-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ZnichKa

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.05.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 23717

 аппадоки€. »хлара. —в€щенна€ граница

¬торник, 29 ћарта 2011 г. 21:41 + в цитатник

фотографии ¬ладимир Ўкондин

— самого начала воинска€ тема  аппадокии возникла интуитивно - очень уж аскетическое и суровое это место, само пространство там одухотворено совершенно особенным, чистым и неверо€тно красивым в своей сдержанности и строгости прошлым. » как-то совсем нечестно ученых вс€ких обвин€ть в расчлененке, а самой по деталькам всЄ разбирать… да и исследователи основные - —пиро  остов и –оберт ќстерхут - неправославные, пацифистские и толерантные весьма. ћои «вопросы без ответов» – («что это было вообще», и «про еду»), если помните – общие вопросы. ѕогранична€ тема отвечает сразу на два первых вопроса, которые были заданы. ќказалось, что проще найти – откуда и кем был отколот кусочек фрески, чем представить себе «картинку мира» в долине »хлара. ћозаика эта собралась из очень далеких друг от друга смальточек… меленькие они очень на этот раз, всЄ византийское поколото основательно, ох… Ѕольша€ часть найдены при планомерном поиске, а что и случайно на дороге, какие-то – подарили друзь€, некоторые обнаружились как монетка в кармане старой любимой куртки, а часть вообще не помню – откуда, в швейной коробочке всегда лежали. Ќа самом деле – обычный тихомирный, нудный и тщательный «психо(ой) анализ литературы». ≈сли ставить ссылки – будет пестрить очень и невозможно читать, так что все материалы – внизу, атрибуци€ картинок – есть точна€, и если нужно будет – приведу.

I. ѕрирода и географи€

¬ы€снилось, что природа в  аппадокии всегда была очень сурова и климат не измен€лс€, как мы думали. ќбраз жизни коренного населени€ приближалс€ к кочевому, города были чрезвычайно редки, вообще их было - два. “ак же как и сегодн€, и две тыс€чи, и тыс€чу, и п€тьсот лет назад – выжженна€ сорокаградусной жарой летом и скованна€ стужей до тридцати градусов зимой степь, ливни падают бурными потоками, быстро и бесполезно, растрескива€ раскаленные долгими летними мес€цами равнины, оставл€€ после себ€ болота и мал€рию. ј иногда дождей вообще нет. Ќапример, сравнительно совсем недавно, при засухе 1873г., погибло 150 000 человек. ј в современности - государство успевает помогать…

Ёти суровые степные горизонты разнообраз€т только отдельные горы, пар€щие над огромными пустынными пространствами как миражи… а миражи на самом деле бывают часто.

ѕеречень народов, государств и цивилизаций, оставивших свой след на этой земле беспрецедентно велик. ƒостаточно упом€нуть хеттов, лидийцев, фригийцев, персов, эллинистические государства наследников јлександра ¬еликого, –им, ¬изантию, сельджукидов и монголов, караманидов и османов. ќй, а еще готы, слав€не, норманны… и землетр€сени€ – обычное дело.

«Ёто - јзи€, со всей еЄ необъ€тностью, со всем еЄ зверским игнорированием жизни и комфорта. Ёто - древний ¬осток, возвращенный, после многих тыс€челетий пыток человеком, к его естественному опустошению,» - писал известный путешественник √ертруд Ѕелл.  ак любой угол ћалой јзии,  аппадоки€ наблюдала смену разноплеменных жителей, тут не могло ничего родитьс€, но целые народы приходили, уходили, задерживались и исчезали, смен€лись государства и цивилизации, и  аппадоки€ видела си€ние их рассветов и последние лучи закатов. Ёто пространство вечного пограничь€ и вечной провинции не с чем сравнить менталитетно, это трудно представить, здесь нельз€ сказать «как где-то». ћожно попробовать представл€ть по карте) Ёто единственный путь из —ирии – в ћалую јзию. —тратегическа€ дорога, за которую шла вечна€ война не отдельных племЄн, кн€жеств или стран, и даже не империй, а цивилизаций. Ќу и всЄ-таки попробуйте себе представить… самоощущение местного жител€. ћне кажетс€, «невоенным» он просто быть не мог). ƒет€м бы объ€сн€ла как непрестанные «звездные войны», в том смысле, что посто€нно приход€т «чужие» и не отдельными арми€ми, а неостановимыми волнами всЄ сметают...да и фильм этот американский местным ландшафтом вдохновлен. 

 

II. ’ристианство

ѕервое послание апостола ѕетра уже упоминает христианскую общину  аппадокии. (1-е ѕетр 1:1). »звестно, что и апостольский путь —в.ѕавла пролегал через  аппадокию, и что какое-то врем€ он был заключен в  есарии перед отправкой в –им… ¬о втором столетии здесь в ћелитене размещалс€ XII Ћегион римской армии. ”роженец ћелитены и —в.√еоргий ѕобедоносец, почитание которого в  аппадокии не имеет себе равных... ¬ четвертом столетии тут по€вились три великих отца церкви: ¬асилий ¬еликий, √ригорий Ѕогослов и √ригорий Ќисский.

«десь нужно остановитьс€ немного на взаимоотношени€х христианства и воинского дела. ¬асилий ¬еликий говорит (в своих 8 и 13 правилах) «—овершенно такожде вольное, и в сем никакому сомнению не подлежащее есть то, что делаетс€ … в непри€тельских нашестви€х … наход€щиес€ на войне идут на поражение сопротивных с €вным намерением не устрашити, ниже вразумити, но истребити оных; убиение на брани ќтцы наши не вмен€ли за убийство, но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержались от приобщени€ токмо —в€тых тайн» “окмо! ќчень выразительное здесь слово. “о есть убийство, совершенное на войне - необходимость, но остаетс€ грехом и требует духовного очищени€. ѕон€тно: чтобы воин мог исполн€ть свой долг, ему необходимо знать, что он имеет право убивать. —тоит отметить, что первые христиане совсем отрицали войну и не брали в руки оружи€, и несколько веков понадобилось, чтобы пон€ть, что никто не знает «времена и сроки», и война будет ещЄ существовать, иногда как единственное на земле средство защиты правды, защиты попираемых св€тынь - от захвата, от грубого вторжени€ и насили€. » только такие войны - во им€ справедливости и восстановлени€ пор€дка и правды были вз€ты христианским учением под свою защиту. √раницы государства и его пространства и их защитники всегда были наделены совершенно особым символизмом, и призваны исполн€ть важнейшую миссию, намного превосход€щую чисто утилитарную, административную, военно-стратегическую функции. ¬озможно, именно поэтому (нигде не нашла - как-то негласно что ли %) именно пограничные монастыри были под особым покровительством св€тых воинов. Ўироко известно и закреплено документами, что св€щенство и монашество не может брать в руки оружие. Ќо… невозможно представить (и истори€ об этом молчит), чтобы слаженна€ брати€ крепких и здоровых мужчин на тихом и удаленном от центра рубеже не встала на защиту своей обители при иноземном вторжении.  роме того, посеща€ любой из наших древних монастырей, нетрудно убедитьс€ - что ¬—≈ они и изначально построены с военной целью, притом в стратегически важных местах. Ётой "смальточки" € не нашла - только многочисленные примеры, как монахи брали в руки оружие. » в одной из проповедей уже современного батюшки слышала многозначительное такое и осторожное уточнение: «заповедь «не убий!» - не перва€…»  ак тут не вспомнить —ерги€ –адонежского, который благословил на войну кн€з€ ƒмитри€ ƒонского и также - на сражение, на бой, монахов... ѕересвет тут в новейшем изображении, но тем не менее, легенда - жива...


 

ѕродолжу дальше военную историю  аппадокии. ¬ шестых-седьмых столети€х сюда вторглись персы, и затем арабы - в восьмом и дев€том. јрабы разрушили или захватили большинство главных центров. ¬ некоторые периоды здесь вообще была изолированна€ (!) застава ¬изантийской империи.  “ут еще темный период такой - эпидемии, войны и стихийные бедстви€, да еще иконоборчество (726-843) ¬ дес€тых и одиннадцатых столети€х  аппадоки€ расцветает, поддерживает сильные военные и бюрократические св€зи с  онстантинополем.   этому периоду относитс€ большинство фресок, в том числе и геометрических. Ѕлиже к 11 в. - измен€етс€ художественное оформление церквей и по€вл€етс€ почти столичный вариант росписи.  “окали  илиз в √Єреме.

≈сть также многочисленные примеры архитектуры не пещерной вырубки, а каменной кладки этого периода, такие как больша€ Karagedik Kilise,

котора€ была разрушена скалами (от земл€тр€сени€), падающими от утесов выше около Belisirma тут в долине »хлара.

¬ 1071 византийска€ арми€ была уничтожена турками -сельджуками в роковом сражении при ћанцикерте.

  концу дес€тилети€ сельджуки управл€ли большей частью ћалой јзии, включа€  аппадокию; они установили свою столицу в  онье, но не притесн€ли христиан. ”дивительно, они признали —в.√еорги€ ѕобедоносца и сражались вместе с христианами против очень активных и фанатичных арабов, первый набег которых был уже в 642 году, и на несколько столетий (!) превратил это место в поле бо€. »  онстантинополь сдавалс€ постепенно, отража€ осаду за осадой, и тут, на далекой границе империи, все еще продолжали отстаивать веру. ѕроцветание закончилось в 12-ом столетии… —имволично, что один из самых поздних храмов долины »хлара - церковь —в. √еорги€, (1283–1295 гг). ќна была вырезана и нарисована уже по воле эмира (амирардзеса) ¬асили€ √иагуписа и его жены “амар во врем€ господства сельджукского султана ћасуда II и византийского императора јндроника II. Ћюди в восточной одежде на православной фреске заставл€ют протереть глаза.

Ќо всЄ нормально, “амар - христианска€ принцесса)

III. Ёпос

¬спомнила, что € - филолог))) ¬ древнерусской литературе есть произведение XII в. «ƒевгениево де€ние» - переложение византийского эпоса о ƒигенисе. —ама по себе эта знаменита€ поэма «ƒигенис јкрит» 10-11 в, мне кажетс€, в нашем пограничном контексте очень интересна. ќсновной герой, ƒигенис, такой богатырь, сын гречанки и прин€вшего из любви к ней крещение сирийского эмира. ќ как!)))  ак и полагаетс€ богатырю, ƒигенис уже в детстве творит вс€кие великие подвиги: голыми руками душит медведицу, ломает хребет медведю, ударом меча разрубает голову льва. ѕодраста€, он деретс€ с известными в народе разбойниками греческих гор «апелатами». Ќевесту он тоже добывает себе мечом; после свадьбы, дорожа своей независимостью, он удал€етс€ в пограничные области державы и становитс€ акритом (вот тут самое интересное, акриты - вольные землевладельцы-воины, селившиес€ на границе и об€зывавшиес€ ее оборон€ть). ѕоэма достаточно весЄла€. Ќапример, когда ƒигениса вызывает к себе император, богатырь учтиво, но решительно отклон€ет приглашение, сославшись на то, что кто-нибудь из монарших слуг может по неопытности заговорить с ним неподобающим образом, и тогда ему, увы, придетс€, к собственному прискорбию, уменьшить число государевых людей))). »мператор принимает резоны ƒигениса и €вл€етс€ к нему сам, чтобы выслушать наставлени€ о том, как следует править государством. «атем чередуютс€ описани€ богатырских подвигов и эротические эпизоды довольно грубого свойства (ой, не в ѕост), в которых, впрочем, ƒигенис наделен чертами, заставл€ющими вспомнить его €зыческого предшественника - √еракла; но в отличие от √еракла ƒигенис - христианин, и поэтому после каждого грехопадени€ он неизменно чувствует себ€ сильно виноватым, искренне и очень проникновенно так каетс€, что разрушает цельность его эпико-богатырского облика, но в то же врем€ придает ему человечность.

Ќу так и наш »ль€ ћуромец - тоже пограничник, и с дорогой душой «сто€л заутреню во ћуроме, а к обеденке хотел поспеть в стольный  иев-град», и св€той ведь, и калики к нему захаживали.. «сорок калик с каликою» оп€ть же) ой, это уже друга€ истори€. » всЄ это было отступление ликбезное про эпос.

ј с интересующей нас военной точки зрени€ в эпосе «ƒигенис јкрит» очевидно, что акритские дружины византийского пограничь€ организованы по кровнородственному клановому принципу: 1) стержнем €вл€етс€ семь€ или, чаще, группа родственных семей из пограничной землевладельческой аристократии; 2) зависимые военнооб€занные люди (рабы, клиенты). ¬нутри и между собой такие образовани€ были св€заны сложной системой горизонтальных (дружба, побратимство) и вертикальных (лична€ зависимость, «вассалитет»). ќтношени€, подобные вассальным в ¬изантии имели свою специфику: принцип «вассал моего вассала – не мой вассал» официально считалс€ неприемлемым; вообще, византийский термин, обозначавший военно-зависимого человека буквально переводитс€ как «раб-друг». ¬ «ƒигенисе јкрите», событи€ которого происход€т именно на границе империи, действует именно такой пограничный феодальный «клан» (в стране не €вл€ющейс€ феодальной), состо€щий в общей сложности из 24 пограничных землевладельцев-аристократов с их зависимыми людьми, военными слугами. »нтересно так же, что отр€ды в среднем, как и римские - по 40 человек. “е же 40 мучеников севастийских. ≈ще важно, что герои византийского эпоса всегда уверены, что в битве им помогают св€тые воины: —в. √еоргий ѕобедоносец, —в. ƒимитрий —олунский, —в. ‘еодор —тратилат, —в. ‘еодор “ирон.

“аким образом, в ¬изантии существовало два основных образа «идеальных воинов»: —в. √еоргий ѕобедоносец как символ высшего совершенства, и ƒигенис јкрит – обычный человек, хоть и герой, он грешит, но всегда искренне каетс€.

IV. ѕогранична€ экономика

¬ армии ¬изантии была проведена реформа, приведша€ к созданию фемного стро€ и изменению этно-социальной структуры армии. ƒо реформы арми€ была конгломератом наемных контингентов, а стала национальной. ≈сли во времена ¬егеци€ место дл€ ’риста находилось лишь в воинской прис€ге, где императору удел€лось больше места и внимани€ , то уже в трактате ѕсевдо-ћаврики€, который начинаетс€ с обращени€ к Ѕогу и —в€той “роице, содержатс€ подробные описани€ религиозной жизни армии: день начиналс€ с об€зательных молитв и “рехсв€ти€ и заканчивалс€ ими же; накануне сражени€ в лагере служились молебны, осв€щались знамена и оружие, перед выходом из лагер€ стратиг, св€щенники и командиры провозглашали: «√осподи помилуй!», на что войско отвечало троекратно: «— нами Ѕог!»; перед боем стратиг обходил войско с иконой, после чего обращалс€ с речью к воинам..

„то же такое фемное устройство? ќригинальна€ черта византинизма, котора€ не может быть объ€снена ни заимствованием из греко-римской системы учреждений, ни из западноевропейского быта. —ущественный признак фемного устройства заключаетс€ в том, что оно преследовало главнейшие военные цели, вызвано исключительно военными потребност€ми и представл€ло дл€ правительства наилучший способ использовать живые силы населени€ дл€ государственных целей. ¬от тут попытка с гуглом карту фем совместить)

фема  аппадоки€ - крупнее

ƒл€ единства и усилени€ власти в феме во главе еЄ сто€л военный чин со званием стратига, которому подчинены были все учреждени€ и все классы населени€ фемы - и военные и гражданские.

ƒеревн€ »хлара скорей всего была именно таким фемным поселением.

Ќо так как оседлого населени€ в провинции, которое участвовало бы в несении военной службы, было мало, (например - "ибо арм€не отличались брод€жничеством и непосто€нством"), то состав военных частей усиливалс€, вот, например, оп€ть же - «четырьм€ полками, вызванными из јнатолики». ‘емное устройство обозначает особенную организацию гражданского населени€ провинции, приспособленную специально дл€ отбывани€ военной повинности. ‘ема спасла империю от неминуемой гибели и дала ей возможность выдержать сильный натиск со стороны внешних врагов; с другой стороны, в смысле эволюции военных учреждений, она замен€ет систему наЄмных отр€дов и национализирует имперское войско.

Ќу и дл€ полноты картинки: случайно, оп€ть же, открыла словарь византийский военный, оказываетс€, вот еще такое было -

 лисура – укрепленное ущелье; под клисурой могла также подразумеватьс€ небольша€ область с клисурой-укреплением в качестве центра.  лисурарх – комендант клисуры.

 

V. ќбща€ картинка получилась така€

 Ћегко представить эту самую клисуру в ущелье »хлары… отр€ды по 40 человек, из разных мест, у каждого свой храм (ой, многостильность и одновременность хорошо объ€сн€етс€, у каждого отр€да свой стиль, возможно родной, да и размеры храмов - как классы в школе - по 40 человек вмещают, и залы эти огромные - несколько отр€дов собрать, там и маршировать можно, и отсутствие трапезных в самой долине - р€дом две деревни, с очень древними фундаментами))), а кормить - привозили чем, собирали с местных и не очень, фема ведь. ѕоскольку у всех практически были «гр€зные руки» - молитвенное уединение и тишина способствовали очистительному пока€нию. Ќаверное, солдаты эти были как иноки на послушании.

» еще очень интересное прислал ё.ё.Ўевченко, замечательный православный учЄный из ѕитера, специалист по пещерным христианским древност€м, статьи которого € тут неоднократно цитировала. “ак вот, тоже в “урции, некрополе  из- елисе крепости  орикос в ћерсии есть одни из самых ранних христианских погребений легионеров. » така€ стелла там, никаких сомнений "в военности" не оставл€юща€

» склепы… аркасолии - очень похожие.. с такой же стереометрией как «наши» ихларские.

 

—в€тые воины

 ак же всЄ-таки много в  аппадокии воинов на фресках...

ќни до сих пор не остановили коней

в вечной битве добра и зла

лет€щие во весь опор христианские всадники.

ах, надо бы было еще до поездки туда знать всЄ это – и их всех засн€ть… а так вот – случайные, просто попавшие в кадр…(моих мыльных немного фоток)

«абытые на своих почти совсем разбитых заставах.

ѕревращенные в лучшем случае в музейные экспонаты

¬оины ƒуха, даже не утруждающие себ€ крепко держать копь€ - ведь удар наноситс€ не ими... а —выше.

 —тражи вечной и живой идеи.

 

’ранители надмирной территории.

„асовые самых далеких постов, лишившиес€ ликов, но так и не сн€вшие лат, и не выпустившие оружи€ из рук .

в совсем разрушенных храмах война продолжаетс€... и √еоргий ѕобедоносец все равно остаЄтс€ победным

ѕоследние пограничники когда-то великой »мперии

 несут свою службу на покинутых уже всеми рубежах.

а русское ѕравославие, получаетс€, это последн€€ граница…лини€ обороны.

» јрхангел ћихаил здесь везде...

» вспоминаетс€ особенно, как ѕатриарх  аллист обращалс€ к воинам-пограничникам: «Ќыне ангелы записывают вас в свое воинство и имена умерших занос€т в свои списки, не равную цену им предоставл€€, но многократно превосход€щую величиной дара.» Ќаверное, очень часто приходилось сражатьс€ без надежды на победу… ¬се эти орды арабов, ох… против одиноких в раскаленных степ€х пограничных застав. » в ангелы можно было записывать ещЄ до сражени€.

«ы. Sailing по »нтернет в поблескивающем хромом браузере - удивительна€ вещь: перестаешь замечать и отличать родной €зык сайта - переводитс€ всЄ подр€д))). ¬от так, совершенно случайно обнаружилс€ трогательный до слЄз, и военный (но совершенно в другом смысле) сайт американского лЄтчика Peterа Kennettа. 4 странички всего. ¬от что написано во вступлении «∆ив€ в “урции (по любезности ¬¬— —Ўј), € наткнулс€ в отдаленном еЄ районе на так называемую долину »хлара. –асположенна€ в самом центре  аппадокии, долина и несколько деревень, составл€ют одно из самых прекрасных мест на «емле, место, о котором € мечтаю каждый день. Ёто не дает мне поко€ до сих пор, и € написал этот веб-сайт, чтобы другие могли разделить мою мечту. Ќиже приводитс€ выдержка из более чем 6 мес€цев исследовани€ в этом узком ущелье. ¬о врем€ моего дежурства в центральной “урции ¬¬— —Ўј (Murted Air Station) € ездил и изучил регион, известный как  аппадоки€.»  јх, молодой мужичок с хорошей физической подготовкой, он там залезал с турками в такие переходы и щели… ай-ай-ай…страшно, чуть шею не сломал, игра€ в »ндиану ƒжонс))) и видел, кстати, захоронени€ еще с кост€ми, и удивл€лс€ - почему они без черепов… » это самый трогательный сайт о  аппадокии, который € встретила. „его стоит одна заставка с лучиком…пусть его там никогда не может быть - фреска эта со —в.√еоргием освещатьс€ могла только с другой стороны, но иде€ дизайнерска€ интуитивно правильна€)  ќх, и как непосредственно-органично одна из страничек сайта "по сотрудничеству" предлагает купить книжки((( http://www.petesastrophotography.com/ihlara/main.html

а теперь - PS

ћы так много говорим об общей культуре, убежда€ самих себ€, что каменна€, словесна€, живописна€ молитва и славословие - она дит€ благодарности Ѕогу. ј вот уход€т в землю, рушатс€ километры великих развалин, зат€гиваетс€ песком и пылью наша истори€, и некому не то, что прочитать, даже смахнуть пыль с этой «книги» и до времени поставить ее на полку. » человечество побуждает юную еще, в общем-то, “урцию - к созданию военных баз, к погоне за т€желым вооружением и ухватистым рынком, а не к возвращению сокровищ цивилизаций которые ей перепали в бою, и с которыми она не знает что делать.  ультура умирает от невнимани€ к ней больше, чем от пр€мого уничтожени€. јрхеологи€ в союзе с паломничеством еще могла бы освободить всю эту красоту духа от поглощающего ее забвени€…

 

ѕродолжение - здесь

 

материалы

—пиро  остов и –оберт ќстерхут - основные в этой теме.

Robert G. Ousterhou A Byzantine settlement in Cappadocia, 2005

Kostof, Spiro, Caves of God: Cappadocia and its Churches Publisher: Oxford University Press , 1989

Ћазарев ¬. Ќ. »стори€ византийской живописи

http://belkard.ru/content/view/116/40/index.php

ё.ё. Ўевченко.Ќищенство как индикатор лидерства в первохристианстве http://vkontakte.ru/note3479143_10295986

http://www.rusarch.ru/shevchenko4.htm

http://www.rusnauka.com/7_NND_2009/Istoria/42748.doc.htm

http://www.historichka.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1181151314http://feb-web.ru/feb/ivl/vl2/vl2-3512.htm

http://esrbb.ru/content/view/116/39/http://www.imperativ.net/imp3/2.html

 урбатов ¬. «аписки русского путешественника

 

—ери€ сообщений " аппадоки€, »хлара":
„асть 1 - ћистика »хлары. —имволика пещеры
„асть 2 - —казки »хлары.  емер  илисе.  опье св. Ћонгина
...
„асть 8 - —казки »хлары. яланлы килис
„асть 9 - ѕерстосложение. √реческое благословление
„асть 10 -  аппадоки€. »хлара. —в€щенна€ граница
„асть 11 -  аппадоки€. ћаркшейдеры пещер
„асть 12 -  аппадоки€. ќриентаци€ пещерных храмов
...
„асть 18 - ѕерсидское очарование пограничной »хлары
„асть 19 - Ѕольшой  рест на своде
„асть 20 - »хлара. —кладки местности

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



Syamuka   обратитьс€ по имени ¬торник, 29 ћарта 2011 г. 22:12 (ссылка)
’очу туда еще...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 01 јпрел€ 2011 г. 17:28ссылка
Syamuka, ага, там очень интересно)
—ергий_Ѕылинин   обратитьс€ по имени —реда, 30 ћарта 2011 г. 15:55 (ссылка)
Ќа 5-й снизу фреске, очевидно изображен был —в. ѕрокопий (ѕ–ќ ќѕЌќS).
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—ергий_Ѕылинин   обратитьс€ по имени —реда, 30 ћарта 2011 г. 15:59 (ссылка)
¬от, что о ѕрокопии пишут:
Ќеаний был вз€т под стражу и в узах отправлен в  есарию ѕалестинскую, где томилс€ когда-то апостол ѕавел. ѕосле страшных мучений —в€того бросили в сырую темницу. Ќочью в тюремной комнате восси€л свет, и —ам √осподь »исус ’ристос, прид€ со светлыми јнгелами, совершил  рещение страдальца-исповедника, дав ему им€ ѕрокопий.
ј  есари€ ведь там недалеко. ƒл€ каппадокийцев, вроде как из соседнего полка солдатик.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—ергий_Ѕылинин   обратитьс€ по имени —реда, 30 ћарта 2011 г. 16:43 (ссылка)
ј на 11-й фото снизу лева€ фигура - еще один примечательный солдатик - —в. мученик Ќикита ¬оин готский. ѕросматриваетс€ надпись NIKIT... справа от него. ј кто р€дом не могу прочитать. —терты буквы.
—в.Ќикиту числ€т учеником епископа ‘еофила, который был наставником и знаменитого ¬ульфилы (311-383 гг.) создател€ готской азбуки и переводчика на готский €зык —в. ѕисани€. Ќо ¬ульфила не был чистым готом, корни его идут также в  аппадокию. Ќикита и ¬ульфила современники и должны были знать друг друга.
Ќикиту нередко изображают побивающим беса. ¬от ролик о приеме "побивани€", который использовал спецназовец Ќикита ¬оин.
http://www.youtube.com/watch?v=zdX77tl-4CM
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 31 ћарта 2011 г. 21:58ссылка
 озаки в распашонках-энцефалитках под псалмы... это очень вдохновл€ет. ))) ќй, не так страшен дурак, как дурак с инициативой. %) Ќе про ¬ас, уточн€ю. ) »нтересно, а есть икона со св€тым, где он делает нечисти "рычаг руки наружу"? )
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 01 јпрел€ 2011 г. 00:08ссылка
рычаг наружи, это приблизительно вот так:
_________________
 (368x316, 43Kb)
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 01 јпрел€ 2011 г. 01:38ссылка
“ак в том-то и дело, что Ќикита прозвище свое - Ѕесоног - получил. видать, от того, что бесу не руки выкручивал, а ногами его бил и топтал (вариант - выкручивал ногу на болевой). ѕравда, на иконах он беса нещастного еще и цепью поперек спины охаживает, а ета желез€ка - все равно, как лом. ј против лому... сами знаете! )))
ZnichKa   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 01 јпрел€ 2011 г. 17:40 (ссылка)
¬от так всегда - стараешьс€-стараешьс€ что-то в кучку собрать и картинку общую хоть как-нибудь представить, а всЄ равно смальточки отдельные только рассматривают))) ћне ж интересно - а вообще - могла така€ застава быть?
ѕро иконографию приЄмчиков вс€ких, и ангельских, (и архангельских, в том числе) - отдельно напишу...там много. ¬ медиаплане) поставлю где-нибудь на день пограничника или десантника как тест)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 01 јпрел€ 2011 г. 21:23ссылка
„то значит - могла быть? »з твоего поста выходит определенно, что была на 90%.  онечно не застава в современном смысле... ƒл€ того времени трудно соответствие словесное подобрать. ’от€ и так можно назвать вполне.
  общей картине претензий нет, а значит и обсуждать нечего. ќстаютс€ частности.
јноним   обратитьс€ по имени ¬торник, 04 ќкт€бр€ 2011 г. 12:14 (ссылка)
http://www.pravoslavie.ru/news/49035.htm
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку