-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей: 1257
Комментариев: 14508
Написано: 23750


Смерти нет

Вторник, 21 Декабря 2010 г. 22:00 + в цитатник

 


На полное лунное затмение перед зимним солнцестоянием))). Затмение нас минует - не видно его будет, а вот солнцестояния никто не отменял). А завтра – день уже начнёт прибывать, ура!

А тема как раз для самого тёмного дня в году . И не для особо впечатлительных.


Каждый раз, рассматривая древние сооружения или росписи, нужно напоминать себе, не просто, что «вот, прошло тысячу лет» , а стараться войти в иную систему миропонимания. Тут не может быть никаких фрагментов и кусочков – каждый из них обязательно должен рассматриваться в отношении к целому, к картинке мира. Надо принимать во внимание – ВСЁ вместе (или вообще ничего тогда и не пытаться понять) и тогда есть вероятность не просто рассматривать древнее изображение или храм – «ну надо же – как забавно», а приблизиться к тому времени. Множество литературы прочитала про Каппадокию  – и цельной "картинки мира" - ни у кого не нашла, особенно обидно, когда искусствоведы и историки, и даже богословы, и церковные археологи, изучив одну какую-нибудь деталь  - делают по ней выводы, ничего больше не видя и не слыша. И такие исследования ( ужас!) - практически все, типа «я изучаю алтарные преграды 11 века, у меня полно публикаций – читайте,  и отстаньте от меня с апсидами – это не моё, не могу же я всё изучать». Ну, это я так,о наболевшем, отвлеклась.

В Каппадокии много обнаружилось непонятностей всяких – из них списочек целый получился. Вот пока что одна из тех, в которых разобралась. Обратили на себя внимание «соты» такие - ряды ниш, специфические.

А эта картинка была подписана как "Передний план одной из старых голубятен".

Ниши небольшие, они почти в каждом храме - где по нескольку, а где и рядами-десятками. В пещерах Каппадокии такие ниши встречаются очень часто, но вам придется поверить мне на слово – очень бы хотела хорошие фотки показать, но не получается, так что - какие по Инету нашлись, извиняйте - "такое прислали". Ссылки все на источники - внизу.

Объясняют ниши эти разведением голубей. На туристических сайтах, в книжках и  блогах – про голубятни рассказывают много. И как средство связи, и мясо, и помет голубиный - активно использовались, особенно помет нужен был для удобрения. Да и на самом деле – в Каппадокии есть и Голубиная долина, и вовсю показывают голубятни старинные. Но что-то заставило меня усомниться… неуютные они какие-то гнёзда… да и сейчас там ни одной птицы не было замечено.

Посмотрела "голубеводческие" сайты: ну вот, ну вот - как будто и действительно так похоже голуби живут…

Но выяснилось, что самой древней голубятне Каппадокии – не более 250 лет, и голубей разводили уже турки-мусульмане, у них голубь - тоже священная птица, и даже технологию узнала – как из храма сделать голубятню: всё закрываем-закладываем-замазываем входы, оставляя летки только - небольшие отверстия, делаем дверку закрывающуюся, чтобы заходить туда, и обустраиваем внутри жердочки.

И сверху расписываем – если вдохновение есть -  таким специфическим узорчиком.

И готово –производство помета обустроено. Главное, чтобы повыше было, и никакое зверье мелкое туда не повадилось залезать.

Еще говорят, что такие голубятни много фресок спасли, когда храмы отчистили от помета – а фрески под ним – в целости и сохранности, людьми не тронутые.

 

 

 

 

 

Вообще, конечно, у мусульман распространены голубиные домики - выглядят они примерно так -

 

 

 

 

 

 

 

 

Но нишам-то этим – гораздо больше лет… И место, где голубятня - всегда отличается, выделяется

По меньшей мере – нишам лет 800. Подумала, что очень по размеру для человеческой головы подходят. И точно – оказалось, черепа там стояли. У Шевченко Ю.Ю. в одной из статей есть об этом упоминание.

Понятно, что это сейчас в основном все вернулись к языческому мировоззрению, которое чётко отделяет «мир живых» и «мир мёртвых». Так считали и в античном мире, пока христианство не принесло Весть  - "Смерти нет".  Первые христиане, по современным понятиям, можно сказать - жили в могилах, в катакомбах их со всех сторон окружали захоронения.  И на поверхности - вокруг церквей, под храмами возникали крипты, мартирии, кимитирии…

Тот и этот мир воссоединились, стали едины и в головах людей, и почти тысячу лет художники не рисовали почти ничего реального – всё внимание было отдано невидимому – просто как части нашего мира.

Кости воспринимаются как необходимость для Вечности. Ветхозаветный пророк Иезекииль в своём видении был поставлен «среди поля, и оно было полно костей». И повинуясь приказу Господа, пророк заговорил с ними: «Кости сухие! Слушайте слово Господне! Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете… Произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости… И видел я, и вот, жилы были на них, и плоть выросла…» (Иез 37: 1–8).

Язычнику и рациональному человеку очень трудно, практически невозможно представить, что «смерти нет», а уж «любовь побеждает смерть» - вообще запредельно.

 Интересно, надписи на могилах в катакомбах собирали и анализировали: «Ранние христиане говорят о мёртвых так, будто они живы. Они продолжают общаться с усопшими. Могилы ранних христиан, захоронённых в катакомбах, представляют странный контраст с могилами язычников, соседствующих с ними. Последние всегда говорят о смерти, как о свершившемся и окончательном факте, ужасном и бесповоротном событии. «Прощай навсегда!» - вот, что является итогом их жизни. Христиане же, наоборот, убеждены в счастливом продолжении жизни. «Эгип, ты будешь жить вечно», «Виктория, покойся с миром и с Христом», «Пусть Господь укрепит твой дух», «Твоя жизнь - в Боге» - эти надписи достаточно убедительно доказывают, как изменилось представление о смерти.

Попробуйте представить, что останки и их обретение – были великой радостью, и некоторые их них ценились «дороже золота и драгоценных камней». Такой тип монашеского погребения показывал, что человек был неимущим при жизни, ничего не имел совсем - и это символизировало состояние его праха после физической смерти. Внимание к черепу, и все знают - из древней традиции изображать череп Адама в подножии горы Голгофы на иконах распятия Христа. Слово "Голгофа" и означает "череп", "лобное место".

Тут возникает ещё один вопрос - а почему, собственно, выкапывают. Ответ следует из общей картинки миропонимания - в противоположность  пышным языческим погребениям, оставшиеся кости - символизируют высшую степень свободы от земного, материального, для тех, кто и при земной жизни был нищ. На языке древней церковной литературы нетленные мощи - это не только нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости. В церковнославянском языке слово «мощи» употребляется применительно к останкам любых усопших людей. Само слово «мощи» в славянском языке имеет происхождение от слова «мощь», а по воззрениям древних времен сила человека была не в плоти (теле), а в костях, то есть костном скелете человека.

Сначала всё было и у католиков - сдержанно, посмотрите на парижские катакомбы

но позже католическая традиция стала натуралистичней и решила наводить эстетику и декор – эдакую, например…

ой, и еще такую. Это как с Распятием. Говорила уже как-то, что православное распятие пытается показать торжество жизни после смерти, католическое распятие делает упор на муки Спасителя. И здесь - тот же натурализм. И сразу macabre и любимые "пляски смерти" вспоминаются.

Тут вот еще – кому интересно - коллекция картинок на тему.

И, в конце концов –  мне кажется именно из этой традиции - возникло вот такое –

или такой полёт дизайнерской фантазии


 

В православии черепа и кости остались духовными святынями. «Смерти нет» - и на Афоне до сих пор существует своя постоянно пополняемая костница.

 


 

После смерти монаха закапывают, и спустя три года или больше – смотрят: если тело не разложилось или хуже того - почернело, начинают сугубо молиться за брата – «земля не принимает». Иногда разлагаются в прах даже сами кости. Но чаще всего через несколько лет остается один лишь скелет - его вынимают, обмывают вином и помещают в костницу.

 

Черепа складывают на полки, в некоторых монастырях на лбу подписывают, чей это череп, в некоторых - нет.

 

Кости складывают в общее хранилище - до Всеобщего Воскресения.

По словам преподобного Ефрема Сирина: «Заглянем в могилу и увидим тайны нашего естества – кучу лежащих одна на другой костей, черепа, обнажаемые от плоти, и прочие кости. Смотря на них, увидим в них себя самих».

Подобное хранилище черепов имеется и в Киево-Печерской Лавре. Этот факт послужил одним из пунктов обвинения во время показательного судебного процесса, проводившегося в 30-е годы борцами с религией. Монахов, приводя в качестве «доказательства» черепа, сложенные в нишах, обвиняли в том, что они убивали и грабили богомольцев в подземных лабиринтах. А это - костница Гнилецкого монастыря, тоже под Киевом.

"Кимитирий мироточивых голов"...


Ниши - очень похожи на каппадокийские.Так что традиция - давняя, и сохраняется.

Зы. А в Интернете сплошь и рядом можно увидеть рекламу гостиниц Каппадокии – номера размещаются прямо в пещерках.

Туда проведено отопление и свет, и, как написано - «прямо у изголовья раньше жили голуби».

 

http://marinni.livejournal.com/322198.html

http://pda.privet.ru/blog/1101216?page=3

http://father-ingwar.livejournal.com/160636.html

 

http://ashkim.ru/node/10718

апдейт

просто еще картинку нашла

Серия сообщений "Каппадокия, Ихлара":
Часть 1 - Мистика Ихлары. Символика пещеры
Часть 2 - Сказки Ихлары. Кемер Килисе. Копье св. Лонгина
...
Часть 4 - Сказки Ихлары. Агачалты Килисе
Часть 5 - Осенняя Ихлара. Пойдём гулять...
Часть 6 - Смерти нет
Часть 7 - Каппадокия. Ихлара. Вопросы без ответов
Часть 8 - Сказки Ихлары. Яланлы килис
...
Часть 18 - Персидское очарование пограничной Ихлары
Часть 19 - Большой Крест на своде
Часть 20 - Ихлара. Складки местности

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

Lelena_Yer   обратиться по имени Среда, 22 Декабря 2010 г. 00:04 (ссылка)
сколько информации.... спасибо! очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 22 Декабря 2010 г. 14:59ссылка
Рада, что интересно... оно так всегда, стоит только копнуть чуть - и сразу столько всего обнаруживается)
Оксана_Кукол   обратиться по имени Среда, 22 Декабря 2010 г. 08:13 (ссылка)
Надо же - голубятни:)))) Спасибо за рассказ!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 22 Декабря 2010 г. 15:03ссылка
Оксана_Кукол, ну так ты профессионально культурой христианской занимаешься - тебе смешно должно быть))) а я вот даже поверила поначалу... так убедительно об этом везде говорится.
Syamuka   обратиться по имени Среда, 22 Декабря 2010 г. 08:20 (ссылка)
Я как-то не могу для себя понять... с черепами... с останками... Чтобы так... напоказ...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 22 Декабря 2010 г. 15:10ссылка
Syamuka, нее.. это же монастыри, не напоказ - всё для себя сделано, "чужие там не ходят". И еще тут на фотках - это же уже развалины, скалы пообрушились и оголили внутренние помещения. Вот на первой фотке, например - видны задние, дальние от входа углы и стена, а вся передняя часть вместе с порталом - рухнула.
никойя   обратиться по имени Среда, 22 Декабря 2010 г. 09:31 (ссылка)
имхо-именно православие делает упор на муки христовы, и именно оно отвергает жизнь после смерти
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 22 Декабря 2010 г. 09:55ссылка
Мне кажется что муки Христовы это мучения Иисуса Христа, которые он испытал при распятии. Последние слова "Символа веры" -- "Чаю воскресения мёртвых и жизни будущего века". В это можно не верить, но написано именно так.
Так-просто   обратиться по имени Среда, 22 Декабря 2010 г. 12:28 (ссылка)
никойя, да Вы что! Что значит отвергает? Если Православие, христианство, - это как раз утверждение жизни после смерти. Христос даровал людям жизнь после смерти! Об этом - всё Евангелие, а Православие целиком опирается на Евангелие! Собственно земная жизнь - лишь испытание, подготовка к ней, уже здесь "закладывается" зерно вечной жизни.
А какой уж такой особый упор делает Православие на страданиях Христа? Это факт - исторический, ну, конечно, те, кто любит Христа, не могут быть к этому равнодушны, тем более, что претерпеть эти муки Христу пришлось за НАШИ грехи! Чтоб нас избавить от смерти! Что значит "упор"?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 22 Декабря 2010 г. 12:43ссылка
да, это я немножко напутала(слаба в теологии)-православие отвергает реинкарнацию))
а насчет упора на муки-хотелось подчеркнуть что не КАТОЛИКИ на это упирают, а ПРАВОСЛАВНАЯ церковь, но опять же- не буду спорить с более знающими людьми, я себя к таковым не отношу, это лишь мой поверхностный взгляд обывателя, который в общем то разочаровался в любой церкви )
Перейти к дневнику

Пятница, 24 Декабря 2010 г. 02:34ссылка
Так-просто, присоединяюсь к Вашему ответу.
Но от представленного здесь натурализма, честно говоря, как-то не по себе.
Syamuka   обратиться по имени Среда, 22 Декабря 2010 г. 15:24 (ссылка)
ZnichKa, Понятно. А это я просто в продолжение обсуждаемой темы, которая возникла пару недель назад по поводу костницы - часовни в Седлеце, сделанной из человеческих черепов и костей.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 22 Декабря 2010 г. 22:42ссылка
Syamuka, что-то я вроде тебя читаю, а не помню - это где была такая тема?
Cadaver_of_Me   обратиться по имени Среда, 22 Декабря 2010 г. 21:51 (ссылка)
как натуральны тут эти жизнерадостные уютные пластиковые ящики для фруктов!... ))
закралась рациональная мыслишка (надеюсь, простишь) - может, отчасти эксгумацию и складирование останков производили для экономии места?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 22 Декабря 2010 г. 23:11ссылка
Cadaver_of_Me, да, жизнеутверждающие ящички, и с вентиляцией, что немаловажно)
А про экономию места - нет, много есть более экономичных, гигиеничных и малозатратных способов, и представь сколько в истории было массовых смертей от всяких войн и болезней, где технологии погребений были отработаны с учетом и площадей, и объемов. Да и в тихомирное время в средневековой Европе крестьян и горожан хоронили в общих могилах, которые открывали всякий раз, когда нужно было положить нового покойника. И в разное время существовало множество всяких сект, как раз озабоченных экономией места или просто безразлично относящихся к погребениям, взять тех же альбигойцев... Или вот большевиков вспомнить - жуть сколько много всяких цирков и парков сейчас на кладбищах. Но погребальная обрядность - очень сильно устойчивая традиция. А специально, выкапывать, и, пусть и в мягком туфе, долбить ниши - нерационально совсем.
Syamuka   обратиться по имени Четверг, 23 Декабря 2010 г. 08:15 (ссылка)
ZnichKa, Это - не у меня в дневнике. Если хочешь - дам ссылку.
Ответить С цитатой В цитатник
filorema   обратиться по имени Понедельник, 27 Декабря 2010 г. 17:56 (ссылка)
Какой пост отрадный! Сразу вспомнился Инкерманский монастырь: там витрина тоже есть с метрвыми главами и надписью"Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы".
Вообще же черепа, кости в обыденном сознании - устрашающие символы побеждающей смерти, уж очень "твёрдая" это "пища"... Разжёвывать её надо...
А гламурный череп в розовой косыночке - это от "Пиратов Карибского моря" привет ))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Декабря 2010 г. 22:31ссылка
filorema, спасибо)
ну потихоньку... будем разжёвывать. Память о смерти - одна их основных христианских добродетелей.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку