Сейчас Остров - маленький провинциальный городок в 50 км от Пскова. В прошлом Остров - древний русский город, важнейший пограничный форпост на юге Псковской земли. Здесь на островке между рекой Великой и ее рукавом Скобожихой стояла каменная крепость...
Островок сам очень маленький.
Первое, что поражает, когда попадаешь сюда - мосты. Мосты очень изящные, и необычные... построены в 1853г. Ах, это было время, когда человечество открыло для себя возможность сооружения конструкций из металла. Но при этом еще не успело отказаться от декоративной эстетики предыдущих эпох. В ту пору слились воедино в причудливом единстве декоративность форм и утилитарность функций. В будущем вторая победит, создав новую эстетику и новые каноны красоты, а пока это еще просто красиво по-человечески).
Первый проект арочных трехпролетных мостов появился в 1837г., из-за высокой стоимости он был забракован. Лишь четвертый проект, автором которого был инженер путей сообщения Михаил Яковлевич Краснопольский, был воплощен. Строительство началось в 1850 г. и через три года было успешно завершено.
Мост состоит из двух отдельных пролетов, построенных через два рукава р. Великой. Величина каждого из пролетов 94 метра, со стрелой провеса цепей в 12 м пролета. Опоры выведены из отборной известковой плиты и облицованы булыжным камнем. Три нижних и верхних ряда отдельных столбов сделаны из гранита.
На открытии мостов присутствовал сам Николай I. "В ноябре 1853 года государь прошел пешком по только что выстроенному инженером путей сообщения Краснопольским мосту, остался очень доволен и пожаловал строителю орден Святой Анны II степени.
"Очень рад, что мое желание, наконец, исполнено: поздравляю Вас с мостом". - сказал государь, обращаясь к предводителю дворянства отставному ген.-майору Н.Г.Меландеру. ("Летопись г.Острова и его уезда Псковской губернии". Н.А.Панов, 1913г.). У моста на острове стоит Никольская церковь,
и открывается вид на Спасо-Казанский Симанский женский монастырь.
Когда был основан Остров - неизвестно. Первое упоминание в летописи от 1341 г. - псковичи предложили островичанам поехать "...воевати Лотыгоре" (ПЛ, II, с. 93). Однако, прибыв в установленный срок на место сбора рати, псковичи столкнулись с немцами и латгалами, которые "...тако же поехали воевати волости псковскиа". ))) Выступив в неравную схватку, псковичи потеряли девять человек, в том числе двух своих предводителей и отошли. Немцы начали переправляться обратно на р. Великую "и в то время приспеше островичи о Васильи о Онисимовичи, тогда опять емоу посадничество во Острове, и оудариша ни них". Не ожидавшие нападения захватчики были опрокинуты "...помощью святыя Троица и молитвою святого отца Николы" (ПЛ, II, с. 93, 94). Последняя фаза свидетельствует о наличии в Острове церкви Николы уже в 1341 г. А вот еще летописное - в 1348 г., в то время, когда псковские рати помогали новгородцам под Орешком, немцы "...воеваша села около Острова..." (ПЛ, I, с. 12; II, с. 98). Не позднее третьей четверти XIV в. вокруг города возводятся каменные стены и в "Списке русских городов..." 1390-1391 гг. значится "Остров камень" (НПЛ, с. 477).
Каменная крепость из серого колотого известняка на извести была воздвигнута на возвышенной части небольшого, довольно низкого островка между рекой Великой и протокой, именуемой в древние времена "Черной речкой" или "Слобожихой". Форма крепости соответствовала рельефу занятого ею участка. От наиболее низкой части острова она отделялась рвом, соединенным с рекой Великой и заполненным водой. В крепости не было родника или колодца, его заменял наполненный водой из Великой - внутренний канал, вырытый рядом с юго-восточной стеной, который снабжал защитников крепости во время осады. Крепостная стена поднималась над островом примерно на десять метров, с северо-западной стороны - до 15 метров. Боевой ход стен прикрывался парапетом с бойницами. На северо-востоке острова стены как бы заходили одна за другую, образуя довольно узкий проход, кожух или захаб.
Остров имел своего посадника и свое вече, решавшее вопросы войны и мира, учиняло суд над преступниками, выбирало и судило главных городских сановников. Звон вечевого колокола собирал на площадь всякого, кто считал себя полноправным гражданином. В 1510 году к Москве присоединилась и Псковская федеральная республика. Вечевой колокол в Пскове, а следовательно, и в Острове был снят.
Занимая пограничное положение и прикрывая Псков с юга, Остров, а с ним крепость подвергались неоднократным нападениям. Так в 1406 году ливонские рыцари две недели разоряли окрестные села под Псковом и Островом, приблизились к Острову, но на штурм не решились. В течении всего XV столетия враги посягали на крепость. Лишь в 1502 году после упорного штурма немцы захватили крепость. Город был сожжен дотла, погибло четыре тысячи его защитников.
Свою страницу вписала крепость в военную историю в конце XVI века, когда в 1581 году на Русь двинулись первокласные по тому времени, прекрасно вооруженные войска польского короля Стефана Батория. С самого начала войны крепость стала опорной базой русских войск, где они получали питание и отдых. Ксенз Станислав Пиотровский, ведший "Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию", который я уже тут цитировала, писал:
"...полагали, что Островом легко овладеть и обещали взять его для забавы и ради присутствия короля, но, когда увидели место, занимаемое крепостью, со всех сторон окруженное водою...-то сейчас поняли, что труднее взять его видя, чем не видавши...".
Островичи проявили огромную стойкость.
Исход осады решил сам Баторий. Объезжая крепость, он заметил сильную выгнутость западной стены, что не давало возможности вести фланкирующий огонь. Король приказал своим солдатам идти на приступ именно с этой стороны. Город был разграблен захватчиками и сожжен почти дотла. В 1582 году по Запольскому миру Остров вновь был возвращен Москве.
Еще в конце XIX в. руины крепости были вполне заметны. Последняя война сровняла её с землей, немцы разобрали руины для укрепления дорог, небось, с удовольствием от уничтожения того, что не удалось тевтонским рыцарям..
А со времен тех битв с Баторием, не иначе, снова "молитвою святого отца Николы", уцелела только вот эта церковь... Николая Чудотворца.
Она была возведена в крепости, алтарем на север %). «...В лето 7051 (1543) поставиша в Острове городе святаго Николу...». Почему ориентация на север - остается тайной до сих пор. На барабане храма сохранились фрагменты керамической ленты-надписи, выполненной одновременно с ее постройкой и перечисляющей, кроме великого князя Ивана Васильевича, представителей прихода, способствовавших строительству. Это "...Ларивонъ Левоньтеевъ да Михаила Кузминъ Кюрила Григорьевъ сынъ Иван Сес...".
Материал ее стен – грубо колотая местная известняковая плита,"недопечённый" мрамор, придающий очаровательную "шероховатость" , такая вот живая неровность стен, хранящая тепло ладоней давно ушедших строителей.
В этой маленькой церкви сильнейшая энергия намоленности ...
Помнит Батория и вот эта икона...шедевр псковской иконописи из Никольской церкви Острова - "Сошествие в ад" (последняя четверть XIVв.) , в настоящее время она хранится в государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Икона очень динамична. Думаю, эта такая же пограничная динамика, которая была и в Каппадокии, и то же ожидание Апокалипсиса во всё время рушащемся и отстраивающемся заново мире... И тоже внутреннее горение. Вообще, псковские иконы никогда не кажутся раскрашенными. Краска рождается из глубины доски, загорается светом, выражает внутреннее горение души, соответствует внутреннему напряжению в ликах псковских святых.
На этой иконе красный цвет одежд , не ослабляемый холодными тонами бликов, начинают буквально пламенеть. Создается впечатление интенсивного не природного, не солнечного сияния. Каждый цвет использован с максимальной интенсивностью, технологически это может быть объяснено высочайшим профессионализмом мастеров, досконально изучивших особенности каждого пигмента. Для достижения этого знаменитого эффекта "свечения" псковские иконописцы не только использовали определенный набор пигментов, но и умело варьировали величину частиц каждого пигмента и их количественной соотношение.
Общий колорит живописи всегда напряженный, обязательно очень строгий, не допускающий ни малейшего нарядного развлекающего оттенка требовал особого подхода. Здесь была важна чистота, звучность и глубина цвета. Это говорит о сохранении у псковского мастера даже в эту позднюю для русской иконописи эпоху целостности восприятия мира.
Прекрасен развевающийся, полетный плащ Христа.
Свет вспыхивает на иконе очень небольшими по площади но ослепительно белыми вспышками, не смешиваясь с материей, но создавая впечатление моментальности, молниеносности происходящего.
Как и в Каппадокии, здесь это - действенность, внутренняя, переливающаяся во внешний мир активность живописного произведения, почти физически изменяющая предлежащее ей реальное пространство. Сила образов такова, что им подчиняется и пространство вне изображения. Икона оказывается населенной людьми, изображенными в момент их пограничного состояния, - они все еще реальны, но в то же время это уже не люди из плоти и крови, - "дебелость" плоти кажется сожженной, телесная ткань - сухой и очищенной, телесная материя - горящей внутренним огнем, сияющей...а какая динамика, ноги Христа отталкиваются от бездны, в то время как плащ еще трепещет от спуска полета.
Характерность иконы как раз в том, что мастер и не стремился к копированию технологии пластической лепки византийских полутонов, но наоборот, сознательно пренебрегал ею для достижения большей выразительности и экспрессии образа. Видимо. тут псковскому мастеру, впрочем как и его согражданам, гораздо ближе было искусство крайностей, представлявшее святость в напряжении и силе. Столичный интеллектуализм и рафинированность иконописи не смогли бы быть оценены по достоинству, здесь, в пограничье, делалась история, и видимо, общество требовало другого искусства. В городе, который на протяжении веков был форпостом, жил в противостоянии внешним врагам и чужим культурам, логично предположить появление такой необычной, накаленной и кристаллически четкой образности. Там, где условия жизни экстремальны, ориентиры должны быть тверды и ясны.
ps. жаль покидать этот маленький городок, окружённый скудной "скандинавской" природой и единый с ней, стойко хранящий свои тайны, и на на шесть месяцев в году уходящий во тьму долгой ночи, под дождь и снег, и навсегда - в небытие человеческого забвения...
http://nikola-78-ru.livejournal.com/61095.html?thread=17575
Серия сообщений "Псков":
Часть 1 - Астрономия Мирожского монастыря
Часть 2 - Мирожское чудо
...
Часть 5 - Изборск
Часть 6 - Псково-Печерский монастырь
Часть 7 - Город Остров
Часть 8 - Сигово
Часть 9 - Шестая рота
Часть 10 - Дожди в Печорах
Часть 11 - Путешествие в Мальскую долину
Часть 12 - Псковские храмы