-ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей: 1257
 омментариев: 14477
Ќаписано: 23703

»удаизм. —в€щенные сооружени€

„етверг, 11 ћарта 2010 г. 23:24 + в цитатник

 

 »удаизм – сама€ справедлива€ религи€. ≈Є мировоззрение основано на множестве законов, на все случаи жизни – буквальное исполнение этих законов и есть справедливость.

Ѕез метафор - 613 заповедей ѕ€тикнижи€ (“оры) 365 запретов и 248 повелений.  —реди заповедей – («мицвот») особо выдел€етс€ так называемый ƒекалог, или ƒес€ть заповедей: единобожие, запрет на изображение Ѕога, на произнесение ≈го имени всуе, соблюдение св€тости дн€ отдыха в субботу, почитание родителей, запрет убийства, прелюбоде€ни€, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделени€. ќтклонени€ от следовани€ «мицвот» рассматриваютс€ как грехи и влекут за собой возда€ние не только в потусторонней, но и в реальной жизни. “аким образом, справедливость торжествует и "здесь и сейчас".

ѕространство иудаизма – весь мир. ¬ самом пр€мом смысле. » в центре мира, в »ерусалиме – ’рам, единственный, сейчас разрушенный, но всЄ равно – незаменимый. ѕоэтому во всем мире сто€т синагоги – просто дома дл€ молитвы. » это справедливо – нигде в другом месте ’рама быть не может.

ћировоззрение иудаизма – романтическое очень. ќсоба€ избранность – от Ѕога, тоска по утраченной родине, «земле обетованной», «векова€ грусть в глазах», мечта об объединении. ќбратна€ сторона такого романтизма – отношение к иноплеменным. »удаизм – исключительно племенна€ религи€. ƒругие народы вполне доброжелательно признаютс€, но иногда почитаютс€ потенциальными рабами или актуальными врагами. —амоизол€ци€ верующих евреев, в силу их богоизбранности – стала одной из важнейших черт иудаизма; однако в дальнейшем было признано, что дл€ вступлени€ в «завет» с Ѕогом, независимо от происхождени€, достаточно обрезани€ и следовани€ «аконам.

¬ св€зи с этим интересна религиозна€ экономика иудаизма, она тоже рассчитана на пространство всего мира. «Ќе отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба. »ноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост (¬тор. 23, 19-20). »менно это стало причиной того, что в эпоху —редневековь€ и –еформации финансы большей части европейской цивилизации оказались собраны в руках еврейских банкиров: христиане считали греховным давать деньги под проценты кому бы то ни было, а иудеи полагали возможным ссужать деньги под проценты иноплеменникам. „то-то есть в словах барона ”нгерна (кстати, буддиста): «“алмуд проповедует терпимость ко всем и вс€ческим способам достижени€ цели»

»удаизм можно смело назвать и самой грамотной из религий. ћагомет не зр€ назвал евреев «народом  ниги». Ќа месте св€тилища в ’раме в синагогах устанавливаетс€ большой шкаф.  “акой шкаф называетс€ ковчегом и соответствует  овчегу «авета в ’раме, в котором хранились скрижали с ƒес€тью «аповед€ми. ¬ шкафу наход€тс€ свитки “оры - самое св€щенное досто€ние синагоги. ¬от так вот: книжный шкаф как св€тилище… »  всем мужчинам иудейской общины вмен€лось в об€занность быть грамотными; это правило сохран€лось в течение всего —редневековь€! Ќу, грамотность - писать и читать, и считать, конечно)

 нига

 нига, конечно, о любви. Ќо любой человек, раскрывавший исторические книги ¬етхого «авета, знает, сколько там крови, сколько благословений на убийства и разграбление €зыческих городов: «ј в городах сих... не оставл€й в живых ни одной души... дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали дл€ богов своих, и дабы вы не грешили пред √осподом Ѕогом вашим (¬тор. 20, 16-18).  ∆естокости ¬етхого «авета иногда кажутс€ ужасающими

Ћюбовь

¬ “оре записано - «Ќе делай ближнему своему того, что не желаешь, чтобы сделали тебе». ќно, конечно, о любви… но тут вопрос в том, кто ее достоин, на этот счет тоже есть предписани€. » «акон “оры указывает на то, что человек не имеет права отдать свою жизнь, пойти на верную смерть, чтобы спасти другого.

 

∆енщина в иудаизме занимает весьма незавидное положение. ѕри бракосочетании - муж приобретает (!) жену и получает еЄ в своЄ распор€жение. —огласно “алмуду муж имеет право развестись с женой, если она просто разбила блюдо в его доме, или если муж найдет другую женщину, красивее, чем его жена. “алмуд также требует от евре€ дать жене развод, если она ела или жадно пила на улице, если кормила грудью на улице, если не зачала в течении дес€ти лет. —ама же жена не имеет право на развод. —огласно “алмуду, жена - послушна€ раба своего мужа.  аждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой гор€чо благодарит бога за то, что он не создал его женщиной, а женщина должна в молитве благодарить бога за то, что он создал ее дл€ послушани€ и подчинени€ мужчине. ќх, многобуков, но про женщину интересно)))

«» хот€ женщина награждаетс€, всЄ-таки наши мудрецы заповедали, чтобы никто свою дочь не обучал закону, по той причине, что больша€ часть женщин не имеет достаточного смысла дл€ понимани€ закона, и по ограниченности ума своего может спутатьс€ в словах закона. ѕосему-то наши мудрецы сказали: кто свою дочь обучает закону, тот всЄ равно что учит еЄ преступлени€м" (√илхот “алмуд “ора, глава 1; трактат »ома, fol. 66, pag. 2) » кто поспорит, что это не справедливо?)))

ћаймонид справедливо пишет в «аконах о личных взаимоотношени€х, гл. 21, з. 7: «¬ общей сложности получаетс€ п€ть работ, которые люба€ жена выполн€ет дл€ своего мужа: она пр€дЄт, омывает его лицо, руки и ноги, наполн€ет его чашу, стелит его постель и прислуживает ему. ≈сть также шесть работ, которые некоторые жЄны выполн€ют, а некоторые - нет: помол муки, выпечка, стр€пн€, стирка, уход за детьми и кормление скота". » там же, з. 10: «¬с€кую жену, котора€ отказываетс€ выполн€ть работу, которую она об€зана делать, заставл€ют, вплоть до применени€ плетей». –аавад пишет в замечани€х: "я никогда не слышал, чтобы женщину били плетью. ћуж просто урезает еЄ паЄк, пока она не сдастс€". »так, муж не должен еЄ пороть - достаточно морить еЄ голодом, пока она не станет ему служить.

»скусство. — этим в нашем понимании – сложно. ќтношение иудеев к изобразительному искусству складывалось под вли€нием ¬торой заповеди “оры: «Ќе делай себе никакого изображени€, ни того, что на небе вверху, ни того, что на земле внизу, ни того, что в воде ниже земли. Ќе поклон€йс€ им и не служи им..." (»сход, 20:4-5). “аким образом, без метафор, задача художника ограничивалась украшением ритуальных предметов и интерьеров синагог.

’рам

яхве не имел ни изображений, ни храмов; и вообще облик его – «неатропоморфный», ему был посв€щен шатЄр ("скини€") и в нЄм ларец ("ковчег"), считавшийс€ земным местопребыванием Ѕога, незримо присутствовавшего во всЄм мире. ¬ 960 году до н. э. царь —оломон воздвиг на горе ћориа ѕервый ’рам яхве, который был разрушен в 586 г. до н. э. царЄм ¬авилона Ќавуходоносором. ¬ернувшись из вавилонского плена, иудеи построили ¬торой ’рам, просуществовавший свыше 500 лет и полностью перестроенный царЄм »родом (34—7 гг. до н. э.). Ёта величайша€ еврейска€ св€тын€ была полностью разрушена в 70 году римским императором “итом.

 √лавной чертой природного ландшафта района ’рама €вл€етс€ большой выход скалы, который до сих пор можно видеть под  уполом —калы. ¬еро€тно, жертвенник был воздвигнут на самой скале, а ’рам находилс€ от него строго к западу. —оломону понадобилось семь лет на сооружение ’рама, дл€ его строительства из Ћивана был привезен кедр, а царь “ира ’ирам прислал мастеров. ƒворец —оломона, строительство которого зан€ло 13 лет, находилс€ от ’рама строго к югу, как и дворец дочери фараона, жены —оломона. —огласно иудаизму, ’рам будет восстановлен на прежнем месте, на ’рамовой горе в »ерусалиме и станет духовным центром дл€ еврейского народа и всего человечества. ¬месте с тем, дл€ строительства ’рама таких размеров, которые указаны в пророчестве »езекиила, потребуютс€ значительные топологические изменени€ дл€ расширени€ площади ’рамовой горы.

 

—тена ѕлача - на первой тут фотке. —егодн€ —тена ѕлача  €вл€етс€ местом молитвы, где евреи оплакивают разрушение ’рама и мол€т Ѕога о возрождении народа »зраил€ в его стране, местом, символизирующим былое величие »зраил€ и упование на его будущее… ¬ насто€щее врем€ над иродианской кладкой возвышаетс€ ещЄ 19 р€дов значительно меньших по размеру камней римской, византийской и позднейшей кладки.

—инагога

я удалил их к народам и рассе€л их по странам, но я стал дл€ них св€тилищем малым в странах, куда пришли они.(»ез.11:16)

—инагога - это любое помещение, предназначенное дл€ общественной молитвы иудеев, что всегда было и остаетс€ ее главным назначением и главным отличием. ¬нешне выгл€деть может очень разнообразно. ƒа и стоит ли об этом заботитьс€, когда пространство – весь мир. ѕовторю, что синагога не €вл€етс€ храмом, а еврейский ’рам может быть построен только на одном месте - на ’рамовой горе в »ерусалиме.

‘ункции синагоги очень широки. „асто при синагогах имеютс€ школы, в которых дети и подростки изучают “ору. ѕо традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. —читаетс€ весьма благочестивым делом купить дл€ такой библиотеки книги. Ћюбой член общины вправе пользоватьс€ ими. ¬ синагоге провод€т празднование рождени€, совершеннолети€, выкуп первенца и другие религиозные обр€ды.

 огда-то в синагоге заседал бейт-дин – местный религиозный суд. ѕравление синагоги распор€жалось средствами дл€ помощи нуждающимс€, устраивало на ночлег приезжих и т.д.  

—инагоги абсолютно независимы. Ћюба€ группа верующих может организовать синагогу. ƒл€ управлени€ синагогой верующие сами выбирают руководителей. Ћюба€ синагога, скромна€ или роскошна€, должна быть оборудована соответствующим образом. “ам об€зательно должны быть:

шкаф или ниша, где хран€тс€ свитки “оры. ќбычно его помещают у стены, обращенной в сторону »ерусалима. ќн должен быть прикрыт специальным занавесом.

вечный огонь, лампа, котора€ должна посто€нно гореть, символизиру€ заповедь: «возжигать вечный огонь перед скрижал€ми…»

возвышение, на котором стоит стол, куда кладут свиток “оры во врем€ чтени€ недельных глав.

отделение дл€ женщин, иногда балкон, иногда боковой или задний придел. Ѕыло отделение дл€ женщин и в »ерусалимском ’раме.

–азрешаетс€ также украшать синагогу в соответствии со вкусами и возможност€ми общины: витражи, фресками, резьбой по дереву и т.п. ќграничени€ касаютс€ лишь изображений людей.
ј тут - вот такие разные синагоги...

—ери€ сообщений "—в€щенные сооружени€":
„асть 1 - Ѕуддизм. —в€щенные сооружени€
„асть 2 - »удаизм. —в€щенные сооружени€
„асть 3 - ’ристианство. —в€щенные сооружени€
„асть 4 - »слам. —в€щенные сооружени€
„асть 5 -  атоличество. ‘илиокве. ”роки латинского

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



Syamuka   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 12 ћарта 2010 г. 07:13 (ссылка)
ј мы, путешеству€, посещаем все культовые заведени€, к какой бы вере они ни принадлежали. ѕотом интересно сравнивать свои ощущени€, отношение к себе верующих... ƒобавл€ю синагогу из ѕитера.
 (700x525, 163Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 14 ћарта 2010 г. 19:16ссылка
Syamuka, спасибо)  онечно, интересно, но как-то не по себе мне в синагоге...
Ќкт   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 12 ћарта 2010 г. 22:16 (ссылка)
ƒа-с, современный нравственно-индифферрентный, но силна утомленный просвещеннием человечек рад любому храмоподобию. “ам —тоунхендж разсыпалс€ камушками, здесь мегалиты с дырочками дл€ пришельцев, а туточки за шелом€нем скифские курганы с каменными (ух!) бабами, а между делом можно и в православной церквушке свечку поставить незнамо дл€ чего-кого... ј вдруг какой из многочисленных знакомых божков поспособствует благососто€нию? ¬от это, пожалуй, и есть истинна€ причина любопытства тьмочисленных культурных турыстофф к достопримечательност€м разностранным.  акое уж тут сакральное пространство? ѕодлость одна торгашеска€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 14 ћарта 2010 г. 19:19ссылка
—ергей_Ѕылинин, ну, может, свечку поставит и задумаетс€ - дл€ кого-чего?
так ведь тоже бывает....
јноним   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 02 јпрел€ 2010 г. 22:41 (ссылка)
Ќ≈“... —амые справедливые - законы ѕрироды (с большой буквы, потому как ¬џ же привыкли "преклон€тс€"), а любые религии, это всего лишь —ѕќ—ќЅ...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать ветку
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 02 јпрел€ 2010 г. 23:26ссылка
јноним, ну какие-такие "законы" - у природы? да еще "справедливые". ѕо всем "законам природы" - мы бы даже и буковок не могли написать, не то что - о справедливости рассуждать...
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку