Продолжим чтение Калевалы.
Ахти Лемминкяйнен - третий из финских "горячих парней", трех богатырей Калевалы.
Он жил в Каукониеми и был беззаботный парень. Мать в сынуле души не чаяла, да и действительно парень он был со всех сторон справный. Но не без изъяна. Бабником был Лемминкяйнен страшным, отчего у его рода с удручающей периодичностью происходили стычки с другими родами.
Решила мать сыночка женить, чтобы хоть как-то остепенился. Но высокого мнения был о себе Лемминкяйнен. Решил он в жены взять Кюлликки из могущественного рода Саари.
Говорила ему мать, что куда-де ты лезешь, дева всем женихам отказала, да и род такой славный, что засмеют тебя там. Хмыкнул в ответ сынуля:
Оборву насмешки женщин,
пресеку девиц ухмылки -
каждой подарю ребенка,
каждой дам в подол младенца,
вот и кончатся насмешки,
прекратятся все ухмылки.
Приехав в деревню Саари, начал Лемминкяйнен скромно, с должности пастуха. Стадо паслось, парень на дудочке играл, а девки к нему под кусточек бегали. Такая вот пастораль. Только Кулликки он так и не дождался. Придумал тогда Лемминкяйнен гуляние общее организовать на природе. Все пришли хороводы водить, пришла и Кюлликки. Схватил гордую красавицу парень, закинул в свою повозку – и был таков.
Едут. Дева рыдает, то просит отпустить, то местью родни угрожает. Парень, понятно, обещает всю жизнь на руках носить, и уверяет, что по дому будет все само собой делаться.
А уж он-то славу своему роду добудет, потому как есть у него волшебный клинок. Кюлликки призадумалась. Заставила она Лемминкяйнена поклясться, что не пойдет он на войну никогда. Парень, у которого в памяти живы были события последнего народного гуляния, потребовал, в свою очередь, от невесты клятвы, что не будет та бегать на село, хороводы водить. На том и сговорились.
Так они скрепили клятву,
принесли обет суровый
перед Богом милосердным,
перед Ликом всемогущим:
Ахти - не ходить в походы,
Кюлликки - в село не бегать.
Обрадовалась мать Лемминкяйнена, что сын живым приехал, всем насмешникам нос натянул, да еще и девицу высокородную женою привез. Прожили они год спокойно, но один раз, когда Лемминкяйнен пошел проверять дальние нерестилища, пошла жена на танцы в деревню. Ахти того только и надо было: раскричался страшно, ногами затопал и стал у матери доспехи требовать, на войну идти. "Хочу, - говорит, - деву Похьёлы в жены!". Женщины оторопели.
Мать на это отвечала:
"Ой ты, Ахти, мой сыночек,
Кюлликки - твоя супруга.
Нет жены своей превыше,
ведь нелепо - две супруги
на одной постели мужа".
Кинул им Лемминкяйнен свой гребень, и сказал с издевочкой, что пока гребень кровью истекать не начнет, ничего с ним, героем, не случится. На том и удалился на свободу.
Прибыл Лемминкяйнен в Похьёлу. Заколдовал собак ведьмы, изменил себе облик на колдовской, и зашел в избу.
Чародеев у Лоухи сидело на лавках много, но всех разогнал заклинаниями Ахти, только один старый, жалкий пастух а избе и остался.
Потому тебя оставил,
что и с виду ты противный,
хоть тебя я и не трогал.
Ты еще юнцом незрелым,
ты еще подпаском подлым
дочку матери испортил,
осрамил сестру родную,
даже кобылиц бесчестил,
стригунков совсем уж юных,
загонял кобыл в болото,
брал в вонючей скользкой
жиже.
Опозорил его Ахти, и заитаил на него пастух страшную обиду.
А Лемминкяйнен стал у Лоухи просить дочь в жёны, сильно он хвастался и выпендривался по полной программе - язык у него был подвешен отлично. Лоухи потребовала, чтобы пригнал он ей волшебного лося Хийси из дремучего леса. Пошел Лемминкяйнен в лес лося ловить.
Скоро герой понял, что на сохатых хвастовство не действует, а утруждать себя не хотелось. Стал он, по своему обычаю, лестью своего добиваться. Наговорил жене хозяина леса Тапиолы комплиментов, не обошел и лесных дев, ее служанок, да и самого хозяина не забыл. Нелюдь оказалась на лесть так же падкой, как и люди.
Пригнали они сказочного лося прямо на аркан Лемминкяйнена.
Вторым заданием Лоухи было огнедышащего мерина пригнать - в хозяйстве пригодится. Ахти заговорил зубы и лошадке, помощью заклинаний и нехитрой лести:
Обойдусь с тобой не грубо,
буду погонять не быстро,
я поеду недалеко,
проскачу совсем немного,
прямо к Похьелы жилищам,
ко двору суровой тещи.
Если плеткой и ударю,
стегану легонько вицей -
шелковым платком приглажу,
мягкой оботру суконкой.
Поверил балагуру жеребчик, и пошел с ним к северной ведьме. Та, довольная, на новый подвиг Ахти посылает. Теперь ей лебедь понадобился, который на самой реке смерти Туонеле обитает. Не понравилось это задание Лемминкяйнену решительно, но надолго задумываться он просто не умел, потому и отправился себе к роковой реке. А там его уже в укрытии опозоренный пастух поджидает, ножик точит.
Убил пастух Лемминкяйнена с помощью водяной змеи, поднявшейся из Туонелы,
разрезал на куски, и бросил в черные воды реки смерти.
А в это время дома у Лемминкяйнена начал сочиться кровью его гребень, брошенный с насмешками женщинам. Поняла мать, что с сыном беда приключилась, пошла дитятко свое спасать.
Северная ведьма слегка поупиралась: говорить, куда парня послала, ей не хотелось. Но под материнским напором даже ведьме не устоять, тем более, что ясно стало: герой мертв, и лебедя ей все равно не видать. Сказала она матери Лемминкяйнена, гда он может быть.
Пришла мать на берег Туонелы, взяла в руки грабли, и стала ими в воде шарить, тело сына искать.
Всплыл беспечный
Лемминкяйнен,
Калевы сынок поднялся
на больших граблях из меди
на поверхность вод
прозрачных.
Малости не доставало:
головы лишь половины,
лишь руки и мышц различных,
не хватало и дыханья.
Повезло парню, что мать у него мастерицей была. Собрала она все недостающие части, и сшила их вместе, только мало этого было, чтобы мертвого оживить.
Обратилась тогда мать к божествам, в самому верховному богу Укко воззвала.
Вот так описана сама сцена реанимации:
Запряги своих лошадок,
оседлай коней прекрасных,
поезжай в санях узорных
через кости, через тело,
сквозь разорванные ткани,
по протокам жил
подвижных,
прикрепи ты мясо к кости,
сочлени ты жилу с жилой,
серебро просунь в разломы,
золото - в разрывы жилок.
Там, где кожа отделилась,
положи лоскутик новый,
где прожилки оборвались,
новые продень прожилки,
там, где кровь ушла из тела,
свежей крови влей побольше,
там, где кости раздробились,
нарасти их новой костью,
там, где мясо отвалилось,
ты добавь немного мяса.
Мышцы уложи на место,
мускулы - туда, где были.
Мясо с мясом,
кость с костями,
все соедини, как было!
Помог матери бог Укко, стал Лемминкяйнен даже краше, чем был.
Только вот дыхание к нему не вернулось. Послала тогда мать пчелу лесную собрать мед с девяти цветов, чтобы из меда мази волшебные сделать, чтобы сына оживить.
Оживила она Ахти, а тот обратно на подвиги рвется, все дева Похьёлы у него на уме.
Но тут уж мать проявила твердость, заставила сына домой с нею вернуться.
А тут как раз, наконец уже, у Илмаринена свадьба...С кем, с кем? С девой Похьёлы, разумеется.
А Ахти не пригласили, очень герой оскорбился. Как положено конкретному парню, поехал он разборки устраивать, что за дела с приглашением, и что этим северяне вообще сказать хотели, и чем будут отвечать. Разбор полетов закончился потасовкой с хозяином дома, которого Лемминкяйнен и прикопал у родного порога. Но поскольку был он на чужой территории, то пришлось парню срочно с севера, из Похьёлы, ноги уносить.
Приехал он домой в некоторой растерянности, ведь явно войну на дом родной и на весь род навлек. Утешила его мать, и отправила прятаться на далекий остров. К сожалению, обитаемый. К сожалению, потому что где люди – там женщины, а где женщины – там Лемминкяйнен с привязи срывается. Год прожил Ахти на острове, ни одной женщины и девушки не пропустил, всем уделил внимание, и не один раз. Только старуху одну дряхлую обидел - ну очень она старая уже была.
Но слухи распространились и за ним мужская часть населения с вилами и косами на перевес стала гоняться. Улизнул герой от грозных мстителей, и вернулся опять домой. Только дома-то уже не было, все спалили северяне, за хозяина мстящие. Мать Лемминкяйнена, впрочем, была жива и очень непутевым сыном недовольна. Пообещал ей гуляка остепениться, и деревню отстроить лучше прежней.
Сказать легко, средства найти труднее. Пошел Лемминкяйнен совета у Вяйнямёйнена спрашивать, и поспел в самый нужный момент, там как раз был и Ильмаринен, которому молодая жена стала изменять прямо по дороге домой...
Так собрались три героя в поход на Похьёлу.
Продолжение следует.
зы. Конечно, Ахти - самый воинственный герой. Но не смотрите, что на картинках везде все с мечами... это художники всё никак проникнуться не могут - как так, герой, а без меча... И рисуют по аналогии со всякими былинами, или нубелунгами-эддами, где все герои военные, и без меча жить не могут, и все - в ратных подвигах. Здесь таких подвигов нет, у Лённрота всё мирно и отобрано специально. Ну, зачем Лемминкяйнену меч - у него везде заклинания и болтовня, за лосиком гонятся, или с бабами сражаться меч не нужен%)))
Серия сообщений "Калевала":
Часть 1 - Сказки Калевалы. Что это?
Часть 2 - Калевала. Сотворение мира. Вяйнямейнен
Часть 3 - Калевала. Айно
Часть 4 - Калевала. Обретение Сампо
Часть 5 - Калевала. Лемминкяйнен
Часть 6 - Калевала. Куллерво
Часть 7 - Калевала. Похищение Сампо
Часть 8 - Калевала. Предчувствие Рождества