-ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей: 1257
 омментариев: 14477
Ќаписано: 23703

»осифо-¬олоцкий монастырь

ѕонедельник, 04 јвгуста 2008 г. 23:52 + в цитатник

ѕрит€гивают мен€ монастыри.  аждый из них – свой мир, отдельна€ планета, самодостаточна€, загадочна€ и до конца непон€тна€. ћне кажетс€, и сейчас они остаютс€ точками опоры духовной жизни страны…»ли, скорее, точками духовного сопротивлени€…
»осифо-¬олоцкий монастырь сильно отличаетс€ от ¬ысоцкого в —ерпухове, помните - со всей строгостью устава и великолепными ромашками, о котором тут говорила не так давно.
¬ 25 км от ¬олоколамска расположена сама€ богата€ когда-то монастырска€ обитель с интереснейшей историей. ѕрошли века, сменились эпохи, сотни раз утихли страсти и разгорались новые, а вот, однако – могучий и властный, распор€жавшийс€ судьбой государства, монастырь - теперь в маленькой деревушке, на периферии, среди обезлюдевших сел и заброшенных ферм, заболоченных лугов и среди ставших первозданно- целинными некогда распаханных полей. —лЄзы – да , но всЄ же… открывающийс€ с шоссе вид завораживает:


 

ћонастырь

Ѕолее п€ти столетий назад в непроходимом лесу в окрестност€х города ¬олока Ћамского инок »осиф основал обитель в честь ”спени€ ѕресв€той Ѕогородицы. ¬скоре »осиф и кн. Ѕорис заложили здесь дерев€нный ”спенский храм. ¬ I486 г в новом монастыре выстроили каменный собор, расписанный знаменитым ƒионисием,  а потом - 76-метровую (!) каменную колокольню (не сохранилась она).


 

 

”спенский собор - п€тикупольный, центральный купол  золоченый. ¬округ растут лиственницы!

 


 

—обор  московского барокко, стоит на высоком подклете, украшен по€сками из изразцов "павлиний глаз" искуснейшего московского мастера ѕолубеса, а ступени - крутые очень)))...

 


 

» еще там удивительные, ароматные и при€тно-живые, упругие в руках - медовые свечи, оставл€ющие на пальцах легкое душистое восковое тепло прикосновени€...

 

¬ XVI веке в »осифов монастырь часто приезжал »ван √розный, делал сюда крупные вклады. ќбитель была одной из богатейших на –уси в 1570-е гг, например, она владела более 25 тыс. дес. земли.

¬от слева  надвратна€ церковь, справа - трапезна€.


 

’оз€йственный монастырский двор, напоминающий московский дворик ѕоленова).


 

» пусть хоз€йственные работы ведут работники совсем нерусского облика, монастырь как-то пытаетс€ отразитьс€ везде, даже в тракторе, сумбурно и трогательно примирить всЄ со всем, объединить, воссоздать нарушенную целостность... вот тут, пока таджики отдыхают,  сразу три башни видны:


ѕоле постройки ¬олоцкий монастырь превратилс€ в крепость на северных подступах к столице - вот с такой крепостной стеной:


 

и надолго стал одним из главных духовных и культурных центров ћосковского государства.

» красиво там очень. “олько как-то кусочками всЄ... раздергано.. это пока, наверное...особое впечатление производ€т башни, наивно побеленные только с одной, "парадной" стороны...

 

ќснователь
ќснователь монастыр€ - блест€ще образованный богослов и писатель, ценитель и покровитель церковного искусства, борец с ерес€ми, игумен »осиф (—анин) ¬олоцкий. ѕо его молитвам, чудесным образом, в 1479 году в окрестност€х ¬олока Ћамского было обретено место дл€ устройства монастыр€. —редства на устроение обители пожертвовал кн€зь Ѕорис ¬асильевич ¬олоцкий
Ќемного и не часто возникали на –уси ереси, потому и средств борьбы с ними не было выработано. Ќо вот ¬олоцкому пришлось с ними боротьс€. » получилось победить.  “ут придетс€ сделать небольшое отступление и кратенько рассказать о супер-интеллектуальной и живой до нашего времени ереси - 

≈ресь жидовствующих
¬ 1470 году в Ќовгороде по€вилс€ еврей —хари€, выдававший себ€ за купца. ќн потихоньку стал знакомить представителей новгородской верхушки с новым учением.
≈го суть заключалась в четырех основных положени€х.
1. ќтрицание “роицы, поскольку никому и ничему невозможно быть одновременно единицей и троицей.
2. ѕоскольку Ѕожество не может быть “роицей, то в ≈го составе не может быть —ына, следовательно, »исус, называвший себ€ "—ыном Ѕожиим", на самом деле не был таковым, а просто был человеком.
3. »з той же невозможности “роицы вытекает отсутствиене только второго, но и третьего лица, то есть —в€того ƒуха, а значит, фикцией €вл€ютс€ и церковные таинства, в которых св€той ƒух €кобы соедин€ет нас с горним миром, а этого мира вовсе не существует.
4. –аз горнего мира нет, значит, молитвы подвижников, обращенные к €кобы обитающим в этом мире св€тым существам, тщетны, поэтому институт монашества вместе с монастыр€ми должен быть упразднен как паразитарный, и освободившиес€ людские ресурсы и денежные средства должны быть направлены на улучшение нашего земного обустройства.
Ёта логичность произвела на новгородских интеллектуалов сильное впечатление, так как Ќовгород был торговым городом, св€занным с ≈вропой, назревающим там протестантизмом и «демократией» ќсобенно прониклись новым учением два местных св€щенника - ƒионисий и јлексей, которые сделались ревностными учениками —харии. ќни прин€лись распростран€ть новые взгл€ды среди своих прихожан. ќбодренный успехом, —хари€ выписал из Ћитвы двух помощников: Ўмойлу —кар€вого и ћоисе€ ’апуша. “ак по€вилась своеобразна€ секта с тщательно скрываемой от посторонних практикой колдовства, ворожбы, кабалистики и надругательства над иконами. —ектанты ловко прикидывались гор€чими поборниками ѕравослави€. ƒошло до смешного (или очень грустного, скорее) - и ƒиониси€, и јлексе€ как самых благочестивых иереев вз€ли в ћоскву протопопами ”спенского и јрхангельского соборов  ремл€. » вот, учение стало распростран€тьс€ и по столице, достигло оно и —имонова монастыр€, сделав поборником архимандрита «осиму.
ќтрицание “роицы есть рационализм, отрицание божественности ’риста - антропоцентризм, отрицание инобыти€- материализм, призыв к роспуску монашества - прагматизм. ¬се вместе эти доктрины соединились в иудаизме. Ётот феномен хорошо объ€снил знаменитый историк еврейства —оломон Ћурье: Ќе признава€ »исуса ћессией и ожида€ "насто€щего" ћессию, иудеи не признают Ќовозаветного откровени€, и не нуждаютс€ в личном спасении, а значит и в Ќебесном ÷арстве, поскольку, по их мнению, спасен будет весь еврейский народ в целом, а он бессмертен здесь на земле. Ќу, а рационализм и прагматизм евреев, выработавшеес€ в них за столети€ внедрени€ в чужие культуры и коммерческой де€тельности, хорошо всем известны. “ак что этот мировоззренческий букет вполне справедливо можно назвать идеологией иудеев или тех. кто мыслит так же, как они, то есть "жидовствующих".
ѕервым объ€вил войну ново€вленной секте владыка той самой епархии, в которой она возникла, - Ќовгородский епископ √еннадий. Ќо тайно ересь продолжала укрепл€тьс€, и уже в следующем году один из главных ее приверженцев, «осима, стал ћосковским митрополитом - главой всей –усской ÷еркви. Ќо в этот момент в борьбу включилс€ великий подвижник и богослов, игумен ¬олоколамского монастыр€ »осиф. ≈го шестнадцать "слов", собранные потом воедино под общим названием "ѕросветитель", с такой силой и убедительностью обличили жидовствующих, что они после этого уже не могли оправитьс€. јвторитет преподобного »осифа был так велик, что царь пока€лс€ перед ним в потворстве еретикам и согласилс€ на прин€тие против них самых строгих мер. —обором 1504 года ересь была, наконец, полностью выкорчевана. Ќесколько ее возглавителей были сожжены, одному урезали €зык, остальных заточили в тюрьмы или сослали под строгий надзор в монастыри.


» еще интересно св€занное с монастырем и »осифом ¬олоцким противосто€ние
ѕредставител€ми одного из церковных направлений были нест€жатели - сторонники заволжского старца Ќила —орского ( ирилло-Ѕелозерский монастырь) “ак же, как и иосифл€не осужда€ жидовствующих, нест€жатели категорически отрицали возможность умерщвлени€ еретиков, ссыла€сь на то, что "Ѕог хочет не смерти грешника, но его раска€ни€" и потому долг ÷еркви - увещевать заблуждающихс€. ѕо мнению нест€жателей, тех, кто упорствует в ереси, следовало изолировать и даже высылать за границу, но нельз€ насиловать совесть человеческую угрозой смерти. »осифл€не же настаивали на крутых мерах по искоренению ереси вплоть до применени€ западноевропейского опыта аутодафе - сожжени€ на костре. 

ѕобеда в этом споре осталась за »осифом ¬олоцким. ≈ретики были обречены на смерть. ¬ ћоскве и в Ќовгороде запылали костры. Ѕыли сожжены многие вольнодумцы и крупные государственные чиновники, поддерживавшие ересь. Ќевестка великого кн€з€ ≈лена ¬олошанка и его внук ƒмитрий были посажены в тюрьму, где они и умерли.  

¬ то врем€ обсуждалс€ вопрос о праве церкви на владение богатствами земными - земл€ми, кресть€нами, капиталом и др. "Ќест€жатели" выступали против этого, указыва€, что церковь должна прежде всего стремитьс€ к благам небесным. Ќо в итоге возобладала точка зрени€ "иосифл€н". ¬еликий кн€зь ћосковский ¬асилий III первоначально поддерживал нест€жателей, опаса€сь экономического усилени€ церкви, но с 1526 года охладел к ним из-за того, что лидеры нест€жателей - старец ¬ассиан  осой (ѕатрикеев) и преподобный ћаксим √рек - резко осудили развод и вторичный брак ¬асили€ и насильственное пострижение в монахини его первой жены, —оломонии —абуровой. ¬ассиан  осой и ћаксим √рек были обвинены в ереси и сосланы в заточение в  эту вот башню.

 

»нтересно, что дл€ Ќила —орского главное — внутреннее совершенствование инока; а »осиф ¬олоцкий видел в монастырской аскезе прежде всего средство дл€ подготовки монахов к исполнению церковно-административных задач. ќн говорил о необходимости тесной св€зи церковных и государственных дел; Ќил, напротив, требовал их разделени€ и совершенной независимости друг от друга. ћонастыри, по мысли »осифа, должны нивелировать личность инока; поэтому он сказал однажды, что личное мнение — мать всех страстей, что мнение — это второе грехопадение. Ќил же защищал человеческую личность, отстаивал внутреннюю свободу подвижника в его духовном делании. 

ћне всегда был ближе Ќил —орский))) Ќо со времени моего общени€ с его трудами в университете прошло врем€, и в новейших научных работах неоспоримо установлено: никаких хоть сколько-нибудь достоверных сведений о «противоборстве» »осифа ¬олоцкого и Ќила —орского не существует, их попросту нет. ќба они канонизированы, и если спорили, то может, и гор€чо, но по-дружески)))

 

» всЄ-таки удивительно воспринимаетс€ этот монастырь среди заброшеных и безлюдных домов

(да, не удержалась,  и тут кот у мен€ нашелс€)))


 


ј на обратной дороге случайно попалось жуткое место - гектары заброшенных прудов..  ака€-то непросыхающа€ гр€зь, ржавые шлюзы, и страшное количество насекомых:  оводов и шершней вс€ких, тучи пр€мо... » вот в одном таком мертвом пруду  мертва€ лодка:

 

и как привидени€ - серые цапли, никогда их раньше столько много не видела:

 

—ильное впечатление произвела эта поездка...» только на ћ јƒ € пришла в себ€..

Ѕоже мой - какое же чудо, что через столько лет этот монастырь существует, живет, пусть неловко и медленно, но  развиваетс€ и восстанавливаетс€...

силой веры вынос€ на заболоченную поверхность времени надежду дл€ всех нас..

—ери€ сообщений "ћонастырь":
„асть 1 - ѕаломничество. —аввино-—торожевский монастырь
„асть 2 - »осифо-¬олоцкий монастырь
„асть 3 - ѕросто –остов
„асть 4 - Ќовый »ерусалим
...
„асть 41 - “ишина –ождества
„асть 42 - јлександро-—вирский монастырь
„асть 43 - Ѕожий свет «венигорода

ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



NADYNROM   обратитьс€ по имени ¬торник, 05 јвгуста 2008 г. 12:45 (ссылка)
ќдно из тех мест, в которых все собираюсь, но никак окончательно не соберусь побывать.
—пасибо большое за рассказ и за фотографии=)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ¬торник, 05 јвгуста 2008 г. 19:29 (ссылка)
NADYNROM, об€зательно соберись, интересно там)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќкт   обратитьс€ по имени ¬торник, 05 јвгуста 2008 г. 22:11 (ссылка)
»нтересный вышел расскз. Ёх, и хот€ не во всЄм € согласный по поводу основы исторически-идеологической рассказа твоего... Ќо, как »осиф ¬олоцкий и Ќил —орский (а € не на его стороне) по-братски (а вовсе не по "дружески") не стану противоборствовать. »бо пути √осподни неисповедимы... а кто же прав?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ZnichKa   обратитьс€ по имени ¬торник, 05 јвгуста 2008 г. 22:23 (ссылка)
—ергей_Ѕылинин, ой, да, ошиблась.. по-братски, конечно..
ѕрав - Ќил —орский, только деньги государства и выгода были за »осифом... » еще € рассматриваю это "братское противосто€ние" как типовое западно-слав€нское.. победило западничество, и что из этого вышло - как пример, € написала в следующем посте про иконы. “олько в конце 19 века удалось свернуть с курса »осифа ¬олоцкого, обратно к русской традиции церковной...»мхо, конечно, просто так... кажетс€, выходит %)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќкт   обратитьс€ по имени ¬торник, 05 јвгуста 2008 г. 23:21 (ссылка)
ќй, нет-нет! Ќе стоит так грубо "западничесво" »осифа ¬олоцкого смешивать с действительным пост-петровским западничеством на –уси, которое беснуетс€ и поныне. », кстати, невольно € в твоем иконном (следующем) посте уже высказалс€ противо-западно совершенно не зна€ еще об этом ответе (см. врем€). ¬от ведь как взаимосв€занно всЄ получаетс€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Nadezhdaaa   обратитьс€ по имени —уббота, 18 јвгуста 2012 г. 15:45 (ссылка)
ќчень интересно! Ќичего этого не знала. —пасибо за просвещение!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку