-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZnichKa

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 23754


Борисоглеб. Смута

Среда, 28 Декабря 2011 г. 12:02 + в цитатник

борисоглеб/1067597_IMG_8661 (700x525, 99Kb)

Поселок Борисоглебский под Ростовом ничем особенным не выделяется, обычная русская глубинка. Приезжала я сюда весной и летом.  Борисоглебский мужской монастырь расположен примерно в 20 км к западу от Ростова Великого. Рядом с ним находится бывший уездный город Борисоглебск, ныне поселок в Борисоглебский (в просторечии - Борисоглеб).

Монастырь основан в 1366 г. монахами Федором и Павлом, позже причисленными к лику святых. Благословение на постройку монастыря дал св. Сергий Радонежский.  

Красоты конца 17 и 18 вв еще будут... а вот пока - то, что уцелело от конца 16.

Благовещенская церковь с трапезной палатой.

1067597_IMG_5035 (700x525, 130Kb)

И сам собор - Бориса и Глеба, постройки знаменитого Григория Борисова. Позднее, в конце XVII века щелевидные окна были растесаны и получили прямоугольную форму, в последней четверти следующего столетия был надстроен барабан, шлемовидная глава заменена на луковичную, вместо позакомарного покрытия появилась четырехскатная кровля.

1067597_IMG_8691 (700x525, 124Kb)

Собор был и пятиглавым... Вот, Прокудин-Горский его снимал:
 
1067597_02584v (659x603, 92Kb)

Еще осталась древняя просфорная...

1067597_IMG_8688 (700x516, 93Kb)

Сейчас монастырь потихоньку оживает... Древние храмы пока еще неустроены, но наполнены светом и теплом .

1067597_IMG_8654 (700x525, 109Kb)

Идут службы...

1067597_IMG_8677 (700x525, 179Kb)

Искренне очень получается у таких стен...

1067597_IMG_8679 (700x525, 175Kb)

В храме всегда есть люди... непросто согреть такие стены словом ...

1067597_IMG_9602 (480x640, 140Kb)

И везде бегают нарядные дети)))

1067597_IMG_9616 (700x700, 189Kb)

И тоже очень искренние...

1067597_IMG_8682 (475x640, 133Kb)

А монастырь этот уникален не только как архитектурное сооружение – удивительной красоты памятник, но и своей ролью в истории нашего отечества. Именно в этой обители подвизался преподобный Иринарх Затворник, который своими подвигами удивил даже «солдата удачи» Яна Сапегу. Сапега, захватив Борисоглебский монастырь во время Русской Смуты начала XVII века и перебив всех монахов, был потрясен величием подвига преподобного Иринарха и не только пощадил его, но и смиренно выслушал нравоучение от этого простого кроткого монаха.  

Что собой представляла собой Смута - на всякий случай, вот карта, не стесняйтесь, одним глазком))).

http://www.yapfiles.ru/files/329765/smuta_karta.jpg

Да и продолжалась Смута - всего 15 лет... Но каких!

Памятник Скопину-Шуйскому (1586-1610) в Борисоглебском вообще единственный в России. И сегодня спроси любого, чья специальность не история, про Скопина-Шуйского, в ответ, скорее всего, ничего не услышишь...
 
1067597_IMG_8743 (700x525, 144Kb)
 
Между тем про героя Смутного времени, который прожил всего 24 года, Карамзин писал: «Лучший из воевод, хотя и юнейший». Другой историк, Соловьев, говорил: «В один год приобрел он себе славу, которую другие полководцы снискивали подвигами жизни многолетней, и, что еще важнее, приобрел любовь всех добрых граждан, всех земских людей, желавших земле успокоения от смут». 
 
1067597_Scopinparsuna (410x500, 87Kb)
 
Жизнь молодого князя – короткая захватывающая драма. Племянник Царя Василия Шуйского, несмотря на свою молодость, обладал "многолетним разумом" и душевным благородством. Он не был заносчив перед низшими, отличался скромностью и не запятнал себя с целью выдвижения ни единым доносом. 2 декабря 1606 г. 20-летний князь разбил войско мятежника Болотникова, а затем показал себя выдающимся военачальником под Торжком, Тверью и Дмитровом при освобождении русской земли от иноземцев и помогавших им бунтовщиков. 
Выдержавшая 16-месячную осаду Троице-Сергиева Лавра 12 января 1610 г. была освобождена его войсками. Затем князь очистил и Москву от польско-воровских отрядов, ее окружавших. Царь Василий Шуйский и вся столица с величайшим торжеством встречали 12 марта 1610 г. своего молодого освободителя; «народ падал перед ним ниц и называл его отцом Отечества», - пишет историк. Имя князя Скопина было у всех на устах; он был тем героем, которому предстояло окончательно очистить Московское государство от поляков и воров.
 
Неожиданная кончина князя (по рассказу летописца он был "испорчен", то есть отравлен), была роковой для нелюбимого всеми Царя Шуйского. Народ считал, что Михаила отравили на пиру у князя Дмитрия Шуйского, который боялся, что любимый народом родич сможет претендовать на трон. Чашу с ядом Скопину-Шуйскому поднесла жена князя Дмитрия, дочь Малюты Скуратова Екатерина. После двухнедельных страданий Скопин скончался. Похоронен князь с большими почестями - в Архангельском соборе Кремля.
 
А кровопролитная смута продолжалась еще два с половиной года, принеся стране новые страдания, потери и разорения.
 
Почему Скопина-Шуйского вспомнили именно тут, в Борисоглебе? Сюда он приезжал за благословением на свои ратные подвиги к монаху Борисоглебского монастыря преподобному Иринарху, которого историки дореволюционной России считали одним из главных действующих лиц русской Смуты: «Русский народ, четко разделяя для себя подвиг духовный и подвиг воинский, выставил из своей среды, для своего же спасения, двух героев – воина К. Минина и Преподобного Иринарха, Созерцателя Жизни, который своими подвигами обозначил народные думы о событиях времени».
 
1067597_irinarhrostovskiy (260x336, 67Kb)
Иринарх совершил духовный подвиг, чем и прославил обитель. Из 38 лет монашеской жизни 30 лет провел он в добровольном затворе в тяжелых веригах. Любовь к Богу была правдой всей жизни преподобного.
 
Старец благословил Скопина-Шуйского на наступление: «Дерзай, князь Михаил, и не бойся: Бог тебе поможет». Бог помог: внешних врагов князь одолел.
 
Борисоглебский монастырь сыграл особую роль в истории Смутного времени. Духовную поддержку и благословение от Иринарха получил не только Скопин-Шуйский, но и князь Пожарский. В 1612 году, когда ополчение стояло в Ярославле, князь был ранен изменником. Ополчение дрогнуло и было готово разойтись. Иринарх послал Пожарскому освященную просфору и крест, передав слова: «Иди на Москву и узришь Славу Божию». Ополчение двинулось на Москву. Из Ростова Пожарский и Минин отправились в Борисоглебский монастырь, чтобы лично получить благословение от старца Иринарха.
 
После предсказанной победы князь Пожарский возвратил крест в обитель. Вот этот крест, Прокудин-Горский его видел:
 
1067597_S__M__ProkydinGorskii__Krest_kotorim_Pr__Irinarh_blagoslovil_Minina_i_Pojarskogo_na_bitvy__1911_god (700x611, 281Kb)
 
И вот - вериги Иринарха.
 
1067597_______________1911_ (700x633, 359Kb)
 
А монастырь был освобожден от военных податей. Такой чести удостоилась только Троице-Сергиева лавра. Князь и весь его род были занесены в монастырский синодик на вечное поминовение.
 
Монастырь, место для которого в XIV веке выбрал Сергий Радонежский, способен потрясти человека, весьма далекого от православия.  Французский философ Жан-Поль Сартр, убежденный атеист, заехавший сюда в 1961 году, писал: «Нигде в мире не видел я подобной обители. Это выше романских монастырей Франции. Нигде на свете я не встречал столь полного слияния человека и природы»... Сартр побывал здесь во времена хрущевских гонений на христиан, когда глава государства обещал уничтожить все церкви и показать по телевизору последнего попа. Тогда было уничтожено большинство окрестных храмов. Монастырь устоял как музей, как памятник истории. 
 
За 300 с лишним лет до него в Борисоглебском монастыре побывал другой визитер с Запада. Монастырь захватили войска польского гетмана Сапеги. Смута прошла по здешним землям огнем и мечом. Горели города, осквернялись церкви. В 1609 году был взят и выжжен Ростов Великий.
Сапега шел к Борисоглебскому монастырю, чтобы сжечь его. Монастырская братия прощалась друг с другом, старец Иринарх утешал своих учеников: «Не убоимся пожжения и посечения от иноверных: если нас пожгут или посекут, то мы явимся новыми мучениками и получим венцы на небе от Христа Бога нашего!» Сапега пришел в келью затворника. Ему уже доложили, что тот отказывается молиться за польского царя и за самозванца. Иринарх безбоязненно подтвердил это и Сапеге: «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю». «Правда в батьке велика, – сказал Сапега. – В которой земле жить, тому царю и служить».
 
Старец сказал гетману: «Возвратись, господин, в свою землю: полно тебе в России воевать! Если же не уйдешь, то будешь убит в России». Сапега ушел, запретив своему войску вредить монастырю, сказав: «Я ни здесь, ни в иных землях не видывал такого крепкого в вере батьки». И оставил здесь русское знамя.
 
1067597_S__M__ProkydinGorskii__Znamya_Sapegi_dannoe_Prep__Irinarhy__V_sobore_Borisa_i_Gleba__1911_god (700x601, 349Kb)
 
И чтобы закончить рассказ о Сапеге: через три года, в 1612 году, поляки вновь пришли в монастырь. Иринарху сказали: «Сапега убит под Москвою, по твоему слову». Старец отвечал: «Подите и вы в свою землю – и будете живы; если же не уйдете из нашей земли, и вам быть убитыми!» И тогда воевода Иоанн Каменский ушел в Польшу, не тронув ни монастыря, ни города.
 
Келья Иринарха до сих пор существует на территории монастыря.
 
1067597_IMG_8686 (480x640, 185Kb)
 
Именно преподобный Иринарх Затворник благословил Козьму Минина и князя Дмитрия Пожарского на их подвиг по освобождению Москвы от польских интервентов и русских изменников казаков-униатов и бояр, предавших Отечество. Этот факт сам по себе заслуживает внимания: народное ополчение для спасения Отечества получило благословение не от архиерея и даже не от священника, а от простого монаха. Впрочем, и спасать Москву шли отнюдь не самые знатные люди страны, а самые простые и смиренные, самые последние, которые и стали первыми, по слову Евангелия (Мф. 19:30). 
 
1067597_IMG_8650 (469x640, 98Kb)
 
еще про Борисоглебский монастырь - http://znichka.com/post247376216, http://znichka.com/post203997306
 
по материалам
 
 

Серия сообщений "Монастырь":
Часть 1 - Паломничество. Саввино-Сторожевский монастырь
Часть 2 - Иосифо-Волоцкий монастырь
...
Часть 18 - Новогодний Новодевичий
Часть 19 - Пойдём гулять в Андроники
Часть 20 - Борисоглеб. Смута
Часть 21 - Борисоглеб. Власть духовная
Часть 22 - Данилов монастырь
...
Часть 41 - Тишина Рождества
Часть 42 - Александро-Свирский монастырь
Часть 43 - Божий свет Звенигорода

Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

Lelena_Yer   обратиться по имени Среда, 28 Декабря 2011 г. 12:54 (ссылка)
не постеснялась :)
Спасибо!
даже сложно сформулировать, толпа мыслей сейчас у меня в голове. Этот монастырь - История с большой буквы
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 28 Декабря 2011 г. 13:37ссылка
Lelena_Yer, ага, такая сложная История... Да и вообще - оно и в голове не укладывается, как-то по-другому они думали тогда %)
Анна_Нюрнберг   обратиться по имени Среда, 28 Декабря 2011 г. 13:06 (ссылка)
Спасибо большое, очень интересный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 28 Декабря 2011 г. 13:37ссылка
Такова-жизнь, спасибо за внимание!
NADYNROM   обратиться по имени Среда, 28 Декабря 2011 г. 14:10 (ссылка)
А я вот вообще не знала, что Скопину-Шуйскому установлен хотя бы один памятник. Да, надо обязательно побывать в Борисоглебске.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 28 Декабря 2011 г. 19:19ссылка
NADYNROM, я тоже не знала - очень удивилась. Да, побывать стоит, и холеный-лелеяный Ростов - совсем рядом)
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку