-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей: 1257
 омментариев: 14487
Ќаписано: 23729


–еспублика Ўкид

¬оскресенье, 14 јпрел€ 2013 г. 13:13 + в цитатник

1067597_00_ (700x401, 60Kb)
 

»нтересный фильм, удивительна€ стилизаци€, страх и смех - одновременно. ƒо сих пор актуальный, к сожалению, фильм. ¬ том далеком уже 1924 году беспризорников было 4 миллиона. —ейчас беспризорников больше, и они злее - потому что больша€ часть - при живых родител€х. Ќо борьба за детские души продолжаетс€, и в детских дома всЄ так же - така€ же буза, так же преподавател€м даютс€ клички, и так же им невозможно расслабитьс€... ∆аль только, что таких вот образованных двор€н, самоотверженно работающих с детьми сейчас уже нет... ¬икниксор - это же профессор ѕреображенский, только вот эксперимент его можно считать удачным.


01 Ў »ƒ (700x433, 60Kb)

ƒо революции в нашей стране в ѕервую мировую было 2 миллиона беспризорников, после революции стало 4 ... по самым скромным подсчетам. ћолода€ советска€ республика, выгнав на улицы столько детворы, не знала, что с ними делать. » до сих пор никакой "методики" - типа делай раз, делай два - никто не придумал. Ћомать - не строить, дл€ ставших "дефективными" по терминологии тех лет, обратной дороги нет, если не встретитс€ хороший человек.

Ќо воспитательных теорий, конечно, в ту пору было много... ¬от основные - 

1.  —оциально-рационалистическое направление.  Ќ. ». Ѕухарин, ѕ. ѕ. Ѕлонский, ј. ¬. Ћуначарский. »х отличали вера в прогресс, в возможность справедливого социального стро€, изменени€ мира посредством знани€. ¬ качестве образовательных ценностей выдвигались развитие творческого мышлени€.

2.   —оциально-реформаторское направление. Ќ.  .  рупска€, ћ. ћ. ѕистрак, ј. —. ћакаренко, —. “. Ўацкий. ќриентировались на удовлетворение запросов кресть€нских и пролетарских детей. ¬едуща€ ценностна€ ориентаци€ – подготовка человека-преобразовател€ окружающей среды в соответствии с программой построени€ социализма. ¬ содержании образовани€ приоритет отдавалс€ жизненно значимым, практико-примен€емым качествам, способствующим скорейшей социализации личности.
3.   “ехнократическое направление: ј.  . √астов, √. ‘. √ринько и др. ÷елью образовани€ выступает подготовка компетентного специалиста, способного удовлетворить производственные потребности. ќбразование мыслилось монотехническим и сводилось к пошаговому овладению определенными, св€занными с конкретной профессией умени€ми и навыками
4.    јнтрополого-гуманистическое направление: —. ». √ессен, Ћ. —. ¬ыготский, ћ. ». –убинштейн, ¬. Ќ. —орока-–осинский и др. Ѕазовыми ценност€ми выступает классическа€ традици€ – источник истины и блага, целью – гармоническое развитие личности, укорененной в национальной ментальности, образовательным ориентиром – обширные фундаментальные знани€ и способы творческого оперировани€ культурным наследием.
5.    осмическа€ педагогика, развивающа€с€ ¬. ». ¬ернадским,  . Ё. ÷иолковским,  . Ќ. ¬ентцелем. ќриентировалась на выживание человечества как единой общности, достижени€ солидарности народов путем диалога культур. ќбразовательные цели виделись в стимулировании у ребенка способностей к диалогу со ¬селенной, в понимании проблем всего „еловечества как своих собственных. ќсновное содержание составл€ли экологические и ноосферные знани€ .
 
¬икниксор - прототипом которого был —орока-–осинский, относилс€ к четвертому направлению... роме того, после университета, он изучал психиатрию у Ћазурского и Ѕехтерева.   ¬ дореволюционной своей научной жизни он развивал идеи национальной педагогики, изданные его труды - «ѕуть русской национальной школы», «Ќациональное и героическое воспитание». ¬ них он говорит об  уменьшении непосредственного иностранного вли€ни€ на систему образовани€ (иностранные бонны и гувернантки, немцы во главе русских учебных заведений и т. д.); активизации общественной де€тельности в сфере образовани€; издании оригинальной педагогической литературы; предоставлении в известных пределах самоде€тельности педагогическим союзам и объединени€м; расширении возможностей их участи€ в выработке основных законодательных актов в области образовани€; актуализации в школьном курсе тематики по русской истории, литературе, географии и этнографии –оссии. јх, вам и не снилось...
 
» вот тут как раз революци€ и относительна€ свобода эксперимента... Ќу, чем не профессор ѕреображенский)
 

02 Ў »ƒ собаки (700x383, 64Kb)

¬ первых кадрах как раз нагл€дно показано, как собирают брод€чих собак, и уж  не дл€ помещени€ в питомник...

ѕетроград. јтмосфера первого революционного дес€тилети€ показана со знанием дела. ¬ 1966 году, когда вышел фильм, еще много свидетелей было.

03 Ў »ƒ атмосфера (700x382, 90Kb)

‘ильм начинаетс€ в детприемнике-распределителе, где один из авторов повести "–еспублика Ўкид" знакомитс€ с девочкой “оней.

Ќаписали повесть "Ћ".ѕантелеев (јлексей ≈ремеев) и √ригорий Ѕелых совсем в юном возрасте - одному было 19, а другому 17. ≈ще интересно дл€ полноты картины ( всЄ есть в инете) прочитать повесть "ѕоследн€€ гимнази€" - она написана в пику "–еспублике", и "Ўколу ƒостоевского" самого —ороки-–осинского. —ценарий фильма был написан одним из авторов повести, ј. ». ѕантелеевым, к тому времени уже классиком детской литературы.


04 Ў »ƒ јнтонина (700x413, 51Kb)


ј вот и главный герой - глава школы имени ƒостоевского дл€ дефективных подростков. ¬ это врем€ он уже перешел от теоретизировани€ по поводу национальной школы к практической де€тельности, и отбирает особенных, творческих подростков. “огда прин€то было деление неблагополучных детей на морально,  умственно и физически дефективных. ¬икниксор отбирал только морально дефективных. Ѕыло еще условие - дети должны были быть грамотными. ќтбира€ себе это начитанное хулиганьЄ - он выбрал себе судьбу: ведь эти дети прославили его им€ навсегда. » прославили, и разрушили жизнь.

ќн тут читает списочек - что ему нужно дл€ школы... постельное белье, две пары брюк и шпингалеты)


04 Ў »ƒ –аспределение (700x385, 57Kb)

ќн забирает „ерных (янкел€)... » тут сцена расставани€ с “оней... » кусочки сахара.


05 Ў »ƒ покл€нись (700x424, 53Kb)

—ама школа - отдельный мир. ”дивилась - нет никакой советской символики. ¬ообще. Ўкола - вне политики - еще одна мысль —ороки-–осинского.

ѕоследние приготовлени€. Ёлалюм - немка, преподавательница немецкого, и обнаруживаетс€, что ¬икниксор влюблен.

» здесь же задаетс€ всеобща€ театральность происход€щего - герой говорит о премьере и о подн€тии занавеса. ƒействительно, —орока-–осинский любил театр, и в воспитании широко использовал игру - и ролевую, и театральную. ќн перенес сцену - в школьную жизнь, под девизом - "знание превращать в де€ние".  » сам всЄ врем€ был как на сцене - никто его не видел неопр€тным, неподт€нутым, расслабленным.


06 Ў »ƒ приготовлени€ (700x391, 52Kb)

ѕервое утро в школе - драка. ќбычна€ мальчишеска€, когда никто не помнит, за что и почему) ¬се дерутс€ со всеми.


07 Ў »ƒ драка в спальне (700x383, 68Kb)

¬икниксор показывает, что он может обижатьс€... например, на случай, рассказанный  упой. Ѕеспризорники не церемон€тс€.


08 Ў »ƒ ќффенбах  упец (700x405, 76Kb)

Ѕольше всех досталось Ёланлюм.


09 Ў »ƒ кака€ фрау (700x429, 43Kb)

ѕервый день прошел неудачно, но никто не отчаиваетс€... ¬икниксор поет. ј какой романс! –ыцарский, пр€м из крестового похода.

ѕрости!  орабль взмахнул крылом,

«овет труба моей дружины!
»ль на щите иль со щитом
¬ернусь к тебе из ѕалестины.
ћолва о подвигах моих,
Ўум€, придет моим предтечей,
» лавр из нежных рук твоих
Ќаградой будет мне и встречей.
 
(Ќестор  укольник, 1840)
 
”дачный романс - и Ёланлюм млеет, и "сарацинам" угроза)))


10 Ў »ƒ жеребец наш заржал (700x403, 48Kb)

Ќа следующий день с утра все по-другому. ¬сех этих "сарацин",  "цветы жизни"  авторитарно моют в ванне с ангелочками...

11 Ў »ƒ помывка (700x385, 60Kb)

"√р€зные на завтрак не допускаютс€" . "«автракать будешь в ужин". ¬ообще тут в духе национальной школы начинаетс€ "суворовска€ педагогика", о которой пишет —орока-–осинский - "глазомер, быстрота и натиск", "т€жело в учении - легко в походе". ¬месте с игрой - "суворовска€ педагогика" - основной принцип воспитани€ в Ўкиде. 

12 Ў »ƒ гр€зные к завтраку не допускаютс€ (700x379, 51Kb)

ј вот и уроки... ”читель словесности јркин заискивает и либезит перед учениками, поет им фольклорные песенки - " не женитесь на курсистках"


13 Ў »ƒ не женитесь на курсистках (700x390, 61Kb)

≈го ¬икниксор выгон€ет...  ак бы сейчас сказали, за профнепригодность. Ќе вписалс€ - не тот репертуар. ѕреподаватель манерно и пафосно прощаетс€, несет какую-то либеральную чушь, но дет€м нужен повод... и вот он.


14 Ў »ƒ преподаватель словесности (700x398, 82Kb)

¬ защиту јркина поднимаетс€ буза. ѕреподавателей откровенно гон€ют и вс€чески издеваютс€ над ними. ¬ступа€ в эту борьбу, реб€та, кажетс€, руководствуютс€ железной логикой: если во всей стране вз€ло власть в свои руки большинство, почему это не касаетс€ школы? 

Ёто замечательный "¬ерещагин", преподаватель физкультуры осталмед.


15 Ў »ƒ буза  осталмед (700x382, 45Kb)

Ѕуза имеет вполне организованный характер, воспитуемые создают своЄ независимое хулиганское государство и объ€вл€ют войну педагогам под лозунгом "Ѕей халдеев!".

16 Ў »ƒ буза (700x390, 70Kb)

ѕедагоги принимают вызов, но в конце концов оказываютс€ вынуждены пойти на мирные переговоры. 


17 Ў »ƒ перемирие (700x376, 72Kb)
 

ќбщий €зык с воспитанниками главный "халдей" находит за сочинением гимна дл€ их государства.


18 Ў »ƒ √аудеамус (700x383, 70Kb)

ј к янкелю приходила “он€... и он побо€лс€ с ней увидетьс€, неудобно, засмеют. ѕодослал гонца - пусть  "катитс€ на легком катере".


19 Ў »ƒ  атитьс€ скатертью (700x384, 50Kb)

ј вот ѕантелеев прибыл. » почти сразу ему "темную" устраивают...


20 Ў »ƒ ѕантелеев (700x378, 58Kb)

¬сЄ из-за матери ¬икниксора. Ќе захотел ѕантелеев красть у полуслепой старушки.

21 Ў »ƒ ѕетушочек голубоглазенький (700x380, 37Kb)
 

ј вот уже ему и "сгоношили пожрать".


22 Ў »ƒ —гоношили пожрать (700x389, 49Kb)
 

10 уроков в день. » еще в школе образуетс€ самоуправление.


23 Ў »ƒ —амоуправление ’леб (700x382, 69Kb)

» по€вл€етс€ ростовщик.  ƒела€ свой хлебный бизнес на младших группах, он подкупает хлебом и сахарином старших товарищей и обретает таким образом защитников. ќчень €ркие фрагменты, и интересное стихотворение он читает - что-то из жалобно- алкоголических стихов ≈сенина)))

ƒогадалс€ и пон€л € жизни обман, 

Ќе ропщу на свою незавидную долю. 
Ќе страдает душа от тоски и от ран, 
Ќе поможет никто ни страдань€м, ни горю.

 

24 Ў »ƒ ’лебный бизнес (700x389, 62Kb)


ј вот и ћамочка -  ост€ ‘едотов. ќн узнает ƒостоевского на портрете.


25 Ў »ƒ ј эт ƒостоевский (700x382, 60Kb)

Ћидер старшеклассников  упа  упыч √ениальный заботитс€ как о нем как о младшем брате, 


26 Ў »ƒ  упа и ћамочка (700x383, 74Kb)

но в первую же ночь, обокрав товарищей, и прежде всего  упу, ћамочка пытаетс€ бежать из школы… –азочарование  упы  упыча перевоспитывает ћамочку даже эффективнее, чем гнев ¬икниксора, указавшего ему на дверь, - перевоспитывает настолько, что ¬икниксор без опасений отправл€ет его за кислородной подушкой и лекарствами дл€ больной матери и, чтобы не замЄрз, надевает на него свой пиджак. Ќо на обратном пути ћамочка встречает своих бывших товарищей; у него отбирают пиджак и бумажник ¬икниксора, кислородную подушку бросают в костЄр, и, не отважившись вернутьс€ в школу с пустыми руками, ћамочка вновь оказыватс€ на улице.


27 Ў »ƒ √ад ты оказываетс€ (700x389, 49Kb)

ј между тем в школе праздник ѕервома€, будет представление, и янкель приходит приглашать “оню. » получает отказ.


28 Ў »ƒ  учер первой гильдии (700x385, 59Kb)

Ќа вечер многие приглашают девушек. "“роюродна€ сестра? ”дивительно похожи")

29 Ў »ƒ “роюродна€ сестра (700x391, 63Kb)

ј это заведующий объ€вл€ет о том, что соцвос не разрешил им ни пионеров, ни комсомольцев. ¬ообще, јлексей ≈ремеев в своей последней книге "¬ерую" искренне раскаиваетс€ в том числе и за некоторые комсомольско-пионерские эпизоды.  нижка "¬ерую" открывает автора "–еспублики Ўкид" с неожиданной стороны. "¬сю жизнь исповеду€ христианство, € был плохим христианином... "  нига очень интересна€, и в пост хороша. » вс€кие детали удивительны. Ќапример, то, что рассказ «„естное слово» зародилс€ из детского воспоминани€ о том, как маленький Ћеша гул€л с н€ней в садике за ѕокровской церковью в петербургской  оломне.


30 Ў »ƒ Ќе разрешили (700x385, 60Kb)

¬от знаменитое "ѕионеры наших бьют"))). » замечательна€ Ёланлюм, одним свистком прекративша€ драку.


31 Ў »ƒ —тановись (700x384, 91Kb)

ј вот по-прежнему беспризорный ћамочка вступаетс€ на рынке за пионера. » его жестоко избивают.


32 Ў »ƒ ћамочка (700x381, 82Kb)

ј это -  шкидовцы и пионеры пришли навестить ћамочку в больнице. ≈го прос€т сказать речь, и ћамочка в своем репертуаре: "Ёй! √олоногий! Ѕубен потер€ешь! "


33 Ў »ƒ ћамочка-2 (700x385, 74Kb)

¬от шкидовец объ€сн€ет пионеру происхождение своего невсамделишнего галстука - он сделан из скатерти с бахромой.


34 Ў »ƒ (700x378, 60Kb)

» тут ¬икниксор объ€вл€ет, что пионери€ легализуетс€. Ќа свой страх и риск, без разрешени€ соцвоса.


35 Ў »ƒ (700x385, 57Kb)

ѕрочитала и "ѕоследнюю гимназию", и "Ўколу ƒостоевского" - это никак не умалило моего восторга от фильма. ѕусть Ў »ƒа превратилась, в конце концов, в притон и ночлежку, когда ¬икниксор не смог отбирать детей, и туда пошел "самотек". ѕусть это "энциклопеди€ дл€ школьных хулиганов". ѕусть  рупска€ была права сто раз, объ€вл€€ Ўкид "дореволюционной бурсой", и ћакаренко назвал этот педагогический эксперимент и его историю "историей педагогической неудачи".  ѕусть ¬икниксора отстранили... ѕусть его жена - Ёланлюм во врем€ войны сбежала с немцами... ѕусть √ригорий Ѕелых с истинно шкидской иронией написал  "ѕоэму о —талине" - "- ѕетру ¬еликому, шут€,/ –аз —талин вымолвил шутливо:/ “ы, ѕет€, малое дит€..." - и после этого  навсегда сгинул в застенках Ќ ¬ƒ.

ѕусть сам ≈ремеев говорил с горечью о фильме «шкида не была институтом благородных девиц. —юда привозили со всех концов ѕетрограда самых отъ€вленных бузовиков и головорезов, процветали воровство, картежные игры, ростовщичество. Ќо было и другое - то, что позволило ћаршаку сравнить нашу школу ƒостоевского с ÷арскосельским лицеем. ћы учились, и учились охотно, без принуждени€, по 10 часов в день. ћы много и с увлечением читали, писали стихи. Ќичего этого, или почти ничего, в фильме нет». 

¬се это - пусть. Ќо фильм смог донести, мне кажетс€, главное - веру в то, что существует единственный, евангельский, алгоритм воспитани€ - личным примером, и что из хаоса анархической блатной вольницы могут получитьс€ не только слесари и токари, но и писатели, поэты, драматурги, художники, журналисты, инженеры, военные и агрономы... и это  светла€ мысль, честное слово...
 

 

материалы
http://jacob-hunt.livejournal.com/
http://www.foma.ru/article/index.php?news=3265
http://vicnicsor.narod.ru/klyb/index.htm

—ери€ сообщений " инокритика":
„асть 1 - »деалист јлатристе
„асть 2 - ‘ильм ‘онтан. „улель, или сказка о потер€нном времени...
...
„асть 37 - "јнна  аренина". ƒайте две...
„асть 38 - ћоонзунд
„асть 39 - –еспублика Ўкид
„асть 40 - ¬еликий √этсби
„асть 41 - ’роника пикирующего бомбардировщика
...
„асть 48 - Ќемецкий "—талинград"
„асть 49 - ѕотоп
„асть 50 - —олнечный удар

ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м



xif   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 јпрел€ 2013 г. 18:01 (ссылка)
ух ты как интересно! спасибо.
ѕошла искать книжки.

*одному было 19, а другому 17*
надо же, не знала. ¬от что значит хорошее образование )
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 14 јпрел€ 2013 г. 20:51ссылка
xif, спасибо тебе. ћне самой было интересно во всЄм этом разбиратьс€. "ѕоследн€€ гимнази€" - грустна€ книга, там всЄ намеренно снижено, о последних временах Ўкиды, и ¬икниксор там жестокий. Ќо правда всегда посередине, и всЄ равно интересно.
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 15 јпрел€ 2013 г. 00:57ссылка
xif
правда всегда посредине. Ќу, плюс-минус, конечно.
ј 2 книжки нашла, залила в читалку себе. “олько "¬ерую" не нашла, в магазинах тоже нету. ∆аль.
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 15 јпрел€ 2013 г. 10:45ссылка
"¬ерую" у подружки брала, но не знала, что такой дефицит...
Ћезгафт   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 јпрел€ 2013 г. 23:54 (ссылка)
’ороший фильм! » сейчас бы посмотрел.
–ецензи€ тоже интересна€. » интересно было бы почитать рецензию на фильмы , так сказать, по ћакаренской тематике ;-)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 15 јпрел€ 2013 г. 10:51ссылка
ј что, "ѕедагогическую поэму" 1955 г. € тоже не смотрела, как-нибудь посмотрю и напишу. »ли ты что имеешь ввиду?
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 15 јпрел€ 2013 г. 19:09ссылка
ZnichKa, да-да именно это =) “олько кроме "педагогической поэмы" есть еще фильм по ћакаренко и называетс€ "‘лаги над башн€ми"
» еще не плохой фильм, но не про ћакаренко "ѕутевка в жизнь"
Elena_Kalusch   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 јпрел€ 2013 г. 23:58 (ссылка)
ZnichKa, спасибо за очередной просветительный пост! “ема очень т€жЄла€ и ты, јнечка, права, к сожалению, злободневна€... ‘ильм смотрела много-много раз и просто обожаю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 15 јпрел€ 2013 г. 10:52ссылка
Elena_Kalusch, да, фильм хороший)
aliena-aliena   обратитьс€ по имени ¬торник, 16 јпрел€ 2013 г. 21:37 (ссылка)
и фильм смотерла много раз, и книгу потом прочитала - но всЄ в юности. теперь, конечно, всЄ иначе воспринимаетс€... а тогда - с восторгом.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику
ѕерейти к дневнику

¬торник, 16 јпрел€ 2013 г. 21:51ссылка
aliena-aliena, а что теперь иначе?
ѕерейти к дневнику

„етверг, 18 јпрел€ 2013 г. 21:41ссылка
€ же смотрела ребЄнком, подростком... был просто восторг, детский) и книгу тогда же прочитала. сейчас - а "между" € ни разу не пересматривала - иначе, анализиру€ и сравнива€ с детским впечатлением. холоднее, что ли. а фильм прекрасный, что говорить.
ElenaJakovlevna   обратитьс€ по имени —реда, 08 ћа€ 2013 г. 00:13 (ссылка)
ZnichKa, большое спасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку