-ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей: 1257
 омментариев: 14477
Ќаписано: 23703

»хлара на перекрестке времен и дорог

—уббота, 08 »юн€ 2013 г. 01:01 + в цитатник
1067597_01_ (700x524, 149Kb)
 
ѕродолжение »хлара - св€щенна€ граница   . »де€ пограничного расположени€ посто€нных военных отр€дов и "св€щенной границы" в »хларе вызывает возражени€ - дескать, провинци€ глуха€, тиха€, какие там заставы, тишь да благодать. » действительно, интересно разобратьс€ детально, что это было за место. —кажу сразу - мен€ интересует »хлара и еЄ пещерки, и поэтому историю войн € буду рассматривать "в свете пещерок" - то есть примерно вот в этом месте - только недалеко от јксара€, на границе  аппадокии. 
√еографически место совсем не изменилось. Ќо со сменой цивилизаций и культур многие города помен€ли свои названи€ п€ть-шесть раз, и найти что-то иногда просто невозможно. ¬ообще, предлагаю современные исторические труды без вмен€емой карты - уничтожать как недостоверные, потому что путаница жутка€ и от трудов с картами, а уж безкартные исследовани€ - это вообще ужас. »звините, накипело)
 
 
¬ этой местности дороги были также неслучайны, продуманы и изр€дно протоптаны, как и у нас, но поселени€ встречаютс€ гораздо реже. ≈сли в наших широтах обычное рассто€ние между городками - примерно 30-50 км, то есть день пешего пути, то в  аппадокии - 100-120 км, тоже день пути, только конного.
–екогносцировка така€.
—амый ближний к »хларе город, совсем р€дом - јксарай (Garsaura, јрхелаос,  олоне€) у подножи€ горы ’асандаг (3 268 м) был важным пунктом, через который проходил ¬еликий Ўелковый ѕуть и не только. ¬от путь тут как раз пристрою, будет много карт, привыкайте, дл€ разминки найдите место, где »хлара)
1067597_Velikii_shelkovii_pyt (479x319, 298Kb)
–€дом с горой ’асандаг есть еще гора поменьше - ћелендиз, она же дает им€ речке, котора€ протекает по ихларскому ущелью. ѕоследний ÷арь  аппадокии јрхелай, на месте бывшего поселка построил новый город (1 столетие н.э.). — этой даты город стал называтьс€ јрхелаос. ¬ 1 столетии н.э., город был заселен римскими колонистами, а в византийский период здесь была учреждена епархи€. ѕри сельджукском султане в городе были построены крепостные стены, медресе, мечеть, караван-сарай, а также беломраморный ƒворец (1170 г).
Ќедалеко от јксара€ находитс€ озеро “уз (тур. Tuz Golu, букв. —олЄное озеро,в древности называлось - Tatta; др.-греч. "фригийское солЄное озеро". Ёто озеро - заметный ориентир на картах всех времен и народов, благодар€ ему можно легко сориентироватьс€ на любой карте этой местности.
«абавно пишет об этом озере —трабон: "«а √алатией к югу наход€тс€ озеро “атта, лежащее около ¬еликой  аппадокии, недалеко от морименов (оно €вл€етс€ частью ¬еликой ‘ригии), и примыкающа€ к этому озеру область вплоть до “авра, больша€ часть которой была подвластна јминте. ќзеро “атта — это естественна€ солеварница. ¬ода в озере так легко кристаллизуетс€ вокруг любого предмета, опущенного в нее, что когда туда бросают кольца, сплетенные из тростника, то извлекают гирл€нды соли; благодар€ кристаллизации соли птицы, прикоснувшись к воде крыль€ми, тотчас падают и их легко поймать".
ќзеро в последние 100 лет сильно уменьшилось, но всЄ еще есть, и оно огромно, тут ведетс€ промышленна€ добыча соли дл€ всей “урции.
1067597_physicalmapbig (700x525, 189Kb)
 
¬ 100 км к востоку расположена столица  аппадокии -  айсери (она же -  есари€, ÷езари€, ћазака, ћажак, ≈всеви€,  унийа). 100 км в другую сторону - на запад, древний »коний, »кониум, теперь  онь€.  огда-то была столицей сельджукского султаната. ј недалеко от нее знаменитый, самый древний город на «емле - „атал-’уюк.
 
Ќу и вот, немного соориентировались, восток - он по-прежнему в правой части монитора, а теперь - поехали. 
—начала хетты. “уванува (хетт), это почти современный город Ѕор (турецк) - только очень древний город, входивший в состав ’еттского царства при хеттском царе Ћабарне I, в начале ƒр. царства, 1-€ пол. 17 в. до н. э (!).
 
1067597_hetti (700x413, 51Kb)
 
Ѕогатством “уванувы были мощнейшие во всем тогдашнем древнем мире медные рудники. ¬о времена  ира ћладшего и јлександра ¬еликого “уванува называлась ƒана, а во времена –имской империи — “иана. –азвалины времЄн этих древних цивилизаций теперь можно найти у деревни  емерхисар (√ород церквей). ∆изненно важны были дл€ хеттов торговые пути из ÷ентральной јнатолии в —еверную —ирию. 
ѕерсидска€ импери€. — персами воевали здесь много и со вкусом. Ќо восточнее »хлары на 100 км...и чуть севернее.
ј покой ей только снилс€. ¬ общем и целом, вс€ истори€  аппадокии представл€ет собой бесконечную череду захватнических войн. —о 193 года до н. э.  аппадокийское царство, основным источником доходов которого была работорговл€, не переставало быть ареной военных действий. Ѕорьба за власть доходила до того, что вдова одного из правителей  аппадокии (јриарата V Ћаодика) одного за другим убила п€терых собственных сыновей, получив таким образом в 130-129 гг. до н. э. всю фактическую власть в стране.
¬ластители смен€ли друг друга, отход€ в мир иной в подавл€ющем большинстве случаев не по своей воле. ¬ойны продолжались. ¬ период с 111 г. до н. э. вплоть до начала 66 г. до н. э.  аппадоки€ «прин€ла на своЄм поле» 3 римско-понтийские митридатовы войны, (стих Ѕродского " аппадоки€" как раз про одного из ћитридадов)
 
1067597_04_1_Pont_Mitridad (700x508, 17Kb)
 
пока, наконец, не стала римским вассальным государством.
 аппадокийска€ территори€ успела поучаствовать в известном всем со школьной скамьи походе јлександра ћакедонского.
1067597_03_v_do_ne_Makedonskii (700x441, 118Kb)
 
», в конце концов, уже в 17 г. н. э  аппадоки€ была включена в состав –имской империи на правах провинции.
ѕри римском владычестве спокойнее не стало. ¬ I веке н. э. сюда неоднократно вторгались арм€не.
 
1067597_4_v__Armeniya_Rim_torgovie_pyti (700x514, 161Kb)
¬ойны с парф€нами длились годами. ¬торой век н. э. дл€  аппадокии ознаменовалс€ непрерывными вторжени€ми аланских орд - кочевых скифо-сарматских ирано€зычных племЄн, но они, правда, до »хлары не дошли. » снова активизировались парф€не, объ€вившие в 162 году официальную войну –иму. 
¬ III веке страна была опустошена ѕерсидским царством, чей владыка јрдашир в 231 г. начал войну с –имом.
¬ 264 г. с севера на территорию  аппадокии вторглись восточные готы — германска€ народность II-IX вв.  ѕройд€ с грабежами и разбоем всю обширную территорию  аппадокии, они благополучно вернулись назад, увод€ с собой много пленЄнных первых христиан. Ёто впоследствии оказало важное вли€ние на самих готов - первые ростки христианства им принЄс вз€тый в плен каппадокийский христианин ≈втих.
¬ 395 г. –имска€ импери€ разделилась на ¬осточную и «ападную, и  аппадоки€ на несколько веков отошла к ¬изантии.
 
1067597_67_Vizantiya (700x525, 844Kb)
 
ќчень хочетс€ наде€тьс€, что ученые-историки, рису€ вот такие  стремительно лет€щие стрелочки на карте, представл€ют себе хот€ бы приблизительно, что территори€ выгл€дит вот так.
 
1067597_mestnost_iz_gygla (700x289, 83Kb)
 
— 394 г. по 1071 г. включительно по  аппадокии огнЄм и мечом прошлись гунны (на севере), персы (—асаниды),
 
1067597_Iranovizantiiskaya_voina (620x700, 206Kb)
 
 и арабы, много арабов
 
1067597_79_ (700x525, 762Kb)
 
сельджуки, вот еще –умский султанат... карта
 
1067597_Rymiiskii_syltanat (700x419, 144Kb)
 
» еще сельджуки, они такие, мощные.
 
1067597_11_ (696x424, 25Kb)
 
Ќу, может хватит примеров, что не была »хлара "в глухой провинции у мор€, и от ÷езар€ далеко и от вьюги"?  ÷езарь здесь тоже был -  со своим шестым легионом)))
 
ѕочему такие военные страсти разгорались на маленьком клочке земли? ѕричин, конечно, много, но еще потому что дл€ всех - это была единственна€ дорога к морю. ƒорога в широком смысле слова - как территори€, по которой можно добратьс€.
 
ј еще, вернитесь, посмотрите карты - дорогу к морю преграждают горы, “авры.
 
 иликийские ворота
ƒревн€€ дорога через “аврские горы т€нетс€ примерно на восемьдес€т миль, но сам перевал -  иликийские ¬орота - занимает всего сотню €рдов в длину. ѕо обеим сторонам узкого ущель€ поднимались темные утесы. ѕо сути, перевал представл€ет собой расщелину в скале, по дну которой протекает грохочущий поток.
1067597_ciliciangatesturkey (450x300, 87Kb)
≈ще на заре времен военные и коммерческие нужды приводили сюда дес€тки армий и торговых караванов. ѕо свидетельству  сенофонта, еще летом 401 года до н. э. великий царь  ир, направл€€сь в ¬авилон, проходил здесь со своими ƒес€тью “ыс€чами. Ётой же дорогой вел армию јлександр ћакедонский — в 333 году до н. э., после битвы при √ранике.  ак и любой умный солдат, јлександр опасалс€ засады — уж больно подход€ще место. ќн послал на разведку отр€д легковооруженных фракийцев и с удивлением обнаружил, что персы не позаботились зан€ть перевал. ѕозже он узнал, что те подожгли “арс — чтобы великие сокровища не попали в руки јлександра — и поспешно отступили, не рискнув встретитьс€ лицом к лицу с его победоносной фалангой. “аким образом, јлександр беспреп€тственно вошел в разоренный “арс. », там он, кстати сказать, чуть не погиб: купание в лед€ных водах  идна обернулось дл€ цар€ простудой и жестокой болезнью.
 рестоносцы тоже были вынуждены преодолевать этот перевал на своем пути из  онстантинопол€ в ћалую јзию. » точно так же они в страхе сто€ли перед узким и мрачным ущельем. Ќедаром они нарекли его «¬оротами »уды».
ћного воспоминаний хран€т здешние горы. Ќо здесь думаетс€ не только о завоевател€х чужих стран и богатых торговых караванах. “ут можно вспомнить и одинокого путника с посохом в руке, который т€жело брел по каменистой тропе. ѕуть его лежал через  иликийские ¬орота в ћалую јзию, и нес он весть о мире. јпостол ѕавел наверн€ка с детства знал здешние места. ¬едь в эпоху римл€н было прин€то в летние мес€цы покидать знойную равнину и перебиратьс€ в горы. ¬озможно, вначале  иликийские ¬орота представл€лись ему проходом в иной мир. » ребенок был не так уж далек от истины. ƒействительно, дороги из Ѕагдада и јнтиохии в этом месте преодолевали рубеж, за которым вливались в большой и пр€мой как стрела тракт, ведущий сначала в Ёфес, затем за море и наконец в самый центр мира - в ¬ечный –им. ¬от немного наивна€ карта начала ’’ века. «десь голубым отмечена часть апостольского пути.
 
1067597_20_ (700x535, 180Kb)
 
ѕо сути, дорога через  иликийские ворота - это единственный пригодный дл€ большой массы войск путь. 
ѕуть через  иликийские ¬орота и сегодн€, как во времена  сенофонта, служит и военной дорогой.
 
ј вот теперь поговорим о дорогах. “ак вот, хеттска€ “уванува - это город Ѕор, совсем р€дом с Ќигде, построена была с учетом близости  иликийских ворот, всего 30 км. ¬ античности в “иане, так называлась “уванува в то врем€, была больша€ клисура, то есть погранична€ застава, защищавша€ эту дорогу. » с тех пор это основной пункт следовани€ через “авры, лифт.
»мпери€ ƒари€ была действительно огромной, и в ней войска должны были иметь возможность быстрого передвижени€, а также чтобы способствовать торговле, ƒарий восстановил многие старые караванные пути, и они поддерживались, это были действующие пути сообщени€. Ќа реках были возведены мосты, и через каждые четыре парасанга (парасанга = 7 км, т.е. через примерно 30 км) пути имелись станции со свежими лошадьми дл€ царских курьеров. 
√еродот так описывает этих гонцов: "Ќет ничего на свете быстрее этих гонцов: так умно у персов устроена почтова€ служба! –ассказывают, что на прот€жении всего пути у них расставлены лошади и люди, так что на каждый день пути приходитс€ особа€ лошадь и человек. Ќи снег, ни ливень, ни зной, ни даже ночна€ пора не могут помешать каждому всаднику проскакать во весь опор назначенный отрезок пути "
Ёти военные пути сообщени€ делились на две группы, западную и восточную. ¬ первой основной артерией был великий западный путь под названием «царска€ дорога», подробно описанный √еродотом (V). 
 Ќа самом деле, точно расшифровать геродотово описание никто не может, но вот достаточно достоверный  гипотетический маршрут.
«÷арска€ дорога» соедин€ла —арды с —узами; она насчитывала 1500 миль, и в обычное врем€ путь из —уз в —арды занимал дев€носто дней; однако благодар€ налаженной системе царские гонцы преодолевали его за семь суток. »з —ард этот путь проходил приблизительно вдоль современной железной дороги из —мирны до залива »скандера – через »пс (к северо-востоку от јк-Ўехра), (жд карта “урции)
 
1067597_Jeleznie_dorogi_Tyrcii (700x427, 94Kb)
 
»коний ( ониа),  иликийские ¬орота в горах “авра и “арс до »сса. ќт »сса восточна€ часть пути пересекала  арры (√ерран), Ќисибис (Ќисибин) и “игр около Ќиневии (близ ћосула), после чего сворачивала в направлении јрбел (Ёрбил), затем – в юго-восточном направлении к —узам на реке ѕаситигр ( аркхех). ќт »пса ответвл€лась дорога, идуща€ через ѕессин (город во ‘ригии) и јнкиру (јнкару) к реке √алис ( изил-»рмак) в ѕтерию (ЅогазгЄй?), что в  аппадокии, котора€ затем вновь пересекала √алис и вела в ћазаку ( айсери) и к  иликийским ¬оротам.
 
¬ римские времена к хорошо сохранившимс€ персидским дорогам добавились пути на восток.
 
1067597_Rimskie_dorogi (700x556, 32Kb)
 
Ќар€ду со своим пр€мым назначением – облегчить перемещение войск, товаров, почты, обычных граждан, дороги в –име несли определенную сакральную нагрузку, занима€ особое место в мировоззрении римл€н. »звестно, что в –име, как и в любом другом населенном пункте великой империи, было запрещено хоронить усопших в черте города, поэтому кладбища устраивали вдоль дорог. “аким образом, выезжа€ из города, человек как бы пересекал невидимую границу, раздел€ющую суетный мир живых и вечный мир мертвых. ¬ качестве назидани€, власти –има вдоль дорог нередко устанавливали кресты, на которых распинали преступников и врагов государства. 
„то касаетс€ жителей  аппадокии, то тут сложно однозначно сказать, воспринимали они дороги как зло, или как благо. — одной стороны, дороги символизировали цивилизацию, удобство передвижени€, а с другой – по ним приходили сборщики налогов и армии завоевателей.
 
¬ византийские времена к обычной нагрузке дорог добавились паломники ко »ерусалиму. ѕо мере распространени€ христианства, в ≈вропе все больше по€вл€лось желающих посетить ѕалестину. ¬ IV в. паломничество в —в€тую «емлю сделалось массовым €влением. ѕилигримов было столь много, что во второй половине VIII в. специально дл€ них были созданы путеводители (итинерарии). ѕокровител€ми паломников в средневековье станов€тс€ волхвы: Ѕальтазар, ћельхиор и  аспар, совершившие странствие дл€ поклонени€ ћладенцу »исусу. ќни стали почитатьс€ христианами со II века. Ќо в VII в. при халифе ќмаре случилось событие, которое дл€ христиан считаетс€ самым большим бедствием со времен рождени€ ’риста. —в€щенный город »ерусалим был захвачен мусульманами. ƒо сих пор не стихают страсти на этой многострадальной земле.
Ќачина€ с IX в., паломничество стало налагатьс€ в виде публичной кары и средства к искуплению вины. ј в XI в. католическа€ церковь заменила паломничеством церковное пока€ние.
 
√лавной проблемой дорог в  аппадокии всегда была вода. ¬о многих районах число дорог, по которым могли следовать даже небольшие отр€ды, резко ограничивалось отсутствием этого главного жизненного элемента. ѕо этой самой причине современна€ дорога из јксара€ к  иликийским воротам, отмеченна€ на любой карте, в обход гор, оказывалась эстремальной и дл€ большинства - непригодной: там пустын€, пересечь которую без труда можно только на современной скорости, лучше на машине, а тогда - на танке)
 
“ак вот, име€ ввиду всЄ вышеизложенное))) € предположила, что через »хлару проходила дорога к “иане, то есть к современному Ќигде. —обрав более 50 карт этой местности, на одной из них € обнаружила обозначенный горный перевал - ћандаланса, ћелендиз то есть. Ќа горе ћелендиз - исток ћелендиз - перевал ћелендиз.
 
1067597_Rymiiskii_syltanat1 (700x525, 61Kb)
 
Ќу, то есть, получаетс€, надо идти пр€мо по ущелью, по долине »хлара к истоку ћелендиз, там будет перевал и должны быть, по идее, остатки крепости. ¬ арабских исторических источниках упоминаетс€ "»бн ’ордадбех называет целый р€д подземных укреплений, завоеванных арабами в  аппадокии на сирийской военной границе: ћаджида — подземное зернохранилище примерно в 20 мил€х от крепости Ћу'лу, завоеванной ал-ћа'муном (ћас'уди, “анбих, 178), Ѕаланса, ћаландаса,  унийа - »конийа - совр.  онь€" ... » еще вот интересное - Ќиколь “ьерри (€ о ней уже говорила), изучив  итинерарии паломников, на основе трех источников, ( јнтонина в III  веке нашей эры,  маршрут изложенный ѕевтингером в IV веке нашей эры и какой-то третий иерусалимский VI веке н.э), описывает маршруты через  аппадокию. » пишет про вот такой маршрут, "это дорога от ћамасына на юг и проходит через Selime, Gelveri ( √юзельюрт,  ербеле), —иврихисар (?), Melendiz (Malandasa), Goniye (Quniya?), Belkis (или Balysa, Valisa) к Ќигде. »менно эта дорога стала предпочитаемым маршрутом в византийские времена."
 
јх! Ќе уверена ни в чем, но эта дорога так бы хорошо вписалась в пограничную гипотезу, и вообще - столько всего открываетс€ по-новому: и отлично объ€сн€етс€ ихларский "интернационал" разностилевых церквей, и военна€ охрана стратегического пункта, клисура тогда более, чем уместна, и залы эти громадные безалтарные вполне могут быть гостичными помещени€ми типа караван-сарай... ј какими красками заиграет тогда название »хлары - ѕеристрема (Peristrema), оно действительно приобретает пограничный метафорический и глубокий смысл...и еще, и еще, и еще...
 
зы. ј еще))) вычитала в интернете, что турки велосипедные прогулки устраивают по этим местам, в основном дл€ своих. “ам много вс€ких ограничений, и маршрут немного не туда, но есть описание впечатлений... переводила с турецкого, и смысл такой " когда после нет€желого, но долгого подъЄма вы падаете в долину Ќигде, кажетс€, что вы уже у мор€")
 

—ери€ сообщений " аппадоки€, »хлара":
„асть 1 - ћистика »хлары. —имволика пещеры
„асть 2 - —казки »хлары.  емер  илисе.  опье св. Ћонгина
...
„асть 14 - »хлара. Ёгри “аш
„асть 15 - »хлара. ÷ерковь —в€того √еорги€.  ирк ƒамалти, Kirkdamalti Kilise
„асть 16 - »хлара на перекрестке времен и дорог
„асть 17 - »хлара.  окар  илис
„асть 18 - ѕерсидское очарование пограничной »хлары
„асть 19 - Ѕольшой  рест на своде
„асть 20 - »хлара. —кладки местности

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



—ергий_Ѕылинин   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 09 »юн€ 2013 г. 00:39 (ссылка)
ќй, ой, ой! ѕомилуй Ѕог! —только карт не было и при осаде “рои... — утра возьмусь за изучение. “ут надобно нетороп€сь... ј после непременно откоменьтюсь. Ќе извольте беспокоитьс€. ”ж непременно-с!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 09 »юн€ 2013 г. 07:51ссылка
ƒа € не беспокоюсь совсем, "редка€ птица долетит") Ќу, не всЄ ж попул€рные посты писать...
Nadezhdaaa   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 10 »юн€ 2013 г. 13:33 (ссылка)
»нтересно! я,конечно, в картах мало что пон€ла :)). но путешествие в глубь веков всегда люблю.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 11 »юн€ 2013 г. 07:53ссылка
Nadezhdaaa, получилось, значит, путешествие вглубь веков)
—ергий_Ѕылинин   обратитьс€ по имени ¬торник, 11 »юн€ 2013 г. 14:11 (ссылка)
—уд€ по картам ѕеристрема не на основном пути была, но как бы прикрывала фланги более важных. ѕокопать бы там в разноместах хот€ на штык. —тало бы €снее. ¬от еще беда, думаю, с арм€нскими претензи€ми на »хларские пещеры и росписи. Ќе люб€т их турки, а значит и расследование места - дело туманного будущего.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 11 »юн€ 2013 г. 14:41ссылка
ƒа нет, посмотри на карту например жд, как раз фланги -  онь€ и  айсери, € думаю... ј »хлара - центрова€. —амый короткий путь, но немножко горный) » как там покопаешь, это же разрешение нужно, наверное, Ѕог весть от кого. » арм€не не дремлют, это да...
ѕерейти к дневнику

¬торник, 11 »юн€ 2013 г. 15:01ссылка
Ќу это смотр€ как наступать, тогда и фланги определ€тс€, которо место важнее. ј ∆ƒ уже в 19-20 вв. проводили. ј на ослеге скакать через пустыньки  аппадокийские - не фонтан. ѕоить скотин€ку надо. ѕоэтому, хот€ и пр€мой путь, но всЄ же запасной, мне кажетс€.
ѕерейти к дневнику

¬торник, 11 »юн€ 2013 г. 17:07ссылка
„то жд 19-20 века - это не важно, оно все равно по персо-римским дорогам... ј на ослике - тем более - дорога из јнкары на 400-500 км длиннее, тут и задумаешьс€)
ѕерейти к дневнику

—реда, 12 »юн€ 2013 г. 11:02ссылка
Ёх, карты бы покрупнее...
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку