибель клочка земли. Артемьева ведут на допрос. И это его последний взгляд в фильме. 


32 Моонзунд Последний кадр (692x474, 66Kb)

А в конце камера долго скользит по "миниатюре", рассматривая один фрагмент за другим... Эдакий символ погибшего мира. Очень элегический.

33 Моонзунд Последний кадр2 (686x486, 87Kb)

зы. Хороший фильм... 

Надо признать - у творческих людей есть право на ошибку. Но них нет права на осознанное враньё. Пикуль лгал. Володарский лгал. Они лгали, когда обосновывали всё это как историческую правду. От этого вранья в фильме - весьма ощутимый душок провинциального шика с запахом хризантем на местах побоищ, блоковской незнакомки с повадками профессиональной стукачки и шлюхи, аксессуаров дворянской жизни, как ее представляли себе дворники, которых не пускали на порог этой жизни... 

 

Серия сообщений "Кинокритика":
Часть 1 - Идеалист Алатристе
Часть 2 - Фильм Фонтан. Чулель, или сказка о потерянном времени...
...
Часть 36 - Пограничный пес Алый
Часть 37 - "Анна Каренина". Дайте две...
Часть 38 - Моонзунд
Часть 39 - Республика Шкид
Часть 40 - Великий Гэтсби
...
Часть 48 - Немецкий "Сталинград"
Часть 49 - Потоп
Часть 50 - Солнечный удар

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Cadaver_of_Me   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 00:05 (ссылка)
спасибо большое. фильм не глядел, но экскурс очень вечерний и развенчательный. честно говоря, и смотреть после этого не хочется, спойлеры куда интересней сюжета кажутся :) но так даже лучше
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Марта 2013 г. 09:26ссылка
Cadaver_of_Me, фильм очень душевный, несмотря ни на что... и тем более обидно, что враньё и тут, и там. Можно было не выпендриваться, и без этого всего вранья было бы отличное кино.
Лезгафт   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 00:28 (ссылка)
"Глубоко копают! Метущаяся интеллегенция среди толпы. Отрыв от народа и падение!" (с)

Как не странно, один из моих любимых фильмов и произведение Валентина Саввича это когда-то взахлеб читал.
Кстати, мой ник как раз и обязан этому произведению =))) Скажем, так несколько измененная фамилия одного из эпизодических персонажей.

Красиво пишет Пикуль, да вот привирает порой безбожно. Это, да.
Помню были у него там аналогии отступления российских войск с драпом советских в 1941. И немцы от пуза там стреляли из автоматов.
Чего только я не перерыл, чтоб найти подтверждение этому. Точнее, что конкретно за автоматы. А именно в то время у немцев автоматы были практически в единичном количестве у экипажей дерижаблей (Цеппелинов)

И все таки это худ. произведение, в отличие от Веллера который вроде как на документалистику покушается, ну публицистика точно..
Ну и Володарский всеж меньше в фильме врет. Не исключено это из-за того, что просто фильм коротковат для полного изложения сего лит. произведения.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Марта 2013 г. 09:28ссылка
Лезгафт, Пикуль гонит "правдоподобную" пургу относительно реальных исторических событий. Он делает вид, что описывает реальные события. Привирая, умалчивая, приукрашивая и так далее - так, что у "пользователя" создается совершенно неверная картина этого самого реального события. Идеальная ложь та, где 99% правда, зато 1% лжи искажает всё картину, ибо это наиболее важная информация...
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Марта 2013 г. 12:36ссылка
ZnichKa, в принципе согласен. Но все равно это все-таки не так нечестно, как тот же Веллер...
Сейчас худ. произведения практически не читаю за некоторыми, скажем так, исключениями, наверно по этой причине..

Кстати, а не догодались случайно про мой ник? =)
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Марта 2013 г. 12:48ссылка
Был там у Пикуля мичман Лесгафт)
Elena_Kalusch   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 01:09 (ссылка)
Спасибо за такой подробный разбор фильма! Точно, фильм уже можно и не смотреть...)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Марта 2013 г. 09:30ссылка
Elena_Kalusch, посмотри, интересный фильм, если отвлечься от историчности. Там такой звездный "букет" играет...
Лезгафт   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 01:18 (ссылка)
Elena_Kalusch, не знаю, а по мне так посмотреть стоит
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 09:26 (ссылка)
Пикуль писал хорошо, увлекательно. Мне многие его исторические миниатюры нравятся, так как вымысла в них в десятки раз меньше, чем в его романах.
Но в той увлекательности, с которой он мешал факт и вымысел, как раз и кроется опасность. Большинство прочтет романы и не полезет в первоисточники, не будет выяснять, как все было на самом деле.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Марта 2013 г. 09:32ссылка
NADYNROM, да, с Пикулем проблема как раз в этом. Скажем, прочитав Дюма, никто не будет думать, что прочитал историческое исследование. Есть исторические события - до известной степени в стороне - а есть приключения героев. Пикуль же может заставить думать, что ты прочитал именно таковую работу, историческую - лишь в беллетризованной форме. Поскольку он на "мелких" героев типа Д'Артаньна не особо разменивается, и его главные герои - серьезные исторические персонажи, их приключения - международные договоры, сражения, войны. Мне не приходилось слышать, чтобы кто-то ссылался на Дюма как на источник. А вот на Пикуля - увы, не так и мало.
NADYNROM   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 09:35 (ссылка)
ZnichKa, на него ссылаются очень многие, к сожалению. А он тасовал факты в угоду повествованию.
И ведь литература-то в целом качественная как литература. Какие-то моменты просто замечательные. Но от игры с историей противно.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Марта 2013 г. 09:43ссылка
NADYNROM, а такой хороший фильм... стильный, целостный, и никаких претензий на героику, никаких замашек на милитаристику, никаких притязаний на мелодраму...
а всё - враньё
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Марта 2013 г. 12:38ссылка
NADYNROM, да встречалось такое, но больше чтоб дать эмоциональную окраску дисскусии
Аноним   обратиться по имени Суббота, 30 Марта 2013 г. 20:46 (ссылка)
Ох! Слава Богу! А я уж отчаиваться начал, что один на энтом поле идеологической брани костьми лягу... Ан, нет, нашего полку прибыло! Просто елей на боевые раны весь твой постик. Бить гада- исторического романиста - везде и всегда! Извести под корень!Пусть земля горит под ногами его! Несть бо пуще вредности, чем литературщина в истории. 20 век - столетие исторической лживо-пропаганды. Век подмены истины ложью, истории - журноложеством. А что теперь делать, спросите вы? - Увы, гнусно и мучительно выбрасывать трупы пропагандистской лжи из памяти. Наведем порядок на погостах Истории!
Однако к фильме!
Я давно выработал в себе (и всем рекомендую) способ просмотра исторических фильмов совдепии. Я говорю себе - это не про Россию, это типа на Марсе было... И тогда всё встаёт на свои места - вот плохой, вот хороший, а вот кто виноват. Иначе - аффтара на кол, да так чтобы... ох, пожалуй поберегу вашу впечатлительность от подробностей средневековых публичных развлечений.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 30 Марта 2013 г. 21:51ссылка
Ну, Пушкин тоже исторический романист, так что ты так огульно шашкой-то не маши... А все эти пикули - просто "чужие" для русского менталитета, они на патриотизме деньги зарабатывают.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 31 Марта 2013 г. 17:13ссылка
Аноним
Вот как раз к тов. Пушкину претензий никаких нет! Образец правильной исторической романистики. Если бы все так, то и веревки и осиновый матерь-ялец расходу не требовал.
зеландия   обратиться по имени Настанут холода... (Георгий Иванов - Александр Михайлов) Воскресенье, 31 Марта 2013 г. 11:31 (ссылка)


Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 31 Марта 2013 г. 19:38ссылка
Спасибо! Видимо, Ленфильм еще до вконтакта не добрался)
Перейти к дневнику

Понедельник, 01 Апреля 2013 г. 01:34ссылка
Пусть их дорога окажется нескончаемо-длинной)
Падунский   обратиться по имени Понедельник, 01 Апреля 2013 г. 08:21 (ссылка)
"Мне не приходилось слышать, чтобы кто-то ссылался на Дюма как на источник. А вот на Пикуля - увы, не так и мало".
Французская публика времён Дюма была чуть-чуть начитанней советской интеллигенции времён Пикуля? И кто же в этом виноват? Неужели Пикуль?))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 01 Апреля 2013 г. 10:21ссылка
Так и советской интеллигенции в голову не приходило использовать Дюма как исторический источник) А Пикуль говорит - всё правда, тут и публика времен Дюма бы поверила...
Перейти к дневнику

Понедельник, 01 Апреля 2013 г. 14:11ссылка
Литератор говорит, что правда, а ему верят? Ого))
В те поры политикам-то не верили, даже Леониду Ильичу с его Малой землёй, не то что беллетристу. Мы с Вами в каких-то разных странах, похоже, жили))
Перейти к дневнику

Понедельник, 01 Апреля 2013 г. 14:15ссылка
Ничего не ого, он-то - исторический литератор, говорит - и правда, в архивах сидел, ничего удивительного, что верят... Вот Лезгафт пример с автоматом хороший привел.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку