-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23750


Путешествие в Несвиж. Иезуиты

Четверг, 20 Мая 2010 г. 17:54 + в цитатник

Про иезуитов тысячи книг написаны, очень интересная это тема. Но в конкретном месте, особенно в Несвиже, эта история приобретает глубину и наглядность.


1. Напомню. Территория нынешней Беларуси  - третья часть Древней Руси - крестилась в Православие вместе с Киевом. В Полоцком княжестве был свой Софийский собор. Самые древние на Руси епархии были учреждены в Полоцке (992 г.) и Турове (1005 г.).  В 13 в. вместо Полоцкого возникло Великое Княжество Литовское и Русское (ВКЛ), в котором православные во времена князей Ольгерда и Гедимина составляли примерно две трети населения. Язычников литовцев крестили по латинскому обряду, католическая церковь подсуетилась. В 14 в. ВКЛ объединилось с католической Польшей в Речь Посполитую («Республику») и католики получили привилегии. В 16 веке в ВКЛ стали распространяться протестанты, для борьбы с ними и были приглашены иезуиты – рьяные защитники католичества. Короче: католики были поляки и литовские князья с частью шляхты, а основное население ВКЛ оставалось русским и православным. Но иезуиты боролись со всем, что считали ересью, а православные для них тоже шли наравне с еретиками. Ох, дальше была Брестская уния - ужас и кошмар для православной церкви. Она как бы сохранила свой обряд, но стала подчиняться Папе Римскому и называться греко-католичеством или униатством. Но хотя к 18 веку в Речи Посполитой числилось всего 6 процентов православных, стоило России присоединить территории Белой Руси – как сразу бывшие униаты переходили «обратно» в православие. А там и большевики со своим атеизмом. Вот такие здесь навороты и прибамбасы. 

2.  Теперь второе отступление. Все знают, что после Великих географических открытий в Европе в 16 веке бурно расцветал капитализм – господство торгово-товарно-денежных отношений. Католическая церковь – и своей властью, и расточительством совсем не устраивала расчетливых и скуповатых буржуа – и они устроили протест-революцию – Реформацию. И создали собственные протестантские церкви (лютеранскую, цвинглианскую и кальвинистскую), независимые от Рима. Позже революционеры, как наши большевики, совсем атеистами станут, а пока Реформация стала страшным кризисным ударом для католической церкви. Протестантизм утвердился в Англии, Швейцарии, Голландии, Германии, Дании, Швеции.

Посреди духовной смуты, охватившей Европу, появились первые иезуиты. 15 августа 1534 в маленькой церкви на Монмартре в Париже, всего семеро католиков, принесли обеты бедности и целомудрия. Их возглавил св. Игнатий Лойла (ок. 1491–1556). Организация называлась «Общество Иисуса» и быстро окрепла. Сама по себе она всегда меня восхищала. В истории не было, и нет ничего подобного – по степени дисциплинированности, образованности и целеустремленности. Они не брали штурмом типовые «вокзал, телеграф, телефон», а в первую очередь их интересовали – школы. И они побеждали.

Учреждение нового монашеского ордена «Общества Иисуса» - один из самых удачных шагов католической церкви. Иезуиты помогли Ватикану не только выстоять, но и расширить влияние католицизма. Орден иезуитов занял ведущее место и в традиционной политике Рима, направленной на проникновение в страны Восточной Европы и Азии. «Общество Иисуса» стремилось охватить своим влиянием население страны, уничтожить реформацию (на территории современной Беларуси она была «феодальной или княжеской»). Оружие иезуитов было своеобразным:
- дискуссии с иноверцами, проводившимися, как правило, при большом стечении народа;
- публикации полемических произведений (они печатались даже в 18 в.);
- организацию различных типов школ (много-много, почти все).
Члены ордена хорошо понимали, что будущее зависит от молодежи. Поэтому они проводили разнообразную работу по привлечению в свои учебные заведения как можно большего количества детей и юношества, стремясь монополизировать в своих руках образование. В школы принимались дети всех вероисповеданий, в том числе православные и протестанты. А выпускались все – убежденными католиками.

Образование в иезуитских школах было гуманитарно-религиозным. Религии отводился всего один час в неделю, но выпускники умели отстаивать вероучение католической церкви. Основными предметами являлись латинский и греческий языки. На протяжении нескольких веков в педагогическом деле иезуиты разработали большой набор методов и средств для активизации внимания и мышления учащихся: продуманная организация соревнования, концентрации, в процессе которых выплескивалась в нужном направлении накопившаяся в ходе урока энергия учеников, система повторений пройденного материала, применение наглядности и т.д. Ход занятий, а также материал, преподававшийся на них, был скрупулезно расписан школьным уставом «Ratio studiorum» 1599 г. Учителю в свою учебную работу запрещалось вносить что-либо новое, не предусмотренное уставом. Руководство ордена, а главным образом префекты школ бдительно следили за тем, чтобы все его предписания неукоснительно соблюдались. 

3. Вернёмся, наконец, в Несвиж. В 16 веке дух протестантизма, охвативший территорию Европы, повеял и на территории Белоруссии. Особенно благоволил ему на землях ВКЛ князь Михаил Радзивил Чёрный, учившийся за границей, и ставший вторым лицом после Вел. Князя – канцлером княжества и воеводой виленским. Радзивил Чёрный решительно отрицал католичество и стал его искоренять. Только в своих владениях канцлер закрыл 187 костёлов, разрушал придорожные католические каплицы и кресты, открыл 134 кальвинистских собора. Протестанские общины росли как грибы, охватывая густой сеткой земли Белоруссии.  

Николай Радзивилл Черный даже основал в 1553 году общину кальвинистов в Вильно, а также пытался организовать издание кальвинистской литературы в Бресте, где в 1563 по его распоряжению была издана Библия на польском языке. В Несвиже с его подачи протестантский печатник Сымон Будный, получивший образование в Краковском университете, издал «Катехизис» и «Об оправдании грешного человека перед Богом».

Когда Николай Черный умер, его сын-католик Николай Сиротка пригласил иезуитов – искоренять крамолу и стал скупать везде кальвинистские книги, изданные отцом в Несвиже и Бресте, и сжигать их. Такие вот «отцы и дети». В подтверждение возвращения клана Радзивиллов в лоно католической церкви, Сиротка заказал Бернардони строительство иезуитского костела в Несвиже.

Итальянец возвел в 1584—1593 годах барочный храм по образцу главной церкви иезуитов Иль Джезу, которую построили в Риме как раз к 1584 году. Здесь похоронен Лойола.

Считают, что трехнефная купольная базилика в Несвиже была первым сооружением в стиле барокко на территории всей Речи Посполитой: как минимум на два века вперед барокко стало символом контрреформации, то есть возвращения католической церкви ее былых позиций. Боковые алтари храма выполнены наклоненными - в знак пошатнувшейся веры Радзивиллов, но колонны алтарей поддерживают ангелы, символизирующие поддержку Сиротки со стороны иезуитов. Интересно, что во времена постройки костела у магнатов ВКЛ было модно заказывать себе на надгробия свои изображения в образе рыцарей. В противовес этой моде, на надгробии Сиротки он был изображен на барельефе в одежде пилигрима и с посохом, в то время как рыцарские доспехи отброшены в сторону. А под барельефом поместили эпитафию на латыни, которая гласит: «пред Господом никто не рыцарь, а лишь странник-пилигрим» (тут уже говорила))) .

И вот, в 1587 году в Несвиже начинается строительство нового храма. Храм стал революцией в белорусском зодчестве, многие архитектурные элементы, ставшие затем типичными, появились именно в нем.

Кроме того, это был первая постройка в Беларуси, для которой были выполнены самые настоящие проектные чертежи (часть из них сравнительно недавно была найдена в украинских архивах). 

Иезуитское барокко

Соперничество с другими религиями и орденами заставляло орден иезуитов создавать свои постройки так, чтобы они отличались от остальных и привлекали верующих. Можно считать, что история "иезуитского барокко" начиналась со строительства в Риме Джакомо дела Порта в 1575-84 годах храма, названного Иль Джезу (ит. "II Gesu" - "Во имя Иисуса"). С 1545 г. с целью объединения всех церковных сил в борьбе с Реформацией в г. Тренто, в Северной Италии, проходил собор католической церкви, получивший позднее название Тридентского. Считается, что отсюда происходит другое наименование стиля иезуитов - трентино (trentino), так как здесь были заложены основные постулаты стиля. Постановлением Тридентского собора художникам предписывалось "следовать величайшей строгости" и противостоять "дионисийскому духу", в целом "заразившему" искусство барокко.

Вот в Несвиже еще есть  в этом стиле - Слуцкая брама (ворота)

домик ремесленника

В "стиле контрреформации" (изначальном) нет тех качеств, которые обычно приписывают барокко: пышности, праздничности, показного великолепия. Правда, многие церкви иезуитов были позднее перестроены и оформлены богаче, поэтому "стиль иезуитов" вычленяется с трудом. Иезуиты строили костелы и коллегиумы по образцу итальянских, иногда по чертежам, присланным из Рима. Использовалась традиционная схема: базилика с западным фасадом, фланкированным двумя симметричными башнями. Но общий стиль был строг и аскетичен: минимум декора - классический ордер, лишь с немногими барочными элементами. 

Давно прошли те времена, и ни один экскурсовод, например, в Ростовском кремле ничего не скажет об иезуитах.  А архитектура хранит память о них – в Софийском соборе Киева

и Полоцка,

в том же ростовском кремле,

да и вообще в самых обычных местах встречается неожиданно – две башни на западном портале православного храма, или такой вот криволинейный фронтон, или завершение башенок… 

Иезуиты давно забыты, но архитектура сохранила... эээ... напоминание, наверное, о том что их орден – жив, и ждёт только повода вновь насаждать католичество… особенно на православных землях)

Серия сообщений "Беларусь":
Часть 1 - Моя краткая история Беларуси
Часть 2 - Пачастунак)))
...
Часть 7 - Путешествие в Несвиж. Городея
Часть 8 - Путешествие в Несвиж. Про войну
Часть 9 - Путешествие в Несвиж. Иезуиты
Часть 10 - Путешествие в Несвиж. Замок Радзивиллов
Часть 11 - Выборы в Беларуси
...
Часть 29 - Послесловие к замку...
Часть 30 - Потоп
Часть 31 - Город многовековой истории, город-герой. Минск. Беларусь

Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

vicgen   обратиться по имени Четверг, 20 Мая 2010 г. 19:30 (ссылка)
Очень интересная экскурсия в историю христианства, однако возникает вопрос: неужели Собор Святой Софии в Киеве - колыбели православия на Руси, потроенный в 9 веке Ярославом Мудрым по подобию Софийского собора в Костантинополе, приобрел свой настоящий облик под влиянием иезуитов - католических фанатиков? А подобный облик имеют и Михайловский Златоверхий собор, Успенский собор Киево-Печерской лавры, да и многие другие православные храмы. И это - иезуитский стиль?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Мая 2010 г. 20:54ссылка
vicgen, спасибо!
Да, так в том-то и перекос современного искусствоведения всякого, и истории архитектуры - отчего-то оно всё еще советское по сути осталось и атеистическое, поэтому вопросы религии ... эээ... как-то стыдливо отходят на периферию.
Действительно, обе Софии - киевская и полоцкая - перестроены под иезуитское барокко, (Только Новгородская София уцелела - потому что в православной стране) да и неудивительно это - и там, и там - Речь Посполитая - католическое государство.
А были ведь на самом деле - византийские, как правильно ты говоришь - по константинопольскому образцу. Вот такие были, в реконструкции
 (400x489, 93Kb)
NADYNROM   обратиться по имени Четверг, 20 Мая 2010 г. 21:57 (ссылка)
Ладно, пусть архитектура заимствовала католические элементы. Главное, что сами храмы остались православными.
Скромное барокко мне нравится намного больше изобилия рюшечек и тому подобного.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Мая 2010 г. 22:50ссылка
NADYNROM, ну совсем же храмы имеют другой облик - это "заимствованием элементов", мне кажется, не назовешь. Почти что только фундаменты остались одни без изменений)
А иезуитское барокко на самом деле строже и изящнее, без избытка украшательства.
И конечно, главное - остались храмы православными, не успели превратиться в костёлы, как у турок - в мечети.
NADYNROM   обратиться по имени Пятница, 21 Мая 2010 г. 01:03 (ссылка)
ZnichKa, судя по реконструкциям, изменения были весьма серьезными, но ведь многие оригинальные храмы перестраивались не раз. Главное, наверное, не внешняя оболочка, а душа храма.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Мая 2010 г. 10:41ссылка
NADYNROM, нууу... ведь каждый элемент храма - символ, каждая деталь - знак, а не просто украшение. "Оригинальность" в данном случае - канон, продуманный веками. И каждая перестройка - осмыслена. Это как крест католический от православного - отличается, хотя, конечно, всё равно же - крест. Да и храм - можно и в пещерке.
Интересная это тема, и совсем неизученная)))
cdefg   обратиться по имени Пятница, 21 Мая 2010 г. 08:52 (ссылка)
, Спасибо за пост. Забираю.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Мая 2010 г. 11:09ссылка
cdefg, я старалась)
Спасибо тебе за внимание, и за цитирование.
Lelena_Yer   обратиться по имени Пятница, 21 Мая 2010 г. 10:42 (ссылка)
ДОМИК ремесленника?????
Ответить С цитатой В цитатник
vicgen   обратиться по имени Пятница, 21 Мая 2010 г. 16:03 (ссылка)
NADYNROM,
Исходное сообщение ZnichKa
vicgen , спасибо!
Да, так в том-то и перекос современного искусствоведения всякого, и истории архитектуры - отчего-то оно всё еще советское по сути осталось и атеистическое, поэтому вопросы религии ... эээ... как-то стыдливо отходят на периферию.
Действительно, обе Софии - киевская и полоцкая - перестроены под иезуитское барокко, (Только Новгородская София уцелела - потому что в православной стране) да и неудивительно это - и там, и там - Речь Посполитая - католическое государство.
А были ведь на самом деле - византийские, как правильно ты говоришь - по константинопольскому образцу. Вот такие были, в реконструкции

...на первой картинке - Софийский собор в 9 веке.
История свидетельствует, что на территории Украины, находившейся в составе Речи Посполитой, никогда не было согласия между двумя религиями: польскопанской-католической, насаждаемой в ее лучших традициях, и православной, между прочим, более древней. О каком взаимопроникновении можно говорить, если в том числе и на религиозной почве в период правления Речи на территории Украины часто вспыхивали кровопролитные восстания. Прочтите хотя бы поэму “Гайдамаки” Шевченко (где казак Иван Гонта, подстрекаемый ксендзом, прилюдно зарезал собственных детей только за то, что они стали католиками...).
Облик православных храмов, в том числе и в России, менялся в 16-18 веках под влияним модного в ту пору архитектурного стиля барокко (кстати есть украинское барокко и русское барокко - наберите в гугле). А архитектура Киево-Печерской лавры, того же Тобольского кремля и прочих православных храмовых комплексов имеют сходную архитектуру. И иезуиты и прочие мучители инквизиторы, кастраторы детей в церковных хорах, разграбившие в крестовых походах православный Константинополь, к этому никакого отношения не имеют...
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Пятница, 21 Мая 2010 г. 19:38 (ссылка)
ZnichKa, мне просто еще сразу тема Московского Кремля приходит, в котором многое строилось итальянцами, включая храмы. Но душа-то русская осталась=)
Ответить С цитатой В цитатник
Нкт   обратиться по имени Пятница, 21 Мая 2010 г. 22:40 (ссылка)
vicgen, оба Софийских собора (реконтрукции) киевский и полоцкий относятся к 11 веку. Эти соборы построены князьями Ярославом Мудрым и Всеславом Брячиславичем соответственно. В 9 в. Киев был еще языческим, хотя ко временам около 860 г. (9 век) относят спорное крещение легендарных киевских "князей" Аскольда и Дира.

Ни иезуиты , ни даже Инквизиция в захвате Константинополя крестоносцами (1204 г., 4-й крестовый поход) участия не принимали, поскольку Инквизиция учреждена с 1215-1229 гг. и против еретиков-альбигойцев в Южной Франции, а иезуиты же вообще возникли в 16 веке, т.е. через 400 лет после события.

Противостояние Православия и Католичества, каким бы кровавым оно иногда не было, не исключает архитектурных заимствований. Католики итальянцы учились у Византии, православные русские князья приглашали итальянских архитекторов-католиков (не только в 15 веке в Москву, но по-видимому, еще и в 12 веке во Владимир.)

Говоря о влиянии иезуитского (скромного) барокко на перестройку киевского и полоцкого Софийских соборов Зничка не утверждает это на 100%, а выдвигает любопытное предположение. Спорное, но достаточно обоснованное. В Полоцке более, в Киеве поменее, в Ростове совсем сомнительное, но везде вполне возможное. Речь идет о едва заметных нюансах, которые в интернет-справочниках вряд ли отражены.

NADYNROM, если под "русской душой" вы имеете ввиду сохранение основных канонов строительства православных храмов, то несомненно она - "душа"- осталась. Да и то сказать, кто бы позволил в Московском Кремле рядом с резиденциями Православного митрополита и Вел. Князя лепить каким-то итальяшкам католическую отсебятину. Уверяю, строили строго по требованиям заказчика. А иначе - пинка для ускорения и без выходного пособия... )))
Ответить С цитатой В цитатник
Падунский   обратиться по имени Воскресенье, 23 Мая 2010 г. 10:27 (ссылка)
Тема на самом деле очень интересная. Форма куполов, например, на Руси менялась довольно часто. Понятно, что не только новшествами в строительной технологии она была обоснована. Должны быть и иные объяснения. Однако они широко не распространены, по крайней мере я такого не встречал.
К примеру, появление сибирского барокко связывают со служением в Тюмени и Тобольске Филофея Лещинского, происходившего с территории западной Украины. Однако же никто не оспаривает "православность" этих храмов, не смотря на явно чужеродную стилистику, получившую ещё и оригинальную сибирскую трактовку.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Мая 2010 г. 12:09ссылка
Падунский, история Церкви - запретная тема многие годы, теперь вот как-то отрывочные сведения стали появляться. Мне кажется, закономерность какая-то всегда была - между богословием, эстетикой строительной технологией... Тобольский кремль - тоже самое иезуитское барокко, "сибирское", которые в Украине называется "украинским", в Белоруссии - "виленским" или "белорусским".
И не хватает информации, именно богословского характера, почему именно так всё. "Нарышкинское" или "московское" барокко - совсем, принципиально, другое %)
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Мая 2010 г. 12:18ссылка
ZnichKa, Ну ладно, это нам, людям светским, многое непонятно. Но сами-то они этим занимаются? (В чём лично я сильно сомневаюсь. По крайней мере, если брать сегодняшних священников)
Перейти к дневнику

Понедельник, 24 Мая 2010 г. 09:41ссылка
Падунский, сейчас - занимаются, много исследований появилось. Мне вот, например, нравится очень фундаментальный и с картинками))) ежегодник Свято-Тихоновского университета Искусство Христианского Мира . Неспешно просвещенческая западническая ориентация истории архитектуры "от немец" заменяется на византийскую, архитекторы понемногу проникаются богословием, церковники - не так закрыты как раньше. Нужно время - потихоньку всё станет на свои места)
Перейти к дневнику

Понедельник, 24 Мая 2010 г. 11:01ссылка
ZnichKa, Спасибо, почитаю.
Нкт   обратиться по имени Воскресенье, 23 Мая 2010 г. 22:43 (ссылка)
Падунский, боюсь, у священников и без этого человеческих проблем хватает для занятий в свободное от работы время... А насчет завитушек барокканских - это как раз интеллигентские заморочки ;-))
Ответить С цитатой В цитатник
Падунский   обратиться по имени Понедельник, 24 Мая 2010 г. 04:14 (ссылка)
Сергей_Былинин, Мой опыт общения со священниками при проектировании и строительстве православных церквей говорит об обратном. Во всякую мелочь вникают, и в завитушки тоже, и всему находят объяснение в Писании. Беда только в том, что объяснения эти не системны.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку