-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей: 1257
 омментариев: 14498
Ќаписано: 23740



 алевала. —отворение мира. ¬€йн€мейнен

ѕ€тница, 28 ƒекабр€ 2012 г. 23:23 + в цитатник

1067597_ (700x597, 228Kb)

ѕочитаем  алевалу. ¬ центре повествовани€ - ¬€йн€мейнен, волшебник и певец. «ачалс€ он как-то почти случайно ( истори€ покрыта€ мраком) от ветра и воды у богини воздуха »льматар. –оды у »льматар не наступали долго. что-то семьсот лет, до тех пор, пока она не превратилась в ћать воды - первозданную водную стихию и не выставила над бескрайним первичным ќкеаном ... колено. јга. Ќа него-то и опустилась космотвор€ща€ птица - ”тка, у других северных народов это могла быть гагара, у древних египт€н - дикий гусь, у слав€но-русов - гоголь-селезень, но мифологическа€ первооснова у всех одна).
 
 
»з семи €иц, снесенных ”ткой (шесть золотых и одно железное), и родилась ¬селенна€, весь видимый и невидимый мир:
 
»з €йца, из нижней части, 
¬ышла мать-земл€ сыра€; 
»з €йца, из верхней части, 
¬стал высокий свод небесный, 
»з желтка, из верхней части, 
—олнце светлое €вилось; 
»з белка, из верхней части, 
ясный мес€ц по€вилс€; 
»з €йца, из пестрой части, 
«везды сделались на небе; 
»з €йца, из темной части, 
“учи в воздухе €вились... (пер. Ѕельского)
 
¬ этом  фрагменте - вполне обычные зачатки многих космологий и мифологем других культур, св€занных с представлени€ми о  осмическом €йце. “ак, даже в космогонии ƒревнего 
≈гипта (гермопольска€ верси€) бытовал аналогичный сюжет - только вместо утки выступал белый гусь ¬еликий √оготун. 
 
¬€йн€мейнен на заре времен обустроил землю дл€ будущих людей, создал скалы и рифы, выкопал рыбные €мы. ¬€йн€мейнен добыл дл€ людей огонь из чрева огненной рыбы и научил им пользоватьс€.Ѕлагодар€ его старани€ми финны ловить рыбу и се€ть зерно. ¬€йн€мейнен построил первую лодку и создал первый музыкальный инструмент кантеле. ќн же сложил первые песни. ультурные де€ни€ ¬€йн€мейнена €вл€ли собой не только трудовой подвиг, но и магическое действо. ћагическа€ сила старца крылась в словах.“ак, при помощи волшебных слов он построил первую лодку. ¬от главный герой на своем рабочем, так сказать, месте.
 
1067597_nicolai_kochergin_kalevala_02_joukahainen_challenges_vainamoinen_02 (480x640, 257Kb)
 
ѕредставлени€ о ¬€йн€мейнене как создателе мироздани€ сохранились не только в рунах, но и в названи€х различных природных €влений ("—лед лодки ¬€йн€мейнена" - так называетс€ блест€ща€ полоса на воде, когда среди р€би по€вл€ютс€ прот€нувшиес€ в направлении ветра полосы, не тронутые р€бью, на небе си€ет "меч ¬€йн€мейнена" - созвездие ќриона). 
 
—читаетс€, что им€ ¬€йн€мейнен произошло от слова - широкий, спокойно текущий участок реки в устье. Ќепон€тно, чего уж такого космического увидели финны в этом участке реки... “.о. происхождение самого ¬€йн€мейнена оказываетс€ св€занным с водной стихией, в которой он чувствует себ€ наиболее уверенно, он даже может жить в воде. Ќапример, согласно приладожской версии сюжета о похищении сампо в ѕохьеле, ¬€йн€мейнен, спаса€сь от погони, уходит "внутрь мор€" и находитс€ там три дн€, пока опасность не минует. — одной стороны, Ё.Ћеннрот сконцентрировал в образе главного эпического геро€ ¬€йн€мейнена все приписываемые ему положительные качества и шаманскую мощь, с другой, как бы передал частично его функцию “ворца мироздани€ выдуманной самим автором матери воздуха и воды, котора€ и родила ¬€йн€мейнена. ¬едь в народной традиции сотворение мира во врем€ дрейфа по первоокеану св€зано с ¬€йн€мейненом, а не с его матерью.
 
1067597_Vyainyameinen_Kochergin (387x500, 45Kb)
 
Ќо вернемс€ к чтению. ¬сЄ было распрекрасно в мире, маги€ процветала.
 
¬ековечный ¬€йн€мейнен
врем€ жизни коротает
в ¬€йнеле своей прекрасной,
в  алевале вересковой,
песни ¬€йно распевает,
распевает, заклинает.
ƒни поет без перерыва,
ночи все - без передышки,
древние поет он песни,
изначальные закл€ть€,
их не все герои знают,
их не каждый понимает
на исходе этой жизни,
в убывающее врем€. 
(пер.Ёйно  иуру и јрмаса ћишина)
 
ћного путешествовал ¬€йн€мейнен, устройство мира - серьезное дело, то здесь, то там требует личного участи€ и надзора. ѕосе€ли дубы - один такой вырос, что ни солнца ни луны не видать, вырубили лес, чтоб €чмень посе€ть - так птицам негде сидеть - пришлось березку одну предусмотрительно оставить.
1067597_nicolai_kochergin_kalevala_01_how_vainamoinen_was_born_03 (496x640, 226Kb)
 
«амоталс€ совсем, и - никакой личной жизни, манагерска€, по сути, работа - то и дело на кантеле играть, чтоб всЄ устроилось тихомирно. » вот едет он как-то утомленный, а навстречу ему – какой-то молодой да резвый. ƒороги не уступил, да и на вид парень был подозрителен. Ќе иначе, шаман финский.
 
¬ ѕохъеле жил ≈укахайнен, 
“ощий ћолодой лапландец. 
 ак-то раз пошел он в гости, 
–ечи странные там слышит, 
Ѕудто можно петь получше, 
ѕесни лучшие составить 
¬ чащах ¬€йнелы зеленых, 
Ќа пол€нах  алевалы...
 
ну и знамо дело -
–ассердилс€ ≈укахайнен: 
«ависть в сердце пробудили 
¬€йн€мейнена напевы, 
„то его всех лучше песни.
 
*здесь и дальше пер. Ѕельского
 
» пошел он к маме, прародительнице рода. —хожу, мол, посоревнуюсь с этим ¬€йнам€йненом. лучше ведь € его, не иначе. —тали отговоривать его и мать, и отец, но молодой человек уперс€ - и ни в какую, поеду, мол, и всЄ. Ќу и встретились как раз на дороге.
 
—тарый, верный ¬€йн€мейнен, 
¬ековечный прорицатель, 
Ѕыл как раз на той дороге, 
ѕо пути тому он ехал 
—реди ¬€йнелы пол€нок, 
ѕо дубравам  алевалы. 
≈укахайнен юный, буйный, 
Ќа него наехал быстро; 
«ацепилис€ оглобли, 
» гужи переплелис€, 
’омуты вдруг затрещали, 
» дуга с дугой столкнулась.
 
1067597_nicolai_kochergin_kalevala_02_joukahainen_challenges_vainamoinen_01 (700x480, 189Kb)
 
» тут ¬€йн€мейнен попросил уступить дорогу, ≈укахайнен вызвал его на сост€зание, а тот начал прибедн€тьс€)))
 
—тарый, верный ¬€йн€мейнен 
√оворит слова такие: 
"„то ж, певец € безыскусный, 
ѕеснопевец неизвестный. 
∆изнь € прожил одиноко 
ѕо кра€м родного пол€, 
ѕосреди пол€н родимых, 
—лышал там одну кукушку...
 
» ≈укахайнен запел... ѕесн€ его была про то, что синица - птица, а Єрш - породы рыбьей. ј дальше уж стал привирать, что он собственноручно создал этот мир. “ут ¬€йн€мейнен не выдержал, говорит "Ћжешь ты свыше вс€кой меры!" ƒело дошло бы до мечей, на что недвусмысленно намекал ≈ука. Ќо не стал поднимать меч ¬€йн€мейнен, он запел, и соперник ... вдруг стал уходить в болото... тонуть. ќпыт и алкоголь всегда побеждают молодость и задор)))
 
Ќачал мудрый ¬€йн€мейнен. 
¬сколыхнулис€ озера, 
¬се заливы ими полны, 
» одни по ветру ход€т, 
ј другие против ветра. 
¬новь запел, и ≈укахайнен 
ѕогрузилс€ в топи глубже.
 
“ак вот почти всего загнал своим пением в болото ≈укахайнен, и тот взмолилс€, и начал выторговывать свою жизнь. (ј мама говорила)))
 
ќ ты, старый ¬€йн€мейнен! 
ѕоверни слова св€тые 
» возьми назад закл€ть€! 
Ўапку золота доставлю 
 
Ќо всЄ, что предлагал ≈укахайнен, не нужно было ¬€йн€мейненe. Ќо тут речь зашла о сестрице.
 
Ќаконец уж ≈укахайнен 
» совсем перепугалс€: 
ќн до рта ушел в тр€сину, 
— бородой ушел в болото, 
¬ рот набилс€ мох с землею, 
ј в зубах кусты зав€зли. 
ћолвил юный ≈укахайнен: 
"ќ ты, мудрый ¬€йн€мейнен! 
¬ековечный прорицатель! 
¬ороти назад закл€тье, 
∆изнь оставь мне дорогую, 
ќтпусти мен€ отсюда! 
«ат€нула топь мне ноги, 
ќт песку глазам уж больно! 
≈сли ты возьмешь закл€тье, 
«лой свой заговор воротишь, 
ƒам сестру тебе € јйно, 
ƒочку матери любимой. 
ѕусть метет твое жилище, 
¬ чистоте полы содержит, 
Ѕудет кадки мыть и парить, 
Ѕудет мыть твою одежду, 
“кать златые оде€ла, 
ѕечь медовые лепешки"
 
Ёто кардинально изменило ситуацию! ¬редный волшебник €вно заинтересовалс€ перспективой устроить, наконец, свою личную жизнь. » совсем не с мыслью о бытовых удобствах.
 
(ѕрдолжение следует)

 

—ери€ сообщений " алевала":
„асть 1 - —казки  алевалы. „то это?
„асть 2 -  алевала. —отворение мира. ¬€йн€мейнен
„асть 3 -  алевала. јйно
„асть 4 -  алевала. ќбретение —ампо
...
„асть 6 -  алевала.  уллерво
„асть 7 -  алевала. ѕохищение —ампо
„асть 8 -  алевала. ѕредчувствие –ождества

ћетки:  
ѕонравилось: 2 пользовател€м



Elena_Kalusch   обратитьс€ по имени —уббота, 29 ƒекабр€ 2012 г. 22:13 (ссылка)
—пасибо, јнечка! я думаю, купилс€ на "медовые лепЄшки"... “ы же помнишь, что"ѕуть к сердцу мужчины лежит через желудок"?)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 29 ƒекабр€ 2012 г. 23:14ссылка
ќй, и не говори, Elena_Kalusch, медовые лепешки у них везде, много раз, и еще раз, и еще... забавно, это наверное, про желудок, как раз финно-угорска€ мудрость, как раз)
ѕерейти к дневнику

—уббота, 29 ƒекабр€ 2012 г. 23:26ссылка
ZnichKa, думала, что русска€, а может финно-угорска€...))) «наешь, как много одинаковых пословиц в немецком € зыке с русскими.
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку