-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 23705

Ќовый »ерусалим белокаменной архитектуры

¬оскресенье, 08 январ€ 2017 г. 21:27 + в цитатник

ј в »ерусалиме

«асветило солнце.

–адуйс€, ой, радуйс€ «емле!

–азвеселый Ѕожий —ын,

Ѕоже народилс€!

–ождественска€ кол€дка

1067597_ (700x396, 79Kb)

ќсенью, в окт€бре, удалось вырватьс€ на два дн€ во ¬ладимир – там проходила очень интересна€ конференци€, настолько интересна€, что € задвинула свои проекты на работе и невзира€ ни на что, бросила все и поехала.  онференци€ собрала историков и искусствоведов из ћосквы, Ќовгорода, √ермании, »талии, јвстрии на мутноватую на первый взгл€д тему «¬ли€ни€ и обмены в "большой ≈вропе" XII столети€: знани€, люди и образы»

https://medieval.hse.ru/announcements/191974596.html

—уть интриги заключалась в том, что ¬ЎЁ, котора€ теперь занимаетс€ всем на свете, решила собрать немцев и италь€нцев и иже с ними, повозить их по владимирским белокаменност€м, все им рассказать и показать, авось и соглас€тс€, что это все построили их мастера. ÷ентральным по содержанию был доклад —едова, и дискусси€ после него.

1067597_Prezentaciya_Sedov (700x378, 62Kb)

Ќемцы и италь€нцы благодушно кивали, делали свои доклады, но не понимали наших проблем.

1067597_Kofebreik (700x395, 94Kb)

¬ первую очередь, потому что у них наука по-другому устроена, еще потому что сохранилось исторических документов больше в дес€тки раз, а еще потому что они все не могли вз€ть в толк – как можно тут вживл€ть «европейские корни», когда есть ¬изанти€? ƒа и просто конкретно говорили: у нас нет и никогда не было такого белокаменного чуда, и зверюшки – не наши.

¬се это, конечно, мен€ обрадовало, но уже дома, внимательно и несколько раз перечитыва€ —едова (основного классика современности по вопросам белокамен€), просматрива€ его презентацию, которую € записала на диктофон и зафоткала всю до слайдика, до мен€ дошло, чего не хватает этому вполне адекватному, образованному и широко известному сейчас археологу и искусствоведу. ќн, как и многие другие исследователи, совсем не понимает менталитет человека того времени, считает веру религию (и христианство вообще) одной из многих частей, этаким критерием, наравне с другими, рассматривает все еще как в советское врем€, ака «вли€ние православи€ на строительство храмов».

«ƒолгий», как его называют немцы, XII век - врем€ летописное , но это в менталитетном плане врем€ следовани€ (не побоюсь этого слова) ветхозаветной традиции, ну то есть как бы если ¬етхий завет рассматривать как образцовую «летопись». ¬едь вместе с ѕравославием мы узнали и ¬етхий завет, не понимаю, почему об этом не говор€т, это же громадный пласт. ѕроанализировав книги, которые можно было прочесть во ¬ладимире и «достать» в  иеве тем немногим грамотным, которые там в это врем€ были, понимаешь можно лишь смутно догадыватьс€, сильно напр€га€ фантазию, что с человеком делала «книжность учена€».

Ќам очень-очень сложно представить менталитет образованного (а јндрей Ѕоголюбский, например, был блест€ще образованным кн€зем) человека того времени. Ќо давайте хот€ бы немного попробуем, чуть-чуть.  артинка мира складываетс€ така€.

»так, дл€ начала-  физика и астрономи€. ћы живем в прекрасном мире, созданном за шесть дней, наша «емл€ – шар (!), который покоитс€ в водах, а за ними – воздух, затем огонь, эфир, Ѕог.

1067597_Kosmologiya (700x509, 195Kb)

ƒа, почти чистый јристотель. Ќаследие греческой науки и философии использовалось ÷ерковью без колебаний, но оно при этом своеобразно «воцерковл€лось». “ипичен в этом отношении «Ўестоднев» св. ¬асили€ ¬еликого. Ќа –уси широко известен через »оанна экзарха Ѕолгарского.

»стори€.Ёто то, что было супер-хитом, блокбастером по полной программе. Ѕыли, конечно, и апокрифы, но самыми захватывающими были событи€ —в€щенной истории. »стори€, заключенна€ в Ѕиблии, была очень существенной и значительной, каждое событие Ѕиблии или, что важно, событие, св€занное с библейскими персонажами и библейской землей привлекало внимание.

¬ это врем€ невозможно отделить ¬етхий завет от Ќового… ќдно из первых собственно русских произведений «—лово о законе и благодати» митрополита »ллариона имеет полное название «ќ «аконе, через ћоисе€ данном, и о Ѕлагодати и »стине через »исуса ’риста €вленной, и как «акон отошел, а Ѕлагодать и »стина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского дошла». ѕочему митрополиту так важно отделить «закон» от «благодати»? ƒа потому что в головах у большинства была еще – православно-ветхозаветно-€зыческа€ каша, люди в большинстве своем не способны систематизировать столько много информации, сколько обрушилось на них с прин€тием христианства, ни за 60 лет, как при »лларионе, ни за двести, как показывает декор белокаменных соборов северной –уси –—уздальского кн€жества, ведь ¬етхий завет значительно ближе к традици€м €зычества. ѕри этом, что важно дл€ менталитета, все летописи и своды прочно удерживали ветхозаветную основу, котора€ была аксиомой, летописи до краев были полны ветхозаветных примеров, поучений и аналогий. ј все почему? ѕотому что новорожденное государство стремилось вписатьс€ в пр€мом и в переносном смысле в общемировой контекст, и на дес€ть минут минуту представьте, что другой информации просто не было. “е же византийские ’роники јмартола, которые изр€дно использует Ќестор наш летописец, начинаютс€ так же с передачи ветхозаветных сказаний.

√еографи€

“ут надо сразу отметить ту территорию, на которой в первую очередь разворачивались все наиболее значительные событи€ человеческой истории. ÷ентр ее – ѕалестина, а в ней »ерусалим, и затем все остальное окружение – ≈гипет, ћала€ јзи€, страны —редиземноморь€ и „ерноморь€. ¬осток открывалс€ дл€ средневекового человека до границ похода јлександра ћакедонского в »ндию. ƒл€ русского читател€ географи€ была раскрыта все тем же Ќестором, «ѕовестью временных лет» географическим описанием, начинавшимс€ с водораздела ¬осточно-≈вропейской равнины — «ќковского леса».

ќбщество

»деал государства – ÷арьград, то есть ¬изанти€, откуда понаехали почти все св€щеннослужителиподавл€ющее большинство св€щеннослужителей, они понаехали оттуда, царьградские, эфесские да афонские. ¬се кн€зь€ смотр€т на империю с благоговением. “е из них, которые в родстве с императорами, пользуютс€ особенным почетом; например Ѕорис и √леб, или ¬ладимир ћономах, потому что они «св€тились царски». (напомню, ¬ладимир ћономах – отец ёри€ ƒолгорукого и дед јндре€ Ѕоголюбского и ¬севолода Ѕольшое гнездо). ћитрополит. Ќикифор, восхвал€€ ћономаха, говорил, что его Ѕог «из утробы помаза, от царской и кн€жеской крови смесив». ¬ знак уважени€ кн€зей часто титуловали «цар€ми», титулом, который у нас обыкновенно прилагалс€ к императору. ќ ћономахе составилось предание, по которому импери€ в лице императора јлексе€  омнина передала русскому кн€зю знаки царского сана – «шапку ћономаха» и бармы, а греческий митрополитЌеофит совершил над ним обр€д царского помазани€. Ёто предание имело потом большой вес на –уси, указыва€ на преемственность русского самодержави€ от греческого. ќбразец царской власти был, таким образом, дан; но еще много требовалось времени, чтобы он нашел себе приложение в самой жизни –усского государства.

«десь надо сделать маленькое отступление и сказать, что среди удельных пор€дков сама иерархи€ могла пока говорить только о единстве и мире земли и о повиновении младших кн€зей старшему, как отцу. — наибольшей €сностью мысль о верховной власти усвоена была только в северной –уси, где впервые €вились кн€зь€-самовластцы, јндрей Ѕоголюбский и ¬севолод. ¬ладимирска€ летопись долго распростран€етс€ о св€тости кн€жеской власти, сравнивает кн€з€ по власти с Ѕогом, доказывает, что противник власти противитс€ Ѕогу и проч.

“ак вот, про менталитет и общество. ” нас есть храм, у него сосредоточиваетс€ вс€ жизнь. “ут р€дом живут владыка и кн€зь. Ќа погосте около храма собираютс€ сходы, решаютс€ общинные дела, тут можно чего-нибудь прикупить на рынке, зав€зываютс€ сделки, торги, здесь же – наша приходска€ школа, в которой учит местный дь€к, и приходска€ богадельн€. ќт того наша община – не столько юридическое, договорное собрание, сколько религиозно-братское. —ам город считаетс€ как бы принадлежностью собора. Ќовгород – город св€той —офии, ѕсков – св€той “роицы, ¬ладимир – Ѕогородицы и т. д. »мена этих св€тынь служат военными кликами в удельных битвах. ¬се городское благососто€ние поставл€етс€ под покровительство собора.

Ќу, а христианска€ этика еще была во многом формальной, увы, и благочестие прививалось не быстро, сначала вовсю развивалась обр€довость. ѕон€тно, что такое благочестие не могло сдержать сильных про€влению грубых страстей удельного времени. Ёто было т€желое врем€ усобиц; опустошительные войны шли из года в год то там, то здесь.  н€зь, строивший в своем городе церкви и монастыри, подававший милостыню, прославл€емый летописцем, как кн€зь благочестивый, грабил и жег церкви и монастыри в чужом уделе, истребл€л чужих смердов и их животы, и потом на счет чужого добра и чужих, православных же, св€тынь украшал свои св€тыни.

¬ вере, в крестном целовании было единственное ручательство мира и безопасности, но под вли€нием страстей и это ручательство оказалось не крепким; встречаем примеры грубого презрени€ к кл€тве. Ќапример, нарушив кл€тву, данную великому кн€зю »з€славу II, ¬ладимирко √алицкий с насмешкой сказал его послам, указыва€ на крест, который целовал: "„то мне сделает этот маленький крестик?" и после этого отправилс€ к вечерне.%)

ќх! ћенталитетно, ничего не скажешь.

ј теперь давайте с точки зрени€ этой картинки мира посмотрим еще раз на уже знакомые вещи.

Ќовый »ерусалим

“радици€ создани€ Ќовых »ерусалимов пошла из ¬изантии, где «олотые ворота при въезде в  онстантинополь венчал храм Ѕогородицы, называемый »ерусалимом. “очно така€ же образность была трансформирована и на новообращенный при кн€зе ¬ладимире  иев. ќтсюда и, впоследствии, киевские «олотые ¬орота и надвратный храм Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы. ќтсюда и проекци€ »ерусалима небесного на земной, географический, потом на византийский и через него – на киевский. ¬ «ѕовести ¬ременных лет» – закладка ƒес€тинной сравниваетс€ с постройкой »ерусалимского храма.

Ќо вот еще один аспект иерусалимских параллелей. ¬ самом »ерусалиме, чуть ли не со времен св€той царицы ≈лены – великого спонсора христианских археологических экспедиций, стали указывать пр€мо напротив входа в пещеру √роба √осподн€ – место основани€ мира.

— распространением христианства »ерусалим стал рассматриватьс€ как истинный и притом единственный центр ¬селенной. Ёто нашло отражение и на географических картах, где ¬осток (ориент) – располагалс€ вверху. ќтсюда и значение слова «ориентирование» – лицом на ¬осток, то есть к »ерусалиму. ”же затрагивала эту тему:

http://znichka.com/post152314737 - ќриентаци€ по звездам

http://znichka.com/post172967712 -  арта.  артинка мира

–авноапостольна€ ≈лена, возврат€сь из »ерусалима, построила в  онстантинополе подобие √роба √осподн€, монастырь, именовавшийс€ ¬ифлеем, а в портике ƒомнина – храм ¬оскресени€. ѕри преемниках имп.  онстантина одна из площадей  онстантинопол€ называлась Ћифостротоном и на ней были построены храмы – один из них в честь Ѕогородицы. ќдна из гор, прилегающих к городу, была названа ≈леоном. Ѕыл и свой «пуп земли» (μ,εσομφαλ ). ќно и пон€тно – на шаре таких «пупов» может быть много, в принципе.

Ќу и что ви думаете?  аждый город с претензией на мало-мальский центр просто не мог не быть в какой-то мере »ерусалимом. ѕочему это воспринимаетс€ сейчас как некое открытие, типа создани€ вс€коразных «сакральных» пространств? “ак и  идекша, и Ѕоголюбово, и ћосква – а что тут такого, собственно? ¬идно, дл€ современной атеистической науки это большой прорыв.

“еперь посмотрим, как у наших обсто€ли дела с посещением »ерусалима.

 огда возникло русское подворье в »ерусалиме – достоверно неизвестно. Ќо точно можно сказать, что оно в »ерусалиме занимало огромную территорию р€дом с »удейскими воротами. »з «ѕовести временных лет» мы узнаем, что после крещени€ великий кн€зь ¬ладимир отправл€ет посольство в »ерусалим и  онстантинополь. ¬скоре близ »ерусалима и на —в€той √оре јфон по€вл€ютс€ два монастыр€, имеющих одинаковое название: –усский Ѕогородичный монастырь. –усска€ обитель во —в€том √раде спуст€ три столети€ перестала существовать, обитель же на —в€той √оре существует до сих пор.

ѕо той же «ѕовести временных лет» преподобный јнтоний, будущий печерский подвижник, бывал в ÷арьграде еще в начале XI века и дважды посещал јфон. «∆итие ‘еодоси€ ѕечерского» также сообщает о паломниках, в частности о поездке в »ерусалим игумена  иевского ƒимитриевского монастыр€ ¬арлаама. ѕравнучка св€того равноапостольного великого кн€з€ ¬ладимира преподобна€ ≈вфросини€, кн€жна ѕолоцка€, едет в паломничество и умирает в —в€том √раде; игумен ƒаниил, прибывший в 1106 году в »ерусалим с духовно-просветительской миссией, официально считаетс€ первым русским паломником на —в€той «емле… ≈сть сведени€, что дело паломничества становитс€ настолько обычным и массовым, что церковные власти опасаютс€ как бы чего не вышло.“ак и разбегутс€ все, а пахать кто будет? Ќестор?)))

“ут надо еще понимать – а это хорошо понимают только очень узкие специалисты, которых сейчас в стране единицы, – что такое была «книжна€ ученость» в то врем€, а так же что такое было юное православие в молодом христианском государстве. ÷ерковные пастыри вынуждены были даже восставать против чрезмерного уповани€ на обр€ды, в которых простота видела более доступные дл€ нее и легкие способы к —пасению без внутреннего религиозного развити€. “ак, в ’II веке стало нужно запрещать путешестви€ к —в€тым местам, которые очень рано вошли у нас в благочестивый обычай. Ќифонт новгородский советовал разрешать путешестви€ только немногим, с разбором, а его преемник св€той »оанн за обеты идти к св€тым местам велел даже налагать епитимии!

ќмфалий.  идекша

ѕуп земли – это архетипический образ. ” многих народов мира есть такое отношение к –одине, как к центру не только земли, а всего мироздани€. ” древних греков он находитс€ в ƒельфах – в храме јполлона. Ќа острове ѕасхи, у древнего племени рапануйцев – это ритуальна€ площадка с конкретным камнем в центре. »нки считают своим центром «емли потер€нный город ћачу-ѕикчу. ƒл€ китайцев – гора —уншань. ƒл€ мусульман – это „ерный камень внутри  аабы в ћекке. ¬ »ндии гора  айласа в √имала€х. ƒл€ иудеев и оп€ть же мусульман – гора ћори, где сто€л вожделенный дл€ многих современных евреев храм —оломона и откуда, по предани€м, пророк ћухаммед был вз€т на небо. ј еще более прозаично определ€ли пуп земли древние этруски, когда строили поселени€. –ыли €му, прикрывали камнем и начинали в разные стороны прокладывать улицы.

Ќа бытовом уровне пуп земли как мала€ родина, трактовалс€ в буквальном смысле – когда зарывали в землю пуповину новорожденного.

’ристианский «пуп земли» находитс€ в храме √роба √осподн€, про этот омфалий уже писала тут  http://znichka.com/post390212658/  Ѕелые камни √роба √осподн€

Ќу вот, ну вот, нашли «пуп земли» и в  идекше.

1067597_BorisaiGleba21 (662x405, 63Kb)

¬от, сейчас огородили.

1067597_Pupomfaliy (700x463, 47Kb)

ќмфалий – особое место, которое в древнерусских источниках называетс€ «место среди церкви». Ќа омфалий в определенные моменты службы становилс€ епископ, он €вл€етс€ продолжением ранневизантийского амвона.

ќмфалий представл€ет собой камень розоватого цвета, лежащий в центре храма. ¬ древнерусской архитектуре каменный омфалий XII в. из  идекши уникален, известен только более ранний мозаичный экземпл€р X в. в ƒес€тинной церкви.

¬се тот же —едов его откопал, и статью написал – содержательную, все в ней собрал про омфалии. «ќмфалий церкви Ѕориса и √леба в  идекше и подобные формы в интерьерах древнерусских и византийских храмов». Pdf-ка статьи тут - http://www.drevneru.ru/images/stories/files/418.pdf

Ѕогородичный столп. Ѕоголюбово

 ј в Ѕоголюбово сама площадь перед дворцом была вымощена белым камнем.

1067597_Vid_Rojdestvenskogo_sobora_i_galerei_izza_monastirskoi_steni (700x486, 107Kb)

“ак в реконструкции это выгл€дит:

1067597_Kompleks_zdanii_vokryg_cerkvi_Rojdestva_Bogorodici_v_XII_v__Rekonstrykciya_S_A__SharovaDelone (537x346, 94Kb)

Ќа площади сто€л киворий и белокаменна€ колонна – Ѕогородничный столп, окованна€ золочЄной медью и увенчанна€ четырЄхликой капителью с изображением Ѕогоматери.

1067597_Chetirehlikaya_kapitel (559x700, 139Kb)

ј.».Ќекрасов полагал, что эта капитель относилась к «зиждительному столпу» кн€жеских палат. Ќ.Ќ.¬оронин относил ее к одному из столпов гипотетического открытого западного притвора-балдахина церкви –ождества Ѕогородицы √. .¬агнер считал, что неподалеку от входа в церковь –ождества находилс€ отдельно сто€щий «Ѕогородичный столп», увенчанный указанной капителью.

1067597_376878_600 (600x477, 89Kb)

¬оронин и ¬агнер считали, что поводом дл€ сооружени€ такого столпа могли послужить столпы, сто€вшие, суд€ по описанию, перед храмом —оломона. ≈сли сказанное верно, то следует допустить, что јндрей Ѕоголюбский вдохновл€лс€ не только текстом ’роники √еорги€ јмартола, но и “ретьей  нигой ÷арств, где в седьмой главе эти столпы (»ахун и Ѕоос) описаны довольно подробно. ќни, конечно, не увенчивались подобно боголюбовскому столпу, но мотив крина, которым украшены рельефные лики ƒевы ћарии в Ѕоголюбове, упоминаетс€ и в описании увенчаний соломоновых столпов.

»наче говор€, боголюбовский дворец с его дворцовым храмом и богородичным столпом выступает олицетворением иерусалимского —оломонова строительства. ƒа и у јндре€, и у ¬севолода реально везде – ƒавид!  —плошна€ ветхозаветность, это точно. ¬ дополнение к сказанному напомню, что одна из частей древнего Ѕоголюбова носила название «—ионы».

—ейчас в Ѕоголюбово на месте столпа стоит кирпична€ часовн€ XVII в. с четырьм€ грушевидными столбами, первоначально завершавша€с€ шатровым верхом. 

ѕод ней сто€ла белокаменна€ чаша с высеченным на дне крестом.

1067597_Fragment_belokamennoi_vodosvyatnoi_chashi_iz_Bogolubova (700x447, 108Kb)

–аскопки открыли остатки круглого подножи€ чаши, по краю которого шли круглые базы с угловыми рогами-грифами от восьми стройных колонн. Ќайденные фрагменты и аналогии позволили восстановить облик этой из€щной постройки, столь неожиданной в услови€х сурового русского климата.  иворий образовал сень над чашей, в которой содержалась осв€щенна€ вода, и здесь путник мог утолить жажду и освежить лицо «св€той водой». ¬идимо, киворий был последней постройкой ансамбл€, созданной около 1165 года. Ќа одном из камней ступеней кивори€ мастер предположительно вырезал кн€жеский знак, свидетельствующий об участии в строительстве кн€жеских владимирских зодчих.

1067597_virezal_knyajeskii_znak (205x206, 37Kb)

»так, если просто бегло рассмотреть все факты, то становитс€ очевидным, что и ёрий, и јндрей, и ¬севолод видели свои земли ни больше, ни меньше – Ќовым »ерусалимом, это было нормальным в менталитете того времени. —в€зи с ¬изантией были прочные, да и доклад —едова на конференции тоже на 80 процентов состоит из византийской фактологии.

1067597_Prezentaciya_2_Sedov (700x379, 74Kb)

 онечно, всю презентацию не буду пересказывать, только пару картинок дл€ примера.

1067597_Prezentaciya_3_Sedov (700x467, 84Kb)

“ак при чем здесь уже нав€зчивое «взаимодействие романских и древнерусских мастеров»? ќтчего так романика врезалась, пр€м комично было наблюдать,

1067597_Prezentaciya_4_Sedov (700x395, 74Kb)

а ведь столько фактов накопано, накоплено… »нженерность в духовных вопросах уже была, и должна была по идее, кануть в лету. ’орошо, конечно, что немцы не нашли тут «своего» , но наши-то что… Ќеужели немножко нельз€ продвинутс€ в менталитете, и нам придетс€ ждать, пока естественным образом отомрет атеизм?

Ќу это все грустные размышлени€ после, а на самом деле на конференции было очень интересно, и возникло предчувствие, что еще чуть-чуть – и пазлы сложатс€. ƒва дн€ погружени€ в XII век, два дн€ совершенно неожиданных мыслей, парадоксов, загадок и тайн.

» вокруг сто€ла сыра€, €рко желто-сера€ осень.

1067597_Vladimirskaya_osen (700x395, 177Kb)

ќсоба€ благодарность ≈лене Ўадунц, котора€ сообщила мне об этой конференции.

ћатериалы:

http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?filet...ZwZ1Y4-8%3D&tabid=2282

http:///books/znamenskiy_petr/rukovodstvo_po_istorii_russkoy_cerkvi/read_1/

http://www.drevneru.ru/images/stories/files/418.pdf

http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?filet...;ndash;8%3D&tabid=2282

http://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/istorija/vladimir/...orodok_bogoljubovo/64-1-0-1868

—ери€ сообщений "Ѕелокаменна€ архитектура":
„асть 1 - —лЄзы древнерусской архитектуры...
„асть 2 - «агадка белокаменной архитектуры
...
„асть 28 - ѕочему –усь белокаменна€?
„асть 29 - Ѕелые камни √роба √осподн€
„асть 30 - Ќовый »ерусалим белокаменной архитектуры

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м



Elena_Kalusch   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 08 январ€ 2017 г. 23:42 (ссылка)
ZnichKa, спасибо, јнечка! »нтересно, но сложно дл€ мен€, во вс€ком случае...
¬ середине €нвар€ мы с мужем как раз собираемс€ в сам »ерусалим съездить, посмотреть...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 09 январ€ 2017 г. 09:44ссылка
¬ »ерусалим - это здорово! ќб€зательно поезжай, если будет возможность!
ј что заморочисто написала, извини, видимо, давно тут ничего не выкладывала, вот и вышла заумь))) ƒа еще после праздников)
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 09 январ€ 2017 г. 17:11ссылка
ZnichKa, что ты, јнечка, это не "заумь", это просто дл€ непосв€щЄнных сложно...)))
ћы летим уже 16.01 в “ель јвив, а потом через три дн€ едем в »ерусалим до 29.01...)))
“олько там в это врем€ весьма прохладно..., ну, конечно, не -33— как у вас сейчас...(((
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 09 январ€ 2017 г. 21:19ссылка
¬от же везет))). ј там по-насто€щему холодно никогда не бывает, а вот жарко - очень даже, летом очень. “ак что пусть хорошо там будет, душевно, красиво и интересно)
ѕерейти к дневнику

¬торник, 10 январ€ 2017 г. 00:20ссылка
—пасибо, јнечка!
я там уже была, но только два дн€ и давно - в 1992 году, когда снимали там теле-фильм "Ќоев ковчег или „Єрна€ п€тница", по сценарию Ё.—евелы.
nnadink   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 09 январ€ 2017 г. 11:41 (ссылка)
’оть и сложно, но интересно. ћногое € лично слышу впервые.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 09 январ€ 2017 г. 21:21ссылка
—пасибо, nnadink, рада что интересно. я тоже кое-что из этого нарыла вот только в выходные эти)))
—ергий_Ѕылинин   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 09 январ€ 2017 г. 15:50 (ссылка)
«апечатленный на фото двузубец с завитушками - из серии "знаков –юриковичей", и таковой обычно относ€т к тамге јндре€ Ѕоголюбского.
ј статейка вышла весьма хороша€. ”вы 70 лет советской атеистической науки вылезают теперь как векова€ прореха в русской истории. Ќа темы оные пытались писать непон€тно или пр€чась за привычными штампами. ј исследовать... и подавно. ¬от и ищем вчерашний день позапрошлого века посреди пресловутой "романики".
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 09 январ€ 2017 г. 21:22ссылка
—пасибо на добром слове, —ергий_Ѕылинин.
Ќу, мне кажетс€ выражение "кн€жеский знак" - корректно? »ли поправить?
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 09 январ€ 2017 г. 22:34ссылка
¬полне корректно. я просто уточнил какому именно кн€зю его приписывают.
Nadezhdaaa   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 09 январ€ 2017 г. 19:59 (ссылка)
—пасибо, јн€, что поделилась. я не очень просвещенна€,но такие темы мне интересны,кака€-то"картинка" все же сложилась у мен€ после твоего повествовани€,дл€ мен€ она убедительна€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 09 январ€ 2017 г. 21:30ссылка
јга, сейчас врем€ редко выпадает в книжки зарытьс€, € и сама рада поделитьс€, когда врем€ есть "покопать")
Ќикакой абсолютно авантюры здесь нет, источники - научные труды, факты - они в јфрике факты, так что можешь быть уверена - достоверно.
ѕроблема в том, что сейчас все больше научный народ стараетс€ все коммерциализировать, и поэтому ход даже простой научной мысли сбиваетс€. ¬от как на этой конференции - может вообще речь шла о некоем немецком гранте, или еще что-то.

ј картинки мира собирать интересно, это мне нравитс€ делать. «авершенный гештальт получаетс€, целостность.
aliena-aliena   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 22 январ€ 2017 г. 22:56 (ссылка)
с прошедшими праздниками теб€, дорога€! пусть всЄ будет хорошо у теб€ и у всех твоих близких. какой-то странный календарь у мен€ - то спешу, то опаздываю...
вспомнила недавно твои пирожки с зелЄным луком - и так захотелось весны! не поленилась, нашла рецепт (он у мен€ сохранЄн) и испекла)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку