Граница. Таёжный роман |
Фильм представляет картину 70-х годов прошлого века в СССР, в маленьком гарнизонном городке на границе с Китаем. С самого начала понятно, что фильм необычный по стилистике, реализм встречается лишь намеками, пробиваясь сквозь смех, цинизм, иронию и страх. В фильме собраны и сюжетно, и текстуально армейские штампы и бояны, он построен по демонстративно сказочному сюжету, но от этого не легче. Фильм средневековый, хотя и снят в 2000 году. Это такой "маскарад" в самом своем изначальном, мистическом значении.
В военном городке обычная рутинная жизнь. Главный герой капитан Никита Голощекин в лесу, на глазах у своего отряда, загрызает волчицу, защищающую своего волчонка. Снято достаточно кроваво и показательно.
А вот лейтенант Иван Столбов, влюбившийся в жену Голощёкина Марину. На учениях они знакомятся поближе.
А вот политрук майор Сердюк режет столь любимое его сердцу сало, и отказывается отпускать жену Голощекина в больницу город на машине, куда она хочет отвезти умирающего старика.
А это старший лейтенант Алексей Жгут, которого Голощёкин посадил на шкаф в начальническом кабинете, за то, отпустил его жену без машины сопровождения.
А это тот же Жгут дома со своей женой, Галиной. Борщ. Галина - лучшая подруга Марины Голощёкиной. Алексей рассказывает о том, что капитан Голощекин отправился разыскивать жену, уехавшую со стариком в город и повез которых Иван Столбов.
А Никита Голощекин ищет жену по запаху... И, конечно, он находит её. Но она не одна.
и муравьи ползают по влюбленным, и вот даже совсем не кусают - хоть руки в муравейник клади. Любят!
Никита смотрит и ничем не выдает своего присутствия. Только муравейник сжигает.
А в это время жена делает полковнику Борзову массаж, и они трогательно обсуждают последние новости.
А Голощекин возвращается домой, где его ждет записка от жены, что она у подруги, и волчонок... мать которого он загрыз.
Первая серия заканчивается, самое время немножко определиться. Ясно, что использован древний и беспроигрышный архетип - трикстер. Никита Голощекин - основной двигатель развития сюжета.
Трикстер - это такой герой, который производит нарушение границ и переворачивание социальных и культурных норм. Трикстеров вообще много - боги Гермес в греческой мифологии, Локки - в скандинавской, разнообразные бесы, включая и карамазовского, Иван Александрович Хлестаков из “Ревизора” и Петр Иванович Чичиков из “Мертвых душ” Гоголя, а также Смердяков из “Братьев Карамазовых”, Беня Крик, Остап Бендер, Воланд со свитой, Василий Теркин, Веничка, а так же наши мультяшные Буратино, Карлсон, Шапокляк и Кот Матроскин, и киношные Юрий Деточкин и Штирлиц. В американской культуре нашествие трикстеров случилось как раз в 2000 годы - от Тайлера Дердена из “Бойцовского клуба” и до Бората, созданного неутомимым и беспощадным Сашей Бэроном Коэном.
Но, видно, давненько не было... трикстеров) Да и сложно ему появиться, особенно в кино - играть его трудно. Но зато если получится - он обречен на успех.
Плут, шут, клоун и дурак – похожие персонажи, одного поля ягоды, все они так или иначе непосредственно относятся к трикстеру, тут и здесь говорила об этом.
Трикстер, по-видимому, хорошо воплощает силу цинизма, необходимого для выживания в постоянно меняющихся, непонятных и непрозрачных социальных условиях полубандистского перестроечного общества. Моральная амбивалентность всегда интересна и завораживает. Голощекин не морален, а внеморален %). Эта внеморальность прямо вытекает из способности трикстера не “влипать” в какую-то одну систему ценностей, нарушать, разрушать и непочтительно высмеивать границы, в том числе и сакральные. Мышление шута, трикстера – синтез, смешение всего, что есть под рукой, совмещение несовместимого, он совершенно беспринципен, ни на кого не похож, но способен артистически воспроизводить приметы любой идентичности, этот персонаж выступает в качестве “нулевой символической ценности”, точки отсчета, такой центр своего маленького мирка, притягивающего как черная дыра). Этот мир и показан в фильме, так или иначе всё и все вертится вокруг трикстера. И карнавал продолжается.
В перевернутом состоянии. А Альбина - вторая подруга его жены - удивлена, а он всего лишь паясничает.
Вот самый дорогой предмет для Марины - спрятанная пуля, которая миновала любимого Ваню. Муж глумится.
Пытается придушить слегка жену жемчужными бусами, они рассыпаются... и он раздавливает бусинки...
Дальше - Голощекин с Иваном идут на болото, по заданию, и капитан чуть не топит Ивана, совсем чуть. А подруги, узнав куда они направились, и вдвоем, собираются спасать))), и тоже оказываются на болоте. Засасывает Альбину. Она очень смешно тонет, на самом деле.
В отряде - дедовщина, один солдат даже стрелялся - довели. Но остался жив. Совершенно трикстерски Голощекин исправляет дело, одним очень "душевным" разговором, профессионально. Начинает с того, что заказывает гроб - и его привозят.
И с любимой женой продолжается воспитательная работа. И символы, кругом символы...
Марина беременна, и сама не знает от кого именно - от мужа или от Ивана. Лапочка. Подруги часто собираются вместе, и разговоры у них противоречивые...Альбина советует Марине бежать с любимым подальше, Галина - бросить и жить с мужем.
Никита обо всем , как всегда, знает и интересуется - когда можно будет почувствовать - как ребенок бьет ножками.
А тут дети из подшефной школы попали в аварию.
Никита - еще и профессиональный конрабандист. Вот, переговаривается с подельником.
А это одна из пасторальных сценок. Вообще всё в фильме очень гиперболизированно, гламурно и подчеркнуто демонстративно. Карнавал - так карнавал)))
И местный комиссар - замполит Сердюк, тот что с салом. Здесь он сказку рассказывает. "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был отец, и у него было три сына. Старший и средний - и так, и сяк. А младший совершенно не понимал значения воинской дисциплины... Он без просу ходил за три моря..."
А контрабандисты между тем потрошат рыбу и начиняют её наркотиками.
А вот банька, здесь встречаются Марина и Ваня. И однажды Голощекин подкараулил момент, когда Ваня ждал в баньке Марину. Закрыл его там и поджег. Марина, рыдая, пообещала, что будет с Голощекиным всю оставшуюся жизнь, и вот - он Ваню вытащил. Снова в последний момент.
А Марина тут же бросилась к Ване.
Да уж, выход за рамки обыденного мышления требует жертв, прежде всего эмоциональных. В фильме эмоции хлещут через край - страсти, долгие поцелуи, отчаянные драки и стрельба, танцы, веселье и застолья. Трикстеры - лицедеи жизни, их бытие совпадает с их ролью, и вне этой роли они вообще не существуют, такое вот своеобразное жизнетворчество.
А его жена сожгла принесенный им выигрыш. И он пообещал больше не играть.
Потом подготовленные (ой, догадались кем?) заезжие циркачи раскрутили Жгута, и он проиграл 20 000. Огромная сумма. И повесился. Из петли его вынул, я думаю, догадались, что Голощекин.
.
А Галина, жена Жгута, решила победить трикстера, и обратилась к "темным силам". Выяснилось, что дамочка сама из криминальной среды, и папа её был - катала. Хоть отец и запретил ей играть, и особенно в поездах, она находит нужное купе, и "выигрывает" даже больше нужной суммы.
А потом бросает Голощекину деньги. И уходит от мужа.
Ликвидируется безопасная дистанция между фантазией и действительностью, становится зыбко-неопределенным соотношение между серьезным и блефом.
Убить пришлось сержанта. Как проникновенно тут Голощёкин говорит о павшем в бою с неравными силами противника, смертью храбрых, сержанте...
А вот история Альбины - совершенно волшебной женщины, очень романтичной и наглой.
Она жена особиста, майора Вячеслава Ворона. Семейная сцена про худые носки, зашивать она их не будет, а просто порежет ножницами. И будет, как всегда, слушать песни Глинского, она фанатка этого певца.
Алексей Жгут, он же еще ответственный за культуру - приглашает в гарнизон когда-то известного, а теперь спивающегося певца Глинского. Специально для подруги жены, в надежде, что Галина вернётся. Альбина готовит детский хор, и Глинский поёт с хором. "Лесные пожары" и "Волной любви" - две песни, который поет Глинский - очень пафосные и эмоциональные, подчеркнуто искренние песни на маскараде выглядят нелепо и немного рушат сам маскарадный мир.
Глинский предлагает Альбине уехать с ним, и она соглашается. Мирятся Жгуты - Глинский поет в кустах за Алексея. очень смешная сцена - и сердце Галины тает.
Альбина и Глинский уезжают, вместе работают и счастливы, они везде вместе. Альбина всем своим поведением доказывает, что любимому человеку она готова и варить борщ, и стирать носки. И "благородная кровь" здесь совсем ни при чем.
А в это время Голощекин обещает вернуть особисту жену.
И когда Глинский с Альбиной приезжают, чтобы забрать бабушку, трикстер устраивает шантаж и вынуждает Глинского оставить Альбину и уехать.
Альбина не хочет жить и напивается таблеток.
Особист у постели умирающей жены трогает до слез. На мой взгляд, это самая сентиментальная сцена в фильме.
Но Альбина выживает и пускается во все тяжкие, напивается и гуляет с солдатом. Муж не может её остановить.
Ненависть Альбины к мужу приобретает такие вот маскарадные формы.
Но так и не выстрелила.
Цинизм неуязвим для любой рациональной или эмоциональной критики.
Иван Столбов и Марина Голощёкина собрались тайно уезжать, но Никита их догоняет и пытается остановить и убить... хитроумным способом задействовав свой взвод, китайцев и собственные силы.
"… и моя жена, и её мой лучший друг…" отбиваются. и не без помощи Алексей Жгута. все израненные, побеждают. Алексей Жгут стреляет в Голощекина,
и всё тонет во взрывах .
Всё прошло). А потом мы видим наших героев через некоторое время. Жгут ушел из армии. Они пришли вместе с Галиной проводить Ваню и Марину куда-то далеко.
Тело Голощекина не нашли, и кажется, он мелькает в толпе.
В дороге случайно оказывается, что в этом же вагоне едут Глинский с Альбиной, у них всё хорошо. Альбина говорит: "я боюсь сглазить".
А дальше в своем купе Иван с Мариной любуются из окна - какая же у нас всё-таки большая страна...
и красивая...
очень красивая
Они убегают и счастливы. Не знаю, правильно ли это. Но зрителю понятно одно - бескомпромиссность, порядочность, честь и достоинство - основные способы борьбы с любым, даже самым непобедимым трикстером.
зы. И не надо про армию как её нет в этом фильме. Про трех баб, на которых держится гарнизон, и где самый лучший офицер - предатель, а остальные разгильдяи и инфантилы. Шутка всё это. Трикстер.
Серия сообщений "Кинокритика":
Часть 1 - Идеалист Алатристе
Часть 2 - Фильм Фонтан. Чулель, или сказка о потерянном времени...
...
Часть 32 - Дзікае паляванне караля Стаха
Часть 33 - Адъютант его превосходительства
Часть 34 - Граница. Таёжный роман
Часть 35 - Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами
Часть 36 - Пограничный пес Алый
...
Часть 48 - Немецкий "Сталинград"
Часть 49 - Потоп
Часть 50 - Солнечный удар
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |