Чума, или дудочка крысолова |
Гамельнский крысолов... Никогда не могла понять этой сказки, или, правильнее – легенды…
Старинная иллюстрация к ней, конечно, многое проясняет.. но всё же… можно сделать еще одну попытку понять)
Еще недавно увидела старинную рекламную картинку… Какая современная интерпретация)
Все - в цирк! Дрессированные крысы! (а что их дрессировать, они с первого раза всё запоминают, умненькие очень)))
Удивительно, сколько есть вариантов истолкования, (а их очень много!) ни разу не встречала что-нибудь правдоподобное. В основном, на простой вопрос – о чем эта сказка, отвечать начинают: а вот если ее разделить на две… Но сказка – одна, и существует целиком…
Мне всегда был интересен переход в сознании от идеализма к материализму, от Средневековья к Возрождению… (У детей еще интереснее – если внимательно наблюдать – в жизни ребенка один период сменяет другой несколько раз %)
Так вот, думаю, эта легенда как раз и отражает переходный этап сознания. Смену ценностей общества. От Бога – к деньгам… И еще. Сейчас подавляющая часть людей не знает страха. Представить себе – что «страшно», и ничего сделать нельзя – людям чрезвычайно трудно. И вся современная поп-культура (и психология) нацелены на то, чтобы «что-то сделать». А мысли о смерти считаются клиническим симптомом… И тем, кто привык бояться только голливудских ужастиков, трудно понять, почему крысы в этой сказке так страшны… А ведь они несли не столько голод, а смерть. Идешь себе доить коровку, а под ногами вдруг шныряют крысы.. И думаешь – всё, конец. Еще неделя. И пытаешься это осознать…
Черной смертью называли чуму из-за того, что люди после смерти чернели, а громадные масштабы эпидемий и их повторение не давали никакой возможности «что-то сделать» . До сих пор ученые спорят, и до конца неизвестно – «что это было». Чума изменила не только сознание народа, она создала новую экономику, вошла в искусство… Когда треть Европы погибла в одной из эпидемий, скупка по дешёвке всего огромного выморочного добра положила начало накоплению капитала, и развитие пошло по особенному пути. Через 100 лет после чумы в Европе уже было не столько феодальное, но скорей пред-капиталистическое авантюрное общество. И сказка отражает именно меркантильно-денежное сознание пост-чумной эпохи.
Роль денег повысилась. То ли Аполлон, покровитель искусств, слез со своей квадриги и зарабатывает на жизнь уничтожением крыс и жестоко, и немилосердно, с избыточной жестокостью, как и положено языческому богу, мстит за неуплату… Или бог Пан, что более вероятно, вдруг став корыстолюбивым и забыв свои кидалтские заморочки, достав свою дудку и пряча хвостик в костюме шута, в лучших дионисийских традициях уводит в хтоническую бездну ни в чем не повинные жертвы…
Может, об этом легенда… уверена, что эта сказка про деньги и «гибель богов»… но всё равно она до конца непонятна..
Наиболее полное собрание интерпретаций -
http://www.sovsekretno.ru/magazines/article/1616
Про чуму – научно и интересно тут
http://www.supotnitskiy.ru/stat/stat8.htm
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |